№ п\п | Тема урока | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | Дом. задание |
7А | 7Б |
Введение (3 часа) |
1 | Как мы будем изучать географию в 7 классе | Что изучает география материков и океанов? Взаимодействие человека с окружающей средой, охрана природы | Знакомство с содержанием учебника, картами приложения. ГИП «Анализ фотографий, рисунков, картин». | Предметные. Уметь объяснять роль человека в природе, понятие «рациональное природопользование». Личностные Формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. Метапредметные. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | | | §1 «Описание особо охраняемых территорий (по выбору) по плану |
2 | Географические карты. | Виды карт, их различия, способы изображения объектов. | Работа с картами атласа. Картографические проекции: азимутальная, цилиндрическая, коническая. Способы изображения содержания карт: ареалы, знаки движения, картодиаграммы, картограммы. Практикум «Анализ карт географического атласа» | Предметные. Уметь: давать характеристику карты; читать и анализировать карту. Личностные. Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся. Метапредметные. Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия | | | §3 |
3. | Географическая исследовательская практика. | Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат объектов. | Эвристическая беседа. Анализ фотографий, составление рассказа по фотографиям. | Предметные Уметь работать с масштабом карт, применять знания 6-го класса для определения географических координат точек на карте. Личностные Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Метапредметные Умение работать в парах, оценивать работу одноклассников. | | | §2 |
Население Земли (4 часа) |
4. | Народы, языки и религии. | Основные народы, религии и языки народов мира, отличительные признаки народов мира, языковые семьи, международные языки, мировые религии. | Работа с картами атласа. Численность населения планеты, размещение. Народы, языки и религии. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки, Основные религии мира. Практикум «Анализ карты «Народы и плотность населения мира» | Предметные Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о многообразии народов мира, о языковых семьях и группах, об основных религиях мира и их географии; представлений и теоретических знаний о городах и сельских поселениях, их типах и функциях, о крупнейших городах и агломерациях мира; формирование умений называть, находить и показывать на карте крупнейшие города и городские агломерации мира Личностные Осознание своей этнической принадлежности; формирование уважительного и доброжелательного отношения к представителям другого этноса, их мировоззрению, культуре, традициям, языкам и религиям. Метапредметные Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения | | | § 4 |
5. | Города и сельские поселения. | Типы поселений мира и их различия. Крупнейшие города и агломерации. | Работа с картами атласа. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Практикум «Определение на карте крупнейших городов мира» | Предметные Иметь представление и теоретические знания о городах и сельских поселениях, их типах и функциях, о крупнейших городах и агломерациях мира; формирование умений называть, находить и показывать на карте крупнейшие города и городские агломерации мира Личностные Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли. Метапредметные Познавательные УУД: оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Регулятивные УУД: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации | | | § 5 |
6. | Численность и современное размещение населения | Миграции. Колебание численности населения. Перепись населения. Плотность населения П/р № 1 «Составление характеристики населения мира» | Работа с картами атласа. Анализ карт атласа, диаграмм учебника | Предметные Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира Личностные Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира Метапредметные Познавательные УУД: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Регулятивные УУД: определять последователь-ность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последователь-ности действий. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | | | § 6 |
7. | Многообразие стран мира. | Многообразие стран мира, различия по государственному строю, республика и монархия, зависимая территория. Комплексная информация о странах: расположение, численность, размещение по территории, принадлежность к этносам, религиям. П/р № 2 «Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности в мире» | Работа с картами атласа. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика Монархия Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга. | Предметные Объяснять понятия: страна, республика, монархия; описывать страны по их расположению, сравнивать их. Понятия: хозяйство, экономически развитая страна, развивающаяся; характеризовать страны по территории, ресурсам и развитию экономики. Уметь составлять комплексную характеристику отдельных стран, используя различные карты и справочные материалы. Личностные Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности. Метапредметные Коммуникативные Умение работать в группах, пользоваться разными источниками информации. | | | § 7 |
Природа Земли (12 часов) |
8 | Развитие земной коры. Суть гипотезы А.Вегенера. | Как формировался облик Земли, развитие земной коры на различных территориях, процессы на границах литосферных плит, как развивались платформы и складчатые области, карта строения земной коры. Гипотеза Вегенера. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. | Предметные Иметь представление и теоретические знания о формировании облика Земли, развитии земной коры на различных территориях, процессах на границах литосферных плит, как развивались платформы и складчатые области, гипотезе Вегенера. Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов Метапредметные Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде | | | § 8 |
9 | Размещение на земле гор и равнин | Как размещаются на Земле горы и равнины, как взаимосвязаны тектоническое строение и формы рельефа. П/р № 3 «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом» | Работа с картами атласа.Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Определяют понятия платформа, щит, плита, складчатая область. Практикум «Обозначение на к/к крупнейших платформ и горных систем» | Предметные Уметь называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов Метапредметные Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа Личностные УУД: осознать необходимость изучения окружающего мира | | | § 9 |
10 | Природные ресурсы земной коры. | Какие природные ресурсы земной коры использует человек, что происходит с горными породами в природе, где искать полезные ископаемые. | Работа с картами атласа. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых. Определяют понятия: земельные ресурсы, минеральные ресурсы. | Предметные Объяснять понятия: земельные ресурсы, минеральные ресурсы; классифицировать горные породы по происхождению, определять закономерности размещения в земной коре. Метапредметные Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа Личностные УУД: осознать необходимость изучения окружающего мира Личностные. Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и доверительности научного метода его изучения. | | | § 10 |
11 | Распределение температур на Земле. | От чего зависит температура воздуха, границы тепловых поясов, распределение температур по поверхности земли. | Работа с картами атласа. Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. | Предметные Объяснять зональность в распределении температуры воздуха. Личностные Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. Метапредметные Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: осознавать необходимость изучения окружающего мира | | | § 11 |
12 | Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. | Как распределяется атмосферное давление на Земле, постоянные пояса давления, от чего зависит количество осадков, основные факторы влияния. | Работа с картами атласа. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Практикум «Анализ карты «Среднегодовое количество осадков» | Предметные Объяснять закономерность в распределении атмосферного давления и осадков на Земле Личностные Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. Метапредметные Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: осознавать необходимость изучения окружающего мира | | | § 12 |
13 | Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Ветры. | Могут ли меняться воздушные массы? Типы воздушных масс. Что такое пассаты, муссоны, западный перенос? Как возникают господствующие ветры? | Работа с картами атласа. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые ) ветры полярных областей. Муссоны. | Предметные Называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики. Знать постоянные ветра. Личностные Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. Метапредметные Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: осознавать необходимость изучения окружающего мира | | | § 13 |
14 | Климатические пояса и области Земли. | Как влияет на климат географическая широта? Климатообразующие факторы, сколько на Земле климатических поясов, пояса основные и переходные, изучение климатограмм. | Работа с картами атласа. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков. Практикум «Анализ карты «Климатические пояса и области Земли» | Предметные Уметь делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов Личностные Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности Метапредметные Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь работать с текстом: составлять таблицу Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | | | § 14 |
15 | Океанические течения. | Что вы знаем о движении воды в океане, течения и противотечения; о чем говорит схема поверхностных течений, виды течений и причины движения П/р № 4 «Описание течения Мирового океана» | Работа с картами атласа. Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана Океан и атмосфера | Предметные Показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод. Приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков Личностные Осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний Метапредметные Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | | | § 15 ГИП «Поиск информации» |
16 | Реки и озера Земли. | Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира. | Работа с картами атласа. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки земли. Работа с картами атласа. Практикум «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли» | Предметные Уметь объяснять зависимость распространения рек и озер от рельефа и климатических условий, показывать на карте и характеризовать географическое положение. Личностные Осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний Метапредметные Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | | | § 16,17 |
17 | Растительный и животный мир Земли. | Растительный и животный мир Земли. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособления растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. П/р № 5 «Сопоставительный анализ карт климатических поясов и природных зон мира» | Работа с картами атласа. Растительный и животный мир земли. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. | Предметные Объяснять понятия: природные зоны, биоразнообразие, биомасса, флора, фауна, охрана природы; находить взаимосвязи между природными условиями а представителями флоры и фауны на разных материках. Личностные Осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний Метапредметные Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | | | § 18 |
18 | Почвы. Закономерности распространения почв на Земле. | Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В.В.Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв. | Работа с картами атласа. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на земли. В.В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв. | Предметные Уметь классифицировать почвы по их расположению. Применять закон Докучаева; знать типы почв и их особенности. Личностные Осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний Метапредметные Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | | | § 19 |
19 | Природа Земли | Обобщение и систематизация знаний. | Обобщают и систематизируют материал по теме. Отрабатывают понятия, закрепляют материал. | Предметные Применять знания по изученным темам. Личностные Осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний Метапредметные: Формирование умений: работать с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами; планировать последовательность и способ действий при работе с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами; осуществлять сравнение (сопоставление) карт; самостоятельно решать учебные задачи; находить информацию об этапах развития земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её. | | | Стр. 74 |
Природные комплексы и регионы (5 часов) |
20 | Природные зоны Земли. | Проявление зональных и азональных факторов в формировании природы Земли. Природные зоны Земли. Особенности размещения природных зон на материках. Пр/р №6 «Описание природных зон по карте» | Работа с картами атласа. Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум «Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны». | Предметные Знать природные комплексы и географическую зональность. Умеют анализировать карту природных зон. Объяснять особенности размещения природных зон на материках по картам атласа. Личностные Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы Метапредметные Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. | | | § 20 |
21 | Океаны. | Состав Мирового океана; особенности природы самого большого и самого холодного океанов. | Работа с картами атласа. Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли: Тихий, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана. | Предметные Показывать на карте географические объекты. Объясняют особенности природы. Описывать и объяснять виды хозяйственного использования океана. Составлять характеристику океана Личностные Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и доверительности научного метода его изучения. Метапредметные Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций. | | | § 21 |
22 | Океаны. | Состав Мирового океана; особенности Атлантического и Индийского океанов. П/р № 7 «Составление комплексной характеристики океана» | Океаны Земли: Атлантический, Индийский. | Предметные Показывать на карте географические объекты. Объясняют особенности природы. Описывать и объяснять виды хозяйственного использования океана. Сравнивать особенности природы и хозяйственное освоение двух океанов, экологические проблемы. Составлять сравнительную характеристику океанов на основе разных источников информации: картографической, статистической, текстовой, визуальной. Личностные Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и доверительности научного метода его изучения. Метапредметные Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций. | | | § 22 |
23 | Материки | Что такое материк? В чем состоит сходство и различие между материками? Различия материков по полушариям. П/р № 8 «Сравнение географического положения материков» | Определяют понятия: материки, Северные материки, Южные материки. | Предметные Знать сходства и различия материков Личностные Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и доверительности научного метода его изучения. Метапредметные Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций. | | | § 23 |
24 | Как мир делится на части и как объединяется | Современное хозяйство мира: секторы (сферы), отрасли. Взаимосвязь хозяйств отдельных стран мира. Географический регион. ООН. Евросоюз | Определяют понятия: части света, географические регионы, международные и региональные объединения: ООН, ЮНЕСКО, Европейский союз, СНГ, НАФТА. | Предметные Объясняют и приводят примеры взаимосвязи экономик разных стран Личностные Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. Метапредметные Формирование представлений о частях света, географических регионах, принципах их выделения, о видах границ и особенностях их проведения, об объединении стран в различные союзы и организации. | | | § 24 |
Материки и страны (45 часов) 5.1. Африка (9 часов) |
25 | Африка: образ материка. Географическое положение. Особенности земной коры и рельефа материка | Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Модель географической зональности и симметрия относительно экватора. Колониальное прошлое и современная политическая карта Африки | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. | Предметные Знать: понятие «географическое положение материка»; особенности географического положения Африки ;основных исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых; имена: Васко да Гама, Давид Ливингстон, В. В.Юнкер, Е. П. Ковалевский, А. В. Елисеев, Н. И. Вавилов; уметь: определять географическое положение по физической карте и плану описания (на уровне описания по образцу). Личностные Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. Метапредметные Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах | | | § 25 |
26 | Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. | Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. | Предметные Знать основные черты рельефа материка и факторы его образования; состав полезных ископаемых и их размещениепо частям материка в связи с происхождением горных пород; основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте; находить на ней главные формы поверхности; показывать месторождения полезных ископаемых и объяснять их размещение на основе сопоставления физической карты и карты строения земной коры; объяснять основные черты рельефа на основе связи с историей формирования земной коры и с учетом строения земной коры. Личностные Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни Метапредметные Познавательные УУД: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, в дополнительных источниках к параграфу, электронных изданиях Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Коммуникативные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | | | § 25 |
27 | Особенности климата и внутренних вод Африки. | Особенности климата. Крупнейшие реки и озера Африки. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Обеспеченность материка водными ресурсами. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Характеристика климата материка по климатической карте. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Практикум «Описание по климатической карте климата отдельных пунктов» | Предметные Знать: климатические условия Африки (температуры, условия увлажнения, типы климата); различия в климате по поясам и факторы, определяющие климатические условия (самый жаркий материк, «полюс жары», самая большая территория сухости, влияние географического положения материка на климат и пояса атмосферного давления); уметь: определять по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса; описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод Африки и наиболее крупные речные системы и озера; уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; объяснять их зависимость от рельефа и климата; описывать отдельные водоемы материка, оценивать их практическое значение, читать климатические диаграммы. Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Метапредметные Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | | | § 25 |
28 | История освоения и население Африки. Население. | История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый этнический состав. Мозаика культур. Крупнейшие города. Занятия африканцев. Африка- | Эвристическая беседа с использованием карт атласа Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка- беднейший материк мира. | Предметные Уметь описывать население Африки по плану, характеризовать размещение крупных городов. Личностные Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов Метапредметные Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | | | § 26 |
29 | Путешествие по Африке. Маршрут Касабланка-Триполи | Географическое положение региона. Страны Магриба - африканское Средиземноморье. Арабский запад. Полезные ископаемые: нефть, природный газ и фосфориты. Жаркий и сухой климат. Нил - уникальный плодородный оазис. Сахара- крупнейшая пустыня планеты. Тропические пустыни: песчаные, каменистые, соляные. Земледелие в оазисах, культура финиковой пальмы | Путешествие с учебником и картой –способ освоения географического пространства . Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка- Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген – памятник всемирного культурного наследия. Сахара-«желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. | Предметные Знать: план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения Северной Африки как природного и цивилизационного района; особенности оседлого и кочевого образа жизни; изменения в природе Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов Метапредметные Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | | | § 27 |
30 | Маршрут Томбукту-Лагос | Влияние рельефа и климата на формирование природных зон экваториального и субэкваториальных поясов. Страны побережья Гвинейского залива. Река Нигер и ее роль в жизни Западной Африки. Зона Сахеля. Озеро Чад. Опустынивание. Бассейн Конго - лесное сердце континента. Обезлесение и его причины. Особенности современного хозяйства: добыча полезных ископаемых и плантации тропических культур. Народы: фульбе, хауса, пигмеи | Маршрут Тимбукту-Лагос. Саванна: особенности природы. Нигер – одна из крупнейших рек континента. | Предметные Знать план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения Западной и Центральной Африки, изменения в природе Нигерии. Личностные Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение Метапредметные Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | | | § 27 |
31 | Маршрут Лагос-озеро Виктория. От Танзании и мысу Доброй Надежды. | Особенности положения вдоль побережья Индийского океана. Великие Африканские разломы: нагорья, плоскогорья и озера. Рифтовая зона. Саванны и редколесья. Сафари и национальные парки. Эфиопия - родина сельскохозяйственных культур. Арабское влияние на побережье Индийского океана. Народы банту и суахили. Мадагаскар - крупнейший остров у берегов Африки. Особенности географического положения стран региона. Различия западных и восточных побережий. Река Замбези и водопад Виктория. Влияние холодных течений и пустыня Намиб. Пески Калахари и внутренние дельты. Капские и Драконовы горы - «Средиземноморье Южной Африки» П/р № 9 «Описание климатических условий материка по климатограммам» | Маршрут Лагос – озеро Виктория. Лагос –крупнейший город Нигерии. Население. Нигер – одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут Индийский океан – озеро Виктория. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам – мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. | Предметные Знать географические особенности природы региона; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством стран региона; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в странах региона; меры по сохранению природы уметь: выделять, описывать и объяснять по тексту учебника и картам атласа существенные признаки компонентов природы, населения; составлять краткую характеристику страны. Личностные Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение Метапредметные Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | | | § 28 |
32 | Египет | Общая характеристика страны | Египет. Визитная карточка. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятие, образ жизни. Река Нил. Египет-мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Практикум «Описание Египта по типовому плану» | Предметные Уметь характеризовать страну по типовому плану Метапредметные Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения; строить схемы на основе преобразования текста; выявлять существенные признаки и делать описания объектов | | | § 29 |
33 | Африка. Повторительно-обобщающий урок | Урок обобщения и повторения | Эвристическая беседа с использованием карт атласа Тестовый опрос | Предметные Уметь применять полученные знания на практике Личностные Формирование познавательного интереса к изучению материков; народов, населяющих их; изучению природы, населения и хозяйства различных регионов материков. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности. Метапредметные Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | | | § 30 |
5.2. Австралия (5 часов) |
34 | Австралия: особенности географического положения, рельефа. | Географическое положение, размеры и очертания Австралии. Крайние точки. Береговая линия. Строение земной коры. Основные формы рельефа. | Работа с картами атласа. Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Большой Водораздельный хребет. Рельеф материка. | Предметные Знать: особенности географического положения; основных исследователей материка; уметь: определять географическое положение по физической карте; основные черты рельефа материка и факторы его образования; размещение основных форм рельефа; состав полезных ископаемых Метапредметные Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать тестовые задания Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий Коммуникативные УУД: владеть навыками диалогической речи Личностные Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | | | § 31 |
35 | Климат. Внутренние воды. Природные зоны. | Большой Водораздельный хребет и его влияние на природу страны. Пустыни Центральной Австралии. Озеро Эйр и пересыхающие реки (крики). Минеральные богатства материка. Уникальный животный и растительный мир; эндемики. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. | Предметные Уметь: анализировать содержание карт Австралии Метапредметные Познавательные УУД: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования | | | § 31 |
36 | Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. | Влияние г\п материка на освоенность, своеобразия местного населения; государство. | История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. | Предметные Знать: численность населения, его национальный (этнический) состав, плотность, размещение по территории, особенности культуры коренного населения; уровень развития хозяйства, особенно сельского, его специализацию; состав видов промышленной деятельности, в особенности добываемого минерального сырья; примеры изменения природной среды Австралии, ее охраны; термин: резервация; объяснять размещение населения, городов Метапредметные Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы Личностные Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | | | § 31 |
37 | Путешествия по Австралии | Совершить путешествие по территории материка, пересечь его природные зоны и объяснить их различия. П/р № 10 «Разработка туристического маршрута по Австралии» | Путешествие по Австралии. Маршрут Перт – озеро Эй Р-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут Сидней - озеро Эйр-Норт. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней – Большой Водораздельный хребет. Большой Водораздельный хребет-памятник природного наследия. Практикум «Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия» | Предметные Знать: причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт Метапредметные Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Личностные Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | | | § 32 |
38 | Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. | Познакомиться с крупнейшим в мире скоплением островов, их населением и хозяйственной деятельностью. | Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании, Папуасы. Н.Н. Миклухо-Маклай | Предметные Знать наиболее крупные острова и архипелаги, уметь показывать их на карте; связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь населения Метапредметные Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы Личностные Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности | | | § 32 |
5.3. Антарктида (2 часа) |
39 | Антарктида: образ материка. Географическое положение. Открытие материка. | Самый южный материк. Географическое положение, размеры и очертания Антарктиды. Крайние точки. Береговая линия. Ледниковый покров и строение земной коры материка. | Работа с картами атласа. Антарктида: Образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым. Практикум «Определение по карте крайних точек Антарктиды» | Предметные Знать особенности ГП Антарктиды, его влияние на особенности природы материков; имена путешественников внесших вклад в открытие и исследование материка Метапредметные Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | | | |
40 | Особенности природы Антарктиды. | Антарктические оазисы и птичьи базары. Полюс холода планеты. Шельфовые ледники и айсберги. Озоновая дыра. История исследования и освоения. Международное сотрудничество в исследовании и освоении. | Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как человеку использовать Антарктиду?» | Предметные Объяснять формирование антарктического климата, его влияние на природу материка Метапредметные Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: уметь работать с различными источниками информации; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы и строить умозаключения; составлять описания Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | | | § 33 |
5.4.Южная Америка (7 часов) |
41 | Географическое положение Южной Америки. | Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Латинская Америка | Заполнение таблицы, работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия. Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. | Предметные Знать: особенности географического положения Ю. Америки; историю открытия, основных исследователей материка, влияние ГП на особенности природы материка Метапредметные Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | | | § 34 |
42 | Рельеф, климат, и внутренние воды Южной Америки. | Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Крупнейшие реки и озера Южной Америки. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Обеспеченность материка водными ресурсами. | Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Юной Америки. Внутренние воды. Амазонка – самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка – родина многих культурных растений. | Предметные Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте; объяснять основные черты рельефа на основе связи с историей формирования земной коры и с учетом строения земной коры Знать: климатические условия Ю. Америки (температуры, условия увлажнения, типы климата); различия в климате по поясам и факторы, определяющие климатические условия уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; объяснять их зависимость Метапредметные Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | | | § 35. ГИП «Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира» |
43 | Латинская Америка в мире. | Как Южная Америка стала Латинской. Кто такие латиноамериканцы, разнообразие народов. | Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность | Предметные Знать крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города Метапредметные Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | | | § 36 |
44 | Маршрут Огненная Земля –– Рио-де-Жанейро | Выявить закономерности в расположении природных зон разных частей материка, влиянии рельефа и климата. | Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля –Буэнос-Айрес. Аргентина-второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. | Предметные Уметь объяснять расположение природных зон в зависимости от разных факторов. Метапредметные Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | | | § 37 |
45 | Амазония | Выявить закономерности в расположении природных зон разных частей материка, влиянии рельефа и климата. | Частично поисковая беседа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности животного и растительного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус – Анды. Амазонка - самая длинная и самая полноводная река мира Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники всемирного Культурного наследия. Маршрут Лима – Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. | Предметные Уметь объяснять расположение природных зон в зависимости от разных факторов. Метапредметные Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Личностные Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | | | § 38 |
46 | Бразилия | Крупнейшая страна Южной Америки. Река Амазонка - самая полноводная река Земли. Амазонская сельва (Амазония) - «легкие планеты». Минеральные богатства Бразильского плоскогорья. Плантационное хозяйство: кофе, сахарный тростник и другие тропические культуры. Бразилиа - столица страны. Рио-де-Жанейро - город карнавалов Пр/р 11 «Выявление влияния природных условий и ресурсов на развитие хозяйственной деятельности в различных природных районах Южной Америки» | Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы - происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. | Предметные Знать особенности природно-хозяйственного комплекса стран востока материка, в том числе современного экономического развития; экологические проблемы Амазонии; элементы культуры населения; памятники из писка ЮНЕСКО; уметь объяснять: различия в природе и составе минеральных богатств Амазонии и Бразильского плоскогорья, аргентинской пампы; размещение важнейших минеральных ресурсов Метапредметные Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Личностные Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов. | | | § 39 |
47 | Урок итогового повторения по материкам Южного полушария | Контроль знаний и умений работать с картографическим материалом. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий | Метапредметные Коммуникативные: определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью. Познавательные: формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний | | | |
5.5.Северная Америка (7 часов) |
48 | Северная Америка: образ материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. | Одна часть света, два материка. Особенности открытия и освоения территории. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. | Работа с картами атласа. Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельефа. Практикум «Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки» | Предметные Знать: особенности географического положения С. Америки; историю открытия, основных исследователей материка, влияние ГП на особенности природы материка. Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте; объяснять основные черты рельефа на основе связи с историей формирования земной коры и с учетом строения земной коры Метапредметные Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | | | § 40 |
49 | Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. | Особенности климата. Крупнейшие реки и озера Северной Америки. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Обеспеченность материка водными ресурсами. | Климатические пояса, климатообразующие факторы влияющие на формирование климата материка. Внутренние воды: реки, озера. Обозначение их на карте. | Предметные Знать: климатические условия С. Америки; различия в климате по поясам и факторы, определяющие климатические условия уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; объяснять их зависимость Метапредметные Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение свободно отвечать у доски. Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | | | § 40 |
50 | Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки, | Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. Население США и Кана ды, их образ жизни и занятия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры | Анализ карт. составление таблицы по результатам сравнения карт. Особенности открытия и освоения территорию Деление материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численности и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. | Предметные Знать крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города Метапредметные Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре. | | | § 41 |
51 | Маршрут о-ва Карибского моря-Лос-Анжелес | Пройти маршрутами: Лос-Анжелес- Сан- Франциско- Чикаго-Нью- Йорк, узнать об особенностях природы. Размещение природных зон. | Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. | Предметные Уметь находить особенности природы в различных частях материка, давать их комплексную характеристику. Метапредметные Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Уметь объяснять содержание совершаемых действий. Обобщать понятия. Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности. Личностные Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | | | § 42 |
52 | Маршрут Лос-Анжелес- Нью-Йорк. | Пройти маршрутами: Лос-Анжелес- Сан- Франциско- Чикаго-Нью- Йорк, узнать об особенностях природы. Размещение природных зон. | Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. | Предметные Уметь находить особенности природы в различных частях материка, давать их комплексную характеристику. Метапредметные Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Личностные. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | | | § 43 |
53 | США | США: образ страны П/р № 12 «Составление по географическим картам и другим источникам информации характеристики США» | Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
| Предметные Знать: основные черты географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности; элементы культуры, памятники природного и культурного наследия США; уметь: объяснять выявленные особенности; показывать на карте наиболее крупные природные объекты страны; называть главные памятники природы. Метапредметные Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | | | § 44 |
54 | Обобщение знаний по теме «Северная Америка» | Контроль знаний и умений работать с картографическим материалом. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий | Предметные: Знать содержание темы. Личностные. Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности. Метапредметные. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. Совершать расширенный поиск информации. Самостоятельно ставить новые цели и задачи. Формировать готовность к самообразованию. | | | |
5.6.Евразия (15 часов) |
55 | Особенности географического положения, рельеф. | Географическое положение, его влияние на особенности природы материка. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельефа Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф материка. Минеральные ресурсы и их приуроченность к различным структурам земной коры. | Работа с картами атласа. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельефа Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. | Предметные Знать: особенности географического положения; основных исследователей материка; уметь: определять географическое положение по физической карте; Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте. Метапредметные Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | | | § 45 |
56 | Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка | Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. | Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка | Предметные Объяснять причины разнообразия природных условий и влияние географического положения на особенности природы. Выделять и объяснять районы материка, наиболее пригодные для жизни людей и хозяйственной деятельности Метапредметные Планировать учебную деятельность при изучении темы. Давать определение понятиям. Аргументировать свою точку зрения. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Уметь объяснять содержание совершаемых действий. Формирование действия целеполагания. Планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий, самостоятельно контролировать свое время; совершать расширенный поиск информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии, делать умозаключения на основе аргументации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Личностные. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. | | | § 46 |
57 | Внутренние воды. Крупнейшие реки и озера материка. | Крупнейшие реки и озера материка. Как климат и рельеф влияют на размещение и разнообразие внутренних вод материка. | Крупнейшие реки и озера материка. | Предметные Знать общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; объяснять их зависимость Метапредметные Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Личностные Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности | | | § 47 |
58 | Природные зоны | Разнообразие природных зон - следствие влияния рельефа и климата. | Природные зоны | Предметные Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт. Метапредметные Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию Познавательные: формировать алгоритм работы с приборами; уметь выявлять причинно-следственные связи между явлениями; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. Личностные Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей. | | | § 48 |
59 | Европа в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. | Знакомство с народами материка, их разнообразием, переселением народов, различная плотность заселения, ее причины. | Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. | Предметные Уметь показывать по карте государства и субрегионы Европы. Объяснять причины выделения субрегионов. Называть особенности природы и экономики европейских стран Метапредметные Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные. Вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. | | | § 49 |
60 | Маршрут Исландия - Мадрид-Стокгольм | Совершить путешествие от Исландии через Атлантический океан до Пиренейского полуострова. Восточной Европы, познакомиться с природой и населением. | Путешествие по Европе. Маршрут Исландия –Пиренейский полуостров .Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон –Мадрид. Природа Население. Хозяйство. Португалия, Испания- средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам – Стокгольм. | Предметные Уметь показывать на карте географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики стран. Определять географические координаты. Составлять маршрут путешествия, пользуясь разными источниками географической информации. Объяснять воздействие оледенения и приморского положения на природу и хозяйство. Называть знаменитых людей и объекты культуры Метапредметные Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Личностные Формирование познавательного интереса к изучению стран; народов, населяющих их; изучению природы, населения и хозяйства различных регионов материков. | | | § 50 |
61 | Маршрут Стокгольм - Стамбул | Путешествие по странам Северной Европы, познакомиться с природой и населением. П/р № 13 «Характеристика природных зон на маршруте путешествия на основе различных источников информации» | Маршрут Стокгольм – Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим – мировая сокровищница. Маршрут Мессина – Стамбул. Полуостров Пелопонесс. Греция: особенности природы, истории, культуры. Практикум «Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии» | Предметные Уметь показывать на карте географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики стран. Определять географические координаты. Составлять маршрут путешествия, пользуясь разными источниками географической информации. Объяснять воздействие оледенения и приморского положения на природу и хозяйство. Называть знаменитых людей и объекты культуры Метапредметные Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества Личностные Формирование познавательного интереса к изучению стран; народов, населяющих их; изучению природы, населения и хозяйства различных регионов материков. | | | § 51 |
62 | Германия | Путешествие по крупнейшим странам Европы. | Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. | Предметные Уметь показывать на карте географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Определять географические координаты. Называть знаменитых людей и объекты культуры. Составлять характеристику природы и экономики стран. Объясняют выгодность центрального географического положения стран Метапредметные Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. Личностные Формирование познавательного интереса к изучению стран; народов, населяющих их; изучению природы, населения и хозяйства | | | § 52 |
63 | Франция Великобритания. | Путешествие по крупнейшим странам Европы. | Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. | Предметные Уметь показывать на карте географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Определять географические координаты. Называть знаменитых людей и объекты культуры. Составлять характеристику природы и экономики стран. Объясняют выгодность центрального географического положения стран Метапредметные Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. Личностные Формирование познавательного интереса к изучению стран; народов, населяющих их; изучению природы, населения и хозяйства | | | § 53 § 54 |
64 | Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. | Познакомиться с самой многонаселенной частью света, контрастами населения и уровня развития. | Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии .Политическая карта Азии. | Предметные Уметь показывать на карте географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Называть известных людей и объекты культуры. Метапредметные Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные Формирование познавательного интереса к изучению материков; народов, населяющих их; изучению природы, населения и хозяйства различных регионов материков. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности. | | | § 55 |
65 | Путешествие по Азии | Путешествие по крупнейшим странам Азии | Путешествие по Азии. Маршрут Мертвое море-пролив Босфор. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим – центр трех религий. Маршрут Мертвое море – Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения Крупнейшие нефтяные месторождения персидского заливаю Маршрут Персидский залив – Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения. Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города – Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент – Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. | Предметные Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Азии; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей Метапредметные Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные Формирование познавательного интереса к изучению материков; народов, населяющих их; изучению природы, населения и хозяйства различных регионов материков. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности. | | | § 56 |
66 | Китай. | Познакомиться с самой многонаселенной страной мира, контрастами населения и уровня развития. | Китай. Визитная карточка страны. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. | Предметные Знать: особенности географического положения и природы страны; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей Метапредметные Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | | | § 57 |
67 | Индия | Географическое положение региона: от высочайших гор в мире до берегов Индийского океана. Муссоны и их влияние на природу и хозяйство Индии. Гималаи и их обра-зование. Горные королевства Непала и Бутана. Инд и Ганг - две главные реки Южной Азии. Древняя культура Индии и ее связь с природой. Бангладеш - государство- дельта П/р № 14 «Составление комплексного описания страны материка Евразии (по выбору)» | Индия. Визитная карточка страны. Место на карте. Место в мире. Жители индии: происхождение, занятия, образ жизни. | Предметные Знать: особенности географического положения и природы страны; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей Метапредметные Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | | | § 58 |
68 | Россия в мире. | ФГП России, природные условия и ресурсы | Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру. | Метапредметные Давать определение понятиям. Преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Личностные. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья. | | | Записи в тетради |
69 | Обобщающее повторение по теме «Материки и страны» | Контроль знаний и умений работать с картографическим материалом. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий | Предметные: Знать содержание темы. Личностные. Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности. Метапредметные. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. Совершать расширенный поиск информации. Самостоятельно ставить новые цели и задачи. Формировать готовность к самообразованию | | | |
70 | Резерв времени | | | | | | |