№ | Тема урока | Кол – во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формы контроля | Практические работы, проекты, тестирование | Домашнее задание | Дата |
9 А | 9 Б | 9 В |
Регионы России(11 часов) |
1 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Определение значимости изучения географии России. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию | | | § 1 | | | |
2 | Районирование России | 1 | Определение видов и функции районирования. Анализ текста, карт, диаграмм. | Беседа, работа с учебником, картами атласа и тематическими картами | | § 2. Вопросы и задания после параграфа. | | | |
3 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ | Знакомство с особенностями изображения Земли из космоса, с космическими снимками. | | § 3. Вопросы и задания после параграфа, подготовить космические снимки | | | |
4 | Великие равнины России-Восточно-Европейская и Западно-Сибирская | 1 | Сравнение Восточно – Европейской и Западно-Сибирской равнин на основе анализа карт | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с тематическими картами. | | §4. Вопросы, задания 2,4,5,7, 8 на стр. 21 | | | |
5 | Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири | 1 | Выявить особенности Урала и гор Южной Сибири. Уникальность как природных регионов. | Беседа. Работа с картами | | §5. Вопросы и задания после параграфа | | | |
6 | Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 1 | Выявить особенности геологического строения, рельефа Восточной и Северо- Восточной Сибири. | Беседа. Работа со схемой, таблицей. Работа с картой | | § 6. Вопросы и задания после параграфа | | | |
7 | Экзотика России — Северный Кавказ и Дальний Восток | 1 | Раскрыть особенности природы Северного Кавказа и Дальнего Востока. Выяснить географическое положение, геологическое строение, рельеф. Уникальность природных регионов. | Беседа. Работа с таблицей. Работа с картой. | | § 7. Вопросы и задания после параграфа | | | |
8 | Решение практических задач | 1 | | Решение практических задач | | Раздаточный материал- контурная карта – обозначить географические регионы России | | | |
9 | Экологическая ситуация в России | 1 | Раскрыть, какие факторы и как формируют экологическую ситуацию в России. Выявить последствия влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека | Эвристическая беседа | Проектная работа | § 8. Вопросы и задания после параграфа | | | |
10 | Экологическая безопасность России | 1 | Понять значение экологической безопасности в целом для страны и для каждого человека | Работа с текстом. Беседа | Проектная работа | § 9. Вопросы и задания после параграфа | | | |
11 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России» | Географическая исследовательская практика. | | § 10 | | | |
Европейская Россия (39 часов) | | |
Центральная Россия | | |
12 | Пространство Центральной России | 1 | Давать характеристику экономико-географического положения района. Сравнение и выявление положительных и отрицательных сторон ГП. | Беседа. Работа с картами. | | § 11. Вопросы и задания после параграфа. | | | |
13 | Центральная Россия: освоение территории и населения. | 1 | Определение особенностей городов ЦР; какие народы живут; различие хозяйственной деятельности в лесной и степной зонах. | Работа с текстом, таблицей, картой | | § 12. Вопросы и задания после параграфа. | | | |
14 | Центральный район | 1 | Выявить географическое положение Центрального района. Установить какие субъекты входят в состав ЦР. Раскрыть этапы освоения хозяйства. Выявить проблемы сельского хозяйства | Беседа, работа с физической картой, работа с таблицей. | | § 13. Вопросы и задания после параграфа. | | | |
15 | Волго – Вятский район | 1 | Определение ГП района. Выявить состав Волго- Вятского района. Раскрыть особенности хозяйственного и культурного развития. | Беседа. Работа с текстом, картой | | § 14. Вопросы и задания после параграфа | | | |
16 | Центрально – Черноземный район | 1 | Определение ГП района. Выявление этапов освоения территории района. Выявить взаимосвязь между особенностями природных условий, ресурсов и специализации района | Беседа, работа с типовым планом ЭГП. Работа с картой | | § 15. Задания и вопросы после параграфа | | | |
17 | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации. | Географическая исследовательская практика | | § 16, Раздаточный материал- контурная карта | | | |
18 | Москва и Подмосковье | 1 | Выявить значимость Москвы как столицы, раскрыть особенности Подмосковья. | Беседа | Доклады учащихся | § 17, вопросы и задания после параграфа | | | |
19 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Географическая исследовательская работа | | | § 18. | | | |
20 | Обобщение по теме Центральная Россия Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | повторение | | | |
Северо -Запад | | |
21 | Пространство Северо - Запада | 1 | Формирование образа района, выявить особенности природных условий и ресурсов района | Беседа, работа с картой, таблицой | Рефераты учащихся | § 19. Задания и вопросы после параграфа. | | | |
22 | Северо – Запад: «окно в Европу» | 1 | Выявить, как ГП Северо-Запада повлияло на его место в России. Понятия Макро – и Микро - положения | Работа с текстом, картой | | § 20. Вопросы и задания после параграфа, таблица- сравнение Москвы и Санкт- Петербурга | | | |
23 | Северо – Запад: хозяйство | 1 | Раскрыть особенности хозяйства; выяснить , как экономические связи повлияли на специализацию района, характеристика Калининградской области | Работа с текстом | Сообщения учащихся | § 21. Вопросы и задания после параграфа | | | |
24 | Решение практических задач | | Решение практических задач | | | Повторение пройденного материала | | | |
25 | Санкт – Петербург - вторая столица России | 1 | Раскрыть роль города в экономической, политической, культурной жизни России; особенности облика Санкт- Петербурга. | Географическая исследовательская практика | Проекты, презентации учащихся « Санкт – Петербург – вторая столица России» | § 22. Вопросы и задания после параграфа | | | |
26 | Решение практических задач | 1 | Экономико-географическое положение. Инфраструктурный комплекс, транспортный комплекс, сфера услуг, рекреационное хозяйство. Экологические проблемы, виды загрязнений окружающей среды. Оценивать экологическую ситуацию. Характеризовать виды экологических проблем и ситуаций. Выявлять пути решения экологических проблем. | Беседа, работа с картой, таблицей | | Раздаточный материал- контурная карта | | | |
27 | Калининград и Калининградская область | 1 | Раскрыть роль города в экономической, политической жизни России; транспортный комплекс, сфера услуг; особенности Калининграда | Беседа, работа с картой | | Повторение материала | | | |
28 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Географическая исследовательская практика | | | § 23, повторение | | | |
29 | Обобщение по теме Северо – Запад Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | повторение | | | |
Европейский север | | |
30 | Пространство Европейского Севера | 1 | Создание образа Европейского Севера и раскрыть роль в хозяйственно и культурной жизни России, определение состава и особенностей ГП района. Установить особенности природных условий и ресурсов Европейского Севера | Беседа, работа с картой | | § 24. Вопросы и задания после параграфа | | | |
31 | Европейский север: освоение территории и население | 1 | Выявить особенности заселения Европейского Севера; особенности населения; выявить специфику городов района | Работа с текстом, таблицей, картой. Беседа | Сообщения учащихся на тему: Освоение территории и население | § 25. Вопросы и задания после параграфа | | | |
32 | Европейский Север: хозяйство и проблемы | 1 | Выявить отрасли специализации, особенности современного развития хозяйства. Вывить основные проблемы района и наметить пути их решения | Работа с картой, схемой. | | § 26. Вопросы и задания после параграфа. | | | |
33 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Формирование умений составлять картосхемы. | | Картосхема выбранного объекта | § 27, Раздаточный материал- контурная карта | | | |
34 | Обобщение по теме Европейский Север Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | повторение | | | |
Северный Кавказ | | |
35 | Пространство Северного Кавказа | 1 | Создать образ Северного Кавказа. Выявить состав и ГП района; природные условия и ресурсы; рекреационные ресурсы. | Беседа, работа с картами, с таблицей | | § 28. Вопросы и задания после параграфа. | | | |
36 | Северный Кавказ: освоение территории и население | 1 | Определение национального состава района; выявить динамику русского населения; раскрыть особенности городов Северного Кавказа | Беседа, анализ карт. Работа с таблицей | Доклад на тему: Промыслы, быт, традиции Северного Кавказа. | § 29. Вопросы и задания после параграфа | | | |
37 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | 1 | Определить отрасли специализации; выявить особенности агропромышленного комплекса. Выявить проблемы Северного Кавказа и найти пути их решения | Беседа, работа с картой. Работа с таблице | | § 30. Вопросы и задания после параграфа | | | |
38 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Формирование умения разрабатывать проект, получать новую информацию на основе проектной деятельности | | Практическая (исследовательская) работа | § 31, Раздаточный материал- контурная карта | | | |
39 | Обобщение по тем Северный Кавказ Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | Повторение | | | |
Поволжье | | |
40 | Пространство Поволжья | 1 | Формирование образа Поволжья. Выявить состав и специфические особенности ГП района, раскрыть особенности реки Волга и ее значимость для России. | Беседа. Работа с тематическими картами и контурными картами, таблицей | | § 32. Вопросы и задания после параграфа | | | |
41 | Поволжье: освоение территории и население | 1 | Выяснить, как заселялась и осваивалась территория Поволжья; какие народы населяют район и особенности их расселения. Раскрыть особенности размещения крупнейших городов | Беседа. Работа с картами, дополнительная информация. | | § 33. Вопросы и задания после параграфа | | | |
42 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 1 | Выяснить, как природные условия влияют на специализацию сельского хозяйства Поволжья. Особенности современной ситуации в хозяйстве района. Выявить сущность и обосновать пути решения проблем в Поволжье. | Беседа, работа с картами, дополнительная информация | | § 34. Вопросы и задания после параграфа | | | |
43 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Формирование работать с другими источниками | | Практическая работа, номенклатура | § 35, Раздаточный материал- контурная карта | | | |
44 | Обобщение по теме Поволжье Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | Повторение | | | |
Урал | | |
45 | Пространство Урала | 1 | Формирование образа Урала, определение состава и ГП, раскрытие особенностей природных условий и ресурсов Урала. | Беседа. Анализ тематических карт и нанесение на контурные карты изучаемых объектов | | § 36. Вопросы и задания после параграфа. | | | |
46 | Урал: освоение территории и хозяйство | 1 | Выявить этапы освоения Урала как металлургического центра мира; как шло освоение Урала в советское время. Раскрыть роль Урала в годы ВОВ. Выявить значение Урала для создания безопасности России. Выявить современную специализацию Урала. | Беседа. Работа с картами. | Доклад на тему «Урал в годы ВОВ» | § 37. Вопросы и задания после параграфа | | | |
47 | Урал: население и города | 1 | Выяснить, какие народы живут на Урале; показать особенности уральских городов | Беседа, дополнительный материал, работа картами | | § 38. Вопросы и задания после параграфа | | | |
48 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения | Эссе «Будущее Урала» | Проектная работа | § 39, Раздаточный материал- контурная карта | | | |
49 | Обобщение по теме Урал Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | Повторение | | | |
Азиатская Россия (14 часов) | | |
Сибирь | | |
50 | Пространство Сибири | 1 | Формирование образа Сибири. Выявить особенности ГП Сибири, особенности природных условий и ресурсов Сибири | Беседа, работа с картами, дополнительный материал | | § 40 Вопросы и задания после параграфа | | | |
51 | Сибирь: освоение территории и население | 1 | Выявить этапы освоения и заселения территории Сибири; Выяснить, какие народы проживают в Сибири и особенности расселения населения по территории Сибири. Проблемы населения Сибири. | Беседа, работа с картами | | § 41. Вопросы и задания после параграфа | | | |
52 | Сибирь: хозяйство | 1 | Знакомство с этапами формирования хозяйственного освоения Сибири. Роль Транссибирской магистрали. Выявить роль в хозяйстве России. | Беседа, работа с картами, таблицами | | § 42. Вопросы и задания после параграфа | | | |
53 | Западная Сибирь | 1 | Определение состава и ГП Западной Сибири, отрасли специализации, знакомство с другими отраслями. Выявить особенности крупных городов Западной Сибири. Сформулировать и предложить пути решения проблем Западной Сибири | Беседа, работа с картой, контурной картой. Дополнительный материал | | § 43. Вопросы и задания после параграфа | | | |
54 | Восточная Сибирь | 1 | Определение состава и ГП Восточной Сибири, установить отрасли специализации ВС, особенности крупных городов ВС | Беседа, работа с картой, работа с контурной картой. | SWOT - анализ | § 44. Вопросы и задания после параграфа | | | |
55 | Восточная Сибирь | 1 | Озеро Байкал – объект Всемирного природного наследия. | Беседа – исследование | | конспект | | | |
56 | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | Формирование работать с другими источниками | | | § 45, Раздаточный материал- контурная карта | | | |
57 | Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь» Контрольная работа | | Контроль знаний | повторение | | | |
Дальний Восток | | |
58 | Пространство Дальнего Востока | 1 | Формирование образа Дальнего Востока. Определение состава и ГП района, оценить особенности природных условий и ресурсов Дальнего Востока. Формирование отношения к району как к уникальной территории России | Беседа, работа с картой, контурной картой | | § 46, вопросы и задания после параграфа | | | |
59 | Дальний Восток: освоение территории и население (1) | 1 | Выяснить, как осваивалась территория Дальнего Востока, оценить вклад путешественников и землепроходцев в освоение территории Дальнего Востока. Выявить особенности населения ДВ и его проблемы. | Беседа, работа с картой | Доклады учащихся на выбор | § 47, вопросы и задания после параграфа | | | |
60 | Дальний Восток: освоение территории и население (2) | 1 | Выявить особенности северных и южных территорий ДВ, установить особенности городского расселения ДВ, понять как изменялась численность населения ДВ. Выявить функции городов Дальнего Востока | Беседа - игра | | § 48, вопросы и задания после параграфа | | | |
61 | Дальний Восток: хозяйство | 1 | Раскрыть природные особенности Дальнего Востока для жизни человека и хозяйственной деятельности, выявить какие природные ресурсы являются основой экономики Дальнего Востока | Беседа, использование тематических карт | Практическая работа, номенклатура | § 49, вопросы и задания после параграфа | | | |
62 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Формирование умения создавать проект | Географическая исследовательская практика | Проекты учащихся на тему «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века» | § 50 Раздаточный материал- контурная карта | | | |
63 | Обобщение по теме Дальний Восток Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | Повторение | | | |
Россия в современном мире(4 часа) | | |
64 | Соседи России | 1 | Положение России на политической карте мира, определение границ. Выявить взаимоотношения России с пограничными государствами | Беседа, работа с тематической картой | Урок-семинар | § 51 | | | |
65 | Сфера влияния России | 1 | Выяснить, в чем заключается геополитическое и экономическое влияние России. Экспорт/импорт современной России. Определить современные экономические связи России. | Беседа | | § 52 | | | |
66 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Умение подготовки и защиты реферата. | | Рефераты учащихся на выбранные темы | § 53 | | | |
67 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Сформировать знания о своем крае, изучить проблемы своего края | | | § 54 | | | |
68 | Итоговый урок: обобщение материала | 1 | | | | | | | |