Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе с УУД . 8 класс. Учебник- хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф.»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Формирование УУД |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
Литература и время (1 ч.) |
1 | 04.09 | Литература и время История на страницах художественных произведений . X. Г. Андерсен «Калоши счастья» | Комбинированный урок | Литература и время: рассуждение юных читателей о том, как литература убеждает читателя в тесной связи каждого человека со своим временем — по вопросам и заданиям, сопровождающим чтение сказки Андерсена «Калоши счастья». Работа со словарем: его расширение, обогащение пояснений, насыщение примерами | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: выступление перед аудиторией сверстников ,работа со словарем: его расширение, обогащение пояснений, насыщение примерами Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. |
История в устном народном творчестве ( 2 ч.) |
2 | 07.09 | Фольклор. История в произведениях фольклора. Народная историческая песня. | Комбинированный урок | Обсуждение записей народных песен на темы истории. Рецензия ученика на произведения, объединяющие музыку и поэзию. Герои исторических песен и их описание в строках песен — ответы на вопросы. Комментарии учащихся на темы: «Как читатель понимает отражение картин истории в произведениях фольклора», «Почему Наполеон и Потемкин участвуют в одной народной пьесе?» | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
3 | 11.09 | «Как француз Москву брал» . Наполеон и Потемкин в одной исторической пьесе | Урок открытия новых знаний | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Комментарии учащихся на темы: «Как читатель понимает отражение картин истории в произведениях фольклора», «Почему Наполеон и Потемкин участвуют в одной народной пьесе?» |
Зарубежная литература ( 1 ч.) |
4 | 14.09 | М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» | Урок открытия новых знаний | Обсуждение в коллективной беседе проблемы «вечных образов». Подготовка подробного пересказа одного из «подвигов» грустного рыцаря. Обсуждение иллюстраций, созданных к роману Сервантеса. Создание собственных иллюстраций к одному из эпизодов и их рецензирование одноклассниками | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
История на страницах произведений древнерусской литературы (4 ч.) |
5 | 25.09 | «Повесть временных́́ лет» | Урок открытия новых знаний | Обсуждение вопроса о жанрах древнерусской литературы. Подготовка к чтению — исполнению фрагментов летописи. Работа со словарем. Исполнение и комментарии в оценке одноклассников- рецензентов. Подготовка выразительного чтения фрагментов «Жития Сергия Радонежского». Краткий пересказ (события жизни Сергия Радонежского) | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
6 | 28.09 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Урок – беседа | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
7 | 02.10 | Жанр житие. Сказание о житие Александра Невского | Урок открытия новых знаний | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
8 | 05.10 | «Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский» | Урок – беседа | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
Литература эпохи Просвещения (1 ч.) |
9 | 12.10 | Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». | Урок открытия новых знаний | Место драматургии на уроках литературы литературы — обсуждение пьес и их исполнения. Чтение фрагментов пьес Мольера и подготовка учеников-исполнителей. Обсуждение сцены, которую знают зрители многих стран — сцены урока в комедии «Мещанин во дворянстве» (выбор исполнителей, обсуждение облика героев, создание мизансцен, использование бутафории, комментарий реплик диалога) | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Коммуникативные: выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. |
История на страницах произведений XVIII века (4 ч.) | | |
10 | | Классицизм в драматургии. Д. И. Фонвизин «Недоросль». | Урок открытия новых знаний | Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
11 | 26.10 | Д. И. Фонвизин «Недоросль». | Урок открытия новых знаний | Создание устного коментария к афише пьесы «Недоросль». Подготовка чтения по ролям важного эпизода — еще одного урока — урока Митрофанушки. Сравнение «уроков» двух комедий: мизансцены, бутафория, реплики. Ученики в роли критиков исполнения — обсуждение чтения — игры героев | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
12 | 26.10 | Д. И. Фонвизин «Недоросль». | Урок – беседа | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: Применять методы информационного поиска Познавательные: Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
13 | 30.10 | Р/р Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Развитие речи | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Историческое прошлое в литературе XIX века (28 ч.) |
14 | | Былины и их герои в произведениях XIX в. А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда» и др. | Урок открытия новых знаний | Анализ стихотворений авторов XIX в., посвященных истории, выбранных учениками. Подготовка к их исполнению. Коллективное обсуждение исполнения. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
15 | 4 | Г. Л о н г ф е л л о «Песнь о Гайавате» | Урок открытия новых знаний | Подгоовка исполнения «Песни о Гайавате» в переводе И. А. Бунина. Обсуждение вопросов: 1. Пафос произведения. 2. Герой и его оценка. 3. Анализ мастерства стиха. 4. Создание партитуры исполнения (разметка важнейших моментов исполнения знаменитых монологов) | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
16 | 5 | Г. Л о н г ф е л л о «Песнь о Гайовате» | Урок обобщения | Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: Применять методы информационного поиска Познавательные: Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
17 | 6 | Исторический роман. В а л ь т е р С к о т т . Исторические романы: «Айвенго» и др. | Урок открытия новых знаний | Беседа об истории создания исторического романа: Вальтер Скотт и его романы. Пересказ романа «Айвенго» или другого романа (по выбору учащихся) и ответ на вопрос: «Как роман стал историческим?», по мнению юных читателей. | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: логические универсальные действия |
18 | 7 | И. А. К р ы л о в . «Волк на псарне» и другие басни | Комбинированный урок | Обсуждение того, как Отечественная война 1812 года отразилась в баснях. Подготовка к исполнению. Обсуждение вопроса об аллегории на примере басни. | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
19 | 8 | А. С. П у ш к и н . «Песнь о вещем Олеге» | Урок открытия новых знаний | Беседа на тему «История в творчестве Пушкина». Исторический словарь в лирике и прозе Пушкина — выбор слов и их комментарий. Летопись и стихотворные строки Пушкина о вещем Олеге. Сопоставление как форма анализа. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. |
20 | 9 | А. С. П у ш к и н . «Полтава» | Урок открытия новых знаний | Комментарий учеников при анализе стихотворения. Строки «Полтавы» как исторический комментарий Пушкина к событиям истории в понимании учеников. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: Применять методы информационного поиска Познавательные: Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
21 | 10 | А. С. П у ш к и н . «Борис Годунов» | Урок открытия новых знаний | Особая роль выразительного чтения подготовленных к исполнению текстов. Два произведения разных жанров, созданные одним автором об одном герое и одном событии: исторический роман и исторический труд. Обсуждение этой проблемы. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: Применять методы информационного поиска Познавательные: Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
22 | 11 | А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка» | Урок открытия новых знаний | Беседа на тему «История в творчестве Пушкина». Исторический словарь в лирике и прозе Пушкина — выбор слов и их комментарий | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
23 | 12 | А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка» | Комбинированный урок | Становление характера Гринёва. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: логические универсальные действия |
24 | 13 | А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка» | Урок – беседа | Исторические событие и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
25 | 14 | А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка» | Комбинированный урок | Особая роль выразительного чтения подготовленных к исполнению текстов. Анализ образов героев произведения | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
26 | | А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка» | Комбинированный урок | Исторические событие и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
27 | | А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка» | Комбинированный урок | Герои исторические и герои вымышленные: Гринёв и Пугачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша. | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
28 | | А. С. П у ш к и н . «Капитанская дочка» | Урок обобщения | Герои исторические и герои вымышленные: Гринёв и Пугачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
29 | 15 | Р/Р Сочинение по роману А. С. П у ш к и н а «Капитанская дочка» | Развитие речи | Написание работы | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
30 | 17 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Урок открытия нового знания | Подготовка рассказа о герое и сопоставление героев. Работа над планом сопоставления героев поэмы | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
31 | 18 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | .Комбинированный урок | Образ Ивана Грозного в поэме Лермонтова как исторический герой и как герой романтического произведения — тема коллективного обсуждения нравственной проблематики поэмы. Подготовка рассказа о герое и сопоставление героев. Работа над планом сопоставления героев поэмы | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
32 | 19 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Урок обобщения | Образ Ивана Грозного в поэме Лермонтова как исторический герой и как герой романтического произведения — тема коллективного обсуждения нравственной проблематики поэмы. Подготовка рассказа о герое и сопоставление героев. Работа над планом сопоставления героев поэмы | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
33 | 20 | Н. В. Г о г о л ь . «Тарас Бульба». Историческая повесть и ее герои. Эпический размах изображения исторических событий и картин природы. Патриотический пафос произведения. | Урок открытия нового знания | Обсуждение сюжета повести «Тарас Бульба» как героического произведения. | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. |
34 | 21 | Н. В. Г о г о л ь . «Тарас Бульба». | Комбинированный урок | Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
35 | 22 | Н. В. Г о г о л ь . «Тарас Бульба». | Урок обобщения | Анализ мастерства Гоголя в создании батальных сцен и героических характеров в процессе подготовки к исполнению текста и его пересказу. | Создание электронного альбома «Тарас Бульба» в иллюстрациях и фотографиях. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
36 | | Н. В. Г о г о л ь . «Тарас Бульба». | | Анализ мастерства Гоголя в создании батальных сцен и героических характеров в процессе подготовки к исполнению текста и его пересказу. | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
37 | | Н. В. Г о г о л ь . «Тарас Бульба». | | Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
38 | | Н. В. Г о г о л ь . «Тарас Бульба». | | Подготовка рассказа о герое с использованием активной цитации фрагментов. Романтическая яркость красок и художественных приемов повести при создании портретов, пейзажа, батальных сцен как важная составляющая самостоятельного анализа текста учениками. | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
39 | | Н. В. Г о г о л ь . «Тарас Бульба». | Урок обобщения | XVI в. Южной Руси в повести Гоголя. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
40 | 23 | Р/р Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Развития речи | Написание сочинения | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Историческое прошлое в литературе ХIХ века (13 ч.) |
41 | | В.А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня». А.С.Пушкин. «Воспоминание», «Стансы», «Анчар | Урок открытия нового знания | Анализ стихотворений авторов XIX в., посвященных истории, выбранных учениками. Подготовка к их исполнению. Коллективное обсуждение, исполнение | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
42 | | Д.В.Давыдов «Бородинское поле». И.И.Козлов «Вечерний звон». Ф.Н.Глинка «Москва». А.Н.Апухтин «Песня о Севастополе» | Урок открытия нового знания | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
43 | | А.К.Толстой «Василий Шибанов» | Урок открытия нового знания | Острота постановки нравственных проблем в творчестве А. К. Толстого. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
44 | | А.К.Толстой «Князь Серебряный» | Комбинированный урок | Обсуждение образа Василия Шибанова как нравственного идеала автора. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
45 | | А.К.Толстой «Князь Серебряный» | Комбинированный урок | Эпоха и её воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица – царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
46 | | А.К.Толстой «Князь Серебряный» | Комбинированный урок | Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
47 | | А. Дюма «Три мушкетера» | Урок открытия нового знания | Обсуждение сюжета — героев — выявления авторской позиции. | Обсуждение проблемы популярности авантюрно-исторических романов на примере «Трех мушкетеров» А. Дюма. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
48 | | Л. Н. Т о л с т о й . «После бала». | Урок открытия нового знания | Как ученики понимают роль истории в творчестве писателя? — беседа по постановке вопроса и решению проблемы. | Решение читателей, прочитавших еще и «Посмертные записки старца Федора Кузмича», вопроса о судьбе человека и о том, от чего она зависит | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
49 | | Л. Н. Т о л с т о й . «После бала». | Комбинированный урок | Контраст как прием изображения событий и героев в рассказе. Анализ приема контраста в оценке учеников. | Картины былого и современные автору выводы. Прием контраста. Герои, события и судьба | Коммуникативные: выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. |
50 | | Л. Н. Т о л с т о й . «После бала». | Урок – беседа | Сопоставление картин «на балу» и «после бала». | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
51 | | Сочинение по рассказу Л.Н Толстого «После бала» | Развитие речи | . Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа, умения письменно оформлять свои мысли. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
Историческое прошлое в литературе ХХ века (6 ч.) |
52 | | И.А.Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». К.Д.Бальмонт «Живая вода» | Урок открытия нового знания | | Понимание значения курса русской литературы в процессе получения школьного образования | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
53 | | . Ю.Н.Тынянов «Восковая персона | Урок открытия нового знания | Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
54 | | Ю.Н.Тынянов «Восковая персона» | Урок открытия нового знания | Как живет тема истории в рассказах Тынянова? — отзыв юных читателей, прочитавших его рассказы. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | «Восковая персона» как отлитое из воска изображение Петра I, хранящееся в Эрмитаже, и как герой рассказа — тема обсуждения. Рассуждения учеников по поводу обращения к темам истории в литературе |
55 | | М.Алданов «Чертов мост» | Урок открытия нового знания | Суворов как подлинный герой альпийского похода. Название произведений на темы истории и обоснование этих названий: «Чертов мост» как роман о великом подвиге полководца. | Обсуждение вопроса о том, как звучит тема подвигов русской армии. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
56 | | Б.Л.Васильев «Утоли мои печали…» | Урок открытия нового знания | Обсуждение вопроса о роли произведений о трагических событиях истории: трагедия Ходынки в Москве и др. | Связь исторических ошибок и их изображение как урок следующим поколениям. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
57 | | Б.Л.Васильев «Утоли мои печали…» | Комбинированный урок | Главная героиня Наденька Олексина, её искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа. | Связь исторических ошибок и их изображение как урок следующим поколениям. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
Великая Отечественная война в лирике ХХ века (3 ч.) |
58 | | Поэзия Великой Отечественной Войны. А.А.Ахматова «Клятва», «Мужество» Ю.В.Друнина «Зинка» М.А.Дудин «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…» М.В.Исаковский «Огонёк» Б.Ш.Окуджава «До свидания, мальчики» Е.М.Винокуров «В полях за Висй сонной… В.С.Высоцкий «Штрафные батальоны» | Урок – беседа | Обзор произведений на тему Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в литературе послевоенных лет. | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: выступление перед аудиторией сверстников с чтением наизусть; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. |
59-60 | | Л.М.Леонов «Золотая карета» | Урок открытия нового знания | Решение нравственных проблем в процессе ее изображения и оценки. «Золотая карета» как пьеса-притча о судьбе послевоенных поколений и ее оценка юными читателями | Важность поставленных в этих произведениях проблем | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века (6 ч.) |
63 | | В.Я.Брюсов «Тени прошлого» | Урок открытия нового знания | Читательская оценка лирики на темы истории в литературе XX в.: выбор героя, сюжета, стиля. Чтение наизусть произведений по выбору. История и фольклор в иллюстративном материале — поиск и подбор иллюстраций Эссе или очерк на тему «История на страницах художественного текста». Создание сводных таблиц Эссе или очерк на тему «История на страницах художественного текста». | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
64 | | З.Н.Гиппиус «14 декабря» | Урок открытия нового знания | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
65 | | Н.С.Гумилёв «Старина». «Прапамять» | Урок открытия нового знания | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата Познавательные: Логические универсальные действия |
66 | | М.И.Цветаева «Домики старой Москвы». «Генералам двенадцатого года» | Урок открытия нового знания | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. |
67 | | Е.А.Евтушенко «Когда звонят колокола» В.С.Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» | Урок открытия нового знания | Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
68 | | Итоги (1 ч). Богатство жанров. Важность проблематики. Связь истории с сегодняшним днем | Урок – беседа | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Создание сводных таблиц |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006
Презентации уроков.
Литература 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.
Материальная база:
мультимедиа проектор;
компьютер;
экран;
музыкальный центр;
Интернет-ресурсы:
http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы
В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО Зам.директора по УВР
___________Игнатова Ю.С. ___________Быкова Л.И.
«_____»_______ 2017 г. «_____»_______ 2017 г.
7