СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс»

Департамент образования Администрации города Ноябрьска


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья » муниципального образования город Ноябрьск


«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей _________

Протокол № _____

от «___» августа 20____года


Руководитель методического объединения: _______________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________________


от «____» августа 20___ года

«Утверждаю»

Директор МКОУ «С(К)ОШ»

_________________________


от «____» августа 20___ года



Рабочая программа

по русскому языку

для 8 б класса


2 часа в неделю (всего 68 часов)







Составитель: учитель русского языка и литературы

МКОУ «С(К)ОШ»

Кириленко Анастасия Евгеньевна







2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 б класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся», с учетом авторской программы Литература. Рабочие программы: предметная линия учебников В.Я. Коровиной, М.: Просвещение. 2008г. – ISBN 978-5-09-019305-4 ).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

для 5 класса: Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303с.: ил. – ISBN 978-5-09-029737-0. Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.: ил. –ISBN 978-5-09-029736-3.

для 6 класса: Литература. 6 кл. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1./[ В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёва, В.И.Коровин ]; под ред. В. Я. Коровиной. — 2-е изд. – М.: Просве­щение, 2013. — 303 с.: ил. Ч 2//[В. П. Полухина,

В.Я.Коровина,В.П.Журавлёва,В.И.Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. — 2-е изд. – М.: Просве­щение, 2013. — 303 с.: ил.-ISBN 978-5-09-029803-2.

для 7 класса: Литература. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 358с.: ил. – ISBN 978-5-09-032186-0. Литература. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.: ил. –ISBN 978-5-09-032188-4.

для 8 класса:Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.3-е изд.- М.:Просвещение, 2015. – 399 с. ISBN 978-5-09-035881-1 Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч 2/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.3-е изд.- М.:Просвещение, 2015. – 368 с. ISBN 978-5-09-035883-5

для 9 класса: Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/ [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский]; под ред.В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.: ил. – ISBN 978-5-09-025994-1. Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2 / [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский]; под ред.В.Я.Коровиной. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.: ил. – ISBN 978-5-09-037581-8.

Цели и задачи учебного предмета «Литература»

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) навыки смыслового чтения;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Предметные результаты:

1) выделение характерных причинно - следственных связей;

2) сравнение и сопоставление;

3) умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

4) самостоятельное выполнение различных творческих работ;

5) способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

6) осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

7) владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

8) составление плана, тезиса, конспекта;

9) подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

10)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и др. базы данных;

11) самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


8 класс

Выпускник научится:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;

  • искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


8 класс (68 часов)

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма-

ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские

и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в

стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория

(развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к

творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто-

рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и

историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (начальные представления), Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики.

Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об-

ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко-медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на-

дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло-гизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория л и т е р а т у р ы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художест-

венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность

и находчивость главной героини. Теория л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с до-кументально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская

атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков», Н. Заболоцкий. «Вечер на

Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...», Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...» .Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть». Дон-Аминадо. «Бабье лето»). И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сю-

жета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна-

тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф

эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства

героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.








8 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности учебной деятельности

1.

Введение


1

Формировать у учащихся умения построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий:изучать содержание параграфа учебника, работатьс теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «сюжет», «композиция», «образ»).

2.

Устное народное творчество

Лирические песни «В темном лесе ...», «Уж ты ночка, ночка темная ... », «Вдоль по улице метелица метет». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

2

Различать лирические и исторические песни

Сравнивать лирические и исторические песни; сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в песнях исторического сознания русского народа

Читать выразительно произведения устного народного творчества.

3.

Из древнерусской литературы.

«Житие Александра Невского» (фрагменты). «Шемякин суд»


2

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе.

Читать выразительно произведения древнерусской литературы.

Характеризовать героев древнерусской литературы.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

4.

Из русской литературы XVIII века. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

3

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

5.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басня «Обоз»

К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

А. С. Пушкин.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье... »), «19 октября», «Капитанская дочка»,

«Пиковая дама»

М. Ю. Лермонтов. «Mцыpи».

Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Шинель»

М. Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» (отрывок).

Н. С. Лесков. «Старый гений»

Л. Н. Толстой. "После бала","Отрочество".

Поэзия родной природы в творчестве

А.С. Пушкина,

М. Ю. Лермонтова.

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,

А. Н. Майкова

33




Воспринимать текст лирических произведений.

Читать выразительно стихотворения.

Читать выразительно наизусть стихотворения.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выявлять признаки лирического и эпического рода в литературном произведении.

Подбирать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.



6.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин."Кавказ"

А. И. Куприн "Куст сирени"

А. А. Блок.

Стихотворный цикл «На поле Куликовом», стихотворение "Россия»

С. А. Есенин.Поэма «Пугачев"

И. С. Шмелев. «Как я стал писателем"

М. А. Осоргин рассказ «Пенсне»

9



Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

7.

Писатели улыбаются

Тэффи "Жизнь и воротник».М. М.3ощенко. "История болезни".

А. Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин».

А. П.Платонов Рассказ «Возвращение».

6

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

8.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату ... » Б. Окуджава «Песенка о

пехоте», «Здесь птицы не поют…» А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги».

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

4


Воспринимать текст лирических произведений.

Читать выразительно стихотворения.

Читать выразительно наизусть стихотворения.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выявлять признаки лирического и эпического рода в литературном произведении.

Подбирать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

9.

Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе

И.Анненский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Б.Пастернак, Н.Оцуп, И.Бунин

2

Воспринимать текст лирических произведений.

Читать выразительно стихотворения.

Читать выразительно наизусть стихотворения.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выявлять признаки лирического рода в литературном произведении.

10.

Зарубежная литература

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Сонеты «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной... »

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

В.Скотт «Айвенго»

6










Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.


Итого:

68
































Календарно-тематический план 8 класс


п/п

урока

Дата


Тема урока

Содержание по теме.

Элементы содержания, проверяемые на ГИА

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы

Примечания

(коррекция КТП с указанием причины, номера и даты приказа)

Вид

Форма

Тема 1: Введение

Всего часов: 1

1


Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.


Выявление уровня литературного развития учащихся;

Сформировать представление о связи литературы и истории;

Обучение конспектированию

1.1

текущий

тест

презентации с применением ИКТ



Тема 2: Устное народное творчество

Всего часов: 2

2


Устное народное творчество. Отражение жизни народа в

народных песнях.

Лирические песни «В темном лесе»,

«Уж ты ночка, ночка темная ... », «Вдоль по улице метелица метет». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика.

Особенности художественной

формы фольклорных произведений.

Обучение выразительному чтению (исполнению) преданий, песен, частушек;
Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы

1.8

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

www.vaco.ru


3


Предания как исторический

жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве»,

«О покорении

Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Познакомить с жанровыми особенностями предания

1.4

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



Тема 3: Из древнерусской литературы

Всего часов: 2, из них вн. чтение 1

4


Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра

Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Познакомить с произведениями древнерусской литературы на патриотическую тему

1.4,1.7

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



5


Вн.чтение «Шемякин суд» как сатирическое произведение. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» («Шемяка посулы любил, потому так и судил»).

Летопись. Древнерусская повесть (начальные представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления)

1.4

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



Тема 4: Из русской литературы XVIII века

Всего часов: 3, из них р/р 1

6


Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии, проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

1.6,4.2

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



7


Анализ эпизода комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль»

(по выбору учителя).) особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классики в

драматическом произведении.

Основные правила классицизма в драматическом произведении. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения).

1.6,4.2

текущий

Проектная работа

«Говорящие» фамилии и имена в произведении Д.Фонвизина «Недоросль».




8


РР Подготовка к домaшнeму сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1-2 произведений).

Формировать навык написания сочинения на заданную

тему Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный

поиск необходимой информации на заданную тему.

1.6,4.2

текущий

сочинение

презентации с применением ИКТ



Тема 5: Из русской литературы XIX века

Всего часов: 33, из них вн. чтение 3, р/р 4, к/р 2

9


И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Обоз», ее историческая основа. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.


Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Басня. Мораль. Аллегория (развитие понятия).

1.6,1.4

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



10


Вн.чтение И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.

Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Басня. Мораль. Аллегория (развитие понятия).

1.6,1.4

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



11


К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О Покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный

анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

Дума (начальное представление).


текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



12


А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье... »), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. Обучение чтению.

Дать представление об исторической основе произведений Пушкина.

5.5,1.7

текущий

творческая работа


презентации с применением ИКТ


www.museum-gol.ru


13


А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

Дать представление об исторической основе произведений Пушкина.


текущий

Проектная работа « Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю»




14


А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

Биография, чтение, словарная работа. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Дать представление об исторической основе произведений Пушкина.


текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



15


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.


Иметь представление об

исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров (углубить понятие о художественном

образе-характере).

5.9,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



16


Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин.

Гринев и Савельич.


Сформировать пpeдставление о двух героях повести - Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы.

5.9,1.6

текущий

самостоятельная работа

презентации с применением ИКТ



17


Семья капитана Миронова.

Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.


Создать условия для раскрытия смысла повести; отметить душевное богатство; нравственную чистоту, народную основу образа.

5.9,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе



18


Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке


Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представление уч-ся о народной войне в анализируемых главах; проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева в анализируемых трех сценах.

5.9,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



19


РР Гуманизм и историзм

А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая

правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы.

Понятие о романе и реалистическом произведении.

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Темы:

1. Каким я представляю Пугачева

после прочтения «Капитанской

дочки»?

2. Рыцарство Петра Гринева.

3. Нравственная красота Маши Мироновой.

Создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера;

подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и

проблем, поднятых автором в

повести, путем сравнения и

сопоставления.

5.9,1.6

текущий

сочинение

http://www.yamal.org/ook



20


Вн. чтение А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

Продолжение знакомства с пушкинской прозой, начатое в курсе шестого («Станционный смотритель») и восьмого («Капитанская дочка») классов; глубокое освоение пушкинских художественных открытий в последней повести.

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



21


Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

Проверка знаний уч-ся по изученным произведениям

итоговый

контрольная работа



22


М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве

М. Ю. Лермонтова

(с обобщением изученного в 6-7 классах).

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры.

5.12,1.6,1.7

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ

www.tarhany.ru


23


М. Ю. Лермонтов. «Mцыpи». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыpe.

Романтически-условный историзм поэмы.


Создать условия для понимания поэтического сюжета,

сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и

настроений; познакомить с историей создания, композицией,

идейно-тематическим и художе-

ственным содержанием поэмы

5.12,1.6,1.7

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



24


Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описания природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре

романтической поэмы.


Дать характеристику

Мцыри, проникнуть в замысел

автора, выявить способы раскрытия образа главного героя;

определить особенности поэмы

как романтического произведения; выразительно читать понравившийся отрывок поэмы

5.12,1.6,1.7

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



25


РР Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»:

«Анализ эпизода в поэме

"Мцыри" (по выбору учащегося).

«Мцыри как романтический герой».

«Природа и человек в поэме "Мцыри».

Темы:

1. Чем меня привлекает Мцыри?

2. Подвиг ради свободы

Подготовить учащихся к

домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа

и способы художественной

обрисовки

5.12,1.6,1.7

текущий


сочинение

презентации с применением ИКТ



26


Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах)


Дать представление об особенностях драматического произведения; об истории создания комедии; совершенствовать умение анализировать произведение драматургии с точки зрения идейного художественного своеобразия.

5.14,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



27


Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. Развитие понятия об эпитете

Создать условия для понимания жизненной основы комедии; понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке

5.14,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



28


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Речевая характеристика персонажей.

Совершенствовать умение анализировать драматические произведения; получить представление о характере Хлестакова, понять механизм его превращения, выяснить отношение автора

5.14,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



29


Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина

как нравственное явление


Совершенствовать умение анализировать драматические произведения, сопоставляя события в комедии с фактами и действительностью; исследовать интригу превращения Хлестакова в государственного чиновника

5.14,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе



30


РР Особенности композиционной

структуры комедии. Специфика завязки, развития действия,

кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

(на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Выявление степени усвоения уч-ся основных положений текста произведения и проблематики; систематизация и обобщение изученного материала в форме теста, подготовка к домашнему сочинению

5.14,1.6

текущий

сочинение


http://www.yamal.org/ook



31


Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. «Петербургская» повесть «Шинель». Смысл названия повести. Роль детали в повести

5.15,1.6

текущий

письменная самостоятельная работа

презентации с применением ИКТ



32


Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.


Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. «Петербургская» повесть «Шинель». Смысл названия повести. Роль детали в повести.

5.15,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



33


М. Е. Салтыков-Щедрин

Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая

сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа

Образы градоначальников

Средства создания комического в произведении Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Дать представление о понятии «сатира»; раскрыть художественный мир писателя.

1.6

текущий

устный опрос

презентации с применением ИКТ



34


РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города". Подготовка к домашнему сочинению.

Совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения.

1.6

текущий

сочинение

презентации с применением ИКТ



35


Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова,

Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Проверка знаний уч-ся по изученным произведениям

итоговый

контрольная работа



36


Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы~ рассказа «Старый гений» Защита обездоленных. Сатира на

чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа Обучение составлению киносценария по

рассказу «Хирургия».

Познакомить с творчеством писателя и его рассказом; раскрыть особенности культурного мира Н. Лескова, его переживания за судьбу русского народа.

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



37


Л. Н. Толстой. Слово о

писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала". Образ рассказчика.

Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Дать представление о личности и творчестве писателя; показать особенности композиции рассказа, ее значении; дать понятие о роли приема антитезы в идейной и художественной ткани рассказа.

6.9,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



38


Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала". Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, создание условий для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни.

6.9,1.6

текущий

практическая работа



39


Вн. чтение Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого "Отрочество".


Совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, создание условий для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни.

6.8,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



40


Поэзия родной природы в творчестве

А.С. Пушкина,

М. Ю. Лермонтова.

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,

А. Н. Майкова.

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина,

М. Ю. Лермонтова.

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,

А. Н. Майкова

1.7

текущий

Проектная работа «Природные образы и средства их создания в поэзии»



41


А. П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм

Рассказа.

Познакомить с особенностями художественного мира писателя; раскрыть идейное содержание трилогии; учить умению понимать подтекст чеховской прозы

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



Тема 6: Из русской литературы XX века

Всего часов: 9, вн. чт. 1, р/р 3

42


И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ". Мастерство И. А. Бунина-прозаика.


Дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



43


А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Познакомить уч-ся с фактами жизни и творчества писателя; вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



44


РР Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И.А. Бунина, А. И. Куприна.

Самостоятельная работа над сочинением

1.6

тематический

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



45


А. А. Блок. Слово о поэте.

Историческая тема в его творчестве. Стихотворный цикл «На поле Куликовом», стихотворение «Россия». Образ России и ее истории. Обучение

выразительному чтению

Дать представление о личности А. Блока и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению стихотворения поэта

1.7

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



46


С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев" - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о

драматической поэме.

Драматическая поэма (начальные представления), познакомить с поэтическим творением Есенина, литературными приемами и художественными средствами

1.7

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



47


РР Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

Самостоятельная работа над сочинением


текущий

письменная самостоятельная работа

http://www.yamal.org/ook



48


РР Подготовка к домашнему сочинению "Образ Пугачева в литературе" 

Самостоятельная работа над сочинением


текущий

сочинение



49


Вн.чт. И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем" - воспоминание о пути к

творчеству

Учить умению воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героя

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



50


М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне"

Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Юмор в произведении.

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе



Тема 7: Писатели улыбаются

Всего часов: 6, вн. чтение 1, к/р 1

51


Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная

«Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности;

Тэффи «Жизнь и воротник». М. М.3ощенко. «История болезни».

Сатира и юмор в литературе. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история


текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



52


Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Проверка знаний уч-ся по изученным произведениям

итоговый

контрольная работа



53


А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы

7.6,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



54


Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.


Совершенствовать навык анализа поэтического произведения; выделить основные темы, проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы, обучение устному рассказу

7.6,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook



55


Композиция и язык поэмы

«Василий Теркин». Юмор.

Фольклорные мотивы.

Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме.


Совершенствовать навык поэтического произведения; проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина; определять роль ИВС

7.6,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе



56


Вн.чт. А. П.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Учить умению воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, дать характеристику героев

1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



Тема 8: Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Всего часов: 4

57


РР Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные

будни в творчестве

М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату ... », Б. Окуджавы «Песенка о

пехоте», «Здесь птицы не поют ... », А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги».

Развитие письменной и устной речи; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов; совершенствовать навыки выразительного чтения


текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



58


В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного

времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством В. Астафьева; вызвать интерес к теме детства в рассказе; совершенствовать навык анализа художественного произведения

7.9,1.6

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



59-60


РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

Самостоятельная работа над сочинением


Тематический

сочинение

http://www.yamal.org/ook



Тема 9: Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе

Всего часов: 2

61-62


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья

об оставленной

ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Познакомить уч-ся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов (И.Анненский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Б.Пастернак, Н.Оцуп, И.Бунин)

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



Тема 10: Зарубежная литература

Всего часов: 6

63


У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и

любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт

как основа сюжета драматического произведения Анализ

эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX века, литературы XX века, совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания

8.2

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



64


Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной... » Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Сонеты У. Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии»

(В.Г. Белинский). Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению


текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



65


Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в

комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий

смысл комедии.

Развитие понятия о классицизме.XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Особенности классицизма в комедии. Развитие понятия о сатире. Общечеловеческий смысл комедии

8.3

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



66


Вн.чтение. Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное

устройство общества.


Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX века, литературы XX века, совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания

текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



67


В.Скотт.

Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя


текущий

комплексная работа на межпредметной основе

презентации с применением ИКТ



68


Итоговый урок. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

Знать основные литературовед-

ческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературовед-

ческие знания


текущий

комплексная работа на межпредметной основе

http://www.yamal.org/ook






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!