Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья » муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей _________ Протокол № _____ от «___» августа 20____года Руководитель методического объединения: _______________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________________ от «____» августа 20___ года | «Утверждаю» Директор МКОУ «С(К)ОШ» _________________________ от «____» августа 20___ года |
Рабочая программа
по русскому языку
для 8 б класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Составитель: учитель русского языка и литературы
МКОУ «С(К)ОШ»
Кириленко Анастасия Евгеньевна
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 б класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся», с учетом авторской программы Литература. Рабочие программы: предметная линия учебников В.Я. Коровиной, М.: Просвещение. 2008г. – ISBN 978-5-09-019305-4 ).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
для 5 класса: Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303с.: ил. – ISBN 978-5-09-029737-0. Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.: ил. –ISBN 978-5-09-029736-3.
для 6 класса: Литература. 6 кл. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1./[ В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёва, В.И.Коровин ]; под ред. В. Я. Коровиной. — 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. — 303 с.: ил. Ч 2//[В. П. Полухина,
В.Я.Коровина,В.П.Журавлёва,В.И.Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. — 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. — 303 с.: ил.-ISBN 978-5-09-029803-2.
для 7 класса: Литература. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 358с.: ил. – ISBN 978-5-09-032186-0. Литература. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.: ил. –ISBN 978-5-09-032188-4.
для 8 класса:Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.3-е изд.- М.:Просвещение, 2015. – 399 с. ISBN 978-5-09-035881-1 Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч 2/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.3-е изд.- М.:Просвещение, 2015. – 368 с. ISBN 978-5-09-035883-5
для 9 класса: Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/ [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский]; под ред.В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.: ил. – ISBN 978-5-09-025994-1. Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2 / [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский]; под ред.В.Я.Коровиной. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.: ил. – ISBN 978-5-09-037581-8.
Цели и задачи учебного предмета «Литература»
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Предметные результаты:
1) выделение характерных причинно - следственных связей;
2) сравнение и сопоставление;
3) умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
4) самостоятельное выполнение различных творческих работ;
5) способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
6) осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
7) владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
8) составление плана, тезиса, конспекта;
9) подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
10)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и др. базы данных;
11) самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
8 класс
Выпускник научится:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Выпускник получит возможность научиться:
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;
искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
8 класс (68 часов)
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма-
ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские
и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в
стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория
(развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к
творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто-
рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и
историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (начальные представления), Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики.
Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об-
ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко-медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на-
дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло-гизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория л и т е р а т у р ы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художест-
венной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность
и находчивость главной героини. Теория л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с до-кументально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская
атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков», Н. Заболоцкий. «Вечер на
Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...», Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...» .Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть». Дон-Аминадо. «Бабье лето»). И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сю-
жета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна-
тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф
эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства
героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности учебной деятельности |
1. | Введение | 1 | Формировать у учащихся умения построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий:изучать содержание параграфа учебника, работатьс теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «сюжет», «композиция», «образ»). |
2. | Устное народное творчество Лирические песни «В темном лесе ...», «Уж ты ночка, ночка темная ... », «Вдоль по улице метелица метет». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». | 2 | Различать лирические и исторические песни Сравнивать лирические и исторические песни; сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в песнях исторического сознания русского народа Читать выразительно произведения устного народного творчества. |
3. | Из древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). «Шемякин суд» | 2 | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Читать выразительно произведения древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. |
4. | Из русской литературы XVIII века. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). | 3 | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
5. | Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. Басня «Обоз» К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» А. С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье... »), «19 октября», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» М. Ю. Лермонтов. «Mцыpи». Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Шинель» М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок). Н. С. Лесков. «Старый гений» Л. Н. Толстой. "После бала","Отрочество". Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | 33 | Воспринимать текст лирических произведений. Читать выразительно стихотворения. Читать выразительно наизусть стихотворения. Характеризовать лирического героя стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки лирического и эпического рода в литературном произведении. Подбирать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
6. | Из русской литературы XX века И. А. Бунин."Кавказ" А. И. Куприн "Куст сирени" А. А. Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом», стихотворение "Россия» С. А. Есенин.Поэма «Пугачев" И. С. Шмелев. «Как я стал писателем" М. А. Осоргин рассказ «Пенсне» | 9 | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
7. | Писатели улыбаются Тэффи "Жизнь и воротник».М. М.3ощенко. "История болезни". А. Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин». А. П.Платонов Рассказ «Возвращение». | 6 | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
8. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату ... » Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…» А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги». В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». | 4 | Воспринимать текст лирических произведений. Читать выразительно стихотворения. Читать выразительно наизусть стихотворения. Характеризовать лирического героя стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки лирического и эпического рода в литературном произведении. Подбирать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
9. | Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе И.Анненский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Б.Пастернак, Н.Оцуп, И.Бунин | 2 | Воспринимать текст лирических произведений. Читать выразительно стихотворения. Читать выразительно наизусть стихотворения. Характеризовать лирического героя стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки лирического рода в литературном произведении. |
10. | Зарубежная литература У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной... » Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» В.Скотт «Айвенго» | 6 | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выявлять признаки эпического рода в литературном произведении. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
| Итого: | 68 | |
Календарно-тематический план 8 класс
№ п/п урока | Дата | Тема урока | Содержание по теме. Элементы содержания, проверяемые на ГИА | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Примечания (коррекция КТП с указанием причины, номера и даты приказа) |
Вид | Форма |
Тема 1: Введение Всего часов: 1 |
1 | | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Выявление уровня литературного развития учащихся; Сформировать представление о связи литературы и истории; Обучение конспектированию 1.1 | текущий | тест | презентации с применением ИКТ | |
Тема 2: Устное народное творчество Всего часов: 2 |
2 | | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ночка темная ... », «Вдоль по улице метелица метет». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Обучение выразительному чтению (исполнению) преданий, песен, частушек; Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы 1.8 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | www.vaco.ru | |
3 | | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий | Познакомить с жанровыми особенностями предания 1.4 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
Тема 3: Из древнерусской литературы Всего часов: 2, из них вн. чтение 1 |
4 | | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | Познакомить с произведениями древнерусской литературы на патриотическую тему 1.4,1.7 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
5 | | Вн.чтение «Шемякин суд» как сатирическое произведение. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» («Шемяка посулы любил, потому так и судил»). | Летопись. Древнерусская повесть (начальные представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления) 1.4 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
Тема 4: Из русской литературы XVIII века Всего часов: 3, из них р/р 1 |
6 | | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии, проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века. Словарная работа. Иллюстрации к комедии 1.6,4.2 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
7 | | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).) особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классики в драматическом произведении. | Основные правила классицизма в драматическом произведении. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). 1.6,4.2 | текущий | Проектная работа «Говорящие» фамилии и имена в произведении Д.Фонвизина «Недоросль». | | |
8 | | РР Подготовка к домaшнeму сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1-2 произведений). | Формировать навык написания сочинения на заданную тему Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. 1.6,4.2 | текущий | сочинение | презентации с применением ИКТ | |
Тема 5: Из русской литературы XIX века Всего часов: 33, из них вн. чтение 3, р/р 4, к/р 2 |
9 | | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Обоз», ее историческая основа. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Басня. Мораль. Аллегория (развитие понятия). 1.6,1.4 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
10 | | Вн.чтение И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа. | Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Басня. Мораль. Аллегория (развитие понятия). 1.6,1.4 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
11 | | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О Покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева | Дума (начальное представление). | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
12 | | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье... »), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. Обучение чтению. | Дать представление об исторической основе произведений Пушкина. 5.5,1.7 | текущий | творческая работа | презентации с применением ИКТ www.museum-gol.ru | |
13 | | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах). | Дать представление об исторической основе произведений Пушкина. | текущий | Проектная работа « Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю» | | |
14 | | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | Биография, чтение, словарная работа. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Дать представление об исторической основе произведений Пушкина. | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
15 | | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Иметь представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров (углубить понятие о художественном образе-характере). 5.9,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
16 | | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Сформировать пpeдставление о двух героях повести - Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы. 5.9,1.6 | текущий | самостоятельная работа | презентации с применением ИКТ | |
17 | | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. | Создать условия для раскрытия смысла повести; отметить душевное богатство; нравственную чистоту, народную основу образа. 5.9,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | | |
18 | | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представление уч-ся о народной войне в анализируемых главах; проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева в анализируемых трех сценах. 5.9,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
19 | | РР Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы: 1. Каким я представляю Пугачева после прочтения «Капитанской дочки»? 2. Рыцарство Петра Гринева. 3. Нравственная красота Маши Мироновой. | Создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера; подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем, поднятых автором в повести, путем сравнения и сопоставления. 5.9,1.6 | текущий | сочинение | http://www.yamal.org/ook | |
20 | | Вн. чтение А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. | Продолжение знакомства с пушкинской прозой, начатое в курсе шестого («Станционный смотритель») и восьмого («Капитанская дочка») классов; глубокое освоение пушкинских художественных открытий в последней повести. 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
21 | | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | Проверка знаний уч-ся по изученным произведениям | итоговый | контрольная работа | | |
22 | | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах). | Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры. 5.12,1.6,1.7 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ www.tarhany.ru | |
23 | | М. Ю. Лермонтов. «Mцыpи». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыpe. Романтически-условный историзм поэмы. | Создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; познакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художе- ственным содержанием поэмы 5.12,1.6,1.7 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
24 | | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описания природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя; определить особенности поэмы как романтического произведения; выразительно читать понравившийся отрывок поэмы 5.12,1.6,1.7 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
25 | | РР Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме "Мцыри" (по выбору учащегося). «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме "Мцыри». Темы: 1. Чем меня привлекает Мцыри? 2. Подвиг ради свободы | Подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки 5.12,1.6,1.7 | текущий | сочинение | презентации с применением ИКТ | |
26 | | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах) | Дать представление об особенностях драматического произведения; об истории создания комедии; совершенствовать умение анализировать произведение драматургии с точки зрения идейного художественного своеобразия. 5.14,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
27 | | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. Развитие понятия об эпитете | Создать условия для понимания жизненной основы комедии; понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке 5.14,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
28 | | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Речевая характеристика персонажей. | Совершенствовать умение анализировать драматические произведения; получить представление о характере Хлестакова, понять механизм его превращения, выяснить отношение автора 5.14,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
29 | | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | Совершенствовать умение анализировать драматические произведения, сопоставляя события в комедии с фактами и действительностью; исследовать интригу превращения Хлестакова в государственного чиновника 5.14,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | | |
30 | | РР Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | Выявление степени усвоения уч-ся основных положений текста произведения и проблематики; систематизация и обобщение изученного материала в форме теста, подготовка к домашнему сочинению 5.14,1.6 | текущий | сочинение | http://www.yamal.org/ook | |
31 | | Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. «Петербургская» повесть «Шинель». Смысл названия повести. Роль детали в повести 5.15,1.6 | текущий | письменная самостоятельная работа | презентации с применением ИКТ | |
32 | | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. «Петербургская» повесть «Шинель». Смысл названия повести. Роль детали в повести. 5.15,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
33 | | М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа Образы градоначальников Средства создания комического в произведении Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | Дать представление о понятии «сатира»; раскрыть художественный мир писателя. 1.6 | текущий | устный опрос | презентации с применением ИКТ | |
34 | | РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города". Подготовка к домашнему сочинению. | Совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения. 1.6 | текущий | сочинение | презентации с применением ИКТ | |
35 | | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Проверка знаний уч-ся по изученным произведениям | итоговый | контрольная работа | | |
36 | | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы~ рассказа «Старый гений» Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». | Познакомить с творчеством писателя и его рассказом; раскрыть особенности культурного мира Н. Лескова, его переживания за судьбу русского народа. 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
37 | | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала". Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | Дать представление о личности и творчестве писателя; показать особенности композиции рассказа, ее значении; дать понятие о роли приема антитезы в идейной и художественной ткани рассказа. 6.9,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
38 | | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала". Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | Совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, создание условий для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни. 6.9,1.6 | текущий | практическая работа | | |
39 | | Вн. чтение Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого "Отрочество". | Совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, создание условий для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни. 6.8,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
40 | | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова. | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова 1.7 | текущий | Проектная работа «Природные образы и средства их создания в поэзии» | | |
41 | | А. П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм Рассказа. | Познакомить с особенностями художественного мира писателя; раскрыть идейное содержание трилогии; учить умению понимать подтекст чеховской прозы 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
Тема 6: Из русской литературы XX века Всего часов: 9, вн. чт. 1, р/р 3 |
42 | | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ". Мастерство И. А. Бунина-прозаика. | Дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
43 | | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | Познакомить уч-ся с фактами жизни и творчества писателя; вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
44 | | РР Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И.А. Бунина, А. И. Куприна. | Самостоятельная работа над сочинением 1.6 | тематический | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
45 | | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворный цикл «На поле Куликовом», стихотворение «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению | Дать представление о личности А. Блока и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению стихотворения поэта 1.7 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
46 | | С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев" - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | Драматическая поэма (начальные представления), познакомить с поэтическим творением Есенина, литературными приемами и художественными средствами 1.7 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
47 | | РР Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | Самостоятельная работа над сочинением | текущий | письменная самостоятельная работа | http://www.yamal.org/ook | |
48 | | РР Подготовка к домашнему сочинению "Образ Пугачева в литературе" | Самостоятельная работа над сочинением | текущий | сочинение | | |
49 | | Вн.чт. И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству | Учить умению воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героя 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
50 | | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне" | Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Юмор в произведении. 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | | |
Тема 7: Писатели улыбаются Всего часов: 6, вн. чтение 1, к/р 1 |
51 | | Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи «Жизнь и воротник». М. М.3ощенко. «История болезни». | Сатира и юмор в литературе. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
52 | | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина. | Проверка знаний уч-ся по изученным произведениям | итоговый | контрольная работа | | |
53 | | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы 7.6,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
54 | | Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Совершенствовать навык анализа поэтического произведения; выделить основные темы, проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы, обучение устному рассказу 7.6,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |
55 | | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. | Совершенствовать навык поэтического произведения; проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина; определять роль ИВС 7.6,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | | |
56 | | Вн.чт. А. П.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Учить умению воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, дать характеристику героев 1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
Тема 8: Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Всего часов: 4 |
57 | | РР Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату ... », Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют ... », А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги». | Развитие письменной и устной речи; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов; совершенствовать навыки выразительного чтения | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
58 | | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством В. Астафьева; вызвать интерес к теме детства в рассказе; совершенствовать навык анализа художественного произведения 7.9,1.6 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
59-60 | | РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося) | Самостоятельная работа над сочинением | Тематический | сочинение | http://www.yamal.org/ook | |
Тема 9: Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе Всего часов: 2 |
61-62 | | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | Познакомить уч-ся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов (И.Анненский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Б.Пастернак, Н.Оцуп, И.Бунин) | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
Тема 10: Зарубежная литература Всего часов: 6 |
63 | | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX века, литературы XX века, совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания 8.2 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
64 | | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной... » Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Сонеты У. Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
65 | | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | Развитие понятия о классицизме.XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Особенности классицизма в комедии. Развитие понятия о сатире. Общечеловеческий смысл комедии 8.3 | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
66 | | Вн.чтение. Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX века, литературы XX века, совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
67 | | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | презентации с применением ИКТ | |
68 | | Итоговый урок. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | Знать основные литературовед- ческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературовед- ческие знания | текущий | комплексная работа на межпредметной основе | http://www.yamal.org/ook | |