Рабочая программа по родному (русскому) языку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с учебным планом и ООП ООО МОАУ СОШ № 15 на изучение предмета « Родной (русский) язык» в 5 классе выделено 17 часов.
Реализация Рабочей программы предмета «Родной (русский) язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Ученик научится:
понимать:
- устную речь и разговорный язык; письменную речь и литературный язык;
- выразительные средства языка: эпитет, сравнение, аллегория;
- формы словесного выражения: описание, рассуждение, повествование;
- стихотворную и прозаическую речь;
Ученик получит возможность научиться:
- уметь выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;
- различать разговорную и книжную окраску выражений;
- построить диалог;
- находить в тексте многозначные слова, фразеологизмы, омонимы, синонимы, антонимы;
- находить и употреблять в речи эпитеты, сравнения;
- создавать собственные высказывания различного характера;
- сочинение собственных загадок, поговорок, скороговорок, а также создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Содержание программы.
1.Вводный урок. Что такое слово. (1час)
Знакомство с учебником. Слово как инструмент общения, служащий целям его гармонизации и решению коммуникативных задач говорящего.
2.Словесность(3+1р.р)
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира. Значение языка для жизни общества. Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Что такое словесность. Русская словесность и её формы. Разговорный и литературный язык. Диалог, монолог. Просторечия. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
3.Богатство лексики русского языка (5+1к.р)
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Термины. Омонимы и их отличие от многозначных слов. Синонимы и их роль в художественном тексте. Новые слова, их роль в художественном произведении. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова.
4.Прямое и переносное значение слова (1+р/р)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет, сравнение, аллегория.
5. Текст (3+1к/р)
Текст как результат употребления языка. Тема. Основная мысль. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражения.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Вводный урок. Что такое слово? | 1 |
2 | Словесность | 3+1р.р |
3 | Богатство лексики русского языка | 5+1к/р |
4 | Прямое и переносное значение слова | 1+1р/р |
5 | Текст | 3+ 1к/р |
Итого: 17часов |