Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Повторение материала, изученного за год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Повторение | 11 | | | |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | 1 | 3.09 | | |
2 | Текст. Признаки текста | 1 | 4.09 | | |
3 | Основная мысль текста | 1 | 5.09 | | |
4 | Входная контрольная работа. Диктант | 1 | 6.09 | | |
5 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | 1 | 7.09 | | |
6 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 1 | 10.09 | | |
7 | Орфограммы. Их графическое обозначение | 1 | 11.09 | | |
8 | Написание слов с изученными орфограммами | 1 | 12.09 | | |
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание | | 13.09 | | |
10 | Контрольный диктант №1 по теме «Орфограммы и пунктограммы» | 1 | 14.09 | | |
11 | Работа над ошибками. Алфавит | 1 | 17.09 | | |
| Слово | 116 | | | |
12 | Понятия «корень слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне | 1 | 18.09 | | |
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 1 | 19.09 | | |
14 | Развитие речи. Составление связного текста из деформированных предложений | 1 | 20.09 | | |
15 | Работа над ошибками. Проверяемые буквы согласных в корне слова | 1 | 21.09 | | |
16 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 1 | 24.09 | | |
17 | Развитие орфографической зоркости | 1 | 25.09 | | |
18 | Проверочная работа №1 по теме «Части слова» | 1 | 26.09 | | |
19 | Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных | 1 | 27.09 | | |
20 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне | 1 | 28.09 | | |
21 | Развитие речи. Творческая работа. Составление текста на заданную тему | 1 | 1.10 | | |
22 | Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными в корне | 1 | 2.10 | | |
23 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» | 1 | 3.10 | | |
24 | Работа над ошибками. Словами с непроизносимым согласным звуком в корне | 1 | 4.10 | | |
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные в корне слова | 1 | 5.10 | | |
26 | Развитие речи. Сочинение по опорным словам | 1 | 8.10 | | |
27 | Работа над ошибками. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 1 | 9.10 | | |
28 | Обобщённое правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова | 1 | 15.10 | | |
29 | Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | 16.10 | | |
30 | Работа над ошибками. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 1 | 17.10 | | |
31 | Контрольный диктант №2 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | 18.10 | | |
32 | Работа над ошибками. Непроизносимые согласные в корне слова | 1 | 19.10 | | |
33 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов | 1 | 22.10 | | |
34 | Развитие умения видеть в словах орфограмму-букву безударных гласных | 1 | 23.10 | | |
35 | Безударные гласные в корне слова. Закрепление. | 1 | 24.10 | | |
36 | Развитие речи. Свободный диктант | 1 | 25.10 | | |
37 | Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | 1 | 26.10 | | |
38 | Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова | 1 | 29.10 | | |
39 | Контрольный диктант №3 по теме «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова» | 1 | 30.10 | | |
40 | Работа над ошибками. Знакомство с понятием «сложные слова» | 1 | 31.10 | | |
41 | Соединительные буквы о и е в сложных словах | 1 | 1.11 | | |
42 | Образование сложных слов | 1 | 2.11 | | |
43 | Сложные слова-имена существительные и имена прилагательные | 1 | 5.11 | | |
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. | 1 | 6.11 | | |
45 | Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова» | 1 | 7.11 | | |
46 | Работа над ошибками. Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов | 1 | 8.11 | | |
47 | Правописание букв безударных гласных в приставках | 1 | 9.11 | | |
48 | Правописание букв безударных гласных в приставках. Закрепление | 1 | 12.11 | | |
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание | 1 | 13.11 | | |
50 | Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня | 1 | 14.11 | | |
51 | Различие и правописание слов с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня | 1 | 15.11 | | |
52 | Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь | 1 | 21.11 | | |
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | 1 | 22.11 | | |
54 | Повторение. Проверочная работа №6 по теме «Разделительные ъ и ь» | 1 | 23.11 | | |
55 | Работа над ошибками. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь | | 26.11 | | |
56 | Контрольный диктант №4 по теме «Безударные гласные в приставках» | 1 | 27.11 | | |
57 | Работа над ошибками. Понятие об окончании и основе слова | 1 | 28.11 | | |
58 | Развитие умения находить в слове окончание | 1 | 29.11 | | |
59 | Как найти в слове основу | 1 | 30.11 | | |
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 1 | 3.12 | | |
61 | Суффикс и его роль в слове | 1 | 4.12 | | |
62 | Развитие умения находить в слове суффикс | 1 | 5.12 | | |
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | 1 | 6.12 | | |
64 | Контрольное списывание | 1 | 7.12 | | |
65 | Упражнение в разборе слов по составу | 1 | 10.12 | | |
66 | Проверочная работа №7 по теме «Части слова» | 1 | 11.12 | | |
67 | Работа над ошибками. Части речи в русском языке | 1 | 12.12 | | |
68 | Определение имени существительного | 1 | 13.12 | | |
69 | Роль имён существительных в речи. Развитие речи. Творческая работа: составление текста | 1 | 14.12 | | |
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | 1 | 17.12 | | |
71 | Урок- обобщение. Что мы знаем об именах существительных | 1 | 18.12 | | |
72 | Имена существительные в речи | 1 | 19.12 | | |
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | 1 | 20.12 | | |
74 | Род - постоянный признак имён существительных | 1 | 21.12 | | |
75 | Окончание имен существительные мужского, женского и среднего рода | 1 | 24.12 | | |
76 | Изменение имён существительных по родам | 1 | 25.12 | | |
77 | Образование множественного числа имён существительных | 1 | 26.12 | | |
78 | Окончание имен существительных в единственном и во множественном числе | 1 | 27.12 | | |
79 | Разбор имени существительного как части речи | 1 | 28.12 | | |
80 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением | 1 | 9.01 | | |
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке | 1 | 10.01 | | |
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | 1 | 11.01 | | |
83 | Развитие речи. Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами | 1 | 14.01 | | |
84 | Работа над ошибками. Разбор имён существительных по составу | 1 | 15.01 | | |
85 | Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка» | 1 | 16.01 | | |
86 | Работа над ошибками. Употребление имён существительных в речи | 1 | 17.01 | | |
87 | Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи» | 1 | 18.01 | | |
88 | Работа над ошибками. Понятие о местоимении | 1 | 21.01 | | |
89 | Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | 1 | 22.01 | | |
90 | Разбор местоимения как части речи | 1 | 23.01 | | |
91 | Роль личных местоимений в речи. Развитие речи . Обучающее сочинение «О себе» | 1 | 24.01 | | |
92 | Работа над ошибками. Закрепление знаний о местоимении | 1 | 25.01 | | |
93 | Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи» | 1 | 28.01 | | |
94 | Работа над ошибками. Определение имени прилагательного | 1 | 29.01 | | |
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | 1 | 30.01 | | |
96 | Роль имён прилагательных в речи | 1 | 31.01 | | |
97 | Разбор имён прилагательных как части речи | 1 | 1.02 | | |
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, и среднем роде и во множественном числе | 1 | 4.02 | | |
99 | Проверка безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 1 | 5.02 | | |
100 | Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Антонимы | 1 | 6.02 | | |
101 | Словообразование имён прилагательных. Развитие речи. Сочинение по опорным сочетаниям слов | 1 | 7.02 | | |
102 | Работа над ошибками. Словообразование имён прилагательных. | 1 | 8.02 | | |
103 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | 11.02 | | |
104 | Работа над ошибками. Разбор имён прилагательных по составу | 1 | 12.02 | | |
105 | Контрольный диктант №5 по теме «Буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных» | 1 | 18.02 | | |
106 | Работа над ошибками. Определение глагола как части речи | 1 | 19.02 | | |
107 | Изменение глаголов по временам | 1 | 20.02 | | |
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 1 | 21.02 | | |
109 | Изменение глаголов по числам | 1 | 22.02 | | |
110 | Правило правописания частицы не с глаголами | 1 | 25.02 | | |
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами | 1 | 26.02 | | |
112 | Понятие о неопределённой форме глагола | 1 | 27.02 | | |
113 | Развитие речи. Контрольное изложение | 1 | 28.02 | | |
114 | Работа над ошибками. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | 1 | 1.03 | | |
115 | Контрольный диктант №6 по теме «Частица не с глаголами» | 1 | 4.03 | | |
116 | Работа над ошибками. Образование форм Времени от неопределённой формы глаголов | 1 | 5.03 | | |
117 | Разбор глагола как части речи | 1 | 6.03 | | |
118 | Повторение. Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи» | 1 | 7.03 | | |
119 | Работа над ошибками. Понятие о наречии как части речи | 1 | 11.03 | | |
120 | Наречие. Закрепление | 1 | 12.03 | | |
121 | Части слова. Разбор слова по составу | 1 | 13.03 | | |
122 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 1 | 14.03 | | |
123 | Удвоенные буквы согласных в корне слова | 1 | 15.03 | | |
124 | Буквы непроизносимых согласных в корне слова | 1 | 18.03 | | |
125 | Слова с двумя безударными гласными в корне слова | 1 | 19.03 | | |
126 | Сложные слова и их правописание | 1 | 20.03 | | |
127 | Части речи | 1 | 21.03 | | |
| Предложение 28 |
128 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 22.03 | | |
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | 1 | 1.04 | | |
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | 2.04 | | |
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | 1 | 3.04 | | |
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 1 | 4.04 | | |
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 | 5.04 | | |
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам | 1 | 8.04 | | |
135 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | 9.04 | | |
136 | Разбор предложений | 1 | 10.04 | | |
137 | Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | 11.04 | | |
138 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | 1 | 12.04 | | |
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | 15.04 | | |
140 | Развития умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | 16.04 | | |
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | 17.04 | | |
142 | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | 18.04 | | |
143 | Развитие речи. Свободный диктант | 1 | 19.04 | | |
144 | Работа над ошибками. Понятие о простом и сложном предложении | 1 | 22.04 | | |
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 1 | 23.04 | | |
146 | Различия сложных и простых предложений с однородными членами | 1 | 24.04 | | |
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении | 1 | 25.04 | | |
148 | Разбор простого предложения | 1 | 26.04 | | |
149 | Разбор сложного предложения | 1 | 29.04 | | |
150 | Повторение. Проверочная работа №12 по теме « Предложение» | 1 | 30.04 | | |
151 | Работа над ошибками. Простые и сложные предложения | 1 | 2.05 | | |
152 | Предложения с однородными членами | 1 | 3.05 | | |
153 | Предложения с однородными членами | 1 | 6.05 | | |
154 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 7.05 | | |
155 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 8.05 | | |
| Повторение | 15 | | | |
156 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | 1 | 10.05 | | |
157 | Повторение. Состав слова | 1 | 13.05 | | |
158 | Итоговый контрольный диктант в рамках годовой промежуточной аттестации | 1 | 14.05 | | |
159 | Работа над ошибками. Повторение изученного | 1 | 15.05 | | |
160 | Повторение изученного | 1 | 16.05 | | |
161 | Повторение за год. Части речи в русском языке | 1 | 17.05 | | |
162 | Итоговая контрольная работа «Проверка знаний и умений по русскому языку за 3-й класс» | 1 | 20.05 | | |
163 | Работа над ошибками. Орфограммы и пунктограммы | 1 | 21.05 | | |
164 | Имя существительное как часть речи | 1 | 21.05 | | |
165 | Словообразование имен существитель- ных. Словарный диктант | 1 | 22.05 | | |
166 | Прилагательное как часть речи | 1 | 22.05 | | |
167 | Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 1 | 23.05 | | |
168 | Неопределённая форма глагола. Глагол как часть речи. Не с глаголами | 1 | 23.05 | | |
169 | Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1 | 24.05 | | |
170 | Повторение материала, изученного за год. | 1 | 24.05 | | |
| Итого: | 170 ч | | | |