Муниципальное общеобразовательное Учреждение
Рязановская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от 28.08.2018г. Руководитель ШМО ________ С.А.Воробьева | ПРИНЯТА Протокол педагогического совета № 1 от 30.08.2018г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ Рязановская СОШ __________С.А.Маркитанова Приказ № от 31.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Шахматная азбука
1 класс
по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
Составитель учитель начальных классов
1 категории С.Н.Гальцева
г.о.Егорьевск, п. Рязановский
2018
1.Планируемые результаты реализации программы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной деятельности в единстве личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
К концу изучения учащиеся должны знать:
шахматную доску и её структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,
защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения учащиеся должны уметь:
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
2.Содержание программы.
Шахматная доска и фигуры ( 2 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и
подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение
короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись
шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство
и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности
в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (5ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя.
Дебютные ловушки
3.Тематическое планирование.
№ | Название раздела. | Кол-во часов |
1. | Шахматная доска и фигуры | 2ч. |
2. | Ходы и взятие фигур. | 12ч. |
3. | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | 10ч. |
4. | Запись шахматных ходов. | 2ч. |
5. | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. | 2ч. |
6. | Общие принципы разыгрывания дебюта. | 5ч. |
4.Календарно – тематическое планирование.
№ п\п | СОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
Ι | Шахматная доска и фигуры. | 2 | | |
| Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | 05.09.18 | |
| Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. | 1 | 12.09.18 | |
ΙΙ | Ходы и взятие фигур. | 12 | | |
| Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 |
19.09.18 | |
| Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 |
26.09.18 | |
| Угроза, нападение, защита. | 1 | 03.10.18 | |
| Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | 10.10.18 | |
| Значение короля. | 1 | 17.10.18 | |
| Короткая и длинная рокировка. | 1 |
24.10.18 | |
| Начальная позиция. | 2 | 31.10-07.11.18 | |
| Запись шахматных позиций. | 1 | 14.11.18 | |
| Практическая игра. | 3 | 21,28.11-05.12.18 | |
ΙΙΙ | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | 10 | | |
| Способы защиты от шаха. | 1 | 12.12.18 | |
| Открытый, двойной шах. | 1 | 19.12.19 | |
| Мат. | 1 | 26.12.19 | |
| Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 |
09.01.19 | |
| Алгоритм решения задач на мат в один ход. | 1 | 16.01.19 | |
| Пат. | 1 | 23.01.19 | |
| «Бешеные» фигуры. | 1 | 30.01.19 | |
| Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | 06.02.19 | |
| Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). | 1 | 13.02.19 | |
| Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | 27.02.19 | |
ΙѴ | Запись шахматных ходов. | 2 | | |
| Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | 06.03.19 | |
| Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 1 | 13.03.19 | |
Ѵ | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. | 2 | | |
| Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | 20.03.19 | |
| Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | 03.04.19 | |
ѴΙ | Общие принципы разыгрывания дебюта. | 5 | | |
| Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 2 | 10.04.19 | |
| Классификация дебютов. | 1 | 17.04.19 | |
| Анализ учебных партий. | 1 | 24.04.19 | |
| Раннее развитие ферзя. | 1 | 08.05.19 | |
| Всего | 33 | | |
Материально – техническое обеспечение
Учебно – методический комплект:
классов общеобразовательных учреждений", 2011
Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
15