СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внерочная деятельность (интеллектуальное напрвление) 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматная азбука"»


Муниципальное общеобразовательное Учреждение

Рязановская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена

на ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 28.08.2018г.

Руководитель ШМО ________ С.А.Воробьева

ПРИНЯТА

Протокол

педагогического совета № 1 от 30.08.2018г.



УТВЕРЖДЕНА

Директор

МОУ Рязановская СОШ

__________С.А.Маркитанова

Приказ № от 31.08.2018 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Шахматная азбука

1 класс

по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту

начального общего образования







Составитель учитель начальных классов

1 категории С.Н.Гальцева





г.о.Егорьевск, п. Рязановский

2018







1.Планируемые результаты реализации программы

        Федеральный государственный стандарт начального общего образования формулирует  требования к результатам освоения курса по внеурочной деятельности в единстве личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».

            К концу изучения учащиеся должны знать:

  • шахматную доску и её структуру;

  • обозначение полей линий;

  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;

  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,

ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,

защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

             

           К концу изучения  учащиеся должны уметь:

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять

наличие материального перевеса;

  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

  • определять общую цель и пути её достижения;

  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.


2.Содержание программы.


Шахматная доска и фигуры ( 2 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,

нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение

короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись

шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (5ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя.

Дебютные ловушки


3.Тематическое планирование.


Название раздела.

Кол-во часов

1.

Шахматная доска и фигуры

2ч.

2.

Ходы и взятие фигур.

12ч.

3.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат».


10ч.

4.

Запись шахматных ходов.

2ч.

5.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

2ч.

6.

Общие принципы разыгрывания дебюта.

5ч.


4.Календарно – тематическое планирование.

п\п

СОДЕРЖАНИЕ

(разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

Ι

Шахматная доска и фигуры.

2




Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий.

1

05.09.18



Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения.

1

12.09.18


ΙΙ

Ходы и взятие фигур.

12




Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

1



19.09.18



Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

1



26.09.18



Угроза, нападение, защита.

1

03.10.18



Превращение и взятие на проходе пешкой.

1

10.10.18



Значение короля.

1

17.10.18



Короткая и длинная рокировка.

1



24.10.18



Начальная позиция.

2

31.10-07.11.18



Запись шахматных позиций.

1

14.11.18



Практическая игра.

3

21,28.11-05.12.18


ΙΙΙ

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат».

10




Способы защиты от шаха.

1

12.12.18



Открытый, двойной шах.

1

19.12.19



Мат.

1

26.12.19



Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

1



09.01.19



Алгоритм решения задач на мат в один ход.

1

16.01.19



Пат.

1

23.01.19



«Бешеные» фигуры.

1

30.01.19



Сходство и различие между понятиями мата и пата.

1

06.02.19



Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

1

13.02.19



Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

1

27.02.19


ΙѴ

Запись шахматных ходов.

2




Принцип записи перемещения фигуры.  Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.

1

06.03.19



Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

1

13.03.19


Ѵ

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

2




Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске.

1

20.03.19



Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

1

03.04.19


ѴΙ

Общие принципы разыгрывания дебюта.

5




Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

2

10.04.19



Классификация дебютов.

1

17.04.19



Анализ учебных партий.

1

24.04.19



Раннее развитие ферзя.

1

08.05.19



Всего

33






Материально – техническое обеспечение

Учебно – методический комплект:

  • А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных

классов общеобразовательных учреждений", 2011

  • Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред.

Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.



15