СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарное тематическое планирование по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарное тематическое планирование по биологии 6 класс (2 часа)

Просмотр содержимого документа
«Календарное тематическое планирование по биологии 6 класс»

Муниципальное казённое общеОБразовательное учреждение

Варламовская средняя общеобразовательная школа


У

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №____ от

«__»__________20__ г.

____________________

тверждаю:

директор И.А. Колчина

«__»_________ 20__ г.

Приказ №___
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИЯ»

6 класс







учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Космовский С.С.









с . Варламово

2019-2020 г.


Календарно тематическое планирование по предмету «биология» 6 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД)

Виды деятельности уч-ся

Дата

Формы проведения

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (24 часов)


1.

Разнообразие, распространение и значение растений

1


Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать работу

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.


Коррекция знаний.

Дополнительная информация из книги рекордов Гиннеса.

Самостоятельная работа с книгой.

2.

Покрытосеменные

1

Сформировать понятия: Цветок, плод, покрытосеменные, цветковые растения

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
давать определение понятию на основе изученного материала.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека



3.

Строение семян двудольных растений


Лабораторная работа№1

Строение семян двудольных растений

1

Формирование умения определить понятие «семя»

Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян. Изучение главных частей семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек)


Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа



Частично поисковый, проблемный.

Лабораторная работа.


4.

Строение семян однодольных растений


Лабораторная работа№2

Строение зерновки пшеницы

1

Показывают свою готовность к уроку. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос.

Выполняют тестовое задание. Оценивают и корректируют свои знания, осуществляют взаимопроверку

Выполняют лабораторную работу «Изучение строения семян однодольных растений», отвечая на вопросы по плану (работают с информацией по технологической карте, учебнику):

Выступают, анализируют, делают выводы

Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними

Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян


Организация эвристической беседы. Лабораторная работа.

5.

Виды корней и типы корневых систем


Лабораторная работа№3

Виды корней.

1

Формирование умения определить существенные различия в понятиях «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система».

Выявить уровень знаний о видах коневых систем

Закрепление понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян.

Познавательные УУД:

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем


Частично поисковый.

Организация лабораторной работы с гербарием.

Парный метод работы по терминам.

6

Строение корня


Лабораторная работа№4

Изучение внутреннего и внешнего строения корня

1

Формирование понятий «зоны корня»: «корневой чехлик», «зона деления», «зона роста» (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения».

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Познавательные УУД:

. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р

Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря

Коммуникативные УУД

умение работать в составе групп

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня



Частично поисковый.

Лабораторная работа.

Оформление сводной таблицы по тканям корней

7

Видоизменения корней

1

Формирование понятий «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней



Краткий анализ срезовой работы.

Фронтальная беседа.

Самостоятельная работа с учебником, рисунками.

Составление таблицы.

8

Побеги почки

1

Научатся объяснять смысл важ-нейших биологических терминов и понятий, определять основные час-ти побега на схемах, таблицах, ри-сунках и натуральных объектах, ха-рактеризовать строение побега и почки, показывать их особенности на препаратах и растениях, объяснять функции побега и почек, сравнивать разные побеги и почки между собой, использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Регулятивные УУД:

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные УУД

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение»


Организация поисковой деятельности по изучению строения почки, расположению на стебле. Парный метод работы по терминам.

9

Побеги почки


Лабораторная работа№5

Изучение строение почек.


1

Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».



10

Внешнее строение листа


Лабораторная работа №6

Изучение строения листа

1

Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части листа на схе-мах, таблицах, ри-сунках и натураль-ных объектах, ха-рактеризовать строение простых и сложных листьев, показывать их особенности на препаратах и растениях, объяснять функции листьев, их значение в жизни растений, сравнивать разные листья между собой, использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

Познавательные УУД:

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД:

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев


Организация лабораторной работы частично-поисковым методом.

11


Клеточное строение листа.

1

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна»,

Регулятивные УУД:

Выполняют рисунок в тетради

Коммуникативные УУД

умеют слушать и слышать друг друга

Смотрят на предметы на столе, догадываются о теме предстоящего занятия. Формулируют тему и задачи урока.

Слушают инструктаж по ТБ и выполняют лабораторную работу (готовят препараты кожицы листа, рассматривают в микроскоп, зарисовывают, определяют типы клеток, подписывают), делают выводы.

Знакомятся с видоизменениями листьев по разным источникам и заполняют информационные листы. Доказывают, что строение листьев связано с условиями среды.

Выполняют проверочное задание. Вместе в классе проверяют правильность ответов и исправляют ошибки.


Проблемный метод.

Лабораторная работа.

12


Видоизменение листьев

1

Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

. Регулятивные: принимать учебную задачу, составлять план работы в соответствии с поставленной задачей, выполнять лабораторную работу, свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию, отвечать на вопросы.

Познавательные: использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор необходимой информации, её систематизация), осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы.


Рассказ с элементами беседы, демонстрацией гербариев и д/фильма.

Беседа по итогам д/фильма.

13

Осенние явления в жизни растений экскурсия

1


Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты


Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель»




14

Строение стебля

1

Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу, объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину и толщину, прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев, высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям, исследовать строение стебля в ходе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Регулятивные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму, выполнять лабораторную работу, свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию, отвечать на вопросы.

Познавательные: уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

Коммуникативные:

Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации, слушать и понимать речь других людей, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы.

Определяют понятия «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты



15

Лабораторная работа№7

Изучение микростроения стебля

1


Беседа с использованием таблиц, комнатных растений, кинофрагмент.

Лабораторная работа.

16

Видоизменение побегов

Лабораторная работа №8

Изучение видоизмененных побегов


1

Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизменённые побеги, объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания. Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты


Исследовательский метод. Лабораторная работа по инструктивной карточке.

Рассказ с элементами беседы, использование таблиц.

17

Строение цветка


Лабораторная работа №9

Изучение строения цветка

1

Знание особенностей строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков. Умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями.

Знание роли соцветий в жизни цветковых растений. Выделение существенных признаков простых и сложных соцветий. Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

Познавательные УУД:

: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты


Объяснение с использованием таблиц, моделей записью формул.

Лабораторная работа. Парная работа по терминам, взаимоконтроль.



18

Строение цветка

1



Определяют понятия «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения»



19

Соцветия


Лабораторная работа №10

Ознакомление с разными видами соцветий

1

Знание особенностей строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков. Умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями.

Знание роли соцветий в жизни цветковых растений. Выделение существенных признаков простых и сложных соцветий. Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

Познавательные УУД:

Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой



Объяснительно-иллюстративный метод с использованием натуральных объектов, схем, таблиц.

Лабораторная работа с заполнением таблицы.

20

Плоды

1

Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов. Знание и различение на рисунках и таблицах плодов и семян, распространение которых происходит при помощи ветра, воды и животных. Умение объяснять причины различий способов распространения семян сухих и сочных плодов

Познавательные УУД:

Знакомятся с классификацией плодов

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды

Коммуникативные УУД

Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении


Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».



21

Плоды


Лабораторная работа №11

Сухие и сочные плоды

1



Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы


Анализ сравнение.

Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника, натуральных объектов. Вычерчивание схемы.

Лабораторная работа с заполнением таблицы

22

Распространение плодов и семян

1


Познавательные УУД:

Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»


Проверка знаний по таблицам.

Рассказ с демонстрацией рисунков, таблиц, использованием занимательного материала

23

Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1






24

Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1






РАЗДЕЛ 2. Жизнь растений ( 16часов)


25

Химический состав растений

1

Ученик научится

Определять понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Характеризовать способы поглощения питательных веществ растениями, свойства почвы, виды удобрений.

Описывать вещества необходимые для роста и развития растений.

Выделять существенные признаки почвенного питания растений.

Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Ученик получит возможность научиться

Определять способы внесения удобрений.

Оценить вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Привести доказательства (аргументация) о необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе


Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием


Рассказ, составление схемы, демонстрация опыта. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по заданиям, выводы.

26

Минеральное питание растений


1

Познавательные УУД:

.Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные УУД Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.


Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе


Рассказ, беседа.

Постановка проблемных вопросов, составление схем, использование дополнительной информации.

27

Фотосинтез

1

Ученик научится

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе

фотосинтеза.

Определять условия протекания фотосинтеза.

Объяснять

значение фотосинтеза и роль растений

в природе и жизни

Ученик получит возможность научиться закладывать и проводить опыт и наблюдение по определению протекания процесса фотосинтеза.

Познавательные УУД:

.Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные УУД

Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека


Актуализация знаний. Постановка микроцепей, эксперимент, выводы.

Выполнение рисунков, заполнение таблицы.

Решение познавательных задач с практическим содержанием.

28

Дыхание растений

1

Ученик научится

Выделять существенные признаки дыхания.

Объяснять роль дыхания в

процессе обмена веществ; роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывать значение дыхания в жизни растений.

Описывать сущность процесса дыхания.

Ученик получит возможность научиться

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Сравнивать, объяснять и показывать результаты опытов и делать выводы

Познавательные УУД:

Выделяют существенные признаки дыхания

Регулятивные УУД:

Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза


Актуализация знаний. Анализ результатов опытов, выводы.

Сравнение процессов.

Самостоятельная работа с заполнением таблицы.

29

Испарение воды растениями.


1

Ученик научится

Объяснять роль воды в жизни растений; устьиц в транспирации; значение испарения воды в жизни растений.

Ученик получит возможность научиться

Проводить и анализировать зависимость испарения от условий среды и состояния устьиц; анализировать представленный опыт.

Познавательные УУД:

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений


Контроль знаний. Актуализация.

Постановка проблем и их решение с помощью экспериментальных данных.

Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Решение познавательных задач.

30

Передвижение воды и питательных веществ в растении


Лабораторная работа№12

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине

1

Ученик научится

Объяснять: роль транспорта веществ в процессе обмена веществ; механизм осуществления проводящей функции стебля; особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

Ученик получит возможность научиться

Проводить доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений.

Выявлять способы управление передвижением орг. веществ к плодам; прогнозировать результаты опытов, обобщать полученные знания и делать выводы.

Познавательные УУД:

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД:

Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

Коммуникативные УУД

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений


Актуализация знаний. Беседа с использованием таблиц, рисунками учебника, результатов экспериментов,

Обобщении выводы.

31

Прорастание семян

1

Ученик научится

Описывать условия хранения и прорастания семян; причины гибели зародыша семени; характеризовать признаки прорастания семян однодольных и двудольных растений; особенности роста и питания проростка.

Ученик получит возможность научиться

Устанавливать соответствие между размерами семян сроками посева и глубиной посева; прогнозировать результаты опытов; аргументировать собственную точку зрения.

Познавательные УУД:

. Объясняют роль семян в жизни растений

Регулятивные УУД:

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ


Фронтальная беседа. Составление схем по строению семян.

Анализ результатов опытов, выводы.

Самостоятельная работа с рисунками учебника.

32

Зимние явления в жизни растений. Экскурсия

1





Беседа по подготовке к эксперименту.

Самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя (наблюдение, рисунки, выводы).

Оформление заданий в тетради.

33

Способы размножения растений

1

Ученик научится

Характеризовать

способы бесполого и полового размножения; выделять особенности размножения у цветковых растений.

Объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения.

Ученик получит возможность научиться

Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно и генеративно.

Познавательные УУД:

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Коммуникативные УУД


Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира


Актуализация знаний.

Беседа, составление опорных схем. Дополнительная информация.

Работа с биологическими понятиями.

34

Размножение споровых растений

1

Ученик научится

Определять понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объяснять значение чередования поколений у споровых растений

Ученик получит возможность научиться

Приводить примеры растений, для которых характерен тот или иной вид размножения.

Познавательные УУД:

Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Регулятивные УУД:

уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД

умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений


Актуализация знаний о высших и низших споровых.

Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника, составлением опорных схем. Закреплении по динамическим моделям.

35

Размножение голосеменных растений

1

Ученик научится

Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян

Познавательные УУД:

Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка»,


Беседа.

Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника, шишек голосеменных.

36

Способы опыления у покрытосеменных растений

1


Сравнивают различные способы опыления и их роли.



37

Половое размножение покрытосеменных растений

1

Познавательные УУД:

. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Регулятивные УУД:

Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.


Актуализация знаний о строении цветка.

Рассказ, беседа.

Работа с рисунками учебника, таблицами схемами.

Решение биологических задач.

38

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

Ученик научится

Определять понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.

Ученик получит возможность научиться

Объяснять биологическое значение вегетативного размножения; наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно.

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком


Актуализация знаний.

Рассказ с использованием натуральных объектов, таблиц, гербарий.

Практическая работа с заполнением таблиц.

Работа с понятиями.

39

Повторение по теме «Жизнь растений»

1





Диктант.

Работа с новыми понятиями.

Составление опорных схем, таблиц.

40

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»

1

Определение уровня осознанного восприятия и зафиксированного в памяти знания и готовности применять знания по образцу и в сходных условиях.





РАЗДЕЛ 3. Классификация растений (11 часов)


41

Основы классификации растений

1

имеют представление о

классификации покрытосеменных, их

особенностях строения и многообразии.

Знают характеристику классов Однодольных

и Двудольных.


Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные УУД:

раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии


Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений



Работа с понятиями, гербарием, таблицами.

Выполнение тренировочных заданий.

42

Семейство Крестоцветные


Лабораторная работа №11

Выявление признаков семейства крестоцветные

1

Предметные: иметь представление о

классификации покрытосеменных, их

особенностях строения и многообразии, об

особенностях растений семейств

Крестоцветных и Розоцветных. Знать

культурные растения семейств

Крестоцветных и Розоцветных и их значение

в жизни человека.


Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Знакомятся с определительными карточками


Знакомство с планом МБХ.

Мобилизация полученных знаний и применение их.

Работа с гербарием.

43

Семейство Розоцветные

1

Выделяют основные особенности растений семейства Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками


44

Семейство Пасленовые

1

Предметные: иметь представление о

классификации покрытосеменных, их

особенностях строения и многообразии, об

особенностях растений семейств Бобовых и

Пасленовых. Знать культурные растения

семейств Бобовых и Пасленовых и их

значение в жизни человека.


Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые. Определяют растения по карточкам


45

Семейство Бобовые

1

Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам


Индивидуальный контроль.

Фронтальная беседа. Составление опорных схем.

Работа с таблицей, гербарием.

Решение познавательных задач.

46

Семейство Сложноцветные

1

Предметные: иметь представление о

классификации покрытосеменных, их

особенностях строения и многообразии, об

особенностях растений семейств

Сложноцветных. Знать

культурные растения семейства

Сложноцветных и их значение в жизни

человека. Знать правила техники

безопасности при выполнении лабораторных

работ в кабинете биологии

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;


Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам


Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам



47

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

1

представление о

классификации покрытосеменных, их

особенностях строения и многообразии, об

особенностях растений семейств Злаки и

Лилейные. Знать культурные растения

семейств Злаковых и Лилейных и их

значение в жизни человека. Знать правила

техники безопасности при выполнении

лабораторных работ в кабинете биологии


Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам


Коммуникативные УУД

умение работать в со­ставе творческих групп

Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам



48

Семейство Злаковые

1

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые Определяют растения по карточкам


Актуализация знаний.

Беседа, рассказ.

Систематизация знаний.


49

Важнейшие сельскохозяйственные растения


1

Предметные

Знать основные культурные растения изученных

семейств и их

значение в жизни человека; иметь представление о

дикорастущих, культурных и сорных

растениях, отраслях сельскохозяйственного

производства.

Познавательные УУД:

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями,

Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников



50

Повторение по теме «Классификация растений»

1





51

Обобщающий урок по теме «Классификация растений»

1





РАЗДЕЛ 4. Природные сообщества (8 часов)


52

Основные экологические факторы



Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Выделяют основные особенности растений по отношению к различным экологическим факторам


Введение в тему.

Рассказ с элементами беседы.

Составление схем.

Обработка новых понятий.

Работа с д/фильмом.

53

Характеристика основных экологических групп растений


Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета, характеризуют растения разных групп


Анализ контрольных работ, коррекция знаний.

Актуализация знаний.

Рассказ с элементами беседы, использованием рисунков, таблиц, гербариев, живых комнатных цветов.

Составление таблицы сравнительного характера.


54

Растительные сообщества.


Различение естественных и

искусственных

сообществ.

Знание значения пищевых

связей в сообществах для

осуществления

круговорота веществ. Умение

составлять элементарные пищевые цепи.

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществ


Проверка знаний (тест).

Актуализация знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Викторина «Знаете ли вы?».

55

Взаимосвязи растений в сообществе


Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе



Актуализация знаний.

Поисковая беседа.

Викторина.

56

Экскурсия «Природное сообщество и человек



Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий



1 Беседа.

2 Распределение заданий.

3 Экскурсия.

4 подведение итогов.

57

Природные сообщества и человек


Ученик научится

Определять понятия: «растительное

сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризовать типы растительных сообществ и виды растительности, влиянии деятельности человека на природные сообщества.

Ученик получит возможность научиться

Объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры растительных сообществ.

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии.



1 Беседа.

2 Парный метод работы.

3 Решение познавательных задач.

4 Обобщение.

5 Контроль знаний.

58

Повторение по теме «Природные сообщества»





Беседа. Составление сводной таблицы.

59

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»






Беседа с использованием таблиц, гербариев.

РАЗДЕЛ 5. Развитие растительного мира (11 часов)







Знакомство с редкими растениями Омской области по таблице.

60

Многообразие растений и их происхождение

1

Ученик научится

Определять понятия: «растительное

сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризовать типы растительных сообществ и виды растительности, влиянии деятельности человека на природные сообщества.

Ученик получит возможность научиться

Объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры растительных сообществ.

Познавательные УУД:

. Характеризуют различные этапы развития растительного мира.

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира


Рассказ с элементами беседы.

61

Основные этапы развития растительного мира

1

Ученик научится

Определять термины: фитоценозы, растительность, симбиоз, паразитизм, ярусность. Характеризовать причины смены растительности в сообществах. Ученик получит возможность научиться

Приводить примеры растительных сообществ. Описывать видовой состав растений лесного сообщества различных ярусов, последовательность этапов смены растительного сообщества.

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».



62

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1


Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето



63

Обобщающий урок по теме «Развитие растительного мира»

1






64

Повторение по теме «Жизнь растений»

1






65

Повторение по теме «Царство растения»

1






66

Повторение по теме «Царства Бактерии. Грибы»

1






67

Повторение по теме «Классификация растений»

1






68

Повторение по теме «Классификация растений»

1






69

Повторение по теме «Классификация растений»

1






70

Итоговая работа

1


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!