№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование, ЭОР | Домашнее задание | Примечания |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ |
1 | Введение. Живое Средневековье | 1 | Урок новых знаний | Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени | умение определять понятия, создавать обобщения, | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Лента времени, учебник | Прочитать введение, повторить исторические источники | |
2 | Древние германцы. Сибирь и Великое переселение народов | 1 | Урок новых знаний | формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося | умение определять понятия, создавать обобщения, | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 1, ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев» | |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках | 1 | Комбинирован ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, | Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы | Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 2, проч. рассказ о суассонской чаше | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Комбинирован Ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | умение обобщать факты | | Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы | Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 3, с. 18, вопрос №4, | |
5 | Западная Европа в IX – XI веках | 1 | Комбинирован Ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Работа с картой, выписка важных фактов, | Учебник, карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.» | § 4, вопрос «как жили норманны в 8-11 веках » | |
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | 1 | Комбинирован Ный | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | формирование целостного мировоззрения | Составление таблицы | Презентация, иллюстрации учебника | § 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья | |
7 | Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы» | 1 | КомбинированНый | | | | | Презентация | | |
8 9 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 2 | Комбинированный | Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников | формулировать и обосновывать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» | § 6,7 вопросы | |
10 | Образование славянских государств | 1 | Комбинированный | Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников | формулировать и обосновывать выводы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» | § 8, вопросы, тетрадь | |
11 12 | Арабский мир в VI – XI вв. | 2 | Урок новых знаний | способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | карта «Арабы в VII-XI вв.» | § 9, 10 сост. Сочинение «самое важное достижение арабов» | |
13 | В рыцарском замке | 1 | Комбинирован Ный | умение понимать законы «Рыцарской чести» | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями | Учебник, презентация | § 11 придумать девиз и изобразить герб феодала | |
14 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Комбинирован Ный | Уметь подтверждать выводы примерами | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни | Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями | Учебник, таблица «Средневековое общество» | § 12,вопросы | |
15 | Формирование средневековых городов | 1 | Комбинирован Ный | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | | Работа с картой, делать выводы по карте | Учебник, карта «Западная Европа вXI- начале XIII в.» | § 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе» | |
16 | Горожане и их образ жизни | 1 | Комбинирован Ный | Умение характеризовать условия и образ жизни горожан | строить логическое рассуждение, делать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сложного плана | Видеофрагмент, учебник, презентация | § 14, подготовить краткое сообщение о как возник один из городов | |
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Комбинирован Ный | знать особенности религиозных верований католической церкви | Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Составление плана, таблицы, работа с картой | карта «Европа в XIII в.» | § 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками» | |
18 | Крестовые походы | 1 | Комбинирован ный | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; | Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами | карта «Европа в XIII в.» | § 16, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод | |
19 | Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках» | 1 | Комбинирован Ный | строить логическое рассуждение | | | | карта «Европа в XIII в.», презентация | | |
20 | Как происходило объединение Франции | 1 | Комбинирован Ный | воспитание уважения к историческому наследию | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | § 17, | |
21 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Комбинирован Ный | развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию | строить логическое рассуждение | уважение прав и свобод человека | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | § 18 | |
22 | Столетняя война | 1 | Комбинирован Ный | Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | владение устной монологической контекстной речью | уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой, составление таблицы | карта «Европа в XIII в.», | § 19, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк? | |
23 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии | 1 | Комбинирован Ный | Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии | анализировать и обобщать факты | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Составление сравнительной таблицы | Учебник | §20,сравнительная таблица | |
24 | Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии | 1 | Комбинирован Ный | умение работать с разными источниками информациями | смысловое чтение; | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сравнительной таблицы | карта «Европа в XIV-XVвв.» | §2 1- 22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого. | |
25 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве | 1 | Комбинирован Ный | воспитание уважения к историческому наследию | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | §22 | |
26 | Обобщающий урок по теме «Западная Европа (XI - XV вв.)» | | Комбинирован Ный | | | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | | карта «Европа в XIV-XVвв.» презентация | | |
27 | Германия и Италия в XII - XV вв. | 1 | Комбинирован ный | Знать особенности, даты развития Германии и Италии | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сравнительной таблицы | карта «Европа в XIV-XVвв.» | § 23,таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.» | |
28 | Гуситское движение в Чехии | | Комбинирован Ный | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе | Работа с картой | карта «Европа в XIV-XVвв.» | § 25, составить план - конспект | |
29 | Завоевания турками – османами Балканского полуострова | | Комбинирован Ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | уважение прав и свобод человека; | Работа с картой | Учебник | § 26, составить кроссворд по теме | |
30 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство | | комбинированный | искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию | владение устной монологической контекстной речью | формирование целостного мировоззрения | Составление сложного плана, составление таблицы | учебник | §27, заполнить таблицу. §2 8, заполнить таблицу | |
31 | Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | | Комбинирован Ный | | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира | Составление сложного плана, составление таблицы | Учебник, видеофрагмент | §29 – 30 ,составить викторину | |
32 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | | Комбинирован Ный | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Сравнительная таблица | Презентация, учебник | §31, 32 составить сравнительную таблицу | |
33 | ПОУ: «Штурм крепости» | | Комбинирован ный | | | формулировать и обосновывать выводы | | Презентация | | |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
34 | Введение в предмет «Древнейшие народы на территории России» | | Урок новых знаний | раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | формулировать и обосновывать выводы | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | | Прочитать «Введение», § 1, подготовить пересказ с выделением главных фактов | |
35 | Восточные славяне | | Комбинирован Ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. | | §2, проработать карту и составить по ней рассказ | |
36 | Формирование древнерусского государства | | Комбинирован Ный | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию | умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Выписка нужных материалов из текста | | §3 , анализ исторического источника | |
37 | Первые киевские князья | | Комбинирован Ный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Выписка нужных материалов из текста | | §4, подготовить индивидуальные сообщения | |
38 | Князь Владимир Святославович Принятие христианства | | Комбинирован Ный | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого | способность решать творческие задачи | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Составление плана по тексту и его запись | | §5 , самостоятельно дать оценку принятия христианства | |
39 40 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 2 | Комбинирован Ный | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Оценивать свою работу и деятельность одноклассников | | §6, анализ «Русской Правды» | |
41 | Культура Древней Руси IX – XII вв. | | Комбинирован Ный | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | Определение причинно – следственныхмежпредметных связей | | §7, приготовить презентацию по теме | |
42 | Быт и нравы Древней Руси | | Комбинирован Ный | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | способность решать творческие задачи | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | Определение причинно – следственныхмежпредметных связей | | §8, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия. | |
43 | Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.» | | Комбинированный | | составлять тезисы | | Определение причинно – следственных межпредметных связей | | знать все даты и понятия, работа над ошибками | |
44 | Начало раздробления Древнерусского государства | | Комбинирован ный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | умение определять понятия, устанавливать аналогии | | Выписка нужных материалов из текста | | §9, знать все княжества по карте, документ с. 83-84 | |
45 46 | Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества | 2 | Комбинирован ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | составлять тезисы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | | §10 - 11, составить сравнительную таблицу | |
47 | Нашествие с Востока | 1 | Комбинирован Ный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | устанавливать причинно-следственные связи | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Составление плана по тексту и его запись | | §12 , подготовить устные сообщения о Ордынских ханах | |
48 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинирован ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | умение использовать речевые средства | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, | Выписка нужных материалов из текста | | §13,, составить рассказ битвы по схеме | |
49 | Русь и Золотая Орда | 1 | Комбинирован Ный | способность применять понятийные приемы исторического анализа | Умение логического рассуждения, умозаключения | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Составление плана-схемы изученной темы | | §14 , анализ исторических документов | |
50 | Русь и Литва (Повторение понятий и дат) 15 минут | 1 | Комбинирован Ный | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | работать индивидуально и в группе: | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | | §15, проработать карту и составить по ней рассказ | |
51 | Культура русских земель в XII - XIII вв. | 1 | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира | Составлять сложный план | | §16 Проанализировать «Поучения детям» В.Мономаха с. 136-137 | |
52 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIII в..» | | Комбинированный | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; | | | | | знать все события и даты | |
53 | Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель | 1 | Комбинирован ный | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог | | § 17, установить причинно – следственные связи | |
54 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | Комбинирован ный | формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством | представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | формирование целостного мировоззрения | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | | §18, подготовить устное сообщение | |
55 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. | 1 | Комбинирован Ный | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства | Умение работать в группе | уважение к культуре других народов, толерантность. | Составление характеристик деятелей | | § 19, работа с картой, составить рассказа по ней | |
56 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | Комбинирован Ный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение анализировать и обобщать факты | формирование целостного мировоззрения | Установление межпредметных связей | | § 20, , прочитать дополнительную литературу по теме | |
57 | Московское государство в конце XV- начале XVIвв | 1 | Комбинирован ныйи | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | формулировать и обосновывать выводы | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Формулировать проблемные вопросы | | § 21, закончить составлять схему управления при Иване III, знать понятия и термины | |
58 | Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв | 1 | Комбинирован Ный | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | представлять результаты в виде схемы | формирование целостного мировоззрения | Составление хронологических таблиц | | § 22, составить схему | |
59 | ПОУ «Образование единого русского государства» | 1 | Комбинирован Ный | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Формулировать и обосновывать выводы | | | | знать термины и даты | |
60 61 | Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV | 2 | Комбинирован ный | формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности | Формулировать и обосновывать выводы | осознание своей этнической принадлежности знание истории | Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | | §23, подготовить устные сообщения | |
62 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | Комбинирован Ный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение анализировать и обобщать факты | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | | § 24, подготовить устные сообщения по карте с. 205 | |
63 | Опричнина | 1 | Комбинированный | Уметь работать с историческими источниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | | § 25, проанализировать исторические документы | |
64 | Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. | 1 | Комбинированный | Умение составлять сравнительную таблицу | анализировать и обобщать факты | формирование целостного мировоззрения | Выписка нужных материалов из текста, чтение исторической карты | | § 26, составить таблицу по теме | |
65 | Архитектура и живопись в XIV – XVI вв | 1 | Комбинированный | Умение составлять сравнительную таблицу | представить результаты в виде таблицы | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России | Составление плана по тексту и его запись | | § 27, закончить таблицу, сделать вывод | |
66 | Быт XV – XVI вв. | 1 | Комбинированный | способность применять понятийный приемы исторического анализа | представить результаты в виде таблицы | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Составление плана по тексту и его запись | | § 28, написать творческое сочинение | |
67 | Итоговое повторение | 1 | Комбинированный | | | | | | | |
68 | Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | 1 | Комбинированный | Знать исторические термины и даты | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | | | Тестовые задания | |