№ урока | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Лабораторные работы | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (2 часа) |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Биология – наука о живых организмах. | Урок изуче-ния нового материала | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека. | | | |
2 | Условия, необходимые для жизни организмов. | Комбиниро-ванный урок | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере. | | | |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов) |
3 | Признаки живых организмов. Царства живой природы | Урок изуче-ния нового материала | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. | | | |
4 | Деление царств на группы. | Комбиниро-ванный урок | Называтьтипы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравниватьпредставителей разных групп растений и животных. | 1. Разнообразие отделов растений | | |
5 | Среда обитания. Экологические факторы. | Комбиниро-ванный урок | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы. | | | |
6 | Вода как среда жизни организмов | Урок-практикум | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). Выполнять лабораторную работу. | 2. Экологические группы наземных растений по отношению к воде | | |
7 | Наземно-воздушная среда жизни | Комбиниро-ванный урок | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. | | | |
8 | Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании | Комбиниро-ванный урок | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв. | | | |
9 | Организменная среда жизни. | Комбиниро-ванный урок | Приводить примеры паразитических форм растений, животных,грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованиюдругих организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщенияоб условиях организменной среды обитания. | | | |
10 | Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе | Комбиниро-ванный урок | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. | | | |
11 | Роль животных, грибов и бактерий в сообществе | Комбиниро-ванный урок | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере. | | | |
12 | Отношения организмов в сообществе. | Комбиниро-ванный урок | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества. | | | |
13 | Контрольная работа по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» | | | | | |
14 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» | Урок контроля и оценивания знаний | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе. | | | |
Строение клетки (10 часов) |
15 | Повторный инструктаж по ТБ. Развитие знаний о клеточном строении организмов. | Урок изуче-ния нового материала | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории. | | | |
16 | Работа с лупой и микроскопом | Урок-практикум | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении. | | | |
17 | Лабораторная работа 3. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа 4. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Урок-практикум | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | | | |
18 | Состав и строение клеток | | | 5. Состав клеток растений | | |
19 | Строение клеток бактерий | Комбиниро-ванный урок | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека. | | | |
20 | Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы | Комбиниро-ванный урок | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы. | 6. Строение клетки листа элодеи | | |
21 | Образование новых клеток | Комбиниро-ванный урок | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма. | | | |
22 | Одноклеточные организмы | Урок-практикум | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | 7. Строение животной клетки | | |
23 | Колониальные и многоклеточные организмы. | Комбиниро-ванный урок | Определять общие черты колониальных и многоклеточных организмов. Приводить примеры колониальных и многоклеточных организмов. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. | | | |
24 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение клетки» | Урок контроля и оценивания знаний | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток. Определять клетки на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями. | | | |
Ткани живых организмов (9 часов) |
25 | Ткани. Покровные ткани растений и животных. | Урок изуче-ния нового материала | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных. | | | |
26 | Лабораторная работа 8. Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений | Урок-практикум | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | | | |
27 | Механические и проводящие ткани растений. | Комбиниро-ванный урок | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями. | | | |
28 | Основные и образовательные ткани растений. | Урок-практикум | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | | | |
29 | Соединительные ткани животных | Урок-практикум | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | | | |
30 | Мышечная и нервная ткани животных | Урок-практикум | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | | | |
31 | Лабораторная работа 9. Строение соединительной ткани животных Лабораторная работа 10. Строение мышечных тканей и нервной ткани животных | Урок контроля и оценивания знаний | Сравнивать разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия тканей. Определять ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать ткани. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. | | | |
32 | Контрольная работа по теме «Ткани живых организмов» | Урок контроля и оценивания знаний | Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах. Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций. | | | |
33 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов» | Урок-практикум | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием. | | | |
34 | Резерв | | | | | |