Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Бирюковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Утверждаю:
Директор ГБОУ ЛНР «БСКОШИ»
________________________ С.Ф. Дроботова
«______» __________________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству
базовый уровень
для 5 класса
/2017/
Пояснительная записка к рабочей программе
изобразительного искусства в 5 классе
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для V - IX классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках. Изобразительное искусство (И.А.Грошенков)/ автор В.В. Воронкова;– ООО «Гуманитарный издательский центр Владос»,2011г.
Курс изобразительного искусства рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Основные цели преподаваемого предмета
- образовательные
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- коррекционно – развивающие
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся, путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов; их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- воспитательные
- воспитание и развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитание и развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Содержание учебного предмета
(34 часа в год)
1 четверть (9 ч.)
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки:Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг — по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
II четверть (7 ч.)
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (деревянная игрушка)
Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).
Рисование на тему «Лес зимой»
III четверть (10 ч.)
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье. Портрет как жанр живописи»
Рисование с натуры фигуры человеку (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения»
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий.
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
IV четверть (8 ч.)
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки - кукла.
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).
Содержание программы 5 класса
№ | Вид занятий | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 13 |
2 | Декоративное рисование | 11 |
3 | Рисование на темы | 4 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
№ п/п | № урока в теме | | Дата | Примечание |
план | факт |
I СЕМЕСТР 16 ЧАСОВ |
1 | | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки:Федоскино, Жостово, Палех). | 07.09 | | |
2 | | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | 14.09 | | |
3 | | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). | 21.09 | | |
4 | | Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). | 28.09 | | |
5 | | Рисование симметричного узора по образцу. | 05.10 | | |
6 | | Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см). | 12.10 | | |
7 | | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). | 19.10 | | |
8 | | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). | 02.11 | | |
9 | | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). | 09.11 | | |
10 | | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). | 16.11 | | |
11 | | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (деревянная игрушка) | 23.11 | | |
12 | | Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см). | 30.11 | | |
13 | | Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). | 07.12 | | |
14 | | Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). | 14.12 | | |
15 | | Рисование на тему «Лес зимой» | 21.12 | | |
16 | | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье. Портрет как жанр живописи» | 28.12 | | |
II семестр 18 часов |
17 | | Рисование на тему «Зимние развлечения» | 18.01 | | |
18 | | Рисование с натуры фигуры человеку (позирующий ученик). | 25.01 | | |
19 | | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | 01.02 | | |
20 | | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. | 08.02 | | |
21 | | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). | 15.02 | | |
22 | | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). | 22.02 | | |
23 | | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). | 01.03 | | |
24 | | Декоративное рисование плаката «8 Марта». | 08.03 | 01.03 | путем объединения тем |
25 | | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). | 15.03 | | |
26 | | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | 22.03 | | |
27 | | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). | 05.04 | | |
28 | | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). | 12.04 | | |
29 | | Рисование с натуры игрушки - кукла. | 19.04 | | |
30 | | Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура — раздаточный материал). | 26.04 | | |
31 | | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | 03.05 | | |
32 | | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | 10.05 | | |
33 | | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана). | 17.05 | | |
34 | | Обобщающий урок. | 24.05 | | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса:
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Учащиеся должны знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.–М.:Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2006
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.
Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.
Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
Народно-художественные промыслы под общ.ред. Поповой О.С. М., Легкая и
пищевая промышленность, 1984.
ШпикаловаТ.Я.Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.
Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.,
Дрофа, 2008.
9. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века.
М., Просвещение, 1983.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на Спецсеминаре зам. директора по УВР
_________П.В. Столярова __________Е.В. Скрипник
Протокол № ____ от _________________ _______________________