"Калина красная" - наставление читателям

Категория: Литература

«Не делайте так, как поступил Егор. Не ходите по его дорожке, здесь опасно, и всё может скверно кончиться», - предупреждает читателей В.М.Шукшин в повести "Калина красная". Презентация, опорные схемы по содержанию, анализ повести.

Просмотр содержимого документа
«Калина красная-наставление читателям. Алексеева Татьяна»

Введение


Василий Макарович Шукшин – великий писатель, кинорежиссёр и актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Произведения Шукшина – учебники жизни, яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя "изюминка", неповторимость, непохожесть на других, каждое из них содержит нравоучение, наставляет, как поступить в той или иной ситуации, как исправлять свои ошибки. Самым основным произведением, содержащим истинное наставление для молодых читателей, является повесть "Калина красная", которую без слёз никак невозможно прочитать. Об этой повести я и хочу вести разговор в данной работе.

На мой взгляд, ценность нашей работы заключается в составлении опорных схем по содержанию повести. Конечно, немало исследовано творчество В.Шукшина. Я нашла много статей критиков и современников о значении произведений писателя, но подобных опорных схем по содержанию, что составили мы, нигде не нашла.


Основная часть


В.М.Шукшин прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять - двенадцать лет из этого небольшого числа прожитого им на земле, - только и всего! - можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная"), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Повестью «Калина красная» В.М.Шукшин приводит нас к выводу, что жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, очень трудно.

Главным героем является Егор Прокудин. Он непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Особенно трогательна сцена встречи Егора в Сосновке со своей матерью. Конечно, назвать это встречей трудно, так как сын не снимает черных очков, не промолвит ни слова с матерью, не дает почувствовать ей о своем существовании. И разговор, и передача денег происходит через посредника Любу. Лишь искренние переживания героя, его слёзы дают нам понять душевное состояние человека. Егор к матери идет не сразу после тюрьмы, а лишь потом, когда уже по-настоящему находит своё место в жизни: нашел постоянное место работы, завел любимого человека, его окружают надежные друзья, на которых в любое время может положиться, которым он не хочет причинять зла, переживаний, неудобств.

Борьба за человека, за его полноценное участие в жизни общества, из которого он сам себя исключил, четко прослеживается в данной повести. Жизненный путь Егора, человека умного, доброго и талантливого, в юности бессознательно свернувшего с верного пути и ценой жизни расплатившегося за это, легко пронаблюдать на нашей схеме (расположена она на следующей странице). Каждый кружочек олицетворяет какой-либо эпизод из жизни главного героя Егора Прокудина и рассказывает о нем. В начале повести доброе как бы перекликается с плохим: доброе показано красным цветом, плохое – черным. «Черные» моменты на пути Егора после тюрьмы: встреча с друзьями на «малине», отъезд от Любы, вранье ей.

Егор ставит перед собой цель: жить честно, реализовать свои способности и развивать интересы, в чем ему помогает Люба, простая, честная русская женщина, и борется за него. До встречи с Любой Егор мается, тоскует, шарахается из одной крайности в другую (на схеме: «Увод патруля», «Друзья», «Бардак для несчастных»), потому что сознает, что живет неладно, неправедной жизнью, в чем находит мужество признаться себе и другим, предпринимает попытку переломить свою жизнь, повернуть её к лучшему. С этого момента прерывается черная полоса его жизни, и на нашей схеме идут лишь красные кружочки, свидетельствующие о том, что Егор стремится устроить дальнейшую судьбу с Любой на честном, добросовестном труде, работая на тракторе, мечтает стать ударником труда, побывает у матери, с которой не встречался целых двадцать лет. Подтверждают это кружочки: «Шофёр», «В Сосновке у матери», «С Колей», «С Шурой», «На тракторе», «Ударник труда».

На схеме уже нет тех ломаных линий, что были в начале пути. Егор отрекается от своих друзей, растет нравственно и духовно. На схеме красные кружочки устремляются вверх, но механизм смерти в лице Губошлепа, осознав силу добра в человеке, боясь её, совершает акт бессилия, наступает момент расплаты за совершенные когда-то поступки.

Слова Василия Макаровича Шукшина, включенные в опорные схемы: «Не делайте так, как поступил Егор. Не ходите по его дорожке, здесь опасно, и всё может скверно кончиться», - трогают души читателей. Это и есть основное наставление, данное нам, читателям, великим писателем, чего должен придерживаться каждый из нас. Мы постоянно должны помнить об этом и знать, что в жизни за всё надо платить. К сожалению, расплата иногда бывает очень жестокой, вплоть до смерти.


Заключение


Для меня произведения В.М.Шукшина - яркие жизненные примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина я открыла для себя новое качество человека - непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается, не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие люди - особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни. К сожалению, с нашим героем всё кончается плохо.

Опорные схемы, составленные нами, полезны всем, кто будет читать и анализировать произведение. Они помогают лучше понять и крепче запомнить прочитанное.


Литература


  1. Шукшин В.М. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1983.

  2. Шукшин В.М. Рассказы. - М.: Дет. Лит., 1990.

  3. Брат мой: Рассказы, повести /Сост. Л. Федосеева-Шукшина; - М.: Современник, 1975.

  4. Горн В. Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Интернет-ресурсы.




На тракторе

«Ударник труда»



С Шурой




С Колей

Смерть


В Сосновке

у матери




Работа шофёром

«Давайте любить друг друга»

«Бардак для несчастных»





Вранье

«Военкомат»

(с. Ясное) Люба




Отъезд

Увод патруля




Нинка, друзья

Увлечения Егора


«Малина»



«Не делайте так, как поступил Егор.

Не ходите по его дорожке, здесь опасно, и

Тюрьма всё может скверно кончиться». В.М.Шукшин



Просмотр содержимого презентации
«Шукшин»

«Калина красная» - наставление читателям Василий Макарович Шукшин – великий писатель, сценарист, кинорежиссёр, актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат Ленинской премии.  1929 - 1974

«Калина красная» - наставление читателям

Василий Макарович Шукшин –

великий писатель,

сценарист,

кинорежиссёр,

актёр,

заслуженный деятель искусств РСФСР,

лауреат Государственных премий СССР и РСФСР,

лауреат Ленинской премии.

1929 - 1974

Цель:  выявить наставническое значение повести «Калина красная».   Задачи:   1) познакомиться с жизнью и творчеством великого мастера слова;  2) прочитать повесть «Калина красная»;  3) изучить критические статьи о повести и о творчестве писателя;  4) составить опорные схемы по содержанию повести;  5) подготовить сообщение по данной теме и выступить перед одноклассниками.

Цель:

выявить наставническое значение повести «Калина красная».

Задачи:

1) познакомиться с жизнью и творчеством великого мастера слова;

2) прочитать повесть «Калина красная»;

3) изучить критические статьи о повести и о творчестве писателя;

4) составить опорные схемы по содержанию повести;

5) подготовить сообщение по данной теме и выступить перед одноклассниками.

В.М.Шукшин – актер, режиссер, писатель… Творчеству великого мастера нет предела…

В.М.Шукшин – актер, режиссер, писатель…

Творчеству великого мастера нет предела…

Василий Макарович Шукшин  родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Прошёл суровую школу жизни. Приобрёл ряд профессий. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. Экстерном получил аттестат , уехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет.

Василий Макарович Шукшин

родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Прошёл суровую школу жизни. Приобрёл ряд профессий. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. Экстерном получил аттестат , уехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет.

  • родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Прошёл суровую школу жизни. Приобрёл ряд профессий. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. Экстерном получил аттестат , уехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет.
  • родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Прошёл суровую школу жизни. Приобрёл ряд профессий. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. Экстерном получил аттестат , уехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет.
  • родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Прошёл суровую школу жизни. Приобрёл ряд профессий. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. Экстерном получил аттестат , уехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет.
Сценарист, режиссёр, актёр На основе многих своих рассказов Шукшин пишет сценарии и снимает ряд фильмов, а в некоторых из них исполняет главную роль.  «Два Фёдора» (его дебют), «Золотой эшелон» (роль), «Из лебяжьего сообщают». Режиссёрские фильмы:  «Живёт такой парень» (1963),  «Ваш сын и брат» (1963),  «Странные люди» (1968), «Печки – лавочки» (1972),  «Калина красная» (1974).

Сценарист, режиссёр, актёр

На основе многих своих рассказов Шукшин пишет сценарии и снимает ряд фильмов, а в некоторых из них исполняет главную роль. «Два Фёдора» (его дебют), «Золотой эшелон» (роль),

«Из лебяжьего сообщают». Режиссёрские фильмы: «Живёт такой парень» (1963), «Ваш сын и брат» (1963), «Странные люди» (1968),

«Печки – лавочки» (1972), «Калина красная» (1974).

Школа до реставрации Церковь Залы музея Памятник жителям – жертвам репрессий Современное здание школы Скульптура Н.М.Клыкова  Всероссийский музей-заповедник В.М.Шукшина

Школа до

реставрации

Церковь

  • Залы музея
  • Памятник

жителям – жертвам репрессий

Современное здание школы

Скульптура Н.М.Клыкова

Всероссийский музей-заповедник В.М.Шукшина

Каждый счастлив в семье

Каждый счастлив в семье

В.М.Шукшин «Калина красная»  На тракторе  С Шурой В жизни за всё надо платить  С Колей Смерть В Сосновке у матери Работа шофёром «Давайте любить друг друга» «Бардак для несчастных» Вранье: «Военкомат» Люба  (с.Ясное) Увод патруля Отъезд « Не делайте так, как поступил Егор. Не ходите по его дорожке, здесь опасно , и всё может скверно кончиться»  Нинка, друзья Увлечения Малина Тюрьма

В.М.Шукшин «Калина красная»

На тракторе

С Шурой

В жизни за всё

надо платить

С Колей

Смерть

В Сосновке у матери

Работа шофёром

«Давайте любить друг друга» «Бардак для несчастных»

Вранье: «Военкомат»

Люба (с.Ясное)

Увод патруля

Отъезд

« Не делайте так,

как поступил Егор.

Не ходите по его дорожке,

здесь опасно , и всё может

скверно кончиться»

Нинка, друзья

Увлечения

Малина

Тюрьма

Использованная литература

Использованная литература

  • Шукшин В.М. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1983.
  • Шукшин В.М. Рассказы. - М.: Дет. Лит., 1990.
  • Брат мой: Рассказы, повести /Сост. Л. Федосеева-Шукшина; - М.: Современник, 1975.
  • Горн В. Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. – М.: Просвещение, 1993.
  • Интернет-ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей