СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»»

Литература 6 класс


Тема урока:

«Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Цель урока:

расширить представление учащихся о народных традициях и обычаях;

помочь учащимся увидеть картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством, проникнуть в авторский замысел;

обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя;

учиться распознавать юмористические приёмы, анализировать поступки героев;

развивать речь, мышление, творческие способности;

прививать любовь к творчеству Н.В.Гоголя, воспитывать нравственно - эстетические принципы.

Оборудование : ПК, видеофильм «Ночь перед Рождеством», презентация на ПК, иллюстрации учащихся.


Ход урока


  1. Организационный момент.

-Мы продолжаем изучение повести «Ночь перед Рождеством».

  1. Вступительное слово учителя.

В народной среде праздник Рождества Христова почитался как один из самых великих. С этим днём связано много традиций и обычаев.


Л.Горская

Рождество

Пусть станет чистым все и новым,

И будет на душе светло,

Недаром Рождество Христово

На землю грешную пришло.

И в этой жизни грустно-зыбкой

Хотим мы снова лучше, стать:

Врагов одаривать улыбкой

И милость бедным подавать.

Смиренным быть и Бога славить

За неземную благодать

И слабому плечо подставить,

И хворому надежду дать.

Мы братья все, и мы похожи,

Как два развернутых крыла.

Храни нас от гордыни, Боже,

От равнодушия и зла.


III. Выступление творческой группы учащихся

( Сопровождается презентацией на ПК)


1-й ученик. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посве­тить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».


2-й ученик. В Диканьке «песни зазвенели, и под редкою хатою не толпи­лись колядующие».

А что значит «колядовать»?


1-й у ч е н и к. На этот вопрос отве­чает сам автор: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рож­дества песни, которые называются коляд­ками».


2-й ученик. «Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозя­ин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат».


1-й ученик. Накануне Рождества хозяева вносили в дом необмолоченный пшеничный сноп, который хранился со времени жатвы, и ставили на самое по­четное место — под образами. Он был не только символом достатка, но и олицетво­рением памяти о предках, недаром в на­роде этот праздничный сноп называли «дидом», «дидухом», «колядой», «колядником». Такого колядника не могло быть в доме всегда пьяного кума, одного из не­многих («редких») нерадивых хозяев, у ко­торого «крыша в некоторых местах... без соломы», «плетня видны были одни остат­ки», «печь не топилась». К таким казакам, порочившим всю округу, колядовавшие парубки и дивчата не заходили.


2-й ученик. Своей игрой герои («дед», «баба», «коза», «цыган») из поколе­ния в поколение передавали легенду о рождении Иисуса, ведь в то время боль­шинство людей не знало грамоты. Таким образом представления вертепа заменяли Священное Писание.


Сообщение учащегося о Рождестве


1-й ученик. Рождество — самый светлый и радостный праздник, к которо­му очень тщательно готовились. Двенад­цать блюд украшали любой рождествен­ский стол, среди них обязательными были взвар и кутья, а также праздничный хлеб.


2-й у ч е н и к. Хозяин дома разбра­сывал солому в комнате, а дети «блеяли», «мычали», «кукарекали»,.. Подражание до­машним животным и птицам должно было обеспечить богатый приплод в наступаю­щем году.


1-й у ч е н и к. А парубки и девчата разучивали каждый свои колядки, ведь ко­лядовать им приходилось раздельно. Да­же рождественские символы у них были разные: колядующие парубки ходили с большой звездой, прикрепленной к шес­ту, а девушки — со светильником, напоми­навшим месяц.


IV. Просмотр эпизода «Колядование» видеофильма «Ночь перед Рождеством»


Слово учителя.

«Морозило сильнее, чем с утра, но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты…

Чудно блестит месяц! Трудно рассказать, как хо­рошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочу­щих и поющих девушек и между парнями, готовыми на все шутки и выдумки, какие только может вну­шать смеющаяся ночь. Месяц один только заглядыва­ет в окна хат, как бы вызывая принаряжавшихся де­вушек выбежать скорее на скрипучий снег. Мороз как бы потеплел, толпы парней и девушек показались с мешками, песни зазвенели...»

(Н.В. Гоголь « Ночь перед Рождеством»)

Давайте проникнем в атмосферу кануна Рождества, представим себя в числе колядующих.


V. Учащиеся вместе со зрителями поют колядки, частушки.


1.Приходила Коляда

Накануне Рождества.

Мы ходили , мы искали

Коляду святую

По всем дорогам, по проулочкам.

Нашли Коляду

У Школьного - то двора

2.Сею- вею, повеваю,

С Новым годом поздравляю!

Уродись, пшеничка,

На поле- снопами,

На гумне- стогами,

На столе- пирогами.

3.Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске останемся,

С Колядкой не расстанемся.

4.Хорошо Колядка пелась,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без нашей частушки.

5.Чай попили, поплясали,

Что ж, хозяева устали,

Надобно домой идти,

Там гаданье провести.


VI. Инсценирование гадания.


Вопрос. Есть ли в повести Гоголя описание гадания ?

Но гадание – неотъемлемая часть народной жизни и , конечно же, молодых девушек.


Каждая из присутствующих девушек кладёт на блюдо какую- нибудь мелкую вещь, блюдо накрывают рушником, сверху кладут кусочек хлеба с солью. Звучит песня. После песни достают предмет с блюда и вручают хозяйке. По песне узнают, какая судьба их ждёт.(Песни написаны на карточках).


1.Хлебу да соли

Долог век,

Слава!

Барышне нашей

Более того,

Слава!

Кому мы спели,

Тому добро,

Слава!

Кому вынется,

Скоро сбудется,

Слава!

Скоро сбудется,

Не минуется.

Слава!

(К богатой и счастливой жизни)

2.Катится, валится

Аржанки скирд,

Диво!

Кому эта песенка

Достанется,

Тому вынется.

Скоро сбудется,

Диво!

(Богатство и счастье)

3. Во саду хожу, полотенце стелю.

А еще похожу — и еще постелю.

(К дороге)

4.Стоят сани снаряженные,

Знать-то сесть в сани да поехати.

(К дороге)

5.За рекой хомут,

За другой дуга:

Быть той дуге

На том хомуте.

Млада!

Кому поем, тому добро!

Правда сбудется,

Не минуется.

Млада!

(К свадьбе)

6.Катилось колечко

По бархату,

Прикотилось колечко

Ко яхонту.

Кому вынется,-

Тому сбудется,

Не минуется,

Слава!

(К свадьбе)

Надеемся, что гадание исполнится.


VII. Анализ повести

(Сопровождается презентацией на ПК)


Слово учителя.

Вот в такой обстановке ожидания праздника, радости, веселья живут герои Гоголя в Диканьке. Откройте начало произведения.

Вопросы.

1. С какими героями нас знакомит автор вначале?

2. С какой целью писатель вводит в повествование образы нечистой силы?

( Начинали колядовать и славить Христа с наступлением Рождества, т.е. с появлением самой яркой звезды, символизирующей рождение Христа. Её, наверное, и пыталась украсть ведьма. Чёрт же решил украсть месяц, чтобы навредить кузнецу Вакуле)

3. Какими мы видим ведьму и чёрта?

4. Что же происходит с героями после вмешательства тёмных сил?


Эпизод «Два кума отправились в дорогу»

1.Что заставило Чуба и кума выйти в метель из дома? Почему не вернулись? Найдите строчки из текста (…его (Чуба) как будто что-то дёргало идти наперекор).


Слово учителя.

Эта черта характера – упрямство. А не тёмные ли силы толкают людей на поступки, от которых они будут страдать?


Эпизод «Оксана». Просмотр видеофильма.

1.Какой мы видим Оксану? Героиню, какой сказки А.С.Пушкина она напоминает?

Какими чертами характера наделяет её автор? Приведите примеры из текста. Сопоставьте с экранизацией.

2. Влияют ли на неё тёмные силы?

3. Приходится ли ей страдать?

5. С каким настроением мы читаем повесть? Благодаря чему создаётся такое настроение?

Слово учителя. Гоголь заставляет нас смеяться.


6. Какой смех использует автор, весёлый или злой?


Определение юмора вывешивается на доску и записывается в тетрадь.


7. Какие эпизоды вы выделите, при чтении которых было смешно?


Эпизод «Гости Солохи».

1.Пересказ эпизода.

2. Каким способом достигается юмористический эффект?

3.Почему, на ваш взгляд, именно эти герои попадают в такую ситуацию?

( Зачем они явились к Солохе? О чём мечтали? А Солоха? Почему желания не исполнились? За что наказаны? – Нарушили христианские заповеди, и от жён своих явились к Солохе развлечься)


8. Тёмные силы охотились и за Вакулой. Удалось ли чёрту заполучить его душу?

Почему? ( Вакуле помогла справиться с искушением вера, смелость, находчивость и , конечно, любовь)


9. Финал повести. Прочитайте от слов «Настало утро..»

Какими мы видим жителей Диканьки в церкви? Всё ли исполнилось, о чём они мечтали? Но почему нет грусти на лицах?

(Они понимают, что не все их желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились : это доказывает, что в рождественскую ночь торжествует только добро и только очищение от греха открывает дорогу к счастью)


VII. Обобщение.

1. Какие картины народной жизни представлены в повести? Подведите итог сказанному.


VIII. Домашнее задание. РЕФЛЕКСИЯ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!