СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточные карточки для индивидуального опроса можно использовать на уроках или при подготовке к олимпиаде.

Просмотр содержимого документа
«Карточки на уроках русского языка.»

Замените фразеологизмы словами

сидеть сложа руки -

сбились с ног -

держать язык за зубами –



Поставьте ударение в данных словах

1.Квартал

2.Обеспечение

3.Премировать

4.Газопровод



Объясните значение следующих сочетаний слов.

Работать спустя рукава –

Работать засучив рукава –

Яблоку негде упасть –



1.Допишите по значению пословицы.

- Слово не воробей: … … .

- Хороша верёвка длинная, … … .

- Не гордись званием, … … .

- Человек от лени болеет, … …





















































































































С оставь из отдельных слов предложения.

Снег, в, ещё,тенистых , лежал ,оврагах.

А, первые, на ,лесных, уже, показались,

полянах, цветы.

В, прилетели, радостные, в, марте, вестники весны.





С пишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.

С...вет , с...лют, м...чта, к...нaл, г...рой, в...кзал,

к...бинет, ч...хол, б...лкон , р...кзак,













Д опишите пословицы:

Не спеши языком ,…

Мир строит , a ...

По одежде встречают , ...













З амените фразеологизмы словами

сидеть сложа руки -

сбились с ног -

держать язык за зубами –







С оставьте предложения из данных слов.Подчеркните подлежащее и сказуемое.

1) по, малыш…, берегу, бегал, реки.

2) холодный, овраге, ключ…, в, шумит.

3) на, веселилась, площадке, молодёж… .








1 .Допишите по значению пословицы.

- Слово не воробей: … … .

- Хороша верёвка длинная, … … .

- Не гордись званием, … … .

- Человек от лени болеет, … …














  1. О бъясните данные фразеологизмы одним словом.



- Зарубить на носу –

- Заячья душа –

- войти в положение –

- втирать очки –











  1. Отгадайте слова (в каждом слове обязательно должна быть буква ж).

Как называется избушка, где живёт сторож?

Украшение в ушах.

Твёрдая застёжка на поясе.

Часть стола или стула.





  1. Подчеркните лишнее слово.

  • Вода, водяной, водник, водянистый, водичка, проводка.

  • Пятно, пять, пятнышко, пятнистый.

  • Горный, гора, горевать, гористый.







2. Дополни предложения однородными членами:

Подлежащее, …-­-- главные члены предложения.

Корень, ….,….,….----- состав слова.

Существительное, ….,…..,…..,…..,….------ части речи.



Как называются предложения, в которых подлежащих нет, но они подразумеваются?



Объясните смысл пословицы:

Соловей любит розу, а человек - Родину

Подумай и отгадай:

Первый слог--- личное местоимение. Второй --- звук, который издаёт лягушка.

Вместе—овощ.

Проставьте ударения в словах:

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.



-


Объясните фразеологизмы :

Спустя рукава-

Не разлей вода-


Ответьте на вопросы, используя фразеологизмы.

  1. Ты давно живешь в Туркменистане?

  2. Ты часто смотришь передачи по телевидению на русском языке?


Назовите главные и придаточные уступительные предложения

Школа единоборств, хотя возникла недавно, привлекла многих юных спортсменов.

Все участники соревнований ,хотя и устали, были довольны его результатами.


Объясните значение следующих сочетаний слов.

Работать спустя рукава –

Работать засучив рукава –

Яблоку негде упасть –


Подберите антонимы. Задайте к ним вопросы.

Утром -…; днём -…; сегодня- …; летом -…;


Найдите корень в следующих словах:

Родина , родной, родник, народ, родиться

Замените одним словом.


Зарубить на носу - (запомнить)

Вставлять палки в колёса – (мешать).


Допишите пословицы.


Слово скажешь, как … (узлом завяжешь).

Поспешишь - …. (людей насмешишь).


Допишите окончания в словах.


Удивительн… мир сказок! Ж…вотныеоблада… даром реч… .

Герои сказк… неутомимы в поиск… счасть…, справедливост…





Прочитайте пословицы, объясните их смысл.


По одежде встречают, по уму провожают.

Не одежда красит человека, а добрые дела его.




Образуйте множественное число от слов:

Курица— ( куры)

Дно – (донья)

Ребёнок -- (дети)

Небо ---- (небеса)


Дополни предложения однородными членами:

Подлежащее, …-­-- главные члены предложения.

Корень, ….,….,….----- состав слова.

Существительное, ….,…..,…..,…..,….------ части речи.


Назовите автора:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна .

На печальные поляны

Льёт печально свет она.


Подумай и отгадай:

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ямы)

Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ? ( 7)

Первый слог--- личное местоимение. Второй --- звук, который издаёт лягушка.

Вместе—овощ. (тыква)







Назовите главные члены предложения

Русский народ создал русский язык,

В 2017 году в Ашхабаде пройдут V Азиатские игры.



Вставьте пропущенные буквы по образцу:

Образец:показалось – покажется.

Препод..вание, просв..щение, м..л..дёжь, д..лина,

ед..ница, ст..р..на, исп..рение, ч..совой, пр..стой, д..лёкий,

д..ревянный, в..ечерний, разр..дить (ружьё), разд..лить

(морковь),


Вставьте пропущенные буквы по образцу:

Образец:показалось – покажется.


пол..скать (бельё), пол..скать (малыша),

отв..рить (картофель), отв..рить (дверь), нал..ваться,

опр..вдаться, созр..вать, ст..лпиться, разд..ваться,

ум..лчать, хр..мать, препод..вать, пол..вать, бр..сить,

оп..здать.



Напиши по образцу

Образец: Тот, кто учит – учитель.

1. Тот, кто строит. 2. Тот, кто спасает. 3. Тот, кто руководит.

4. Тот, кто исследует. 5. Тот, кто воспитывает.

6. Тот, кто переводит с одного языка на другой.

7. Тот, кто водит самолёт.


Допишите приставки раз- ирас-.

…бить чашку, …крыть окно, …сказать сказку, …смешить

малыша, …стегнуть пальто, …чистить дорожку, …

жечь костёр.



Замените фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой;

повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки;

раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок:быстро, мало, лгать, много,

медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.


Найдите объяснение каждому фразеологическому обороту.

Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса;

беструнная балалайка; заячья душа; играть первую

скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Слова для справок:трусливый человек; дремать;

мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать

согласованно; не суметь разобраться в чём-то

простом.


Дополни предложения однородными членами:

Подлежащее, …-­-- главные члены предложения.

Корень, ….,….,….----- состав слова.

Существительное, ….,…..,…..,…..,….------ части речи.





От выделенных слов с помощью суффиксов образуйте

существительные, обозначающие:

1) книгу, для решения задач; 2) место, где растут цве-

ты; 3) посуду, для кипячения воды и заваривания чая;

4) мастера по кладке и ремонту печей; 5) деревянный домик,

где живут скворцы.

Образец: помещение для коров – коровник.

Допишите приставки раз- ирас-.

…бить чашку, …крыть окно, …сказать сказку, …смешить

малыша, …стегнуть пальто, …чистить дорожку, …

жечь костёр.

Измените словосочетания по образцу. Выделите приставки.

Образец: просторы без границ – безграничные просторы.

Разговор без пользы; небо без звёзд; поля без края;

ночь без сна; человек без страха; пространство без воздуха;

труд без пользы; шаги без шума.


Подберите к данным словам проверочные прилагательные.

Запишите их с подходящими по смыслу существительными,

вставляя пропущенные буквы.

Образец: п..строта – пёстрая птица.

Д...брота – …, б..лизна – …, б..днота – …, ст...рина – … .

Образуйте слова с приставкой с- и запишите их. Прочитайте

их. Следите за правильным произношением.

Образец: бежать – сбежать.

Гореть, делать, двинуть, крутить, бить, беречь, жечь,

варить.

К словам первой группы подберите слова с противоположным

значением из второй группы. Обратите внимание,

как пишутся приставки.

1. Связать, свернуть, сжать, ссыпать, сходиться.

2. Развернуть, развязать, расходиться, рассыпать,

разжать



Разделите слова по однокоренным группам и запишите

их.

1. Гора, гористый, горевать, горец, горе, предгорный.

2. Водитель, водяной, водить, вода, водный, проводка.

3. Делить, дело, разделять, переделать, поделка, деление.



Допишите предложения с пропущенными антонимами.

1) Солнце всходит и … . 2) Книга содержит вопросы и

… . 3) В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется … .

4) На каждую загадку есть … . 5) Лучше знать мало, но

хорошо, чем …, да … .

Вспомните, что такое синонимы. Подберите синонимы

к словам, обозначающим черты характера человека.

Добрый, ласковый, злой, грубый, искренний, робкий,

верный, смелый.

Слова для справок: сердечный, недобрый, нежный,

дерзкий, прямой, душевный, открытый, злобный,

стыдливый, храбрый, надёжный, отважный.

Подберите к заимствованным словам синонимы из

исконно русских слов. Запишите синонимы парами.

Экономный – …, дефект – …, демонстировать – …, индустрия

– …, индивидуальный – …, ремонтировать – … .

Слова для справок: чинить, промышленность,

бережливый, недочёт, личный, показывать.

Перепишите. Вставляя пропущенные буквы.

М…трос, в…кзал, х…кей, ж…лет, реж…ссёр, эк…-

номный, д…монстрировать, инд…видуальный, мин…а-

тюрный, ин…циатор, ф…нтазия.

Укажите фразеологические обороты, являющиеся синонимами.

Дать нагоняй; молоть вздор; намылить шею; молоть

ерунду; без году неделя; во все лопатки; кот наплакал;

сломя голову

Укажите вначале фразеологизмы со значением «бездельничать»,

затем со значением «обманывать» и, наконец, со

значением «быстро».

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять

арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши;

водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводить в

заблуждение; высунув язык; со всех ног

К данным существительным подберите однокоренные,

у которых основа оканчивается на -енк- или -инк-. Обозначьте

суффиксы в этих словах.

Смородина, черешня, жемчужина, изюмина, песня,

спальня, телятина, курятина, сосна, бусина.

Спишите сочетания существительных с предлогами,

вставляя пропущенные буквы.

Без ошибк.., к площадк.., при школ.., для бабушк.., к

дорожк.., из избушк.., о сказк.., о деревн.., от деревн.. .

Образуйте от данных существительных имена прилагательные.


Гусь, кость, лёд, нефть, вода, масло, песок, полотно,

пчела, кожа, лебедь, курица.

Образуйте от следующих существительных имена прилагательные.


Глубина, почва, лекарство, буква, мысль, осень, пенсия,

экскурсия, авиация, конституция

Образуйте прилагательные с суффиксом -н-.

Образец: интерес – интересный

Литература, скульптура, архитектура, радость, чудеса,

живопись.

Составьте и запишите словосочетания, поставив слова в

скобках в нужном падеже. Задайте вопрос от главного сло-

ва к зависимому. Определите вид синтаксической связи.

Придумайте 2-3 предложения с ними.

Увидеть (пустыня), думать о (Родина), гордиться

(страна), украшать (земля), дать (работа), верность

(долг), любовь к (Родина), мечтать о (фестиваль),

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания

Подчеркните основы предложений.


Наступили холода всё чаще (по) утрам луж..цы (по)крывают(?)сяхру..ким ле..ком. Осень ра..девает лес студ..т воду.



К каждому существительному в скобках подберите по смыслу прилагательное.

1. Водяной, водный, водянистый (транспорт, капля, картофель, кисель). 2. Болотный, болотистый (почва, берег). 3.Ветренный, ветреный, ветряной, ветряный (день, поступок, мельница, оспа). 4. Вражеский, враждебный (артиллерия, позиции, взгляд,

отношения). 5. Песочный, песчаный (торт, берег).


Выпишите в начале фразеологизмы со значением «без-

дельничать», затем со значением «обманывать» и, нако-

нец, со значением «быстро».

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки;

заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить;

бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак го-

нять; вводить в заблуждение; высунув' язык; со всех

ног.


В каком ряду оба прилагательных употреблены в

переносном значении?

А) тонкий намёк, тонкая шутка;

Б) железный обруч, железный характер;

В) говорливый ручей, говорливый малыш;

Г) тяжёлый характер, тяжёлый камень;


Какие слова являются устаревшими?

А) лучина;

Б) аршин;

В) грамота;

Г) зубило.


Поставьте данные ниже слова в творительном падеже,

единственном числе. Запишите полученные слова, выде-

ляя окончания и расставляя ударение.

Камыш, ключ, малыш, рубеж, полотенце, род-

ственница, деревце, кирпич, смерч, багаж, палец,

кольцо, лестница, синица, пуговица, заяц, отец, про-

давец, солнце, мыльце, роща, прибежище, гостини-

ца, добыча, свеча, юноша.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!