СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека подвижных игр на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой картотеку подвижных игр для учащихся начальной школы. Будет полезен учителям физической культуры и студентам педагогических вузов.

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости»



Картотека подвижных игр

Игры на развитие силы



1. Петушиный бой

Задача: развитие основных физических качеств, обеспечивающих овладение мастерством борьбы: силы, ловкости, выносливости, чувства равновесия в соревновательной обстановке.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ

Играющие парами стоят в круге диаметром 2 - 4 м друг против друга на одной ноге, другая нога согнута в колене и поддерживается за носок рукой.

Каждый из игроков, прыгая на одной ноге и толкая другого плечом, старается заставить своего партнера, потерять равновесие и стать на вторую ногу.

Победители образуют новые пары до истечения определенного времени.

Побеждает игрок, который вытолкнет своего партнера из круга или заставит прикоснуться к ковру второй ногой.

Прыгать можно только в пределах круга.

Игроки должны толкать друг друга только плечом.

Команда-победительница определяется по сумме побед участников.


Игроки могут чередовать прыжки на правой или левой ноге самостоятельно.





2. На прорыв

Задачи: совершенствование силовых качеств, ловкости; развитие чувства коллективизма.

Инвентарь: не требуется.

Место: гимнастический зал, спортивная площадка.

Организация

Содержание

Правила

ОМУ

Игроки одной команды, взявшись за руки, образуют круг.

Их соперники располагаются внутри круга.

По сигналу игроки в круге парами идут "на прорыв".

Затем команды меняются ролями.

Вариант игры: игроки по трое берутся за руки.


В образовавшийся прорыв не может пройти больше одной пары.

Побеждает команда, участники которой за определенное время имели больше выходов из круга.


Участники могут образовать несколько кругов.


3. Бурлаки

Задачи: развитие силовой выносливости в соревновательной обстановке; воспитание чувства коллективизма.

Инвентарь: канат.

Место: гимнастический зал, площадка.

Организация

Содержание

Правила

ОМУ



Игроки делятся поровну на две команды и берутся за канат.

По сигналу преподавателя начинается перетягивание каната командами.


Первым игрокам от каждой команды необходимо браться за канат на одинаковом расстоянии от его середины.

Победа определяется после выполнения трех попыток.

Для игры следует обозначить пограничные линии, за которые перетягивают канат.

4. Буксиры

Задачи: развитие силовых качеств; воспитание коллективных взаимодействий.

Инвентарь: лыжи, веревка или резиновый бинт длиной 5—6 м, флажки.

Место: хорошо укатанная лыжная трасса.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ







Все участники команд разделяются на пары.

Первые номера (в парах), положив веревку на шею и пропустив ее под мышками, свободные концы веревки передают в руки вторых номеров.

По команде преподавателя первые номера буксируют вторых по своим лыжням до флажка, обозначающего границу отрезка.

У флажка лыжники меняются ролями и продолжают гонку в обратном направлении.


Пара, сумевшая раньше других прийти к финишу, получает 1 очко.

Вторые номера должны скользить на обеих лыжах, им запрещено делать шаги при буксировке.


Участники должны распределяться по парам, примерно равным по силам.

У каждой пары должны быть веревка или резиновый бинт, палки — только у первых номеров.








5. Воронка

Задачи: формирование силы, силовой выносливости; развитие ловкости.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный (борцовский) зал, площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ

На полу вычерчиваются две окружности (одна в другой) диаметром 3 и 2 м.

Игроки команд, взявшись за руки, образуют круг.

По первому сигналу участники игры движутся вправо или влево по кругу.

По следующему сигналу все играющие останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук.




Игрок, попавший за черту круга, выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока участники могут образовывать круг нужного размера.

Побеждает команда, игроков которой больше осталось в круге.


В ходе игры участники не должны разъединять руки во время движения и борьбы.

Оба игрока, расцепившие руки, выбывают из игры.

Игру можно проводить раздельно для девушек и юношей.








Игры на развитие быстроты



1. Третий лишний

Задачи: развитие быстроты, скоростных качеств, ловкости, координации движений, внимательности; совершенствование умения ориентироваться на местности.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ






Содержание

Игроки команд располагаются парами внутри площадки.

Расстояние между парами 2—3 м.

Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией.

Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего.

Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.



Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг.

Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега.

Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими.


Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки.







2. Вызов номеров

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.

Инвентарь: набивные мячи или другие предметы для разметки дистанции.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация (дистанция 10—20 м).


Организация

Содержание

Правила

ОМУ



Участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой.

Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняют задание, например, пробегают до отметки поворота и возвращаются назад в свои колонны на свои места.

Варианты задания:

а) различные исходные и финишные положения игроков: упор присев, сидя, лежа на груди;

б) различные способы передвижения;

в) выполнение дополнительных двигательных упражнений на дистанции: пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель.



Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку номеров и запомнить свои номера.

После каждой пробежки начисляются очки: 2 — победителю и 1 — побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.


Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игроков.

Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять порядковые номера.








3. Убегай-догоняй

Задачи: развитие быстроты двигательной реакции; закрепление навыка бега по повороту и умения быстро реагировать на сигнал.

Инвентарь: мяч, флажки.

Место: спортивная площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ




Две команды "Догоняй" и "Убегай" располагаются в шеренгах в 20—30 шагах одна от другой.

Игроки рассчитываются по порядку номеров.

Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага.

В ближний от команды "Убегай" в круг кладут мяч.

Преподаватель называет любой номер.

Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперед.

Задача игрока из команды "Убегай" — взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды.

Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии.



Проигравший идет в "плен" к другой команде.

Выигрывает команда, которая в итоге взяла в "плен" больше игроков.


Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер, менее всего готовый к старту.

После того как все игроки будут вызваны по одному разу, команды должны меняться ролями.








4. Салки маршем

Задачи: развитие быстроты двигательной реакции, внимания; совершенствование координации движения, ориентирования в пространстве в постоянно меняющейся обстановке.

Инвентарь: нет.

Место: площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ






Участники команд строятся в шеренги по одному с интервалом 1 м лицом друг к другу.

По сигналу преподавателя команды начинают сближаться, выполняя различные упражнения, когда расстояние между ними сокращается до 10—15 м, преподаватель громко говорит: "Первая!" (либо "Вторая!").

Игроки названной команды поворачиваются кругом и убегают за свою линию, а соперники стараются осалить убегающих.


Осаливание засчитывается, если оно выполнено до исходной позиции.

Побеждает команда, сумевшая осалить большее количество игроков.


В начале игры следует определить способ построения и минимальное расстояние.

Подсчет очков (т. е. игроков, осаленных каждой командой) лучше производить в








5. Преследование

Задачи: развитие быстроты бега, умения правильно брать старт и выполнять финишный рывок.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивная площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ



Команды располагаются в шеренгах на расстоянии 5 м одна от другой.

По сигналу обе шеренги устремляются вперед.

Задача игроков, находящихся сзади,— осалить бегущих впереди.

После подсчета осаленных проводится обратный забег, причем команды меняются ролями.

Вариант игры: игроки распределяются по четырем шеренгам. Игроки одной команды составляют первую и третью шеренги, второй — вторую и четвертую.

Задача игроков каждой шеренги — коснуться рукой бегущего впереди игрока и не дать бегущему сзади осалить себя.

При обратных перебежках команды меняются ролями.



После каждой перебежки команды подсчитывают количество осаленных игроков.

Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков.


Все игроки могут принимать положение низкого либо высокого старта.

По мере освоения участниками игры можно увеличивать как саму дистанцию, так и расстояние между шеренгами.






Игры на развитие гибкости



1. Построй мост

Задачи: развитие гибкости, закрепление акробатических элементов в игровой форме.

Инвентарь: не требуется.

Место: гимнастический зал.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ





Соревнуются несколько команд по 4—6 человек в каждой.

Перед началом игры выстраиваются в колонны за линией старта.

В пяти шагах от первой линии проводится вторая.

По сигналу преподавателя первый игрок бежит до условленной отметки и становится на мост.

После этого выбегает следующий игрок и, проползая под мостом, «строит» второй мост за первым.

Затем под двумя мостами проползает третий игрок, за ним — четвертый и т. д.

Последний игрок проползает самый длинный путь под мостом, а затем командует: "Встать!".

Все игроки поднимаются, бегом устремляются к линии старта и строятся в колонны.


Команда, первой выполнившая задание, объявляется победителем.

Необходимо, чтобы игроки правильно выполняли и хорошо «держали» мост.







2. Грация

Задачи: закрепление навыка владения предметами (для художественной гимнастики); формирование согласованности движений, чувства ритма в соревновательно-игровой обстановке.

Инвентарь: обручи, скакалка, лента, булава, мяч.

Место: гимнастический зал.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ




По одному игроку от каждой команды выходят в центр круга и по сигналу преподавателя выполняют упражнение или комбинацию с указанным предметом.

Затем они встают на свое место в круг.

После этого по очереди выполняют упражнение остальные участники команды.

Варианты игры:

1) выполнение парами, четверками, шеренгами;

2) выполнение командами, вначале одна, затем другая;

3) выполнение одновременно двумя командами (если позволяют размеры зала).




Выполнять только разученную комбинацию.

Побеждает команда, лучше выполнившая задание.


После разучивания несложной комбинации с предметом все учащиеся строятся командами в круг, шеренгу и т. д.

Разученную комбинацию самостоятельно выполняют в течение 20—30 с.

После чего проводят соревнования, где оценивается не только правильное, но и четкое выполнение задания.










3. Экипаж

Задачи: развитие групповых взаимодействий; гибкости; закрепление навыка обращения с гимнастическим инвентарем; совершенствование ловкости, координации движений.

Инвентарь: гимнастические обручи.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ






Игроки разбиваются на тройки (4—6) и выстраиваются перед общей стартовой линией.

Перед каждой тройкой на расстоянии 8—10 м обозначается поворотный пункт.

По команде преподавателя игроки, возглавляющие тройки, надевают на себя обруч, бегут до поворотного пункта, обегают его и возвращаются назад.

В обруч пролезает очередной участник тройки, и теперь игроки вдвоем проделывают то же задание. Затем они возвращаются за третьим участником.


Тройка игроков, в полном составе первой вернувшаяся на исходную позицию, получает очко.

Команда, набравшая в сумме наибольшее количество очков, объявляется победительницей.


Когда игра, начатая первым игроком, закончилась, то ее могут повторить уже вторые номера, затем — третьи и т. д.







4. Акробаты

Задачи: формирование навыка совместных действий при выполнении кувырков с партнером; развитие гибкости, ловкости, точности, координации взаимодействий в соревновательных условиях.

Инвентарь: маты, борцовский ковер.

Место: гимнастический или борцовский зал.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ





Участники команд парами соревнуются в выполнении кувырков из различных положений:

а) стоя спиной друг к другу и взявшись за руки вверху, выполнить кувырок через спину партнера;

б) стоя лицом друг к другу, первый партнер выполняет кувырок вперед, а второй перепрыгивает через первого ноги врозь;

в) взявшись за голени ног, партнеры выполняют совместный кувырок вперед и назад.


Побеждает команда, участники которой быстрее и лучше выполнили указанные кувырки.

Соревнование может быть как между парами, так и одновременно между командами.


Соревнование можно начинать с одиночных попыток, а затем переходить к серийно-командному выполнению кувырков.







5. Волчок

Задачи: формирование чувства ритма; развитие гибкости, быстроты, ловкости, точности движений.

Инвентарь: гимнастические обручи.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ





Игроки выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу.

Интервал между игроками - 1-1,5 м.

Правофланговые каждой из шеренг надевают на себя обруч.

По сигналу преподавателя они быстро прокручивают обруч и передают его стоящему рядом партнеру, который надевает обруч на себя сверху вниз (или наоборот) и передает следующему участнику.

Вариант игры: команды выстраиваются в два круга.

Передача нескольких обручей идет по кругу.

Обручи возвращаются к головным игрокам, которые их надевают на себя.


Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Окончанием игры можно считать момент, когда последний в шеренге игрок надел обруч.





Игры на развитие ловкости




1. Ванька-встанька

Задачи: развитие силовых качеств, ловкости, быстроты реакции.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, спортивная площадка.



Организация

Содержание

Правила

ОМУ





Игроки каждой команды образуют круг.

Один игрок («ванька-встанька») стоит в центре, вытянув руки вдоль туловища.

Все остальные усаживаются, поджав ноги, вплотную вокруг него и протягивают к нему руки.

«Ванька-встанька» падает на вытянутые руки сидящих игроков, а они должны отталкивать его от себя.

Варианты игры: круг может быть образован игроками обеих команд.


Игрок, не сумевший оттолкнуть «ваньку- встаньку» от себя, меняется с ним местами.

Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были «ванькой-встанькой».


Игру следует начинать только по сигналу преподавателя. При отталкивании применять минимальной силы толчок.





2. Охотники и зайцы

Задачи: закрепление навыков броска и ловли мяча; развитие ловкости, быстроты, координации движении, меткости.

Инвентарь: резиновый или гандбольный мяч.

Место: спортивный зал, площадка (игровое поле размером 10х15 м).


Организация

Содержание

Правила

ОМУ

Содержание

Участники игры делятся на две команды—«охотников» и «зайцев».

«Охотники» располагаются за лицевыми линиями поля.

Они разыгрывают мяч и бросают его в «зайцев», которые от одной из боковых линий поля по одному перебегают на противоположную сторону и обратно.

Как только вернется один «заяц», выбегает другой.


Засчитывается каждое прямое попадание.

Побеждает команда, которая раньше (либо больше) выбила «зайцев».

После одного круга игры участники должны меняться ролями.


В игре могут участвовать от 6 до 20 человек (в двух командах).


3. Голова и хвост

Задачи: развитие ловкости, скоростных качеств, координации движений; воспитание чувства коллективизма.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ

Все участники игры (10—20 чел.) выстраиваются в колонну по одному.

Каждый игрок берется руками за пояс предыдущего.

Первый игрок — это "голова", а последний — "хвост".

По сигналу преподавателя "голова" старается догнать "хвост".

Через определенное время команды меняются местами.

Если "голове" удается за условленное время догнать «хвост», то оба игрока переходят в середину цепочки, если же нет — то переходит только «голова».

Побеждает команда, сумевшая догнать другую команду большее количество раз.


Участники могут передвигаться различными заранее условленными способами, только не разрывая цепь.



4. Цепочка

Задачи: развитие ловкости, координации движений; воспитание чувства коллективизма.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация, приспособленное помещение размером 15X15 м.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ





В игре принимают участие 6—20 человек, которые делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих».

Все «ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются по одиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. "Запятнанные" игроки выбывают из игры.


Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.

Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за указанное время.


По истечении указанного времени команды должны поменяться ролями.







5. Черные и белые

Задачи: развитие ловкости, скоростной выносливости, внимательности; совершенствование быстроты двигательной реакции.

Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (черный темный; белый светлый).

Место: спортивный зал, площадка, рекреация, поле размерами 10X20, 20X40 м.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ




В игре участвуют две команды: "Черные" и "Белые".

Как только руководитель игры воскликнет: "Черные!" или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, "черные" становятся преследуемыми и убегают. "Белые" ловцы преследуют "черных", чтобы запятнать их в пределах поля.

По команде: "Белые!" участники меняются ролями.

Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.

Варианты игры:

а) введение различных исходных позиций: в упоре или лежа на животе;

б) смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади и т. д.


После каждой перебежки ловцы должны объявлять, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.

В зависимости от размеров площадки и исходной позиции игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.





Игры на развитие выносливости



1. Челнок

Задачи: развитие общей выносливости, скоростно-силовых качеств; закрепление навыка отталкивания.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивная площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ






Игроки команд располагаются по краям площадки лицом друг к другу.

Между командами проводится средняя линия.

По сигналу игроки команд прыгают (толкаясь двумя ногами с места) навстречу к средней линии.

После прыжка первого номера отмечается линия его приземления.

Игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления к средней линии прыгает очередной игрок этой команды.

Вариант прыжка: тройной прыжок с места.

Линию начала прыжка в этом случае относят назад настолько, чтобы можно было достигнуть средней линии.


Если последнему игроку удалось преодолеть среднюю линию, то его команда побеждает.

Линию приземления следует отмечать по пяткам.

Техника прыжка может быть различной.








2. Лисий след

Задачи: совершенствование техники лыжных ходов; развитие общей выносливости, силы отталкивания палками.

Инвентарь: флажки (для разметки), естественные и искусственные препятствия, лыжи, лыжные палки.

Место: извилистая лыжня (500—600 м).


Организация

Содержание

Правила

ОМУ





Соревнуются 2—3 команды, каждая на своей размеченной флажками извилистой лыжне с естественными и искусственными препятствиями.

Все препятствия нужно преодолеть: нагибаясь или перепрыгивая, обходя со стороны, поворачивая назад, налево, направо.












Игру следует начинать только по команде преподавателя.

Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.


Во время игры предусматривается включение практически всего арсенала техники лыжника.

Препятствиями могут быть: «змейка» из сухих веток, ворота из палок, бугор из снега и т. д.

Силу и форму отталкиваний участники должны сохранять на протяжении всей дистанции.











3. Стенка на стенку

Задачи: развитие силовой выносливости, закрепление навыка ведения единоборства с помощью элементов борьбы в соревновательной обстановке.

Инвентарь: не требуется.

Место: гимнастический или борцовский зал.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ





Участники игры делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгах вдоль линий лицом или спиной к соперникам.

По сигналу преподавателя игроки пытаются вытолкнуть команду соперника за линию.

Варианты игры: выталкивание может выполняться как грудью, так и спиной.


Руки необходимо держать в замке, соединив их в локтях.

Побеждает команда, сумевшая вытолкнуть соперника за линию поражения.


Участники игры могут выстраиваться в несколько шеренг, которые соревнуются между собой по круговой системе.





4. Тетерева на току

Задачи: развитие силовой выносливости, ловкости; совершенствование координации движений.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ




Команды располагаются в центре обозначенного коридора на корточках (низкий присед), выставив ладони вперед. Каждый игрок старается вытеснить соперника за линию или опрокинуть его,толкая в ладони или плечи и в то же время увертываясь от его толчков.

Вариант игры: руки за спиной, на поясе, на голенях ног; толчки производятся плечом.


Игра начинается по сигналу преподавателя и продолжается определенное время.

Не разрешается задерживать друг друга руками.

Игрок, потерявший равновесие или заступивший за линию, возвращается на исходную позицию и начинает игру сначала.

Выигрывает команда, имеющая большее количество побед.


В исходном положении игроки находятся на расстоянии вытянутых рук.

Не следует допускать толчков вытянутыми вперед пальцами.








5. Гора

Задачи: воспитание общей выносливости; совершенствование техники бега на местности с преодолением препятствий.

Инвентарь: эстафетные палочки.

Место: склон горки.


Организация

Содержание

Правила

ОМУ




Встречная или линейная эстафета проводится на склоне горки.

Во встречной эстафете игроки команд, стоящие внизу, несут эстафету вверх, а получившие эстафетную палочку - спускаются вниз и т. д.

В линейной эстафете бег в гору и под гору проводят по очереди представители каждой команды.


Игра продолжается до тех пор, пока команды вновь не займут своих прежних позиций (сделав пробежку вниз и вверх).

Побеждает команда, сумевшая быстрее закончить эстафету.


В зависимости от крутизны горки устанавливается протяженность дистанции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!