СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика Илюши в повести Тургенева И. С."Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главный знаток поверий – Илюша. Тургенев дал рассказам Илюши более развернутое и красочное изложение. Он передает наиболее страшные истории «Он лучше других знал все сельские поверья». Выбор поверий Илюши соответствует его характеру, в котором Тургенев отмечает черты  чрезвычайной запуганности и моральной подавленности.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика Илюши в повести Тургенева И. С."Бежин луг"»

Описание Илюши:

Во всех рассказах мальчиков самое активное участие принимает сверхъестественная сила в лице домового, лешего, водяного, русалки, оборотней, мертвецов, появляющихся среди живых, Гришки - антихриста. Рассказы детей очень яркие красочные, свидетельствуют о богатстве их воображения, умении передавать свои впечатления, но вместе с тем говорят о темноте детей, о том, что они находятся в плену дикого суеверия.

Главный знаток поверий – Илюша. Тургенев дал рассказам Илюши более развернутое и красочное изложение. Он передает наиболее страшные истории «Он лучше других знал все сельские поверья». Выбор поверий Илюши соответствует его характеру, в котором Тургенев отмечает черты чрезвычайной запуганности и моральной подавленности: Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. .Критики отметили в Илюше волнующие выражение бедности подавляющей человека с малолетства. Впечатление того что мальчик живет в чужой семье. Веревка вместо пояса, шапка не по его голове, непричесанные волосы, озабоченность не по возрасту.



Анализ рассказа Илюши:

Рассказ Илюши про домового идет после слов: «вот прошел он через наши головы» - выставлено на полях рукописи подробное и живое описание: «Вода вдруг по колесу как зашумит, застучит колесо, завертится. Удивлялись мы про то, кто их поднял, что вода пошла, однако колесо скоро остановилось». В описании 1852 года это описание получило еще более развернутую форму.

В описание того, как домовой спускался по лестнице, после слов Илюши «И этак спущается, словно не торопится» - вставлена очень живописная деталь: «Ступеньки под ним так даже и стонут».

Из рукописи видно что Тургенев подробнее разрабатывает рассказ о домовом, вводит рассказ об Ульяне

Причинами суеверий служат отсутствие научных знаний, неумение объяснять явления природы. И более глубокая – общественные и политические условия, поддерживающие темноту крестьян, их суеверия.

Все рассказы сходны – во всех о сверхъестественном, мальчики не сомневаются в существовании злой силы.

Двуплановость рассказа - фантастическом «истории» мальчиков и реальном повествование охотника.

Рассказ Илюши (из текста):

Сперва они покалякали о том и сем, о завтрашних работах, о лошадях; но вдруг Федя обратился к Ильюше и, как бы возобновляя прерванный разговор, спросил его:

— Ну, и что ж ты, так и видел домового?

— Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, — отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, — а слышал… Да и не я один.

— А он у вас где водится? — спросил Павлуша.

— В старой рольне.

— А разве вы на фабрику ходите?

— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

— Вишь ты — фабричные!..

— Ну, так как же ты его слышал? — спросил Федя.

— А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены.Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!