СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика понятия «гражданская идентичность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Просмотр содержимого документа
«Характеристика понятия «гражданская идентичность»»


Характеристика понятия «гражданская идентичность»


В современной литературе понятия «идентичность», «гражданская идентичность» и организация работы по их формированию в процессе функционирования системы образования являются сложными и новыми. Поэтому необходимо рассмотреть характеристики данных понятий в психологической и научно-педагогической литературе.

Для понимания понятия гражданская идентичность необходимо определить сущность такой категории как идентичность. Отмечаем, что данная дефиниция является психологической и в психологической литературе определяется как осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний [31]. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в младшем школьном возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженные изменения внешнего мира [31].

В процессе всестороннего изучения сущности понятия идентичность формируется представление о ее структуре, которая требует рассмотрения в связи с неоднозначностью ее понимания.

Э. Эриксон отмечал психологическую структуру идентичности как сложное личностное образование. Он рассматривает её исходя из трёх уровней анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным [58]. Так, на первом, индивидном уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремленном в будущее. Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется им как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Э. Эриксон определяет эту структуру идентичности как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форму интеграции «Я», которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций. Данный элемент идентичности есть «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями, с умственными способностями, приобретенными в деятельности и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями» [58,160]. На социальном уровне идентичность определяется Э. Эриксоном как личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации [58].

В социологических словарях выделяется несколько видов идентичности: гражданская идентичность, а также этническая, государственная, территориальная, национальная идентичности. Часто в литературе эти виды трактуется как одно целое, однако Н.А. Галактионов, Л.М. Дробижева и др. считают, что следует разделять понятия гражданской, государственной и этнической идентичности. Они отмечают, что гражданская идентичность, в отличие от государственной и этнической идентичности, не подразумевает единой культуры, одной ценностной ориентации или «мифической» национальной территории, но предполагает уход от системы отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, а они в свою очередь в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного, и предполагает нарастание самоорганизации граждан и рост гражданских инициатив [13;23].

Другой позиции придерживается Е.М. Арутюнова. Автор отмечает термин государственно-гражданская идентичность. При использовании этого термина она имеет ввиду не только лояльность к государству (например, к той стране, в которой человек родился), но и прежде всего те представления, которые входят в состав «образа Мы» (представления об общей истории, языке, территории, представления о месте страны в мире, о сообществах граждан, их ценностях и ориентациях) [60]. Н.Л. Иванова и Г.Б. Мазипова рассматривают два взгляда на особенности государственной и гражданской идентичности. С одной стороны, социологические исследования, которые стремятся разделить понятия государственной и гражданской идентичности, основываясь на отсутствии единой системы ценностей и общей культуры. С другой стороны, социально-психологические исследования, которые объединяют эти термины, называя их очень близкими, синонимичными, так как государственная идентичность предполагает понимание и восприятие гражданами своего государства, идентификацию себя с ним [28].

Р.Ю. Шикова рассматривает гражданскую идентичность как один из структурных компонентов социальной идентичности и определяет ее как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности [57].

Такой же подход к понятию гражданской идентичности содержится в социологических словарях, в которых отражена его специфика с позиции включения отдельных индивидов в гражданскую общность через осознание ими своей принадлежности к ней. С этой точки зрения гражданская идентичность рассматривается как компонент социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства [1].

В рамках нашего исследования считаем, что необходимо рассматривать гражданскую идентичность как отдельную категорию. В связи с этим представим те подходы к сущности данного понятия в научной литературе, в которых оно является самостоятельной категорией в классификации идентичности.

В социологических словарях понятие «гражданская идентичность» рассматривается как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта [19]. В рамках этого подхода данное понятие относят к специфике существования и развития гражданской общности как целостности, как коллективного, совокупного субъекта в противопоставлении совокупности людей, объединенных некоторыми признаками. Гражданская идентичность как результат самосознания общности является ее качеством, характеризующим субъектность наряду с такими качествами, как взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности [1].

Для педагогики понятие гражданской идентичности является относительно новым, что определяет отсутствие единой точки зрения относительно его понимания и точного толкования. Так Т.В. Водолажская трактует гражданскую идентичность относительно группы людей. Данная категория определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе. При этом не указывается на состав этой группы [9].

И.В. Конода считает, что гражданская идентичность оценивается в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности, политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности [62].

М.А. Юшин в отличии от двух предыдущих авторов говорит о том, что гражданская идентичность предстает как тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [59].

Схожий подход к определению гражданской идентичности отмечаем в работах П.В. Григорьева и А.Г. Асмолова, которые рассматривают данную категорию как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства (нации, народу) на основе включенности человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации (общекультурная основа) [3; 61]. В данном подходе следует гражданскую идентичность считать важным фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень её укоренённости в сознании и действии граждан – залог политической, духовной консолидации, единства общества [47].

Отмечаем, что наиболее часто понятие гражданская идентичность в научной литературе понимается следующим образом:

–осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;

–тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [25].

Для организации работы по формированию гражданской идентичности необходимо рассмотреть реализацию основных требований общества к образовательной системе. Значимым на начальном уровне образования является формирование гражданской идентичности учащихся как осознание ими своей принадлежности к России, идентификация себя с образом «Я – гражданин России»; усвоение общечеловеческих нравственных норм и ценностей; патриотизм и толерантное сознание учащихся к разным национальностям страны [22].

Гражданская идентичность как соотнесение себя с членом российского общества опирается на характеристику идеального гражданина, сформулированного А.Г. Асмоловым: знающий историю и культуру своего Отечества и осознающий свой гражданский долг и ответственность; чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим; обладающий свободой и способностью реализовать и отстаивать гражданские права и умение жить в условиях демократического общества. Такой гражданин должен отличаться активностью, инициативностью, деятельностью, предприимчивостью и уверенностью в себе, которые позволят эффективно приложить свои способности на благо не только себя, но и государства.

Изучение научно-педагогической, психологической литературы и нормативно-правовой базы современного образования позволяет отметить, что данное понятие объединяет социальные, педагогические, психологические и политические категории и выражается в осознании личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства. Мы рассматриваем данную категорию как соотнесение себя со своей Родиной, гражданской общностью («Я – гражданин России»), ценностями и нормами своей страны.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, М.: Издательство: Феникс, 2010. – 268 с.

  2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев, М.: Мысль, 2009. – 348 с.

  3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолов, – М.: Просвещение, 2011. – 151 с.

  4. Асмолов, А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образованию по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. / А.Г. Асмолов, –М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 247 с.

  5. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов, – 2–е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

  6. Безруких, М.М. Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол: М. М. Безруких, и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. – 528 с.

  7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович, М.: Питер, 2013. – 400 с.

  8. Водолажская, Т.В. Гражданская идентичность / Т.В. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5. – С. 140 – 142.

  9. Выготский, Л.С Психология развития ребенка. Предисл. Е.Е. Соколовой. – 2-е изд., / Л. С. Выготский, М.: Эксмо-пресс,2007 – 326 с.

  10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова – М.: АСТ, 2008. – 480 с.

  11. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа – 2006. – № 12. – С. 10 – 16.

  12. Галактионов, Н.А. Роль праздничной культуры в формировании российской идентичности / Н.А. Галактионов // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусства: науч.журн. – 2010. №2. – С 52 – 57.

  13. Галактионов, Н.А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности / Н.А. Галактионова // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. – 2010. – № 1. – С 10 – 12.

  14. Головаха, Е.И. К исследованию мотивации жизненного пути. Мотивация личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник, – М.: Владос, 2007. – 289 с.

  15. Горлова, Е. Настольная книга классного руководителя / Е. Горлов, –М.: Эксмо,2010. – 432 с.

  16. Григорьев, Д.В Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В Григорьев, П.В. Степанов, – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  17. Григорян, С. Т. «Формирование мотивации учения школьников» / С. Т. Григорян, М.: Просвещение, 2006. – 246 с.

  18. Грицанов, А.А. Новейший социологический словарь / А.А. Грицанов В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, – М: Книжный дом, 2010. – 1312 с.

  19. Давыдов, В.В. Принципы обучения в школе будущего / В.В. Давыдов, М.: Просвещение, 2008. – 310 с.

  20. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, – М.: Просвещение, 2006. – 435 с.

  21. Дивакова, Р. Д. Смоленска методический бюллетень «Развитие гражданской идентичности обучающихся» / Р. Д. Дивакова, – С.: Ран, 2014. – 230 с.

  22. Дробижева, Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность / Л.М. Дробижева // Гражданская, этническая и религиозные идентичности в современной России. – М.: Инта, 2006. – 196 с.

  23. Еремина, В. В. Формальные и неформальные политические практики в современной России / В.В. Еремина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2013. – №5. – С. 112 – 114.

  24. Ефименко, В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» / В.Н. Ефименко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. С. 43 – 54.

  25. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков, – Москва: Просвещение, 2007. – 152 с.

  26. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников. /Е.Н. Землянская // Нач. школа. – 2005. – №9. С. 23–26.

  27. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.

  28. Казаева, Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания / Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 154 – 163.

  29. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов, М.: Институт психологии РАН, 2008. – 424 с.

  30. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика: Словарь / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин, – М.: ПЕРСЭ, 2007. – 464 с.

  31. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2011. – №1. – С. 13 – 18.

  32. Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь / А. Кравченко, – М.: Проспект, 2010. – 352 с.

  33. Лейтес, Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека / Н.С. Лейтес, – М.: Академия,2007. – 211 с.

  34. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В, Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2006. – №4. – С. 12 – 17.

  35. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу, – М: Питер, 2014. – 400 с.

  36. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, – М.: Просвещение, 2007 – 178 с.

  37. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В.В. Рубцова. –Мозырь, М.: РИФ «Белый ветер»,2009. – 256 с.

  38. Минаева, В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах / В.М. Минаева, М.: Нар. Асвета, 2006 – 123 с.

  39. Мыльников, Д. Мотивация и проблемы в обучении / Д. Мыльников // Народное образование – 2002 –№9 – С.123 – 130.

  40. Немеров, Р.С. Психология / Р.С. Немеров, М.: Юрайт, 2011. – 345 с.

  41. Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З.И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25 – 28.

  42. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова, – М.: Аркти, 2011 – 112 с.

  43. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М: Академия, 2009. – 512 с.

  44. Полат, Е.С. Как рождается проект / Е.С. Полат, – М.: Просвещение,1995 – 233 с.

  45. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова, М.: Просвещение, 2012 – 210 с.

  46. Санина, А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход / А.Г. Санина // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ. журн. – 2012 – №12. – С.57–65.

  47. Семенов, И.Н. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, – М.: Образование – культура, 2006. – 291 с.

  48. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев, М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.

  49. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии: психология человека: Введение в психологию субъектность / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с.

  50. Табардановой, Т.Б. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану / Т.Б. Табардановой, – Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. – 92 с.

  51. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе / М.Г. Тайчинов, // Педагогика, 2007. – № 5. – С. 25–27.

  52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС" – М. Просвещение, – 2014. – 21 с.

  53. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ Издательство: Проспект, 2015. – 160 с.

  54. Хомяков, М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. Т.2: Сб. статей. / ред. М.Б. Хомяков, – М.: Юрайт, 2006. – 345 с.

  55. Шикова, Р.Ю. Гражданская идентичность молодёжи в современной России. Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. / Р. Ю. Шикова, – Краснодар: КубГУ, 2010. – 197 с.

  56. Шликене, Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене, // Начальная школа. – 2008, – № 9. – С. 34–38.

  57. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон, М.: Флинта, 2006. – 501 с.

  58. Юшин, М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодёжи в современной России: дис. Канд. полит. наук / М.А. Юшин, – Тула, 2007. – 189 с.

  59. Артюнова, Е.М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи. // Автореф. канд. социол. наук. – М., 2007 [Электронный ресурс] URL: ecsocman.hse.ru/text/33436985 (дата обращения 23.11.14).

  60. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская идентичность (дата обращения 25.11.14).

  61. Конода И.В. Становление гражданкой идентичности россиян в процессе политической социализации. // Афтореф. дис. канд. полит. наук. М., 2007. [Электронный ресурс] URL: www/rags.ru/failes/dissertation/soodoc (дата обращения 3.11.14).