СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хохлома 5 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хохлома 5 класс»

Технологическая карта урока 

Предмет, класс: Изобразительное искусство 5 класс 

Учебник: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса Авторы: Горяева Н.А., Островская О.В., под ред. Неменского Б.М.  

Тип урока: урок открытия новых знаний, формирования умений и навыков. 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. 

Педагогическая технология: проектная деятельность 

Тема урока: Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла 

Цель урока: формирование представления о хохломской росписи в декоративно-прикладном искусстве, овладение приемами ее выполнения и выстраивание орнаментальной композиции. 

Задачи урока: 

  1. Знакомство с хохломской росписью, историей возникновения промысла. 

  1. Овладение приемами хохломской росписи при выполнении практического задания, выстраивания орнаментальной композиции. 

Результаты:  

Личностные – воспитание любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; 

Метапредметные - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; 

Предметные - развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 

Материалы  

для учителя: слайды, репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы 

 - для учащихся: акриловые краски, кисти №1, №2, №3, чехол для смартфона или USB флеш-накопитель (на выбор учащихся), набор карточек «смайлы» (для самооценки). 

Музыкальный ряд: напевные песенные тексты. 

Таблица 1 

Этапы 

 

Содержание 

УУД 

 

Для учителя 

Для учеников 

1. Создание проблемной ситуации  

Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир народного декоративно-прикладного искусства и познакомимся с еще одним промыслом. А сначала давайте посмотрим на слайд и попытаемся ответить на вопрос: «Перед вами две ложки, они одинаковы по форме, размеру, обе сделаны из одного материала. Какая ложка, на ваш взгляд, красивее и почему? (Слайд №1) 

Должны высказать свое мнение (расписная ложечка должна понравиться большинству) 

Познавательные УУД 

1.Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного 

2.Делать выводы, оперируя предметами и образами 

3.Небольшой пересказ текста 

 

Регулятивные УУД 

1.Совместно с учителем определить цель действия, проговаривать план, версии, выбор 

2.Работать по предложенному плану, использовать учебник 

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки 

 

Коммуникативные УУД 

1.Высказывать мысли вслух, вступать в беседу 

2. Слушать и понимать других 

3.Договариваться,учиться выполнять роль в группе 

 

Личностные УУД 

1.Оценивать однозначные поступки как «плохие», так и «хорошие» с позиции нравственных и эстетических качеств 

2.Объяснять оценки 

3.В предложенных ситуациях делать моральный выбор 

4.Развитие самостоятельности в поиски изображаемых задач 

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству к своему так и других людей 

6. Осознавать и показывать свои личностные качества, черты характера, эмоции, мотивы, цели 

2.Формулирование проблемы 

    Как вы думаете, для чего нужно украшать предметы быта?  

- Русский крестьянин преображал мир вокруг себя. Весной, летом и осенью, как правило, крестьянин был в работе, а вот когда наступала зима, дел становилось не так много. А чем заняться в морозный вечер? Тогда стали украшать избы: расписывали печи, сундуки, прялки, двери, а затем стали расписывать посуду. (Слайд №2) 

Стремление  к красоте, гармонии вокруг и становилось отправной точкой многих  народных промыслов. С одним из них мы сегодня познакомимся. (Слайд №3) 

Быть может кто-то из вас уже знаком с ним?  

Да, верно, это хохломская роспись, или, как говорят про нее, «золотая хохлома». (Слайд №4)  

Учащиеся дают ответы, высказывают мнение. 

3. Поиск решения проблемы 

Давайте выясним, как народным мастерам удавалось превращать деревянную посуду в золотуюПредставим … мы с вами в мастерской, большие окна, столы. Пахнет стружкой. Здесь мастера вырезают посуду из дерева. А когда деревянная посуда готова, её предстоит расписать. Посуду натирают тонким слоем глины, чтобы сгладить все поры на деревянной поверхности. А затем её покрывают олифой, а когда высохнет, алюминиевым порошком. Вот и готова серебристая посуда. 

Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду? Элементы для росписи этой посуды мастера брали из жизни. 

Ребята, у вас дома было задание узнать: что же изображают в хохломской росписи и какими основными цветами выполняется роспись. 

Что чаще всего изображают в хохломской росписи?  

Вы правы, в хохломской росписи основные элементы - это травка, стебель, ягоды, цветы, птицы. 

А какими основными цветами выполняется хохломская роспись? 

Вы верно ответили на поставленные вопросы! 

Сначала брали красную краску. Вот перед вами кувшин, по кувшину вьётся стебель. 

Стебель рисуем кончиком кисти, чтобы он получился тонким. От стебля отходит травка (тоненькая и потолще), в хохломе завивающаяся травка носит название кудрина. 

Ягодки обычно наносят по три или веточкой (смородина). Чёрной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки. Чёрная краска делает узор ярче.  (Слайд №5) 

Секрет золотой хохломы. 

Ну, а сейчас я вам открою секрет золотой хохломы: как эта посуда превращается в «золотую». Когда роспись закончена, покроет её художник лаком, да не единожды, а 5-6 раз и тогда уж в печь калить поставит. Вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой  (Слайд №6) 

Давайте сейчас узнаем историю хохломского искусства…        (Слайд №7,8,9, 10, 11, 12, 13) 

Знакомство с новой темой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос (чаще всего в хохломской росписи можно увидеть цветы, ягоды, листья, но так же встречается изображение птицы, в хохломской росписи основные цвета: черный, красный, зеленый) 

4.Выражение решения проблемы 

Ребята, дома вы должны были найти информацию, что изображали в хохломской росписи? Какие использовали краски?  Какие вы молодцы: вместе нам удалось выяснить, как без применения золота народные мастера делали деревянную посуду золотой.  

Давайте и мы с вами превратим современные предметы в нарядные,  расписные.  

Перед вами на слайде основные элементы хохломской росписи. (рассказ о элементах росписи, учитель на мольберте показывает как нужно поэтапно выполнять роспись) (Слайд № 14, 15, 16) 

 

 

 

 

Подготовка к практической работе 

5. Применение знаний (продуктивное задание) 

Прежде чем вы приступите к выполнению творческого задания, давайте вспомним, что такое ритм, колорит в изобразительном искусстве? 

Теперь, когда мы с вами знаем все о хохломской росписи, можно приступать к творческому заданию! 

Выберите понравившийся предмет и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. Наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Припишите к стеблю кудреватую травку, тонкую осоку. Следите за колоритом рисунка. (Слайд № 17) 

Учащиеся отвечают на вопросы и дают ответ. 

 

Выбирают понравившийся предмет для росписи. Расписывают его травным орнаментом с ягодами или цветами  

6. Итог урока  

(рефлексия) 

Закрепление полученных знаний.  

Вопросы: 

1. Почему хохломские изделия называют золотыми? 

2. Что значит образ в росписи? 

3. Какой город считают столицей золотой хохломы? 

4. Назовите виды хохломской росписи. 

5. Почему эта посуда до сих пор живет, а промысел известен по всей России? 

6. Пользуетесь ли вы в быту хохломской посудой или предметами с изображением хохломской росписи?  

Оценить свою работу на уроке (смайлы) 

Демонстрация работ обучающихся. Выставка. Оценки. 

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. Выставляют работы для просмотра. Получают оценки. 

7. Домашнее задание. 

Заключительное слово. Озвучивание домашнего задания. 

Сегодня вы познакомились с процессом создания хохломской росписи, раскрыли все секреты золотой хохломы, познакомились с видами и основными элементами хохломской росписи. 

Дома вам предстоит завершить роспись.  

И рассказать на следующем уроке как вы поэтапно работами над своим изделием.  

Запись домашнего задания в дневники. 

 



Список использованной литературы 

  1. Величко Н.К. Русская роспись: [Текст]/  Энциклопедия/ Н. К. Величко – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016.-224с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений) 

  1. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: [Текст]/  Учебник для 5 класса под ред. Б. М. Неменского. Авторы: Н.А.Горяева, О.В.Островская. 

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций [Текст]/ [Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].  – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2014.  – 176с. 

  1. Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5, 6 классах в 2015-2016 учебном году [Текст]/ авт.-сост. Э.Г. Койкова – Киров: ИРО Кировской области, 2015.  – 64с. 

  1. Орлова, Л. В., Хохломская роспись:  [Текст]/ Рабочая тетрадь, искусство детям 2012г. Л. В. Орлова 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!