Хранители истории

ЗНАКОМИТЬСЯ С ВЕЛИКИМИ ЛЮДЬМИ

ДРУЖИТЬ С НИМИ

ВЕРШИТЬ НАШУ ИСТОРИЮ

ИСКАТЬ ПРАВДУ

ЖИТЬ ВО ИМЯ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ВЕЛИКОЕ ЖИВО И РЯДОМ

Просмотр содержимого документа
«Хранители истории»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

140163, Московская область, Раменский муниципальный район, село Строкино.

Телефоны: 8-496-46-99-305, 99-306






Отечество- 2018-2019 уч. Год




Номинация: Летопись родного края


Тема: Фон Мекк. Сквозь века.





Автор:

Макарова Валерия Андреевна,

9 класс,

Муниципальное образовательное учреждение

Власовская СОШ №13, с. Строкино,

Московская область,

140163,

Московская область,

С. Строкино.


Руководитель:

Григорьева Виктория Владимировна,

учитель математики,

МОУ Власовская СОШ№13,

контактный телефон: 8-915-308-02-82,

e-mail: vika-best@yandex.ru






2018 год


Оглавление

  1. Введение……………………………………………………….3

  2. Методика исследования……………………………………….3

  3. Основная часть………………………………………………4-9

        1. Железный король…………………………….4

        2. Покровительница искусств………………….5

        3. Благотворительность семьи………………….7

        4. «Энергичный и вечно деятельный»………....8

  4. Выводы…………………………………………………………..9

  5. Заключение………………………………………………...……9

  6. Список источников и использованной литературы…………10

  7. Приложения…………………………………………………11-20



























Введение

Не сотвори себе кумира. Верно. Истина. Но жить без ориентира невозможно. Обязательно должен быть глубоко в сердце герой, к которому стремишься, на которого хочешь походить. Это, как правило, герой фильма или, что реже, книги. Но очень здорово, когда этот герой – реальный человек, твой современник. Но когда ты можешь с ним общаться, встречаться, когда имеешь возможность, пусть и нечастую, слышать его и прикоснуться через него к великой ИСТОРИИ своей страны, через него ощутить всю мощь своей державы – это крайне полезно и очень мощно. Для любого ребенка, для взрослого, для всех. Поэтому актуальность данного проекта заключается в острой нехватке героев нашего времени, в важности проявлять и прославлять настоящих людей. Несправедливо забытый род и несправедливо не замеченный и не прославленный. Все эти эмоции и мысли направляют меня и вдохновляют меня на участие в конкурсах и проектах, где я могу рассказать, объявить и заявить людям об основных участниках нашей истории, о тех, кто мог тихо, но мощно вершить великие дела в истории великой страны. О тех, кто не только не упоминается в истории, но и жестоко пострадал за нее и во имя ее. Кто безоговорочно был предан своей стране, предан, но распят. За нее же. Актуальность данной работы в ее злободневности и востребованности, в необходимости смещать внимание подрастающего поколения с популярных однодневных героев сегодняшнего времени на настоящих, выверенных временем, реальных мощных людей с настоящей «родословной». Давно созрела необходимость возрождения той забытой и зверски уничтоженной культуры и воспитания.

Цели проекта

Изучение жизни и деятельности рода фон Мекк

Выявление ее роли и места в экономической и культурной жизни России

Рассказать всем о великой семьи Мекк.

Задачи проекта

Изучить литературу по истории семьи

Познакомиться с потомком великого рода фон Мекк

Посетить все культурные мероприятия, посвященные данной теме


Методика исследования

Анализ источников информации,

наблюдение,

лекции и культурно- просветительские мероприятия, литературные вечера,

экскурсии.

интервью,

обработка полученных результатов.






Основная часть

Счастье – это просто, это обязательно и должно быть всегда. Счастье – это быть частью, понимать это и ощущать себя частью великого и красивого. Настоящего и надежного. Каждый из нас выбирает себе героев. Но сложно бывает выбрать из того, что предлагает сегодняшний день. Сейчас, с помощью сети интернет становится доступным все в один клик. Но как же дешево то, что доступно и легко. Как это мелко и недолговечно. Все мощное и красивое, все настоящее и нужное не лежит на поверхности, оно глубоко и требует терпения и пытливости. Требует жажды и стремления, тяги к высокому и чистому. Поэтому, случайно познакомившись с потомком великого рода, прикоснувшись к великому, не могу не кричать об этом. Великий род Фон Мекков. Мы должны знать их, мы должны изучать их, мы должны рассказывать всем о них, как делаем это мы, случайные прохожие, а теперь большие друзья и изучатели этой великой семьи.

Формат данной работы, ее цель и задачи не позволяют описать все великие дела и проекты этой великой семьи. Слишком велика роль и многогранна, нет области, где бы Мекки не оставили след, не внесли свой вклад. Это и автомобили, и железные дороги, и дороги вообще, это коневодство, это музыка и искусство, это наше любимое и такое измученное образование. Здесь можно отметить, что именно Мекки были прародителями модного ныне дистанционного образования, опередив время на столетие. В рамках этой работы остановимся подробнее на проектах семьи в образовании, искусстве и строительстве железных дорог.

  1. «Железнодорожный король.»

Фамилия фон Мекк гремела в России именно и прежде всего благодаря успехам Карла Федоровича (Карл Оттон Георг) фон Мекк, прозванного современниками "железнодорожный король". Он один из немногих, кто заработав на строительстве первых частных дорог огромные деньги, остался верен своему делу до конца дней своих и строил дороги не по принципу большей прибыли, а в том числе и с учетом перспектив развития экономики нашей грандиозной державы.

Его жена - Надежда Филаретовна, в девичестве Фраловская, проявила сильную волю для перехода уже опытного дорожника Карла Федоровича, инженер-подполковника, с государевой службы в сектор только зарождающейся частной транспортной стройки. Необходимость транспортных артерий в гигантской России была очевидна, но также очевидны были и отсутствие способностей государственной машины обеспечить эффективную стройку. Первые пробы железнодорожного строительства государственными службами обходились казне до 200.000 рублей за километр одноколейки. Рачительный Карл Федорович, наследуя немецкую расчетливость и ответственность, снизил затраты до 30.000 рублей за километр! И при этом скорость его строительства была потрясающей для тех времен. Доходы шли на миллионы. Смотря на успехи "железнодорожных королей" многие впали в "золотую лихорадку" - началась настоящая битва за концессии.

После его смерти империю Карла Федоровича приняла в свои вдовствующие руки Надежда Филаретовна, опираясь на помощь своего брата Александра Филаретовича и старшего сына Владимира Карловича, которому было всего 23 года. С большими трудностями и некоторыми потерями они удержали семейный бизнес. В разные годы в члены правлений контролируемых ими частных дорог входили и младшие братья - Алесандр и Николай.

Именно Николай, юрист по образованию, но прошедший по собственному желанию весь путь от кочегара, машиниста паровоза, мелкого станционного служащего, причем не на "своей" дороге, стал председателем правления Московско-Казанской железной дороги в мае 1892 года.

Николай Карлович, как его характеризовали - "энергичный и вечно деятельный" - был и самозабвенно трудолюбив и удачлив, возглавлял самую крупную частную дорогу в России. Но это эпитеты, а что скажут цифры? В середине 1890х годов, а это уже далеко не времена "золотой лихорадки", дивиденды по акциям Московско-Казанской железной дороги (МКЖД) доходили до 32% годовых!! А протяженность путей за время его правления увеличилась в 13 раз! Кроме путей строились вокзалы, причем не по принципу достаточности, а привнося красоту в регионы необъятной России.

Чего стоит один Казанский вокзал(фото 1-2) - самый крупный и дорогой вокзал в России. Правлением дороги под председательством Николая Карловича была поставлена грандиозная задача постройки вокзала как символа России - стыка Востока и Запада. Николаем Карловичем и его племянником, известным коллекционером и организатром художественных выставок Владимиром Владимировичем фон Мекком, вхожим и уважаемым в мире искусства, была собрана величайшай команда архитекторов и живописцев, имена которых прославляют сегодняшние картинные галереи: Рерих, Кустодиев, Лансере, Серебрякова, Щербатов, Добужинский, Яковлев, Билибин! Архитектором конкурсно выбран Щусев, с которым В.В. фон Мекк уже работал в 1908-1910 на строительстве Марфо-Мариинской обители - детища ЕИВВК Елизаветы Федоровны. И по сей день Казанский вокзал по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры, хотя дореволюционные эскизы росписей (размер наибольшего из них был около 80 метров ) были перевоплощены в стиле прославления нового гегемона общества.

2. Покровительница искусства

Надежда Филаретовна находилась под сильным впечатлением от деятельности «последнего европейского мецената» — короля Баварии Людвига II. В её семье был культ Вагнера, которого поддерживал Людвиг Баварский.

После смерти своего мужа Надежда фон Мекк начинает оказывать значительную финансовую поддержку композиторам — Николаю Рубинштейну, который в то время возглавлял консерваторию, и начинающему Клоду Дебюсси, наставнику по музыке дочерей и сыновей фон Мекк, Генрику Венявскому, который перед смертью жил в одном из домов Надежды Филаретовны.

С 1877 года Надежда фон Мекк начала оказывать значительную поддержку Петру Ильичу Чайковскому. Впоследствии в течение многих лет она предоставляла ему настолько большое финансовое пособие (6 000 рублей в год и помимо этого путешествия, концертная деятельность и многое другое), что он по ее предложению смог оставить профессуру в Московской Консерватории, чтобы сосредоточиться исключительно на творчестве. Надежда фон Мекк в письмах к Чайковскому всегда подчёркивала тот факт, какую большую роль в её внутренней жизни играет его великая музыка.

В знак признательности Чайковский посвятил свою 4-ю симфонию Надежде Филаретовне. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал на титульном листе партитуры — «Посвящается моему лучшему другу». Его траурный марш (ныне утерянный), написанный в 1877 году, и 1-я сюита для оркестра, также посвящены ей.

Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского столь мощным фактором, что, несмотря на свойственную психологическую неуверенность в своих силах, он мог продолжать работать, игнорируя критику, которая постоянно преследовала его самого и его творения почти до конца жизни. Так, после того, как была раскритикована его 5-я симфония, Надежда фон Мекк умоляла его не малодушничать и упорно продолжать свой творческий путь.

С Чайковским Надежда Филаретовна фон Мекк так и не увиделась лично до конца жизни, хотя они имели обширную переписку, которая продолжалась 13 лет и составила более чем 1200 писем! С октября 1890 года она уже не имела возможности оказывать финансовую поддержку композитору, поскольку её собственные дела в то время резко пошли на убыль, а также болезненное состояние не давало возможности продолжать общение. Есть множество версий, в том числе в официальных источниках, о причинах разрыва отношений великого композитора и великого мецената. Но только на официальном сайте семьи можно узнать достоверную информацию. Так, на последней встрече с Денисом Фон Мекк нам удалось приобрести брошюру, посвященную этой теме (так волнующую многих), в ней помещены воспоминания родственников. Здесь же указывается на то, что никаких обид со стороны великой Надежды Филаретовны никогда не было, тем более не было ревности. Особенно важно то, что вопросы чести и правды были для людей того времени первостепенны. Так Николай Карлович фон Мекк в своем письме к музыкальному критику и другу П.И. Чайковского Н.Д.Кашкину пишет : «Перейду к вопросу о прекращении Отношений между матерью и П.И. Чайковским. Причин прекращения этих чудесных отношений две. Первая- это физическая невозможность для матери продолжать переписку…..Вторая причина чисто нравственного свойства. Следом за болезнью матери, заболевает старший брат смертельной болезнью. Эта болезнь так потрясла мою мать, что для нее все и вся отошли на задний план и вся она отдалась заботам об облегчении последних дней брата. Вместе с тем моя мать усмотрела в этой болезни брата наказание свыше за то, что она смела иметь и собственную жизнь в виде переписки, а не отдаваться вся своим детям и заботам о них»(фото 8). Великая женщина, великий пример нравственности и преданности делу и устремлениям своей души. Стоит также обратить внимание на заглавную букву в слове «Отношения», так сын подчеркивает важность и величие, необычность этой чистой и мощной связи. Как отметил Денис фон Мекк в своем интервью(фото 5), Чайковский, конечно же, был бы и стал бы композитором, но его сила и слава, возможно, -заслуга этой тонкой и хрупкой женщины. Поэтому основной посыл данной работы – не предать забвению настоящих русских людей, наших учителей и лучших образцов для подражания. Имея колоссальные возможности, эти люди все силы тратили на процветание и рост своей страны, проживая свои жизни скромно.

Умерла Надежда фон Мекк от туберкулеза в начале января 1894 года, пережив Петра Ильича Чайковского лишь на два месяца. Похоронена была в семейном склепе на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве.

3. Благотоворительность семьи.

Семья Мекк всегда уделяла огромное внимание благотворительности. Огромное количество проектов в образовании. А точнее, на одном из них. Помимо огромного количества учебных заведений, открытых благодаря семье, есть совершенно уникальное по замыслу и реализации дело. Это великое, фантастическое воплощение идей будущего. Речь идет о дистанционном образовании. Поистине великая семья, великие люди, достойные уважения и восхищения. Не имея современных технических возможностей, семье удалось обучить и вдохновить огромное количество людей. Удивительная по форме исполнения идея. Немыслимые по тем временам служба рекламы и логистики. Эта тема заслуживает отдельного проекта.

«Московско-Казанской железной дороге в марте 1914 года с огромным успехом начал свою деятельность так называемый «Агрономический поезд». Ежедневно его выставку осматривает более 1000 человек. Аудитория поезда не вмещает всех слушателей. Николай Карлович фон Мекк распорядился спешно оборудовать под лекционную аудиторию еще один вагон, чтобы лекции можно было читать параллельно в двух аудиториях. При следующей отправке «Агрономического поезда» - в мае 1914 года - в его состав планируется включить еще и вагон-холодильник для демонстрации различных способов охлаждения и сохранения скоропортящихся пищевых продуктов по системе инженера Михаила Трофимовича Зароченцева. Вагон-холодильник такой системы будет первым на всех железных дорогах Российской Империи.»

Очень интересно происходило дистанционное обучение более 100 лет назад – Николай Карлович отправлял на периферию специально для этого спроектированный "агрономический поезд" - вагоны-аудитории на 70-80 чел каждый, вагон для отдыха преподавателей, вагон пчеловодства, для мелких домашних животных (кролиководство), птицы, вагон для крупного скота и т.д…Совместно с министерством Земледелия были разработаны программы обучения, приглашены известные лекторы. И поезд уходит в многомесячное путешествие в глубинку. Было построено не менее трех поездов, каждый обошелся в 100 тысяч рублей и более. Ежедневно агрономические поезда посещали около 1000 человек!

За такое новшество Николай Карлович был представлен к награде министерства - Романовский знак отличия за труды по сельскому хозяйству 2-й степени. С точки зрения фалеристики редчайшая награда. О награждении знаком объявлялось в приказах по Главному Управлению Землеустройства и Земледелия, а награжденным выдавалось особое удостоверение. Сами знаки приобретались награжденными за свой счет в частных ювелирных фирмах и мастерских. Всего известно о присвоении около 200 наград. Носился на груди на ленте, левее российских орденов, но правее медалей( фото 16-17).

4. «Энергичный и вечно деятельный».

"... Энергичный и вечно деятельный...", как писал о Николай Карловиче фон Мекк А.П. Нагель в своем журнале "Автомобиль" № 2 1914 г., "...Какой очaровательный человек этот добрый Коля..." - писал в своем дневнике композитор П. И. Чайковский в 1886 году о Николaе Карловиче фон Мекке, муже своей племянницы Анны.

Барон Николай Карлович фон Мекк (Nikolaus von Meck) - oдин из активных пионеров автомобилизма и автоспорта России, организатор и участник многих автомобильных соревнований, жизнь которого трагически оборвалась при советском режиме. Автомобили – это неединственное увлечения Николая Карлович. Это был очень энергичный и вечно деятельный человек. Вот некоторые из серьезных увлечений: Кинология. Дрессировка санитарных собак, коневодство (фото 21). Вохдухоплавание. Благодаря тому обстоятельству, что развитие авиации в России было принято под «Высочайшее покровительство», в конце мая 1910 года в Москве было создано Общество воздухоплавания. Его учредительное собрание состоялось в Английском клубе и было открыто речью профессора Н. Е. Жуковского. Председателем общества был избран генерал П. А. Плеве, а его помощниками (заместителями) Н. К. фон Мекк и В. П. Рябушинский. Летом 1910 года на Ходынском поле началось создание первого московского аэродрома. В августе организовано строительство трибун на три тысячи зрителей для «воздушного митинга». В московских газетах появилась постоянная рубрика «На аэродроме». Подъемом флага, состоявшимся 3 октября 1910 года, Общество воздухоплавания известило мир, что в Москве появился аэродром.(фото 20). Реклама. На рекламном плакате фирмы Daimler Motoren-Gesellschaft изображён грузовик «Даймлер», принадлежавший Московско-Казанской железной дороге.

Председатель правления МКЖД Николай Карлович фон Мекк был покупателем продукции Даймлер с 1898 года и до 1916 года владел 10 автомобилями марки Мерседес. Он и его семья были организаторами, командорами, участниками и победителями на многих авторалли и непременно на Мерседесах, о чем есть несколько записей в гроссбухах музея Мерседес в Германии. (фото 22). Такая яркая жизнь и такой печальный и постыдный для страны финал.

Николай Карлович последний раз был арестован в 1928 г., а в мае 1929 г. Коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу участников «контрреволюционной вредительской организации в НКПС и на железных дорогах СССР»: фон Мекка и А. Ф. Величко и в золотоплатиновой промышленности вредителя — П. А. Пальчинского. Никто из них своей вины не признал. Сообщение о расстреле было опубликовано 24 мая 1929. Незадолго до смерти Николай Карлович Сказал своей дочери Галине, навестившей в тюрьме: «ДОЧЕНЬКА, ТОЛЬКО НЕ НАДО ЗА ВСЕ ЭТО НЕНАВИДЕТЬ СВОЮ СТРАНУ».

Выводы

Всю свою жизнь Николай Карлович, самый трагичный и самый, на мой взгляд, яркий персонаж рода фон Мекк, посвятил России, ее процветанию и развитию. Все его увлечения, мысли и помыслы служили этой великой цели. Имея огромное состояние и связи, он в смутное красное время не сбежал из страны, а остался верен ей, хоть и не поддерживал режим. После потери своей железной дороги добился у власти (писал Дзержинскому из тюрьмы: «Уважаемый Феликс Эдмундович, я не хочу зря тратить время, я могу быть полезным!») возможности продолжать служить железной дороге. Не растерялся, не обозлился, а продолжал горячо любить свою Россию. Это недостижимый пример самозабвенного патриотизма и самый нравственный ориентир. Самый настоящий герой нашего времени. Наше исследование не заканчивается, оно требует продолжения и обещаем рассказывать о семье фон Мекк. Всем.

Заключение

В условиях современной действительности, потока информации важно не забывать об истоках, о своих корнях, в том числе исторических. В наши дни необходимо проявлять стойкую любовь к Родине. Материал, предоставленный мною в данной работе можно использовать в образовательных учреждениях при изучении предмета «Краеведение». На основе краеведческого материала я старалась показать, что изучение прошлого родного края - путь к Истине. В Раменском районе есть кем гордиться. И на исторической карте моего Раменья фамилия фон Мекк должна быть одной из главных. Знаю точно, что изучать мне предстоит еще много, и я готова к этому. Буду делиться этой информацией и, конечно, моя заинтересованность обязательно должна найти положительный отзыв и «заразить» таких же увлеченных ИСТОРИЕЙ людей!

Сложность в поиске материала заключалась в огромном количестве ложной информации. Избежать этого нам помог, а также оказал огромную помощь в сборе материала потомок великого рода Денис фон Мекк(фото 3-6, 10-11). Выражаем ему огромную благодарность. Также очень признательны профессору истории архитектуры МАРХИ Путятину И.Е., координатору всех мероприятий Шапошниковой Елене, очень обаятельной и коммуникабельной женщине. Без нее были бы невозможны наши встречи с Д.А. фон Мекк.



Список источников использованной литературы

  1. http://von-meck.info/

  2. П. Чайковский. Переписка с Н.Ф. фон Мекк в 3-х томах(Серия: Литературные памятники русского быта, 2016)

  3. «Причины окончания переписки Чайковского и фон Мекк» ( в воспоминаниях близких)

  4. http://russia-armenia.info/node/15337

  5. https://zen.yandex.ru/media/armmuseum/russkaia-atlantida-vozrojdenie-zatoplennogo-naslediia-aleksandra-tamaniana-5a4a02a0f031735de532dc09

  6. https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/7/11/--4



































Приложения

Приложение 1 (фото 1-2)



Приложение 2 (фото 3-4)













Фото 5-6













Фото 7-9


Приожение 3 фото 10-11







Фото 12-14




Фото 15-17












Фото 18-19


Приложение 4 фото 20-22






Фото 23, 24



13



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас