СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кибербуллинг. Симптомы и признаки интернет травли

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кибербуллинг. Симптомы и признаки интернет травли»

Кибербуллинг – это одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи информационно-коммукикационных технологий, а именно интернета и мобильных телефонов.

Через социальные сети и сообщества в интернете распространение любой информации происходит молниеносно. Один отклик – и унизительные и порочащие фотографии, видео, пародийные изображения, слухи достигают огромного количества адресатов.

Для киберагрессора не обязательно иметь физическую силу, авторитет и влияние на сверстников, чтобы чувствовать своё превосходство. Спектр целей их широк, но всех объединяет стремление нанести жертве психологический ущерб, т.е. травля ради удовольствия. Это могут быть шутки, которые просто уязвят жертву, а может быть психологический террор, который может привести к суициду.







Взрослые пока мало задумываются об опасностях широкой кибер-практики своих детей, хотя о последствиях буллинга реального приходится слышать частьо сообщения о травмах, нанесенных светстниками, попытки суицидов и трагические смерти. К сожалению, эти случаи часть сопровождаются беспомощностью взрослых: «Не представляю, как это могло случиться», «Такой хороший был мальчик….»

Сами дети неохотно рассказывают, что стали жертвой агрессии в Интернете – четверть родителей узнают о подобных инцидентах намного позже того, как они произошли.

Основное количество жертв и их преследователей приходится на возраст между 11-16 годами — пубертатный период, характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам.

Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи интернет-травли в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают о случае травли достаточно поздно, на этапе эскалации конфликта. Упреждающие меры по узнаванию кибер-террора в школе могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.



Симптомы, проявляющиеся у жертв интернет-травли

  • Ухудшение показателей здоровья. Сюда могут относиться такие симптомы, как головная боль, боль в животе, проблемы со сном, подавленное настроение.

  • Изменение поведения. Сигналом для тревоги может послужить неожиданная замкнутость и закрытость ученика, снижение успеваемости в школе, отстраненность от реального мира, частое пребывание в мире фантазий и в мире онлайн-игр.

  • Пропажа личных вещей ученика. Неожиданное исчезновение любимых вещей ученика и денег, которое легко могут заметить родители.

  • Недооценка серьезности и умаление значение кибер-террора. Жертвы травли на первом этапе общения со взрослыми зачастую скрывают случаи кибер-травли, которые осуществляют с ними другие ученики или умаляют их значении в глазах взрослых. Если есть серьезные подозрения на наличие кибер-террора, необходимо провести повторную беседу с учеником и усилить наблюдение за ним.

  • Родители должны подробно расспросить ребёнка о случившемся прецеденте травли и информировать о нём школу. Взрослые могут также помогать детям и подросткам в противостоянии кибертеррору: например, могут сообщить полиции, выступить в качестве медиатора в разрешении конфликта.

  • Совершенствование знаний и понимания в области медиакомптенций родителей, педагогов и воспитателей — лучшая профилактика в борьбе с преследованием.



Вывод.Итак, кибербуллинг не менее опасен, чем реальные издевательства. Если террор может закончится, когда жертва придет домой, пожалуется старшим, то кибербуллинг продолжается все время, и от него не возможно спрятаться. Подросткам советуют обращаться за поддержкой к учителям и родителям, а родителям подростков — следить за тем, что ребенок делает в интернете, и быть готовым помочь ему в трудной ситуации. К сожалению, часто бывает так, что дети не хотят говорить родителям о таких вещах, а сами взрослые не замечают проблем. Поэтому хорошо бы хотя бы держать в голове, что кибербуллинг — существует и он может вести к серьезным психологическим сложностям. «Самим педагогам тоже важно узнавать о том, как работает Интернет и социальные сети, какими сайтами и платформами пользуются подростки, какой сленг употребляют. Это позволит корректно среагировать, если подросток решится обратиться за советом или помощью к учителю, ведь учитель будет понимать, почему сложившаяся ситуация действительно серьёзна, а не просто блажь впечатлительного ребёнка». Полностью искоренить кибер-буллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным. Бороться с ребенком не надо. И отключать ему доступ в Сеть не стоит. Для нынешнего молодого поколения Интернет — естественная среда обитания. Но, выпуская первый раз ребенка в бассейн вы же берете ему тренера или сами стараетесь научить плавать? Вот так и тут — будьте рядом, заботьтесь, и используйте самые последние наработки, чтобы такой бурный виртуальный мир был полезен, давал знания, развивал, а не вредил.



Чем отличается кибербуллинг от реального

Одно из важных преимуществ травли в интернете для агрессора — это чувство безнаказанности. Вживую жертва может привлечь посторонних людей или дать физический отпор, а анонимная травля на физической дистанции развязывает агрессору руки. 

Кроме того, в интернете агрессор не видит эмоций жертвы. Можно только догадываться по ответам жертвы, что она чувствует. Агрессор до конца не знает, не играют ли с ним, ведь можно притвориться жертвой и троллить в ответ. 

В отличие от обычного буллинга, кибербуллинг непрерывен. Ребенок может выйти из школы, из класса, и буллинг остановится. А сейчас общение в социальных сетях является важной частью коммуникации. Чтобы остановить кибертравлю, приходится совсем исключать себя из общения, иначе жертва оказывается круглосуточно доступна. Ребенок ложится спать, а утром опять видит в социальных сетях свою фотографию с оскорбительной подписью.



В психотерапевтической работе с детской агрессией есть два аспекта. Во-первых, это разрешение напряженных отношений в классе, и это аналогично работе с ситуацией очной школьной травли. Есть активные участники агрессии и дети, которые являются свидетелями. Необходимо работать и с агрессором, и с жертвой, и со всем классом целиком. Чтобы работа была эффективной, очень важна поддержка администрации образовательной организации. Во-вторых, это индивидуальная работа с ребенком, оказавшимся в роли жертвы кибербуллинга. Это близко к работе с человеком, который получил опыт болезненных, травматических переживаний вне связи с интернетом. Мы предполагаем, что сначала наступает стадия шока, а потом включаются собственные адаптационные механизмы. Если адаптационные механизмы не срабатывают или их недостаточно, то мы имеем дело с последствиями травмы и необходимостью психотерапевтической работы по сопровождению негативных переживаний (страха, боли, унижения, разрушения самооценки, потери чувства защищенности), оказанию поддержки и постепенному восстановлению доверия к миру.

Как и любой другой вид травли, кибербуллинг крайне важно своевременно обнаружить и корректно на него отреагировать. Но всегда ли преподавателям хватает инструментария и авторитета для того, чтобы справиться с агрессией, которая рождается далеко за пределами школьных коридоров и локализуется в онлайн-чатах, блогах, комментариях к видео и личных сообщениях? Заметить реальную драку и принять меры дисциплинарного характера против её инициаторов и активных участников – в силах педагога, так как происходящее в школе (причем, не только на уроках) – его зона ответственности. Но справедливо ли причислять к такой зоне ответственности виртуальное пространство общения подростков? В действительности кибербуллинг может становиться продолжением травли в школе, но необязательно затрагивает отношения между одноклассниками. В связи с этим сотрудникам школы бывает непросто разобраться, по каким признакам распознать ребят, нуждающихся в помощи, и какую модель поведения в такой ситуации выбрать.

От незамысловатых словесных перепалок в пабликах до систематического троллинга, шантажа интимными фотографиями или откровенного преследования с угрозами для жизни, подросток может встретиться с любой из форм кибертравли и пострадать от неё даже сильнее, чем во время оффлайн-столкновения со сверстниками. Как правило, в сети нет чётких правил игры, и обидчик, не видя вживую объекта своей агрессии и часто скрываясь за маской анонимности, не ощущает вины за свои действия в реальной жизни.



акже существует группа в социальной сети Вконтакте.ру «Анти-КиберМоббинг» (Anticybermobbing). В которой можно получить консультацию в реальном времени.

В Москве существует бесплатная служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета «Дети онлайн» — 8-800-25-000-15 с 9 до 18 МСК по рабочим дням. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

Дети порой существа жестокие. И раньше в классах травили — новеньких, слабеньких, заумных отличников: все зависит от обстановки в школе и умению классного руководителя вычислять конфликты в детском коллективе. И воду в портфель лили, и костюм мелом мазали, и вещи в раздевалке рвали... Вспомним хотя бы знаменитый фильм с маленькой Кристиной Орбакайте «Чучело».

«Буллинг, в действительности, существовал всегда, а с приходом в нашу жизнь таких технологий, как средства интернет-коммуникаций, он плотно занял свои позиции в цифровом мире. Именно поэтому не стоит недооценивать масштабы этой угрозы», - рассказывает эксперт по детской безопасности «Лаборатории Касперского», исследователь кибербуллинга Анна Ларкина.

Сейчас детишки более продвинутые. Зачем пачкать руки мелом, если можно «запачкать» грязными высказываниями стену недруга в соцсети? Или сагитировать друзей и начать «клевать» «врага» - с издевкой комментируя каждый его пост? Ну а потом....

Как распознать признаки травли?

1. Изменения в настроении

Ребенок стал грустнее. Старается избегать общественных мероприятий. Стал не так активно использовать свои мобильные устройства, как раньше?

Любое резкое изменение в настроении подростка (а именно они чаще подвергаются подобным атакам), сохраняющееся продолжительное время, может оказаться признаком того, что человек подвергается кибербуллингу.

2. Напуган. Не хочет идти в школу, посещать занятия в спортивной или любой иной секции. С раздражением реагирует на сигналы своего смарфона или планшета.

3. «Ни с того ни с сего» удалил страницу в социальных сетях. Резкое изменение количества друзей в соцсети, точнее, их стремительное уменьшение, также может свидетельствовать о травле.

Что делать родителям?

Во-первых, быть для своего ребенка другом. Чувствовать изменения его состояния. Сделать так, чтобы он вам доверял и в тяжелой ситуации не пытался справиться сам, а поделился с вами.

«Подружитесь» со своими детьми в социальны сетях. Время от времени просматривайте его активность, смотрите, что он пишет на своем паблике, а также каких друзей добавляет, в какие группы вступает.

Однако не перегните палку. Не надо лайкать каждый пост ребенка, выставлять на его стене ваши с ним в обнимку фотографии или вечером за ужином обсуждать его переписку с друзьями. Ни в коем случае. Иначе ребенок решит, что за ним шпионят и закроется от вас еще больше.

Проявляйте такт. Дайте возможность ребенку научиться выстраивать отношения. Не мелькайте постоянно у него за спиной. Но постарайтесь быть чутким и внимательным другом. Но и присматривать за ребятами (особенно когда они входят в сложный пубертатный период) стоит.

Берегите свои силы и нервы, прибегайте к помощи специализированных решений, которые защитят детей в Интернете.

Но помните, что даже технические средства хороши в сочетании с просвещением ребенка.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!