02-05
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
«Принято» Педагогическим советом протокол от __________ г. №___ Введено приказом от _________ г. №____ Директор МБОУ «СОШ№41» ___________ Закиров Ш. Р. |
Контрольно-измерительный материал
к рабочей программе
по предмету окружающий мир
по теме ВКР «Формирование способности к взаимодействию в группе
у младших школьников»
Составитель: Егорова Елена Олеговна, студентка группы 1841S
«Согласовано»
Заместитель директора__________ С.В. Лейсле
Классный руководитель ____________А.С.Ротанова
Набережные Челны
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание оценочно-методических материалов по окружающему миру для 3Б класса составлено в соответствие с требованиями ФГОС к предметным и метапредметным результатам учащихся. Для выявления текущих результатов обучения используются практические и лабораторные работы по изученным темам. Лабораторные работы проводятся в тетради для контрольных работ по окружающему миру.
Лабораторная работа или практическая работа выполняется в групповом порядке одновременно всеми учащимися класса. На выполнение работы отводится 45 минут.
По результатам работы каждому учащемуся выставляется оценка по предмету окружающий мир, которую учитель заносит в классный журнал.
Каждая практическая или лабораторная работа разработана по определённой теме и проводится с целью проверки уровня освоения как отдельных тем, так и курса окружающего мира в целом за определённый период.
График лабораторных работ
Название работы | Календарные сроки |
План. сроки | Факт. сроки |
Лабораторная работа №1 «Свойства веществ» | 24.10 | |
Лабораторная работа №2 «Воздух в природе» | 11.10 | |
Практическая работа «Групповой проект. Классы животных» | 20.01 – 20.02 | |
Лабораторная работа №3 «Свойства почвы» | 17.03 | |
Лабораторная работа №4 «Мой организм» | 14.04 | |
Лабораторная работа №1 «Свойства веществ»
Название опыта: «Соль и вода»
Цель опыта: рассмотреть преобразование веществ
Этапы:
1. Взять стакан с водой
2.Насыпать соль в стакан и размешать
3.Рассмотреть получившийся раствор
Результат:
Что стало с солью?
Что стало с водой?
Название опыта: «Сахар и вода»
Цель опыта: рассмотреть преобразование веществ
Этапы:
1. Взять стакан с водой
2.Насыпать сахар в стакан и размешать
3.Рассмотреть получившийся раствор
Результат:
Что стало с сахаром?
Что стало с водой?
Название опыта: «Масло и вода»
Цель опыта: рассмотреть плотности веществ
Этапы:
1. Возьми стакан с водой.
2.Капни масло в стакан с водой.
3. Смешиваются ли два разных по плотности вещества?
Лабораторная работа №2 «Воздух в природе»
Опыт №1. Цвет.
В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
Вывод: Открываем первое свойство воздуха- Воздух невидимый и бесцветный.
Опыт №2. Запах.
А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Ничего.
Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас? Пахнет лимоном.
Вывод: Чистый воздух запаха не имеет.
Опыт № 3. Вкус.
Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт № 4.Сжимаемость. Упругость.
Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему? В нём мало воздуха.
Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать? Добавить воздуха.
Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? Воздух сжимается. (Сжимаемость.)
У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? Упругость.
Опыт № 5. Воздух легче воды.
Налейте в стакан газированной воды. Опустите кусочек пластилина. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?
Вывод: Воздух легче воды.
Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать? Воздух легче воды.
Опыт № 6. Масса воздуха.
А может быть воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло?
Вывод: Воздух имеет массу.
Опыт № 7. Горячий воздух легче.
Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком?
Дети проводят эксперимент. Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами? Что происходит с горячим воздухом? Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?
Вывод: Горячий воздух легче.
Лабораторная работа №3 «Свойства почвы»
Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.
Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.
Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.
Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.
Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.
Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.
Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.
Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.
Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в комнате. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.
Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.
В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.
В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.
Лабораторная работа №4 «Мой организм»
Определение частоты дыхания.
Цель работы: научиться подсчитывать дыхательные движения в покое.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы: работа проводится в парах.
1.Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту (подсчет производится в положении стоя).
2.Проанализируйте ваши данные и запишите вывод.
К 11 годам у подростков частота дыхательных движений составляет 11 дыхательных движений в минуту. При занятиях физической культурой урежается и составляет 10-15 . Нагрузку при занятиях спортом следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление ее исходной величины происходило не позднее, чем за 7-9 мин.
-Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
-Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
-Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.