СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация нарушений речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клиническая классификация расстройства, обусловленные нарушениями в области речеслухового и речедвигательного анализаторов расстройства центрального или периферического характера расстройства функциональные или органические с учетом времени наступления расстройства (до начала формирования речи; в процессе формирования; после того, как речь уже сформирована) 

Просмотр содержимого документа
«Классификация нарушений речи»

ТЕМА 4  КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩИЙ ОБЗОР РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

ТЕМА 4

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩИЙ ОБЗОР РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИИ Классификация  Клиническая  Клинико-педагогическая  Психолого-педагогическая

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИИ

Классификация

Клиническая

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАССТРОЙСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯМИ В ОБЛАСТИ РЕЧЕСЛУХОВОГО И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРОВ РАССТРОЙСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА РАССТРОЙСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ С УЧЕТОМ ВРЕМЕНИ НАСТУПЛЕНИЯ РАССТРОЙСТВА (ДО НАЧАЛА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ; В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ; ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕЧЬ УЖЕ СФОРМИРОВАНА)

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

  • РАССТРОЙСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯМИ В ОБЛАСТИ РЕЧЕСЛУХОВОГО И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРОВ
  • РАССТРОЙСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
  • РАССТРОЙСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ С УЧЕТОМ ВРЕМЕНИ НАСТУПЛЕНИЯ РАССТРОЙСТВА (ДО НАЧАЛА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ; В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ; ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕЧЬ УЖЕ СФОРМИРОВАНА)
ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ , КОТОРЫЕ ДИАГНОСТИРУЮТСЯ КАК ДИСЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ; НЕДОРАЗВИТИЕ ИЛИ УТРАТА РЕЧИ – АЛАЛИЯ, АФАЗИЯ; РАССТРОЙСТВА ТЕМПА, РИТМА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ НЕСУДОРЖНОГО ХАРАКТЕРА – ТАХИЛАЛИЯ, БРАДИЛАЛИЯ; НАРУШЕНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ СУДОРОЖНЫМИ СПАЗМАМИ МЫШЦ, В КЛИНИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ, КАК ОТМЕЧАЕТ АВТОР, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК ЛОГОНЕВРОЗ РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ ПРИ ДЕФЕКТАХ СЛУХА, УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ПРИ НЕКОТОРЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ТАКИХ КАК ШИЗОФРЕНИЯ И ЭПИЛЕПСИЯ.

ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

  • ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ , КОТОРЫЕ ДИАГНОСТИРУЮТСЯ КАК ДИСЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ;
  • НЕДОРАЗВИТИЕ ИЛИ УТРАТА РЕЧИ – АЛАЛИЯ, АФАЗИЯ;
  • РАССТРОЙСТВА ТЕМПА, РИТМА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ НЕСУДОРЖНОГО ХАРАКТЕРА – ТАХИЛАЛИЯ, БРАДИЛАЛИЯ; НАРУШЕНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ СУДОРОЖНЫМИ СПАЗМАМИ МЫШЦ, В КЛИНИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ, КАК ОТМЕЧАЕТ АВТОР, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК ЛОГОНЕВРОЗ

РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ ПРИ ДЕФЕКТАХ СЛУХА, УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ПРИ НЕКОТОРЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ТАКИХ КАК ШИЗОФРЕНИЯ И ЭПИЛЕПСИЯ.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЛОГОПЕДИИ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДВЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ  КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЛОГОПЕДИИ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДВЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ  ОРИЕНТИРОВАНА В ОСНОВНОМ НА КОРРЕКЦИЮ ДЕФЕКТА РЕЧИ, НА РАЗРАБОТКУ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ И НАЦЕЛЕНА НА ПРЕДЕЛЬНУЮ ДЕТАЛИЗАЦИЮ ВИДОВ И ФОРМ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ПОЭТОМУ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПОДХОДЕ ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ.   В НЕЙ УЧИТЫВАЮТСЯ МЕЖСИСТЕМНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ С ОБУСЛОВЛИВАЮЩИМ ИХ МАТЕРИАЛЬНЫМ СУБСТРАТОМ. ОНА ОСНОВЫВАЕТСЯ НЕ НА ОДНОМ КАКОМ-ТО КРИТЕРИИ, А НА СОВОКУПНОСТИ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ (В СОЧЕТАНИИ С ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИМИ) КРИТЕРИЕВ.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ОРИЕНТИРОВАНА В ОСНОВНОМ НА КОРРЕКЦИЮ ДЕФЕКТА РЕЧИ, НА РАЗРАБОТКУ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ И НАЦЕЛЕНА НА ПРЕДЕЛЬНУЮ ДЕТАЛИЗАЦИЮ ВИДОВ И ФОРМ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ПОЭТОМУ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПОДХОДЕ ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ.

В НЕЙ УЧИТЫВАЮТСЯ МЕЖСИСТЕМНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ С ОБУСЛОВЛИВАЮЩИМ ИХ МАТЕРИАЛЬНЫМ СУБСТРАТОМ. ОНА ОСНОВЫВАЕТСЯ НЕ НА ОДНОМ КАКОМ-ТО КРИТЕРИИ, А НА СОВОКУПНОСТИ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ (В СОЧЕТАНИИ С ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИМИ) КРИТЕРИЕВ.

КРИТЕРИИ ОТГРАНИЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ  УЧИТЫВАЕТСЯ: НАРУШЕНИЯ ФОРМЫ РЕЧИ (УСТНОЙ ИЛИ ПИСЬМЕННОЙ); НАРУШЕНН ЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЖДОЙ ИЗ ФОРМ: ДЛЯ УСТНОЙ –  НАРУШЕНИЕ ГОВОРЕНИЯ ИЛИ СЛУШАНИЯ, ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ –  ПИСЬМА ИЛИ ЧТЕНИЯ; НАРУШЕНН ЫЙ ЭТАП (ЗВЕН О ) ПОРОЖДЕНИЯ ИЛИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ: ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГОВОРЕНИЮ И ПИСЬМУ).

КРИТЕРИИ ОТГРАНИЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

УЧИТЫВАЕТСЯ:

  • НАРУШЕНИЯ ФОРМЫ РЕЧИ (УСТНОЙ ИЛИ ПИСЬМЕННОЙ);
  • НАРУШЕНН ЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЖДОЙ ИЗ ФОРМ: ДЛЯ УСТНОЙ – НАРУШЕНИЕ ГОВОРЕНИЯ ИЛИ СЛУШАНИЯ, ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ – ПИСЬМА ИЛИ ЧТЕНИЯ;
  • НАРУШЕНН ЫЙ ЭТАП (ЗВЕН О ) ПОРОЖДЕНИЯ ИЛИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ: ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГОВОРЕНИЮ И ПИСЬМУ).
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗЫВАЕТ КАКИМИ ФАКТОРАМИ ОБУСЛОВЛЕНО НАРУШЕНИЕ;  НА КАКОМ ФОНЕ ОНО РАЗВИВАЕТСЯ (ОРГАНИЧЕСКОМ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ) В КАКОМ ЗВЕНЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛОКАЛИЗУЕТСЯ (ЦЕНТРАЛЬНОМ ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОМ) КАКОВА ГЛУБИНА (СТЕПЕНЬ) НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ РЕЧИ ВРЕМЯ ЕГО НАСТУПЛЕНИЯ.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗЫВАЕТ

  • КАКИМИ ФАКТОРАМИ ОБУСЛОВЛЕНО НАРУШЕНИЕ;
  • НА КАКОМ ФОНЕ ОНО РАЗВИВАЕТСЯ (ОРГАНИЧЕСКОМ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ)
  • В КАКОМ ЗВЕНЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛОКАЛИЗУЕТСЯ (ЦЕНТРАЛЬНОМ ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОМ)
  • КАКОВА ГЛУБИНА (СТЕПЕНЬ) НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ РЕЧИ
  • ВРЕМЯ ЕГО НАСТУПЛЕНИЯ.
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ   НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ  НАРУШЕНИЯ ФОНАЦИОННОГО (ВНЕШНЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НАРУШЕНИЯ ФОНАЦИОННОГО (ВНЕШНЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ)  – ОТСУТСТВИЕ ИЛИ РАССТРОЙСТВО ФОНАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА, НАРУШЕНИЕ ФОНАЦИИ, ФОНОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВОКАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ. БРАДИЛАЛИЯ — ПАТОЛОГИЧЕСКИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ. СИНОНИМ: БРАДИФРАЗИЯ. ТАХИЛАЛИЯ  – ПАТОЛОГИЧЕСКИ УСКОРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ.  СИНОНИМ: ТАХИФРАЗИЯ ЗАИКАНИЕ  – НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: ЛОГОНЕВРОЗ, LALONEVROS, BALBUTIES. ДИСЛАЛИЯ  –  НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОЙ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: КОСНОЯЗЫЧИЕ (УСТАРЕВШЕЕ), ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ, НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ. ДИЗАРТРИЯ  – НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ИННВЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. РИНОЛАЛИЯ  – НАРУШЕНИЯ ТЕМБРА ГОЛОСА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: ГНУСАВОСТЬ (УСТАРЕВШЕЕ), ПАЛАТОЛАЛИЯ.

ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ)ОТСУТСТВИЕ ИЛИ РАССТРОЙСТВО ФОНАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА, НАРУШЕНИЕ ФОНАЦИИ, ФОНОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВОКАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.

БРАДИЛАЛИЯ — ПАТОЛОГИЧЕСКИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ. СИНОНИМ: БРАДИФРАЗИЯ.

ТАХИЛАЛИЯПАТОЛОГИЧЕСКИ УСКОРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ.

СИНОНИМ: ТАХИФРАЗИЯ

ЗАИКАНИЕНАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: ЛОГОНЕВРОЗ, LALONEVROS, BALBUTIES.

ДИСЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОЙ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: КОСНОЯЗЫЧИЕ (УСТАРЕВШЕЕ), ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ, НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ.

ДИЗАРТРИЯНАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ИННВЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.

РИНОЛАЛИЯНАРУШЕНИЯ ТЕМБРА ГОЛОСА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: ГНУСАВОСТЬ (УСТАРЕВШЕЕ), ПАЛАТОЛАЛИЯ.

Н АРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО (ВНУТРЕННЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ В ЛОГОПЕДИИ НАЗЫВАЮТ СИСТЕМНЫМИ ИЛИ ПОЛИМОРФНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ     АЛАЛИЯ  – ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ЗОН КОРЫ ГОЛОВНО ГО  МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. СИНОНИМЫ: ДИСФАЗИЯ, РАННЯЯ ДЕТСКАЯ АФАЗИЯ, АФАЗИЯ РАЗВИТИЯ  АФАЗИЯ  – ПОЛНАЯ ИЛИ ЧАСТНАЯ УТРАТА РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. СИНОНИМЫ: РАСПАД, УТРАТА РЕЧИ.

Н АРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО (ВНУТРЕННЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ В ЛОГОПЕДИИ НАЗЫВАЮТ СИСТЕМНЫМИ ИЛИ ПОЛИМОРФНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

АЛАЛИЯОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ЗОН КОРЫ ГОЛОВНО ГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. СИНОНИМЫ: ДИСФАЗИЯ, РАННЯЯ ДЕТСКАЯ АФАЗИЯ, АФАЗИЯ РАЗВИТИЯ

АФАЗИЯПОЛНАЯ ИЛИ ЧАСТНАЯ УТРАТА РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. СИНОНИМЫ: РАСПАД, УТРАТА РЕЧИ.

 НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ   1. ДИСЛЕКСИЯ – ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ.  ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАТРУДНЕНИЯХ ОПОЗНАНИЯ И УЗНАВАНИЯ БУКВ; В ЗАТРУДНЕНИЯХ СЛИЯНИЯ БУКВ В СЛОГИ И СЛОГОВ В СЛОВА, ЧТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОМУ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ЗВУКОВОЙ ФОРМЫ СЛОВА; В АГРАММАТИЗМЕ И ИСКАЖЕНИИ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО. 2. ДИСГРАФИЯ — ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА.  ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НЕСТОЙКОСТИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА БУКВЫ, В СМЕШЕНИЯХ ИЛИ ПРОПУСКАХ БУКВ, В ИСКАЖЕНИЯХ ЗВУКОСЛОГОВОГО СОСТАВА СЛОВА И СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В СЛУЧАЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ) ГОВОРЯТ ОБ АЛЕКСИИ И АГРАФИИ.

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. ДИСЛЕКСИЯЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ.

ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАТРУДНЕНИЯХ ОПОЗНАНИЯ И УЗНАВАНИЯ БУКВ; В ЗАТРУДНЕНИЯХ СЛИЯНИЯ БУКВ В СЛОГИ И СЛОГОВ В СЛОВА, ЧТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОМУ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ЗВУКОВОЙ ФОРМЫ СЛОВА; В АГРАММАТИЗМЕ И ИСКАЖЕНИИ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО.

2. ДИСГРАФИЯ — ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА.

ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НЕСТОЙКОСТИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА БУКВЫ, В СМЕШЕНИЯХ ИЛИ ПРОПУСКАХ БУКВ, В ИСКАЖЕНИЯХ ЗВУКОСЛОГОВОГО СОСТАВА СЛОВА И СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В СЛУЧАЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ) ГОВОРЯТ ОБ АЛЕКСИИ И АГРАФИИ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ   ПОСТРОЕНА  НА ОСНОВЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ, СРЕДИ КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ (ЗВУКОВАЯ СТОРОНА, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧИ, СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ПОСТРОЕНА НА ОСНОВЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ, СРЕДИ КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ (ЗВУКОВАЯ СТОРОНА, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧИ, СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ   НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕФЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ЛГНР) ПРИ ЛГНР У ДЕТЕЙ НОРМАЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО СОХРАННЫ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ЧАЩЕ ВСЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ), ОДНАКО ОТМЕЧАЮТСЯ ОГРАНИЧЕННЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, НАРУШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ  РАЗЛИЧНЫЕ СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ НАРУШЕНО ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЗВУКОВОЙ И СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕФЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ЛГНР)

ПРИ ЛГНР У ДЕТЕЙ НОРМАЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО СОХРАННЫ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ЧАЩЕ ВСЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ), ОДНАКО ОТМЕЧАЮТСЯ ОГРАНИЧЕННЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, НАРУШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗЛИЧНЫЕ СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ НАРУШЕНО ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЗВУКОВОЙ И СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ КАК ФОНОЛОГИЧЕСКИХ, ТАК И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ I СТЕПЕНЬ, ЛЕГКИЕ НАРУШЕНИЯ – ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПО ОСНОВНЫМ РЕЧЕВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ У ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ НА 0,5 ГОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – НА 1 ГОД; II СТЕПЕНЬ, НАРУШЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ – СООТВЕТСТВЕННО ОТСТАВАНИЕ НА 1 ГОД В РАННЕМ И НА 2 ГОДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. III СТЕПЕНЬ, ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ – ОТСТАВАНИЕ НА 2 ГОДА В РАННЕМ И НА 3 ГОДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.  ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПОПРАВКУ: К КРИТЕРИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОБАВИТЬ ЧИСЛО ЛЕТ, НА КОТОРОЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ПРЕВЫШАЕТ 6 ЛЕТ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ КАК ФОНОЛОГИЧЕСКИХ, ТАК И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

  • I СТЕПЕНЬ, ЛЕГКИЕ НАРУШЕНИЯ – ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПО ОСНОВНЫМ РЕЧЕВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ У ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ НА 0,5 ГОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – НА 1 ГОД;
  • II СТЕПЕНЬ, НАРУШЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ – СООТВЕТСТВЕННО ОТСТАВАНИЕ НА 1 ГОД В РАННЕМ И НА 2 ГОДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
  • III СТЕПЕНЬ, ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ – ОТСТАВАНИЕ НА 2 ГОДА В РАННЕМ И НА 3 ГОДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПОПРАВКУ: К КРИТЕРИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОБАВИТЬ ЧИСЛО ЛЕТ, НА КОТОРОЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ПРЕВЫШАЕТ 6 ЛЕТ.
Большинство людей никогда не обучалось тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем.   Альфред де Мюссе  Успехов в работе!

Большинство людей никогда не обучалось тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем. Альфред де Мюссе

  • Успехов в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!