ТЕМА 4
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩИЙ ОБЗОР РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИИ
Классификация
Клиническая
Клинико-педагогическая
Психолого-педагогическая
КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
- РАССТРОЙСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯМИ В ОБЛАСТИ РЕЧЕСЛУХОВОГО И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРОВ
- РАССТРОЙСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
- РАССТРОЙСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ С УЧЕТОМ ВРЕМЕНИ НАСТУПЛЕНИЯ РАССТРОЙСТВА (ДО НАЧАЛА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ; В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ; ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕЧЬ УЖЕ СФОРМИРОВАНА)
ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ , КОТОРЫЕ ДИАГНОСТИРУЮТСЯ КАК ДИСЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ;
- НЕДОРАЗВИТИЕ ИЛИ УТРАТА РЕЧИ – АЛАЛИЯ, АФАЗИЯ;
- РАССТРОЙСТВА ТЕМПА, РИТМА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ НЕСУДОРЖНОГО ХАРАКТЕРА – ТАХИЛАЛИЯ, БРАДИЛАЛИЯ; НАРУШЕНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ СУДОРОЖНЫМИ СПАЗМАМИ МЫШЦ, В КЛИНИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ, КАК ОТМЕЧАЕТ АВТОР, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК ЛОГОНЕВРОЗ
РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ ПРИ ДЕФЕКТАХ СЛУХА, УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ПРИ НЕКОТОРЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ТАКИХ КАК ШИЗОФРЕНИЯ И ЭПИЛЕПСИЯ.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЛОГОПЕДИИ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДВЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ОРИЕНТИРОВАНА В ОСНОВНОМ НА КОРРЕКЦИЮ ДЕФЕКТА РЕЧИ, НА РАЗРАБОТКУ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ И НАЦЕЛЕНА НА ПРЕДЕЛЬНУЮ ДЕТАЛИЗАЦИЮ ВИДОВ И ФОРМ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ПОЭТОМУ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПОДХОДЕ ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ.
В НЕЙ УЧИТЫВАЮТСЯ МЕЖСИСТЕМНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ С ОБУСЛОВЛИВАЮЩИМ ИХ МАТЕРИАЛЬНЫМ СУБСТРАТОМ. ОНА ОСНОВЫВАЕТСЯ НЕ НА ОДНОМ КАКОМ-ТО КРИТЕРИИ, А НА СОВОКУПНОСТИ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ (В СОЧЕТАНИИ С ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИМИ) КРИТЕРИЕВ.
КРИТЕРИИ ОТГРАНИЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
УЧИТЫВАЕТСЯ:
- НАРУШЕНИЯ ФОРМЫ РЕЧИ (УСТНОЙ ИЛИ ПИСЬМЕННОЙ);
- НАРУШЕНН ЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЖДОЙ ИЗ ФОРМ: ДЛЯ УСТНОЙ – НАРУШЕНИЕ ГОВОРЕНИЯ ИЛИ СЛУШАНИЯ, ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ – ПИСЬМА ИЛИ ЧТЕНИЯ;
- НАРУШЕНН ЫЙ ЭТАП (ЗВЕН О ) ПОРОЖДЕНИЯ ИЛИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ: ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГОВОРЕНИЮ И ПИСЬМУ).
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗЫВАЕТ
- КАКИМИ ФАКТОРАМИ ОБУСЛОВЛЕНО НАРУШЕНИЕ;
- НА КАКОМ ФОНЕ ОНО РАЗВИВАЕТСЯ (ОРГАНИЧЕСКОМ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ)
- В КАКОМ ЗВЕНЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛОКАЛИЗУЕТСЯ (ЦЕНТРАЛЬНОМ ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОМ)
- КАКОВА ГЛУБИНА (СТЕПЕНЬ) НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИЛИ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ РЕЧИ
- ВРЕМЯ ЕГО НАСТУПЛЕНИЯ.
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НАРУШЕНИЯ ФОНАЦИОННОГО (ВНЕШНЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) – ОТСУТСТВИЕ ИЛИ РАССТРОЙСТВО ФОНАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА, НАРУШЕНИЕ ФОНАЦИИ, ФОНОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВОКАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.
БРАДИЛАЛИЯ — ПАТОЛОГИЧЕСКИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ. СИНОНИМ: БРАДИФРАЗИЯ.
ТАХИЛАЛИЯ – ПАТОЛОГИЧЕСКИ УСКОРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ.
СИНОНИМ: ТАХИФРАЗИЯ
ЗАИКАНИЕ – НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: ЛОГОНЕВРОЗ, LALONEVROS, BALBUTIES.
ДИСЛАЛИЯ – НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОЙ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: КОСНОЯЗЫЧИЕ (УСТАРЕВШЕЕ), ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ, НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ.
ДИЗАРТРИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ИННВЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.
РИНОЛАЛИЯ – НАРУШЕНИЯ ТЕМБРА ГОЛОСА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. СИНОНИМЫ: ГНУСАВОСТЬ (УСТАРЕВШЕЕ), ПАЛАТОЛАЛИЯ.
Н АРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО (ВНУТРЕННЕГО) ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ В ЛОГОПЕДИИ НАЗЫВАЮТ СИСТЕМНЫМИ ИЛИ ПОЛИМОРФНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
АЛАЛИЯ – ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ЗОН КОРЫ ГОЛОВНО ГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. СИНОНИМЫ: ДИСФАЗИЯ, РАННЯЯ ДЕТСКАЯ АФАЗИЯ, АФАЗИЯ РАЗВИТИЯ
АФАЗИЯ – ПОЛНАЯ ИЛИ ЧАСТНАЯ УТРАТА РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. СИНОНИМЫ: РАСПАД, УТРАТА РЕЧИ.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. ДИСЛЕКСИЯ – ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ.
ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАТРУДНЕНИЯХ ОПОЗНАНИЯ И УЗНАВАНИЯ БУКВ; В ЗАТРУДНЕНИЯХ СЛИЯНИЯ БУКВ В СЛОГИ И СЛОГОВ В СЛОВА, ЧТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОМУ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ЗВУКОВОЙ ФОРМЫ СЛОВА; В АГРАММАТИЗМЕ И ИСКАЖЕНИИ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО.
2. ДИСГРАФИЯ — ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА.
ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НЕСТОЙКОСТИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА БУКВЫ, В СМЕШЕНИЯХ ИЛИ ПРОПУСКАХ БУКВ, В ИСКАЖЕНИЯХ ЗВУКОСЛОГОВОГО СОСТАВА СЛОВА И СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В СЛУЧАЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ) ГОВОРЯТ ОБ АЛЕКСИИ И АГРАФИИ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ПОСТРОЕНА НА ОСНОВЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ, СРЕДИ КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ (ЗВУКОВАЯ СТОРОНА, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧИ, СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕФЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ЛГНР)
ПРИ ЛГНР У ДЕТЕЙ НОРМАЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО СОХРАННЫ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ЧАЩЕ ВСЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ), ОДНАКО ОТМЕЧАЮТСЯ ОГРАНИЧЕННЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, НАРУШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
РАЗЛИЧНЫЕ СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ НАРУШЕНО ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЗВУКОВОЙ И СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ КАК ФОНОЛОГИЧЕСКИХ, ТАК И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
- I СТЕПЕНЬ, ЛЕГКИЕ НАРУШЕНИЯ – ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПО ОСНОВНЫМ РЕЧЕВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ У ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ НА 0,5 ГОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – НА 1 ГОД;
- II СТЕПЕНЬ, НАРУШЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ – СООТВЕТСТВЕННО ОТСТАВАНИЕ НА 1 ГОД В РАННЕМ И НА 2 ГОДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
- III СТЕПЕНЬ, ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ – ОТСТАВАНИЕ НА 2 ГОДА В РАННЕМ И НА 3 ГОДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
- ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПОПРАВКУ: К КРИТЕРИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОБАВИТЬ ЧИСЛО ЛЕТ, НА КОТОРОЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ПРЕВЫШАЕТ 6 ЛЕТ.
Большинство людей никогда не обучалось тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем. Альфред де Мюссе