Классный час в начальном классе:
Я знаю правила поведения.
(дома, в школе и других общественных местах)
Цель: Создать условия для усвоения детьми правил поведения в дома, в общественных местах (школе, транспорте, кинотеатре, театре, цирке).
Задачи:
Образовательные: Закреплять, расширять знания учащихся о правилах поведения. Учить детей правильно вести себя в школе, на уроке; в школьной столовой, в других общественных местах.
Коррекционно-развивающие: развивать речь, мыслительную деятельность, коррегировать общую моторику.
Воспитательные: Воспитывать сознательную дисциплину, культуру поведения, желание выполнять правила и вести себя образцово.
Материалы и оборудование к классному часу:
Презентация «Я знаю правила поведения»; магнитной картинке к игре «Опасные – безопасные предметы»; изображение – красный круг и зеленый круг; плакаты (иллюстрации) – правила поведения в транспорте; правила поведения в магазине; правила поведения в кино, цирке, театре.
Ход классного часа:
Организационный момент и психологический настрой на классный час:
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к классному часу?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели, (сели девочки)
Тихо мальчики за парту сели, (сели мальчики)
На меня все посмотрели.
Сюрпризный момент:
Учитель: Угадайте, кто пришел к нам на классный час?
Загадка про Незнайку:
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш ... (НЕЗНАЙКА). (слайд презентации слайд 2,3)
Учитель: Правильно, это Незнайка. Сегодня вместе с Незнайкой мы будем говорить о правилах поведения дома, в школе и общественных местах. Будем говорить об очень важном – о безопасности! А кто из вас знает, что такое безопасность? Ответьте своими словами.
(ответы детей)
Учитель: Давайте я прочитаю более точное определение слова «безопасность». «Безопасность - это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности». Где и что может угрожать нашему здоровью и жизни? (На дороге, на реке, дворе, в лесу)
Учитель: Правильно. А где вы находимся больше всего по времени?
(дома).
Учитель: Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг.
(Аудио запись звуков – часы идут, скрипит шкаф, проезжает машина за окном и так далее). Какие звуки вы слышите? (ответы детей: стук, скрипы мебели, пола, голоса, где-то проехала машина и так далее)
Учитель: Слышите, в дверь кто-то стучится…(презентация слайд3, 4)
Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь? Почему?
(ответы детей)
Какая опасность подстерегает Незнайку? (слайд 6)
Ответы детей (Пожар).
Учитель: Да, правильно, если играть со спичками – то можно устроить очень опасную ситуацию, может произойти даже пожар. «Крепко помните,
что спички – Не игрушка для ребят!» (слайд 7)
Учитель: Дома очень много разных и нужных вещей и предметов. Но некоторые из них могут представлять опасность. С такими предметами играть нельзя. Давайте поиграем в игру «Опасные – безопасные предметы» и объясним Незнайке с какими предметами (вещами) играть нельзя» Хорошо? (ответы детей)
Правила игры «Опасные – безопасные предметы»:
Дети по очереди выходят к доске, выбирают по одной магнитной картинке, с изображением предмета (вещи) и соответственно прикрепляют на левую или правую часть доски. На одной стороне весит красный круг (опасный предмет), на другой сторне весит зеленый круг (безопасный предмет).
Игра «Опасные – безопасные предметы».
Физкультминутка Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за учителем.)
Учитель: Дети назовите мне общественные места.
(ответы детей – школа, столовая, кино, театр, цирк, транспорт, кафе, магазин, музей и так далее) Ответьте еще на вопрос: а что такое общественное место? (выслушать ответы детей)
Учитель: Молодцы. Что мы знаем: Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться, работать, отдыхать и так далее. Общественные места это транспорт, в котором мы каждый день куда – то едем. Конечно это театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, столовые, кафе и рестораны; магазины, в которые мы ходим ежедневно; поликлиники, больницы, деские сады, а так же школы.
Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, а существуют ли правила поведения в школе? (слайд 9,10)
(ответы детей)
Учитель: Давайте вспомним и расскажем какие правила вы знаете.
(ответы детей)
Далее идет серия слайдов презентации с правилами поведения в школе. (слайды 10-16)
Входишь в класс со словом «здравствуй»
И здоровым будешь сам,
Чтоб чувствовать себя прекрасно
Желай здоровья по утрам! (слайд 11)
На уроках не хихикай,
Стол туда – сюда не двигай!
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.(слайд 12)
На переменах веди себя тише,
Если все крикнут - обвалится крыша!
Фантики на пол бросать и бумажки
Могут неряхи лишь и замарашки.(слайд 13)
По школе ты ходи спокойно,
По классу тоже не беги,
Всегда веди себя достойно,
Своё здоровье береги!(слайд 14)
В столовой есть правила свои,
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел – и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.(слайд 15)
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.
Рот едой не набивай
И кусочки не роняй! (слайд 16)
Физкультминутка:
Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч. (слайд 17)
Учитель вывешивает на доску плакаты (иллюстрации) – правила поведения в транспорте; правила поведения в магазине; правила поведения в кино, цирке, театре.
Учитель: Сечас мы поговорим о том, как должен себя вести ребенок в транспорте, магазине, театре. А Незнайка пусть послушает и запомнит всё правила. Хорошо? Все мы бываем на улице среди прохожих, в транспорте – вы пассажиры, в магазине – вы покупатели, в цирке или театре – зритель. Находясь в обществе, нам приходится выполнять правила общения, правила вежливости. Давайте вспомним эти правила.
Правила в транспорте:
Транспорт ждешь на остановке –
С тротуара не сходи
И по месту для парковки
Не носись и не броди.
Быть должно любому ясно –
Под колеса лезть опасно!
По салону не слоняйся,
Не скачи и не носись.
Стой спокойно, не толкайся
И за поручни держись.
Выучи, как дважды два:
Транспорт не для баловства!
Быть добрее к людям нужно.
Сидя в транспорте, не спи –
Инвалиду иль старушке
Встань и место уступи!
Правила в магазине:
С мамой часто в магазин
Новый продуктовый
Ходит, как примерный сын,
Славный мальчик Вова.
Мама просит: - Помоги
И кати тележку,
Не толкайся, не беги,
Не зевай, не мешкай.
-Не болтайся тут и там!
В зале не теряйся!
Мы пришли в универсам
Мне помочь старайся!
В магазине детишки шалили.
Их родители заняты были.
Отвернулись всего на минутку.
Разошлась детвора не на шутку
Вот девчонка конфеты взяла,
Их открыла и есть начала.
Вот мальчишка полез с нетерпеньем
На витрину за банкой варенья.
Банку он рукавом зацепил
И с витрины её уронил.
Будут очень родители злиться,
Им придётся за всё расплатиться
Полно в магазине людей,
И очередь в кассу большая
Стоит вместе с мамой своей
Мальчишка, от скуки зевая.
Он видимо, очень устал
И вот безобразничать стал.
Как будто мальчишка не знает
Что это совсем не смешно,
Что глупо себя выставляет,
И маму свою заодно.
Его поведение дурно.
А ты не забудь никогда
О том, что на людях культурно
Вести надо всегда
Правила поведения в кино, театре, цирке:
В кинотеатр, дети знают,
Опоздавших не пускают.
В зале зрительном уют:
Здесь не пьют и не жуют
Если для тебя кино
Вдруг неинтересно,
Не кричи: «Ой, как темно!
Ой, как в зале тесно!»
Фантиками не шурши
И не жуй конфеты,
И скорее не спеши
Убежать к буфету!
С места своего вставать
И ходить – не надо!
И не нужно здесь мешать
Тем, кто в зале рядом!
А в конце не убегай,
Не спеши на выход.
Давку ты не создавай,
Лучше выйди тихо!
Психологический настрой на конец урока:
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час. Вы все молодцы, активно участвовали, выполняли задания, отвечали на вопросы, рассказывали правила поведения. Мы с вами не только повторили правила поведения, но и помогли Незнайке запомнить эти правила. Я уверена, что вы и Незнайка, не только будете знать правила поведения, но и выполнять их всегда и везде. (слайд 19)
Рефлексия (Классного часа)
Понравился ли вам классный час и что понравилось больше всего?
Итог занятия:
Учитель: Помните, где бы вы не находились: дома, школе, на улице, в общественном транспорте, в кино, театре, цирке вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья. Ребята, и чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах. Каждый из вас получит Удостоверение. После завершения классного часа я попрошу каждого оценить себя самому: в удостоверении каждый из вас приклеет кружок зеленого цвета, если он считает себя знатоком правил поведения в общественных местах, и кто себя оценивает на оценку – 5. И если кто то считает, что еще не все правила он знает, то пусть приклеет кружок желтого цвета. И я надеюсь, что вы всегда будете выполнять эти правила поведения дома, в школе, в транспорте и других общественных местах. Спасибо за работу на занятии! (слайд 20)