Автор: Малютина Н.М.
Разработка внеклассного мероприятия
Классный час «Курение и здоровье»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
Классный час с анкетированием
ТЕМА:
«О вреде курения»
ЦЕЛИ:
Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о “полезности” курения;
Воспитывать привычку к ЗОЖ;
Сформировать ценное отношение к своему здоровью;
Познакомить с влиянием курения на внутренние органы человека;
Познакомить учащихся с историей табакокурения и историей борьбы с ним;
Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.
К КОНЦУ ЗАНЯТИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
Владеть информацией о вреде курения;
Быть убежденными, что отказ от курения – более предпочтительно.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентации Power Point, анкета.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей занятия, вступительное слово учителя.
3. Анкетирование (анонимное).
4. Знакомство с историей табакокурения и историей борьбы с ним, сопровождающееся презентацией.
5. Сообщения детей на данную тему, сопровождающиеся презентацией.
6. Разгадывание загадок-перевертышей на тему: «Чем грозит нам курение?»
7. Обратная связь, заключительное слово классу, подведение итогов беседы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ребята заходят в кабинет, рассаживаются по местам (за первые парты садятся те, кто подготовил сообщение – чтобы не терять время на хождение по классу).
2. Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит разговор о такой вредной привычке, как курение. Послушайте: мое приветствие началось со слова «здравствуйте», т.е. я пожелала вам здоровья. Здоровье – самое ценное, что может быть у человека. Вы, наверное, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой «забаве». Узнаем историю табака, познакомимся мы и с историей борьбы с табакокурением. Осветим мы и вопрос вреда, наносимого табаком нашему организму.
3. И, для начала, мы с вами заполним небольшую анкету. Анкетирование анонимно, поэтому я попрошу вас ответить на вопросы честно.
Анкета.
1. Пробовали ли вы курить?
а) Да
б) Нет
2. Первую сигарету выкурили:
а) Один
б) С другом
в) В компании
3. Курю для того, чтобы:
а) Считать себя взрослым
б) За компанию
в) Ради интереса
4. Как ты учишься?
а) Отлично
б) Хорошо
в) Удовлетворительно
г) Плохо
5. Твой пол:
а) Мужской
б) Женский
6. Куришь ли ты в настоящее время?
а) Да
б) Нет
7. На твой взгляд, курение – это…
а) Полезное занятие
б) Вредное занятие
Спасибо, что ответили на предложенные вопросы.
4. А теперь давайте обратимся к истории, узнаем, с чего все начиналось (показывается презентация).
Родиной табака считают Северную и Южную Америку, откуда он был вывезен в Европу испанцами. Вначале табак употребляли, нюхая его, или для жевания, но постепенно стали применять для курения, при котором более эффективно действует основа табака - никотин.
Первые изображения курильщиков табака, найденные в древних храмах Центральной Америки, датируются 1000 годом до нашей эры. Использование табака вошло и в религиозные ритуалы древних цивилизаций Америки: шаманы верили в то, что вдыхание табачного дыма помогает общаться им с богами.
Табак был в большом почете у местных лекарей: ему приписывались целебные свойства, и листья табака применялись как болеутоляющее.
В Северной Америке стали популярными трубки, тогда как в Южной Америке большее распространение получило курение сигар, скрученных из цельных табачных листьев.
Фрески в храмах Индии изображают святых подвижников, вдыхающих дым ароматических курений, сохранились и изображения специальных курительных трубок. Сходные по назначению трубки были найдены при раскопках захоронений знати в Египте.
Выражение "выкурить трубку мира" означает заключить мирные соглашения. Выражение пошло от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали "на круг" курительную трубку.
Кто был первым европейцем, познакомившимся с табаком? В 1493г. Христофор Колумб совершил свое знаменитое плавание. В числе подарков индейцы поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.
Век спустя после открытия Америки табак уже выращивали в Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и Англии. Благодаря расширению торговых связей, табак проник в Сибирь и другие регионы Азии.
Сейчас мы знаем о наркотических качествах никотина, но в те далекие времена считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством, его применяли для лечения мигрени, для снятия зубной боли, ломоты в костях, даже от кашля.
В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году при Петре I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.
По религиозным (и экономическим!) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. А в Англии по указу Елизаветы I (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй — отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
5. Итак, мы познакомились с историей табака. Давайте же теперь узнаем, как курение влияет на наше здоровье. Я попрошу ребят, получивших задания, выйти всех к доске, мы послушаем ваши сообщения.
Учащийся №1:
При курении идёт сухая перегонка табака, образуются разные химические вещества, в том числе ЯД – НИКОТИН. Никотин на некоторое время расширяет сосуды мозга и вызывает чувство удовлетворения, человеку нравится это ощущение.
Учащийся №2:
В дыме одной сигареты содержится:
6 мг никотина
1,6 мг аммиака
25 мг угарного газа
0,03 мг синильной кислоты
0,5 мг пиридина , формальдегид
радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут
смолы и деготь
Учащийся №3:
Значительная часть уходит в окружающую среду. Дым сигарет вреден окружающим. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни, 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращает жизнь на 8-12 лет!
Учащийся №4:
Особенно непоправимый вред здоровью наносит курение в детском и подростковом возрасте. Молодые люди начинают курить во все более раннем возрасте и, как правило, курят много.
Учащийся №1:
Смертельная доза никотина для взрослого – пачка, выкуренная сразу. Для подростка – полпачки. А ведь, кроме никотина, в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма.
Учащийся №2:
Начинается это все тогда, когда мальчики и девочки тайком курят 1-2 сигареты в день. Если бы наши органы могли говорить человеческим голосом, что бы они сказали?
СЕРДЦЕ.
Учащийся №3:
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверно, жить осталось мало,
Могли бы только вы понять:
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы от куренья пропадём.
ЛЕГКИЕ.
Учащийся №4:
Мы хотим спросить вас, люди,
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
Учащийся №1:
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровыми вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше вход!
ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Учащийся №2
Иссушил меня проклятый злодей,
Нет уж больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
А теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок.
И вниманья, и памяти нет
Всё от этих проклятых сигарет!
Не искупить бедой вину,
Строг приговор: «За страсть к куренью
Пустеет комната ума,
Где мир идей был, теперь там тьма
Учащийся №3:
УМЕРШИЕ КУРЯЩИЕ ЗВЕЗДЫ: Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий, Муслим Магомаев, Александр Абдулов, Олег Ефремов, Леонид Филатов. Павел Луспекаев
Учащийся №4:
НЕ КУРИЛИ КОСМОНАВТЫ: Павел Савицкий, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Герман Титов, Андриан Николаев.
Все вместе:
ОСТАНОВИТЕСЬ! В России ежегодно от табакокурения умирает свыше 200 тысяч человек…
Мы с теми, кто вышел строить и месть
В сплошной лихорадке буден.
Ребят мы славим, которые есть,
Но трижды – которые не курят!
6. Спасибо, ребята, садитесь. Мы узнали, что от курения страдают все органы человека. Давайте разгадаем небольшие загадки-перевертыши – они расскажут нам, чем еще опасны сигареты.
ДЫОКША
ЯАРННЯ МРЕСТЬ
АКР ГЕЛИКХ
ОДЫШКА
РАННЯЯ СМЕРТЬ
РАК ЛЕКГИХ
ЫМРОЩНИ
АКШЛЕЬ
НЕБОЛИЗ АСДЦЕР
ВАИЛДНСТИОНЬ
МОРЩИНЫ
КАШЕЛЬ
БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
ИНВАЛИДНОСТЬ
7. Ну что ж, вы правильно отгадали все предложенные загадки, молодцы. Что вы узнали нового из нашей сегодняшней беседы? Какие факты вам показались интересными? Какие из них убедили вас, что курение – это вред? Какой вред здоровью может принести сигарета? Какие вредные вещества в сигарете? Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий? Как вы поясните поговорку “Капля никотина убивает лошадь” Как ведется борьба с курением в других странах, у нас в стране, в школе?
Наш классный час подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – тему нашего здоровья. Мне бы очень хотелось, чтобы это время не пропало даром. Хочется, чтобы этот классный час заставил вас задуматься о собственном здоровье. Пусть те из вас, кто курит уже сейчас, осознают всю важность отказа от сигарет. А те, кто никогда не пробовал – пусть никогда не попробуют этой «забавы». Спасибо всем за вашу работу на занятии и за внимание, до свидания.