СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

+

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Наши права и обязанности"»

Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

Тема: «Наши права и обязанности» из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других».

Цель:

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .

Оборудование:

  • Карточки-знаки по правам человека;

  • выставка литературы по правовому воспитанию;

  • на доске – кроссворд.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

- Как понимать последние слова?

- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами.

-Сегодня можно получить консультацию.

Что значит слово консультация?

- И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека (представляю родителей – юрист, социальный работник).

- Вместе с нами - сказочный маленький человечек . Кто он такой?

(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).

-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил,

которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

3. Игра по кругу «Подари шар человечку»

По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)

Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)

В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги.

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).

-Какое право мы вспомнили?

Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права

( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно)

Разведение понятий «права» и «обязанности»

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся

называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).

4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось

реализовать право высказывать своё мнение («аналитики» каждой

группы отмечают успешность работы своей группы по анализу и

обоснованию ситуаций).

Родители - юристы снова подтверждают верность – неверность высказываний.

ИТОГ.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…»

6.Творческое домашнее задание:

-Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, родители)

1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников.

Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!

2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

7. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе.

 АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации






































Дискуссия по теме: "Личность"

Раздел: Работа с родителями

Что означает слово “личность”? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово “persona” (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово “личина” у скоморохов. В древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом. В академическом словаре 1847 года говорилось, что личность – это, “во-первых, отношение одного лица к другому, никакая личность не должна быть терпима в службе; во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности”.

В соответствии со вторым толкованием использовал слово “личность” А.С. Пушкин:

Иная брань, конечно, неприличность,
Нельзя писать: такой-то де старик,
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол, и подл: все это будет личность.

В несколько ином значении употреблял это слово А. Н. Радищев: “Ведаешь ли ты, от чего зависит твоя особенность, твоя личность, что есть ты?”

В современной науке понятие “личность” относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В этой связи возникает вопрос об особенностях подхода к личности.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет младенца позволяют ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использование орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду. Это отношение зафиксировано в понятии “индивид”.

В понятии “ индивид” выражена родовая принадлежность человека, т.е. – любой человек – индивид. Но, являясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

Наряду с понятием личность” нередко употребляют понятие “индивидуальность". Что же такое индивидуальность человека? Личность каждого человека наделена только ей одной присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в индивидуальном стиле деятельности.

Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности.

Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, в отрицательном возникает недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек себе строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он сам должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к “распылению” роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл “работа – рождение детей – отдых”, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративность), которое выражается главным образом в “интересе к подрастающему поколению и его воспитанию”. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет негативным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Разрешение жизненного пути зависит от того, как он был пройден. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить. Если он не может свести свои прошлые поступки в единое целое, то завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать все заново.

Переходя из одного периода в другой, человек проходит стадии становления личности. Может ли какой – то другой человек повлиять на эту ситуацию? Наверное, да. И не один определенный человек, а целое общество, и самое главное учителя и родители, но кто из них в большей степени и мере. А может не надо разграничивать обязанности? Лишь путем объединения усилий можно достичь положительных и благоприятных результатов. Еще древние считали труд учителя великим, а родительский долг человеческим подвигом.

К несчастью, ценность личности в последнее время несколько потеряло в “стоимости”, поистерлись такие понятия как достоинство и честь. И самыми первыми это почувствовали дети.

Что такое достоинство личности?

Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надежность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.

А теперь посмотрим на это слово в другом контексте: “человек держится с достоинством”, “он считает ниже своего достоинства делать это”. Услышав такое о человеке, нетрудно представить, что он уважает себя и невольно тем самым побуждает окружающих относиться к нему с уважением. Выдающийся немецкий ученый Иммануил Кант о достоинстве высказался так: “Достоинство – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице”.

Подумаем вместе:

Как вы понимаете утверждение Иммануила Канта?

Наш современник – поэт Булат Окуджава о достоинстве пишет так:

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент;
Созидается он столетьями, а утрачивается в момент,
Под бомбежку ли, под гармошку ли, под красивую болтовню
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот таинственная стезя,
На которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя,
Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи,- боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
Не придумало человечество для спасения своего.

Так отвечает на вопрос о достоинстве философия и поэзия. Эта же проблема рассматривается и в праве. Обратимся к Конституции России:

Статья 21

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Теперь приведем статью Конвенции о правах ребенка:

Статья 28

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка…

Попробуем разобраться, в чем особенность правового взгляда на проблему достоинства личности..

Защита чести и достоинства человека.

От кого или чего надо защищать достоинство личности? Наша Конституция устанавливает абсолютный принцип защиты человеческого достоинства: “Ничто не может быть основанием для его умаления”.

Представим себе на минутку, что известный писатель вдруг встречает в газете статью, автор которой обвиняет его в плагиате. Как может защитить свое честное имя писатель?

На автора статьи можно подать в суд. И если суд признает необоснованность утверждения автора газетной статьи, то на виновного будет возложена обязанность публичного опровержения своих обвинений. По заявлению потерпевшего, решением суда на виновного может быть возложена обязанность и материально компенсировать моральный вред. Суд на основании Гражданского кодекса и иска потерпевшего определит, какую сумму компенсации должен выплатить нарушитель в пользу пострадавшего. Более того - за клевету и оскорбление возможна и уголовная ответственность.

Или возьмем другой пример. Журналисты освещают ход следствия по нашумевшему уголовному делу. В телевизионной передаче они называли подследственного преступником. Подумаем, является ли утверждение журналистов посягательством на честь и достоинство гражданина. Ответ на этот вопрос нам дают Всеобщая декларация прав человека и российская Конституция. Речь идет о презумпции невиновности.

Всеобщая декларация прав человека

Конституция Российской Федерации

Статья 11

Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Статья 49

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не доказана в предусмотренном федеральном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Таким образом, журналисты, назвавшие человека преступником до решения суда, нарушили принцип презумпции невиновности и посягнули на его честь и достоинство.

В рассмотренных случаях честь и достоинство человека были нарушены другими людьми. А возможна ли ситуация, когда государство посягает на честь и достоинство личности?

Никто не должен подвергаться обращению и наказанию, унижающим достоинство человека. Об этом говорит статья 5 Всеобщей декларации прав человека. С 1975 года международное сообщество работало над документами, запрещающими применение пыток. В 1984 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток. Что же такое пытки? Согласно Конвенции, пытка – это “любое действие, которое умышленно причиняет сильную боль или страдание, физическое или нравственное”. Таким образом, когда мы говорим о пытке, мы имеем в виду одновременно и жестокое, и бесчеловечное обращение – все, что унижает человеческое достоинство. Но, обратившись к международным документам, мы должны помнить, что они регулируют отношения между государством. Следовательно, в них идет речь о тех случаях, когда пытке или жестокому обращению подвергает человека должностное лицо.

В Конвенции особо подчеркивается, что никакие исключительные обстоятельства, такие, как война, угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не являются оправданием для применения пыток. Не может также служить оправданием применения пыток приказ другого лица.

Наша страна присоединилась к Конвенции против пыток и включила соответствующую статью в Конституцию Российской федерации 1993 года:

Статья 21

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию

Но как быть, если некое должностное лицо (неважно – происходит это в армии, отделениях милиции или в местах заключения свободы) заставляет человека испытывать физические или нравственные мучения? Статья 46 Конституции гарантирует возможность судебной защиты человека.

Статья 46

Решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Сделаем несколько выводов.

  1. Никто и никогда не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению. Это важно по отношению ко всем людям, независимо от того, законопослушный это человек или правонарушитель. Это право должно соблюдаться всегда, при всех жизненных обстоятельствах.

  2. “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется” (статья 45 российской конституции). Государство должно обеспечить возможность судебной защиты чести и достоинства.

  3. Конституция говорит: “Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом” (статья 45) . Но в действительности мы пока редко пользуемся этим очень важным своим правом. В нашей традиции еще не стала естественной мысль, что хороший закон действует только в том случае, если и человек и государство (должностное лицо) его уважают и настаивают на его исполнении.

Достоинство личности и право на достойную жизнь. Достоинство личности может быть ущемлено не только чиновником, учителем, одноклассником или журналистом. Достоинство человека может быть унижено и обстоятельствами. Вот почему в правовых актах мы встречаем понятие “достойная жизнь”, “достойный уровень жизни”.

Всеобщая декларация прав человека:

Статья 22.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредственно национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23.

Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Статья 25.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства; наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Понятно, что государство тем полнее будет реализовать приведенные статьи Всеобщей декларации, чем богаче его ресурсы и реальные возможности, чем более развита экономика. Ведь социальные программы тесно связаны с тем, сколько налогов поступает в бюджет.

Можно ли ожидать, что государства мира, голосовавшие за Декларацию, в равной степени обеспечат своим гражданам данные права? На это было бы утопично рассчитывать.

Обратите внимание, какая тесная связь. Реализация соц.-экономических и культурных прав человека связана с развитием экономики страны. Но развитие экономики, в свою очередь, тесно связано с реализацией, уровнем обеспечения гражданских и политических прав человека. Что же, получается замкнутый круг? Нет, не замкнутый круг, а именно взаимосвязь. Граждане экономически сильных государств сами создали свое благополучие.

Некоторые рекомендации.

  1. Для более полного представления о проблемах подростков предлагается провести анкетированиe и предоставить результаты.

  1. Будет лучше, если консультантом будет выступать преподаватель правоведения или обществознания, который будет ознакомлен с этой темой заранее и сможет предоставить более точные и полные консультации по некоторым вопросам.

  2. Ведущему предлагается заранее продумать вопросы и своевременные паузы, а также примеры из жизни великих людей и некоторые результаты статистики

Методическая разработка "Антиспид" - спид не спит

Актуальность проблемы

Наркомания в России угрожает уже не только здоровью населения, но и национальной безопасности. Ещё страшнее всплеск эпидемии ВИЧ–инфекции. Почти 100% вновь выявленных в последнее время носителей СПИДа- это наркоманы. Нижегородская область и наш город не стали исключением и нас не обошла эта беда.

На текущий момент в Нижегородской области зарегистрировано 2.783 ВИЧ- инфицированных (из них 273 – подростка и 9 детей до 14 лет).

В городе Арзамасе на сегодня выявлено 136 человек ВИЧ–инфицированных. Из них 10 % подростки от 15 до 18 лет – возможно – это наши друзья, знакомые, соседи.

Это официальная статистика, а в действительности носителей опасной инфекции значительно больше.

Разговоры о несовершенстве законодательной базы, профилактики наркомании могут остаться разговорами, если каждый из нас на определит для себя, что он выбирает: Жизнь и здоровье или смерть от передозировки и СПИДа?

Цели и задачи

  • Привлечение внимания не только старшеклассников, но и общественности (родителей, педагогов, жителей микрорайона, школьников среднего и младшего звена) к важности и значимости проблемы для каждого;

  • Участие в планировании и проведении всех мероприятий программы " СПИД не спит" самих старшеклассников;

  • Формирование у школьников и их родителей адекватности понимания проблемы существования болезни СПИД;

  • Мобилизация духовных стремлений старшеклассников, развитие их творческого потенциала;

  • Изменение опасного поведения подростков через пропаганду здорового образа жизни и развитие их способностей;

  • Отказ от одностороннего дидактического подхода к решению проблемы ( через лекции и распространение информации о ВИЧ-инфекции);

  • Разработка, оформление и формулирование раздаточных материалов на языке, доступном подросткам.

План реализации

Сбор информационных материалов для подготовки листовки, буклета- памятки для родителей, буклета- памятки для старшеклассников с последующим изготовлением, тиражированием и распространением.

Изучение и обобщение информации о СПИДе и наркомании, собранной на сайтах ИНТЕРНЕТа. Разработка и изготовление презентационного диска.

Проведение родительского практикума "Контрольная для взрослых" для родителей старшеклассников лидер-группой совета старшеклассников.

Операция для школьников младшего возраста "Почтовый ящик" (анонимное послание с ответом на вопрос "Боишься ли ты СПИДа?").

"Давайте познакомимся" – общение лидер-группы старшеклассников с учащимися младшего и среднего звена.

Информационно-просветительская акция "СПИД не спит" для старшеклассников.

Привлечение спонсорской помощи родителей старшеклассников для осуществления проекта.

Сбор информационных материалов для подготовки листовки, буклета-памятки для родителей, буклета-памятки для старшеклассников осуществляется силами учеников.

Изучается собранный материал.

Создаются эскизы листовок и буклетов; лучший вариант изготавливается и тиражируется с использованием компьютерной техники на базе школы.

Буклеты (буклет 1) и тесты (таблица 1) для родителей распространяются на родительском практикуме " Контрольная для взрослых".

Что такое ВИЧ?

ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) – это вирус, который постепенно разрушает иммунную (защитную) систему организма человека.

ВИЧ - инфицированный и больной СПИДом – не одно и тоже. Если человек инфицирован, это ещё не значит, что у него сразу же разовьется СПИД. Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем можно почувствовать какие-либо симптомы заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым, но при этом передавать этот вирус другим.

Единственный способ определить, инфицирован человек или нет это тест крови на ВИЧ инфекцию

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Это делает основание предполагать, что человек ВИЧ-инфицирован.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ означает, что антитела к ВИЧ не обнаружены. Но тест может дать отрицательный результат в двух ситуациях:

  • если человек не заражен ВИЧ;

  • если человек заражен ВИЧ недавно, и организм ещё не выработал антитела к вирусу. Для этого нужно от 2 недель до 6 месяцев. Но в этот так называемый “период окна” инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим.

Кто такие ВИЧ инфицированные?

Это люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию и нуждающиеся не только в медицинской помощи, но и в поддержке родных и близких. Не забывайте, что им как никому другому необходимы понимание, сочувствие и уважение.

Можно ли вылечить СПИД?

В настоящее время лекарства от ВИЧ и вакцины, способной предотвратить заражение, не существует. Но созданы препараты, которые при правильном подборе и применении могут на длительное время поддержать здоровье и замедлить развитие СПИДа.

Всегда помните, что Ваши дети любят Вас и хотят чтобы их

  • не оттолкнули;

  • выслушали;

  • поняли;

  • ответили на волнующие вопросы;

  • помогли в трудной ситуации.

NN

Обнаруживали ли вы у ребенка:

Балл

1

Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

50

2

Резкое снижение успеваемости.

100

3

Неспособность ребенка рассказать родителям о том, как протекает общественная жизнь в школе

50

4

Утаивание вызовов родителей в школу.

50

5

Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным занятиям.

50

6

Сообщение педагогов или соучеников о прогулах уроков, драках, воровстве.

50

7

Задержание в связи с вождением авто-мото-транспорта в состоянии опьянения.

100

8

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.п.

100

9

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

300

10

Другие противоправные действия, встречающиеся только в опьянении, включая алкогольное.

100

11

Совершение краж.

100

12

Пропажу из дома денег, ценностей, книг, одежды и т.п.

100

13

Частое выпрашивание денег у родителей и родственников.

50

14

Продажу одежды, пластинок, кассет и т.п.

150

15

Наличие значительных сумм денег без понятного источника.

300

16

Частую, непредсказуемую, резкую смену настроения.

50

17

Снижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.

50

18

Самоизоляцию, уход от участия в семейных событиях.

50

19

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей.

50

20

Нарастающую лживость.

100

21

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

50

22

Уклонение от общения с домашними.

50

23

Гневливость, агрессивность, вспыльчивость.

50

24

Нарастающие безразличие, безынициативность. потерю энтузиазма.

100

25

Высказывания о бессмысленности жизни.

100

26

Общие психологические изменения: нарушение памяти, неспособность мыслить логически.

100

27

Частые простудные заболевания.

50

28

Потерю аппетита. похудание.

50

29

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды, и т.д.

100

30

Внешний вид нездорового человека, бледность, отечность покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов.

300

31

Частые синяки, порезы, не находящие удовлетворительного объяснения - "Просто упал".

50

32

Появление татуировок, следов ожогов сигаретой, порезов на предплечьях.

100

33

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергичностью.

100

34

Подросток отстаивает, утверждает свое право на употребление спиртного, наркотиков.

300

35

Частый запах спиртного, или появление запаха гашиша на одежде.

300

36

Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.

200

37

Потеря памяти на события, происходившие в период опьянения.

300

38

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца. уксусной кислоты, ацетона, растворителей.

300

39

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы т.п., в особенности когда эти вещи скрываются.

300

40

Пренебрежение к домашним правилам.

50

41

Незаинтересованность в домашних делах.

50

42

Уклонение от участия в семейных торжествах.

50

43

Нарастающую напряженность в семейных взаимоотношениях.

50

44

Не возвращается ночевать домой.

100

45

Скрывает свой круг общения, избегает подробных телефонных разговоров,

и т.п.

50

Если Вы нашли основание для констатации более чем 10 признаков, а суммарная оценка превышает 2000 баллов, существует необходимость Вашего обращения за консультацией.

Буклеты (буклет 2) для старшеклассников распространяются на дискотеке, посвящённой Международному дню борьбы со СПИДом;

Как происходит заражение ВИЧ?

Вирус передается только через определённые жидкости организма, а именно: кровь, сперму, влагалищные выделения, грудное молоко.

Это значит, что заразиться можно:

  • При незащищённом сексуальном контакте, когда в организм попадают чужая кровь, сперма или влагалищные выделения;

  • При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

  • Во время переливания крови и трансплантации органов;

  • При использовании нестерильных шприцев;

  • От матери к ребенку во время беременности, родов или в период кормления грудью.

Как защититься от заражения?

Очень просто! достаточно предотвратить попадание в ваш организм крови, спермы или влагалищных выделений другого человека.

Это значит:

  • Здоровая кожа! Здоровая слизистая! Здоровые зубы!

  • Всегда пользуйтесь одноразовыми стерильными инструментами для медицинских процедур, связанных с проникновением в организм!

  • Если секс – то только безопасный!

  • Используйте только качественные презервативы, купленные в аптеке!

Ты и так всё знаешь о чём здесь написано?

Просто знать – недостаточно.

Нужно правильно действовать в определённой ситуации.

Нужно уметь говорить “Нет”!

 Помни, твое будущее в твоих руках!

Родительский практикум "Контрольная для взрослых"

Проводится по параллелям для родителей и педагогов учащихся 9-х,10-х,11-х классов.

Проводит лидер-группа совета старшеклассников. Используют в работе карточки из картона красного и зелёного цвета.

Ответ "да" – зелёная карточка.

Ответ "нет" – красная карточка.

Участникам предлагаются вопросы:

ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом человек- это одно и тоже?

Встречали ли ВЫ на своём жизненном пути человека, больного СПИДом или ВИЧ-инфицированного?

Опасно ли общение с таким человеком?

Отличается ли такой человек от нас с Вами?

Можно ли уберечь себя от СПИДа?

Можно ли вылечить СПИД?

Видите ли Вы решение этой глобальной проблемы?

После каждого вопроса экспертная группа ведёт подсчёт ответов. Пока записывают информацию, из зала выбирают по одному участнику, ответившему на вопрос "да" или "нет". Ведущие просят их прокомментировать свой ответ. После того, как выслушали ответы, можно дать слово желающим высказаться по проблеме СПИДа.

Подведение итогов практикума:

Экспертная группа сообщает, как проголосовали по каждому вопросу. Демонстрация презентационного диска и видеофильма "Синдром смерти" с последующим обсуждением. Презентация и распространение буклета и теста для родителей.

Операция для школьников младшего и среднего звена "Почтовый ящик" (анонимное послание на тему "Боишься ли ты СПИДа?"). Ученикам младшего и среднего звена на классных часах предлагается ответить письменно на вопрос "Боишься ли ты СПИДа?" и своё послание лично опустить в почтовый ящик.

Операция проходит в течение учебной недели. Старшеклассники изучают ответы и выбирают ученика, давшего самый мудрый ответ.

"Давайте познакомимся"- общение лидер-группы совета старшеклассников с учащимися младшего и среднего звена по параллелям. Ведущие представляют программу "СПИД не спит". Подводят итоги операции " Почтовый ящик". Вручается приз "за самый мудрый ответ". Затем проводится интервью с участниками "Расскажи мне о себе". Желающие могут представиться, в 2–3 предложениях рассказать о себе.

Ведущие предлагают провести психологический тренинг "Огонь в степи", приглашается группа участников. Они встают и закрывают глаза. Ведущий подходит и прикасается к некоторым из них, тем самым как бы передавая болезнь СПИД. Затем участники открывают глаза. Ведущий предлагает им поздороваться и пообщаться друг с другом, но есть одно условие: во время приветствия "заболевший" должен дать понять "здоровому", что он болен (можно щипнуть или слегка царапнуть при рукопожатии). Ребята высказывают свои мысли и чувства, возникшие у них в этой ситуации, обмениваются мнениями. Затем ведущий задаёт вопросы участникам. В работе используются красные и зелёные карточки.

После каждого вопроса подводят итоги: каких ответов получилось больше. Желающие участники могут прокомментировать как положительный так и отрицательный ответ.

Вопросы для обсуждения:

Встречали ли Вы в своей жизни людей, употребляющих наркотики?

Могут ли наркотики привести к заражению СПИДом?

Боитесь ли Вы СПИДа?

Экспертная группа отмечает, каких ответов больше. Если больше ответов "да", то ведущий подводит итог со словами о том, что участники неплохо знают обсуждаемую проблему. Если больше ответов "нет", то ведущий подводит итог встречи словами о том, что информации у ребят недостаточно и они могут задавать вопросы , используя "почтовый ящик". Это может стать поводом для продолжения общения на следующей встрече.

Информационно-просветительская акция для старшеклассников. Проводится по параллелям для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов.

Лидер-группа проводит презентацию программы, рассказывает о результатах операции "Почтовый ящик".

Затем участникам предлагаются вопросы для обсуждения:

ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом человек- одно и тоже?

Встречали ли ВЫ в совей жизни человека больного СПИДом или ВИЧ-инфицированного?

Опасно ли общение с таким человеком?

Отличается ли он от нас с вами?

Можно ли вылечить СПИД?

Видите ли Вы решение из этой проблемы?

После каждого вопроса экспертная группа ведёт подсчёт красных и зелёных карточек, а участникам предлагается комментировать ответы. Подводится общий итог и предлагается тренинг "Огонь в степи". Приглашаются желающие учащиеся. Ведущий предлагает им встать и закрыть глаза. Своим прикосновением он "передаёт СПИД" некоторым участникам. Затем в ходе приветствия и общения друг с другом "больной" должен дать понять "здоровому" о своей болезни (ущипнуть или слегка царапнуть при рукопожатии). Участников просят прокомментировать свои чувства и переживания.

Демонстрируется видеофильм "Синдром смерти" с последующим обсуждением. Финал акции- дискотека, посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом, с презентацией и раздачей буклета для старшеклассников.

Сроки проведения

Октябрь – ноябрь, Финал – 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.



Предполагаемые результаты:

Каждый учащийся школы – участник проекта;
Мобилизация усилий старшеклассников и их родителей на активную пропаганду здорового образа жизни;
Изготовление и распространение листовок "СПИД не спит" на территории микрорайона;
Изготовление и распространение буклетов для родителей и старшеклассников.


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!