СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по развитию учебной мотивации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе со школьниками любого возраста, не только младшего, необходимо обсуждение вопросов, связанных с ролью знаний в жизни человека. Проблема школьной успеваемости - ключевая для начальной школы, когда дети еще не понимают, что учиться надо не только для хороших оценок.

Цель: побудить детей к размышлению о том,  зачем нужно учиться, что помогает и мешает учебе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по развитию учебной мотивации»

Классный час для младших школьников по развитию учебной мотивации

В работе со школьниками любого возраста, не только младшего, необходимо обсуждение вопросов, связанных с ролью знаний в жизни человека. Проблема школьной успеваемости - ключевая для начальной школы, когда дети еще не понимают, что учиться надо не только для хороших оценок.

Цель: побудить детей к размышлению о том, зачем нужно учиться, что помогает и мешает учебе.

Материал для проведения занятия: горшочек с землей (один общий на всех), семена любых растений, небольшие листочки бумаги, ручки или карандаши.

Вводное слово: «Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране Знаний и послушаем удивительную историю. Но чтобы туда попасть, нам необходимо потренировать память и внимание».

Разминка (игра «Пишущая машинка»). Каждый ребенок получает и запоминает свою букву алфавита, знаки препинания. Класс прохлопывает фразы «В лесу родилась елочка», «Вместе весело шагать» и др.).

Работа со сказкой «Как Вася поссорился с Творческим Мышлением» (Амбросьева Н.Н.) Чтение сказки. Вопросы по сказке.

В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.

Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей.

Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон.

Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала людям приду­мывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.

А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:

- Нельзя часами смотреть телевизор, да и за компьютером проси­живать. От этого творческое мышление портится.

Папа добавлял:

  • Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.

  • Ну, вот еще... Больно надо напрягаться,- ворчал Вася.- Все уши прожужжали «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..».Обойдусь и без вашего творческого мышления.

Мама с папой только качали головой.

  • Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.

  • Ну что за сынок! - расстраивался отец.

Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось и решило Васю проучить.

Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда не возьмись - волшебница Путанка поя­вилась и стала колдовать:

- Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожка
запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю!

И запутала. Понял Вася, что заблудился.

- Где же дорога домой?- думает.- Эх, был бы компас, вмиг бы
отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.

Сел он на пенек и горько заплакал.

Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.

- Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Бег­лость.- Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай,
как другими разными способами эту проблему решить можно.

И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.

- Как же я раньше не сообразил,— думает Вася.— Вот дерево! С од­ной стороны мха больше наросло, значит там - север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит там восток, там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти...
Спасибо тебе, Беглость!

Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испы­тания.

Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.

Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.

- Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Ни­котинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.

- И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.

И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:

- Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сто­рон. Ты уверен, что курить твое личное дело?

И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.

- Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье по­губить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево - глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. А всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.

Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание.

Откуда ни возьмись — волшебница Мудрилка:

- Куда путь, Васенька, держишь?

  • Домой, к папе с мамой иду.

  • Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь — навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его дос­тать, не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.

  • Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как сле­дует, колпачок и выскочит.

  • Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что переворачивать бу­тылку нельзя.

- Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать.
Ничего, однако, у Васи не получилось.

- У тебя осталась последняя попытка, Вася,- предупредила Мудрилка.

Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.

- Думай, Вася, думай! — приговаривала Оригинальность.- Приду­май что-нибудь нестандартное, оригинальное.

И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.

  • Знаю, знаю, как достать колпачок,- радостно воскликнул Вася.-
    Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.

  • Правильно, молодец. Что ж иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.

  • До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.

- Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соску­чились, принялись его обнимать, целовать.

- Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила соз­давать быстро целый поток идей. Гибкость научила взглянуть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим сосе­дом мириться».

- Прости меня, Творческое Мышление,- раскаялся Вася,- я все по­нял и хочу с тобой дружить.

С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлени­ем. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.

Вопросы для обсуждения

  1. Почему Вася поссорился с Творческим Мышлением?

  2. Почему нужно развивать мышление?

  3. Кто Васе помог?

  4. Поднимите руки те, кто когда-нибудь задумывался, зачем нужно учиться?

5. Помогла ли вам сказка ответить на этот вопрос?

Заключительный комментарий

Иногда от ребят приходится слышать: «Зачем мне эта математика, если я собираюсь быть переводчиком». Но на самом деле все взаимо­связано. Математика развивает абстрактное мышление, без которого невозможно практически хорошо изучить иностранный язык. Конеч­но, когда вы станете взрослыми, часть информации забудется, и ваши родители, как вы знаете, сейчас не все помнят из того, чему учились в школе. Это нормально. Самое главное, что, обучаясь в школе, дети заставляют работать свой мозг, приобретают необходимые в жизни навыки: выделять главное, классифицировать, группировать и прочие, учатся думать, анализировать.

Групповая работа:

Ученики делятся на 3-4 группы. От каждой группы предлагаются варианты ответов на вопросы ведущего (ответы детей ведущий пишет на доске)

  1. Зачем нужно учиться?

  2. Что помогает в учебе? (ответы детей записываются + водящий напоминает о силе воли, целеустремленности, ответствен­ности, дисциплинированности….)

  3. Что мешает лучше учиться? (лень, рассеянное внимание, неумение слушать, плохая дисциплина, низкие способности, безответственность…)

Конечно, от природы способности к учебной деятельности у всех разные. Но можно загубить самые заме­чательные способности и развить до совершенства довольно слабые. Все зависит от самого человека.

«А сейчас положите перед собой листок бумаги и напишите, для чего вам надо учиться? Чего вы хотите достичь? Какие черты характера, особенности, обстоятельства мешают лично вам учиться лучше. От чего вы бы хотели избавиться? Что помогает вам учиться? Можно написать словами, а можно зашифровать знаками, известными только вам»

Индивидуальная работа: После обсуждения каждому ученику раздается анкета с незавершенными предложениями, ребята отвечают на вопросы:

  1. Мне надо учиться, потому что…

  2. Мне может помешать учиться…

  3. Мне может помочь учиться…

Вводится метафора роста и изменениясемечко, которое может превратиться в красивое дерево, если есть условия для него (питание, земля, вода, свет, уход). Так и человек может проделать путь от ребенка до взрослого при наличии условий, питающих тело и ум (учеба – важный элемент для роста человека).

Детям раздаются семена с установкой подумать, что они хотят вырастить из этого семечка - подумать о своих мечтах, желаниях, какие качества характера, помогающие в учебе, приобрести Семечки дети сажаются в горшок с землей и поливаются водой.

«Итак, мы с вами, путешествуя по стране Знаний, послушали удиви­тельную историю, поразмышляли над тем, зачем нужны знания, поче­му надо учиться, что мешает и что помогает в учебе. Каждый из вас решил для себя, от чего мешающего учебе он хотел бы избавиться, а что приобрести, чтобы учиться лучше. Мы посадили волшебные се­мена знаний, и я уверена, что они обязательно прорастут!»





Литература:

Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников, методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!