СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Размышление о счастье»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление о счастье, раскрыть значимость данного состояния человека, научиться быть счастливым, раскрыть филосовское, этическое,историческое, психологическое и физиологическое счастье человека. Классный час для старшеклассников, адаптирован в системе ИУ.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Размышление о счастье»»



Классный час

«Размышление о счастье»











Выполнил

учитель ГКВОУ ЦО

Самарской области

отделения № 1

Карлова Мария

Александровна.

Целью всякого воспитания

должно быть

создание деятельной личности

в лучших идеалах общественной жизни,

в идеалах истины, добра и красоты.

В, М. Бехтерев

  1. Цель

Цель – формирование представлений о счастье.

- раскрытие значимости данного состояния человека.

- научиться быть счастливым.

-раскрыть философское, этическое , историческое, психологическое и физиологическое счастье человека.

2. Задачи - на конкретных примерах раскрывать моменты счастья.

- раскрыть смысл понятия « счастья» в жизни человека.

- развивать творческие способности.

3. Оборудование: плакат « На поиски счастья», ноутбук, проектор, плакат 2 Научись быть счастливым», презентация1 « Категории счастья», песни «Птица счастья завтрашнего дня» Николай Гнатюк, « Мы желаем счастья вам», Андрей Макаревич –« Песенка про счастье», Эдуард Хиль - Что такое счастье (1971), Олег Винник – «Счастье», «Счастье вдруг, в тишине.»., листы бумаги, ручки, картинки с категориями «счастливый человек» и «несчастный человек», репродукции известных людей с высказываниями о счастье.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ. 1.Организационный момент. Приветствие под песню «Птица счастья завтрашнего дня». Чтение стихотворения о счастье

М. Скребцова

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым караем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.



2.Формулирование темы.

    1. Выбор высказывания о счастье.( на доске вывешены высказывания и учащиеся выбирают наиболее близкие к собственным понятиям о счастье).

Приносить пользу миру — это единственный способ стать счастливым.


Ганс Христиан Андерсен. 


Счастье достается тому, кто много трудится.

Леонардо да Винчи

Любить - благо, быть любимым - счастье.





.


Лев Николаевич Толстой

Высшее счастье в жизни - это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать - любят вопреки вам.


Виктор Мари Гюго.


Счастлив только гадкий утенок. У него есть время подумать в одиночестве над смыслом жизни, дружбы, почитать книгу, оказать помощь другим людям. Так он становится лебедем. Только нужно терпение!




Марлен Дитрих

«Счастливым человеком нельзя быть по случаю –

выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть».

( А.С. Макаренко)


« Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье, вот жизни земной идеал» - это слова великого педагога, врача и ученого Н. И. Пирогова.



2.2.Чтение притч о счастье (3 притчи) и выявление основного смысла. (Приложение №1).

2.3.Информационные моменты по темам ( 4 мин.каждая тема)

« Философия счастья», «Этика счастья», «История счастья», « Психология статья», «Физиология счастья». (Приложение №2).

Учащиеся совместно с учителем заранее подготовили материал. Данные выступления сопровождаются презентацией « Категории счастья».

2.4. Музыкальная пауза Андрей Макаревич –« Песенка про счастье».

2.5. Творческое задание «Нарисовать символ счастья».



  1. Рефлексия.

Из представленных категорий счастья выбрать наиболее значимые

Семья

Интересная работа

Здоровье

Деньги,

Жилье,

Уверенность в будущем

Знания

Свобода.

Раздаются листочки, и учащиеся под исполнение песни записывают выбранные категории. Затем листы собираются и учителем подсчитываются набранные очки для данных категорий.

  1. Счастье близко ( блок полезной информации ).

Поморская птица счастье – как символ домашнего благополучия

Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до ХХ века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревниСелище Лешуконского района Архангельской области. В деревне открыт небольшой музей посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: „А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — «вроде как бы Святой дух»“. Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя связанным с образом Святого духа. В связи с этим, современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя - это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ — артефакт этнических и религиозных верований поморского народа».

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси... Глухарка Мартына Филипповича была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на ее деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения. В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит. В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.







Цветы счастья для женщин и мужчин.

Цветок «женское счастье» – волшебный житель в горшке Волшебным принято считать и спатифиллум (Spathiphyllum), в народе называемый просто «женское счастье».

Этот цветок символизирует храбрость, силу, любовь, жизнь, страсть, свободу — все то, что мужчины любят в жизни, а мы так любим и ценим в мужчинах.

Считается, что антуриум приносит своему владельцу удачу и счастье и способствует счастливой и долгой жизни.

Так что, если хотите, чтобы у ваших любимых мужчин было все отлично (особенно, все хорошие мужские качества), — подарите им антуриум. Мужчины будут рады такому подарку, особенно если им подробнее рассказать о нем.


Пожелание счастья под песню Олега Винник – «Счастье».

  1. Выберете рисунок, характеризующий настроение на уроке.



     



Приложение №1. Притчи о счастье.

1.Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег.

Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый.

Другой брат попросил красивую жену. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой.

- Что тебе нужно? – спросило Счастье.

- А тебе что нужно? – спросил брат

- Вытащи меня отсюда, - попросило Счастье.

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь.

А Счастье за ним побежало...

         - Пусть за каждым из вас идет по жизни счастье, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.



2.Христианская притча .

В одном селе жил юноша. Целыми днями он сиднем сидел дома и ничего не делал. 
Как-то раз он спросил у матери: 
— Как мне отыскать своё счастье? 
— Выйди, сынок, в чистое поле, что поймаешь, то и будет твоим счастьем, — ответила она. 
Вышел юноша в поле, видит — бежит жеребёнок. Кинулся догонять, не догнал. Из-под куста выскочил заяц. Он бросился его ловить — не поймал. Видит — летит голубка, побежал за ней, да куда там. Улетела.


Смотрит юноша — ворона идёт по полю, червячков выискивает. От нечего делать потянулся к ней рукой — поймал. 
— Неужели, — спрашивает он у вороны, — ты и есть моё счастье? 
— Нет, — отвечает ворона. — Какое я счастье? А подсказать, как счастье поймать, я могу. 
— Как? — спрашивает юноша.


— Возьми душистого сена, положи у двора, жеребёнок подойдёт есть сено и сам с тобой останется. Возьми сладкой моркови, положи под плетень. Прибежит заяц, увидит морковь — ручным станет. Разбросай по двору пшеничные зёрнышки — голубка прилетит, под крышей поселится.


— А разве это счастье? — удивился юноша. 
— А счастье будет потом. Когда мимо двора пройдёт добрая да красивая девушка, увидит, как ты кормишь жеребёнка, зайца и голубку — полюбит тебя и выйдет за тебя замуж. 



 

3.Был в одном городе мудрый правитель, к которому любой мог обратиться за помощью. Пришла однажды к правителю жена сапожника и пожаловалась: 

— Мой муж мало зарабатывает, не по силам нам кормить троих детей. Замучили меня они, ни минутки отдыха. 

— А у твоей соседки есть дети? — спросил правитель. 

— Есть, целых пятеро. Как она справляется, ума не приложу. 

Велел правитель позвать соседку и расспросил её о жизни. Соседка оказалась женой бедного портного, но она на жизнь не жаловалась, а детей своих хвалила. 

— Богатство бедняков — дети. Один меня обнимет, другой — песню споёт, третий — цветочек принесёт, и на сердце весело становится. 

— Разве вам хватает денег на еду и одежду? — продолжал расспросы правитель. 

— На одежду не хватает, но у мужа лоскутков много, заплаты есть из чего сделать. А если еды нет — дети рыбы наловят, из леса грибов да ягод принесут — вот мы и сыты. 

Выслушав жену портного, правитель велел забрать детей сапожника к себе, а между двумя домами высокую стену поставил. Не посмели женщины ослушаться. 

Сидит жена сапожника дома, отдыхает. Муж на работе, дети не шумят, еды не требуют. День прошёл, другой, заскучала жена сапожника. Когда за стеной детские голоса весёлую песню запели, жена сапожника заплакала. 

Неделю выдержала женщина, а потом прибежала к правителю и стала просить: 

— Разреши мне забрать моих детей назад. Без них мне тишина на уши давит. 

— Надеюсь, ты поняла теперь, что счастлив тот, кто счастлив своими детьми, — ответил правитель.





Приложение №2.


Физиология счастья

Физиология счастья может быть тесно связана с так называемыми «гормонами счастья» — эндорфином, серотонином и дофамином. Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных, инфекционных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга, который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, — дофамин. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга.[2]

В философии

В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.

Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своих биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспектах учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.

В этой связи показательна следующая цитата:

К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.

Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создаёт другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему всё время чего-то недостаёт, он по-прежнему чем-то не удовлетворён и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, — и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди всё же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания.







В религии[

Никон (Воробьёв): «Счастью моему нет предела…»

По словам профессора Московской духовной академии, богослова А. И. Осипова[4] счастье является внутренним состоянием человека и не зависит от степени его обеспеченности материальными благами, в потверждение чего он приводит историю, случившуюся с игуменом Никоном (Воробьёвым), который «в юности был заражён идеями прогресса, свободы, равенства, братства». Как-то раз Никона потрясла опубликованная в газетах информация о самоубийстве сверхобеспеченного двадцатилетнего сына миллионера по причине несчастной любви. Осипов задаётся вопросом: «А что же тогда счастье?» И отвечает: «Это радость!» и вспоминает два случая, первый из которых случился с Никоном Оптинским, последним насельником Оптинского монастыря, арестованным в 1929 году. Рассказывает: «Его обрили, остригли, сняли с него все монашеские одежды, надругались над ним полностью, посадили со шпаной, там он заболел туберкулёзом… Удавалось передавать письма. В одном из последних писем строка: «Счастью моему нет предела, я наконец узнал, что такое „Царство Божие внутри вас есть“»". Второй случай взят из жития великомученника Евстратия, жившего в третьем веке. Богослов говорит, что «когда с него [Евстратия] снимали кожу… вдруг у него необыкновенно озарилось лицо и он воскликнул: „Мучение это суть радость рабам твоим“. Мучители были настолько потрясены, что некоторые из них бросили орудия казни и тут же сказали: „Я христианин!“ Им тут же снесли головы, конечно». По словам А. И. Осипова «христианство даёт человеку возможность приобрести истинное счастье». В другой публичной лекции профессор-богослов Осипов дал краткое и ёмкое определение: «Счастье — это быть довольным»[5].



Психология счастья

Как в любой ситуации научиться видеть хорошее





1. Каждому событию, которое происходит с Вами или вокруг Вас – давайте по 3 разных значения. Сделайте это игрой. Когда Вам кто-то рассказывает о каком-то событии – представьте, что Вы Шерлок Холмс и найдите еще 3 «скрытых смысла».
2. Из 3 вариантов значения, выбирайте не самый правдоподобный, а самый позитивный и вдохновляющий.

3. На любое негативно-воспринимаемое событие – скажите сразу три позитивных добавления, каждое из которых начните с акцентированного слова «ЗАТО…» Например, у Вас пропала собака. ЗАТО не жена…. ЗАТО есть еще попугай. ЗАТО  вы не больны гриппом и вирусным гепатитом.
Если привыкнуть на каждое негативное событие, вспоминать по три ЗАТО… То настроение будет хорошее. А в хорошем настроении намного легче бороться с последствиями негативного события.
Кроме того помните про Закон Притяжения. Он говорит о том, что человек в позитивном состоянии притягивает к себе позитивные вибрации Вселенной. А в негативном, как магнит тянет к себе «негативные события».

Быть позитивным, радостным, вдохновленным – ВЫГОДНО, КРАСИВО, ПРИЯТНО, ЭФФЕКТИВНО!


Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.



А известный психолог Дейл Карнеги предлагает свою программу под названием «Именно сегодня». Давайте послушаем её:



- 1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». Счастье заключается внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.



- 2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить всё к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть и постараюсь приноровиться к ним.



- 3. Именно сегодня я позабочусь о своём организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться. Постараюсь не наносить вред своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.



- 4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.



- 5. Именно сегодня я займусь нравственным самосовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, - просто для упражнения, как советует Уильям Джеймс.



- 6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идёт, буду разговаривать тихим голосом. Любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.



- 7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днём, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу сделать такие же вещи, которые привели бы меня в ужас. Если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.



- 8. Именно сегодня я намечу программу всех своих дел. Я запишу, что собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю её. Это избавит меня от двух зол - спешки и нерешительности.

9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.

10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!