СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Совесть - регулятор поведения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для классного часа. Разработка и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Совесть - регулятор поведения"»

ДОБРОЕ УТРО!

ДОБРОЕ УТРО!

Совесть – регулятор поведения Цели:  - дать определение понятию совесть; - показать место совести в иерархии человеческих ценностей; - определить значение темы совести в литературе.

Совесть – регулятор поведения

Цели:

- дать определение понятию совесть;

- показать место совести в иерархии человеческих ценностей;

- определить значение темы совести в литературе.

Пословицы и поговорки о совести, стыде, чести СОВЕСТЬ – наш внутренний судья. СОВЕСТЬ – это когтистый зверь, скребущий сердце. В ком стыд, в том и СОВЕСТЬ и др.

Пословицы и поговорки о совести, стыде, чести

СОВЕСТЬ – наш внутренний судья.

СОВЕСТЬ – это когтистый зверь, скребущий сердце.

В ком стыд, в том и СОВЕСТЬ и др.

В Интернете мы нашли определение слова СОВЕСТЬ.  СОВЕСТЬ – это потребность личности нести ответственность за свои действия. СОВЕСТЬ – это выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль , производить самооценку совершаемых поступков. СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Совесть помогает человеку определить , делает он добро или зло

В Интернете мы нашли определение слова СОВЕСТЬ.

  • СОВЕСТЬ – это потребность личности нести ответственность за свои действия.
  • СОВЕСТЬ – это выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль , производить самооценку совершаемых поступков.
  • СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.
  • Совесть помогает человеку определить , делает он добро или зло
Александр Яшин В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть ещё: Совесть, честь.

Александр Яшин

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть, честь.

Б. Окуджава  Совесть, благородство и достоинство –  Вот оно святое наше воинство.  Протяни ему свою ладонь.  За него не страшно и в огонь.  Лик его высок и удивителен.  Посвяти ему свой краткий век.  Может и не станешь победителем,  Но зато умрёшь как человек.  Совесть, благородство и достоинство

Б. Окуджава Совесть, благородство и достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь. За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но зато умрёшь как человек. Совесть, благородство и достоинство

 Испытывают ли студенты нашей группы муки совести?  (результаты анкеты) Из 23 опрошенных «да» сказали 17 человек Иногда – 1 человек Нет – 5 человек  Что испытывает человек, в котором заговорила СОВЕСТЬ? Ответы: Чувство вины; Не могу спать; Чувство дискомфорта; Хочется извиниться перед кем – нибудь Чувство стыда; Не могу найти себе место; Мне стыдно, на душе какой – то камень; Неудобство; Очень нехорошее ощущение.

Испытывают ли студенты нашей группы муки совести? (результаты анкеты)

  • Из 23 опрошенных «да» сказали 17 человек
  • Иногда – 1 человек
  • Нет – 5 человек

Что испытывает человек, в котором заговорила СОВЕСТЬ? Ответы:

  • Чувство вины;
  • Не могу спать;
  • Чувство дискомфорта;
  • Хочется извиниться перед кем – нибудь
  • Чувство стыда;
  • Не могу найти себе место;
  • Мне стыдно, на душе какой – то камень;
  • Неудобство;
  • Очень нехорошее ощущение.
СОВЕСТЬ (стыд) БОЛЕЗНЬ СИГНАЛ О НАРУШЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКИХ ЭТИЧЕСКИХ СИМПТОНЫ (признаки): сердцебиение, бледность или краснота лица, давление и т.п. ПОЛЬЗА: Предупреждает об опасности ФИЗИЧЕСКИЕ МУКИ МУКИ СОВЕСТИ ОТКАЗ ОТКАЗ ОТ ЛЕЧЕНИЯ (безразличие к себе) От совести (бесстыдство, безразличие к мнению других) СМЕРТЬ БЕЗРАЗЛИЧИЕ К СЕБЕ (пустота души) ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

СОВЕСТЬ (стыд)

БОЛЕЗНЬ

СИГНАЛ О НАРУШЕНИЯХ

ФИЗИЧЕСКИХ

ЭТИЧЕСКИХ

СИМПТОНЫ (признаки): сердцебиение, бледность или краснота лица, давление и т.п.

ПОЛЬЗА: Предупреждает об опасности

ФИЗИЧЕСКИЕ МУКИ

МУКИ СОВЕСТИ

ОТКАЗ

ОТКАЗ ОТ ЛЕЧЕНИЯ (безразличие к себе)

От совести (бесстыдство, безразличие к мнению других)

СМЕРТЬ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ К СЕБЕ (пустота души)

ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Чего, по- вашему, стоит стыдиться?    Неблаговидных поступков -15 чел. Невежества -12 чел. Бездушного отношения к окружающим – 12 чел. Неряшливого вида – 9 чел. Своей внешности – 3 чел. Поношенной, но аккуратной одежды – 1 чел. Социального положения родителей – 1 чел. Чего – то ещё: вредных привычек, грубости, сквернословия, тупости

Чего, по- вашему, стоит стыдиться?

  • Неблаговидных поступков -15 чел.
  • Невежества -12 чел.
  • Бездушного отношения к окружающим – 12 чел.
  • Неряшливого вида – 9 чел.
  • Своей внешности – 3 чел.
  • Поношенной, но аккуратной одежды – 1 чел.
  • Социального положения родителей – 1 чел.
  • Чего – то ещё: вредных привычек, грубости, сквернословия, тупости
Тема совести в русской литературе  Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин В сатирических произведениях писатель запечатлел зло и уродство своей эпохи. Но и в наши дни его произведения полны силы и живого значения.

Тема совести в русской литературе

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин

В сатирических произведениях писатель запечатлел зло и уродство своей эпохи. Но и в наши дни его произведения полны силы и живого значения.

«Забытые слова»  В конце жизни он обдумывал тему «забытых слов». Перед смертью писатель замечает Н.К. Михайловскому:  - Были, знаете, слова: совесть, отечество, человечество…А теперь потрудитесь-ка их поискать! Надо же напомнить… Добро, истина, красота, справедливость, свобода, совесть – именно эти слова в раздумьях сатирика всегда соединялись с понятием о благе народа, о процветании родины. И именно эти слова, как полагал Салтыков – Щедрин, были забыты многими.

«Забытые слова»

В конце жизни он обдумывал тему «забытых слов». Перед смертью писатель замечает Н.К. Михайловскому:

- Были, знаете, слова: совесть, отечество, человечество…А теперь потрудитесь-ка их поискать!

Надо же напомнить…

Добро, истина, красота, справедливость, свобода, совесть – именно эти слова в раздумьях сатирика всегда соединялись с понятием о благе народа, о процветании родины. И именно эти слова, как полагал Салтыков – Щедрин, были забыты многими.

Сказка «Пропала совесть» (отрывок)  Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки,— им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

Сказка «Пропала совесть» (отрывок)

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки,— им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

-За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

- Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка.

- А вот что,- отвечала совесть,- отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет - не погнушается.

По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.

Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

Ф. М. Достоевский  Роман «Преступление и наказание» Герой романа Родион Раскольников идёт на преступление, чтобы доказать себе и окружающим, что он – необыкновенный человек, такой, как Наполеон. Но убив старуху – процентщицу, герой испытывает страшное душевное страдание, которое заставляет его признаться: «Я себя убил, а не старушонку!»

Ф. М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»

Герой романа Родион Раскольников идёт на преступление, чтобы доказать себе и окружающим, что он – необыкновенный человек, такой, как Наполеон. Но убив старуху – процентщицу, герой испытывает страшное душевное страдание, которое заставляет его признаться: «Я себя убил, а не старушонку!»

А. М. Горький Пьеса «На дне»

А. М. Горький Пьеса «На дне»

Пепел. Смотрю я на тебя,— зря ты скрипишь.  Клещ. А что делать?  Пепел . Ничего...  Клещ. А как жить буду?  Пепел. Живут же люди...  Клещ. Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена... Я здесь полгода прожил... а всё равно как шесть лет...  Пепел. Никто здесь тебя не хуже... напрасно ты говоришь...  Клещ. Не хуже! Живут без чести, без совести...  Пепел.  (равнодушно). А куда они — Честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть...  Бубнов.  (входит). У-у... озяб!  Пепел. Бубнов! У тебя совесть есть?  Бубнов. Чего-о? Совесть?  Пепел. Ну да!  Бубнов. На что совесть? Я - не богатый...  Пепел. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести...  Бубнов . А он что - занять хотел?  Пепел. У него - своей много...  Бубнов. Значит, продает? Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил... да и то в долг...

Пепел. Смотрю я на тебя,— зря ты скрипишь. Клещ. А что делать? Пепел . Ничего... Клещ. А как жить буду? Пепел. Живут же люди... Клещ. Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена... Я здесь полгода прожил... а всё равно как шесть лет... Пепел. Никто здесь тебя не хуже... напрасно ты говоришь... Клещ. Не хуже! Живут без чести, без совести... Пепел. (равнодушно). А куда они — Честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... Бубнов. (входит). У-у... озяб! Пепел. Бубнов! У тебя совесть есть? Бубнов. Чего-о? Совесть? Пепел. Ну да! Бубнов. На что совесть? Я - не богатый... Пепел. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести... Бубнов . А он что - занять хотел? Пепел. У него - своей много... Бубнов. Значит, продает? Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил... да и то в долг...

Василий Макарович Шукшин

Василий Макарович Шукшин

 «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…». Эти слова принадлежат Василию Макаровичу Шукшину, удивительному, неповторимому, истинно народному художнику.

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…». Эти слова принадлежат Василию Макаровичу Шукшину, удивительному, неповторимому, истинно народному художнику.

Рассказ «Дядя Ермолай»

«Была страда. Бригадир дядя Ермолай послал двоих детишек на ток сторожить зерно. Время было трудное, а ночь - «самая воровская». Намолоченное зерно не успели вывезти с тока: находили тучи, обещая грозу с дождем. Но ребята на ток не пришли, побоялись грозы, и они забрались под первую же попавшуюся копну и там уснули».

Отсюда можно сделать вывод о том, что нерадивые ребята безответственно отнеслись к важному поручению. Если бы не дядя Ермолай, который сам пошел на ток вскоре после них, разворовали бы зерно. Но, к счастью, воровства не случилось, а вот разговор бригадира с ребятами заставляет задуматься над такими понятиями как совесть, честь, правда, правота, которые не могут доказать, что они – это они. Дядя Ермолай спрашивает у ребят о том, были ли они на току, на что Васька с Гришкой отвечают, что были. Ему не часто приходилось встречаться с такой неприкрытой ложью, он сначала недоумевал, потом злился и плакал, пробовал дотянуться до ребят уздечкой, взывал к ребячьей совести, грозил – ребята твердо стояли на своей лжи.

Старого крестьянина поражает то, что наглая ложь при определенной последовательности поведения может сойти за правду и правоту… правде порой так трудно выглядеть правдоподобной… А наглецу так легко укорить совестливого человека в отсутствии совести. Этот рассказ – наглядный пример того, что через отношение к труду выявляется духовное содержание жизни человека. Писатель заставляет нас задуматься над такими понятиями как честность, совесть, правда, которые занимают большое место в числе моральных заповедей народной педагогики, внушаемых детям и молодежи

Рассказ «Охота жить»  В.М.Шукшин проверяет своих героев в той ситуации, когда ночью к избушке стали подходить какие-то люди. Парень забеспокоился, хотел снять со стены ружье Никитича, а потом умолял старика не выдавать его, и эта просьба сочеталась с угрозой. Лесник вынужден обманывать начальника районной милиции Протокина, а парень ночью исчез, взяв кисет и ружье Никитича. Хозяин ругает парня за то, что тот заботился лишь о себе, не думая, что же в тайге без ружья будет делать он, Никитич. Но автор замечает, что и сейчас зла большого у старика не было. Обидно ему было: пригрел человека, а он взял и унес ружье. Старик опять оправдывает его и почти прощает. Конец рассказа трагичен: юноша убивает лесника его же ружьем.  Шукшин призывает людей к совести, любви, к добру. Русский народ привлекает писателя своей отзывчивостью к чужому горю, добротой, совестливостью. Он считал, что человек без совести – это уже подонок. Именно таким подонком показан бежавший из тюрьмы убийца Никитича.

Рассказ «Охота жить»

В.М.Шукшин проверяет своих героев в той ситуации, когда ночью к избушке стали подходить какие-то люди. Парень забеспокоился, хотел снять со стены ружье Никитича, а потом умолял старика не выдавать его, и эта просьба сочеталась с угрозой. Лесник вынужден обманывать начальника районной милиции Протокина, а парень ночью исчез, взяв кисет и ружье Никитича. Хозяин ругает парня за то, что тот заботился лишь о себе, не думая, что же в тайге без ружья будет делать он, Никитич. Но автор замечает, что и сейчас зла большого у старика не было. Обидно ему было: пригрел человека, а он взял и унес ружье. Старик опять оправдывает его и почти прощает. Конец рассказа трагичен: юноша убивает лесника его же ружьем.

Шукшин призывает людей к совести, любви, к добру. Русский народ привлекает писателя своей отзывчивостью к чужому горю, добротой, совестливостью. Он считал, что человек без совести – это уже подонок. Именно таким подонком показан бежавший из тюрьмы убийца Никитича.

Рассказ «Чудик»  Совестливость, стеснительность, честность и скромность не позволяют герою рассказа «Чудик» Василию Егоровичу Звягину протянуть руку за проклятой пятидесятирублевой бумажкой, которая выпала из его кармана в магазине, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой. В этом эпизоде проявляется взгляд на еще одну проблему духовной жизни человека – мещанское накопительство.  Он пятидесятирублевую бумажку называет никак иначе, как «дурочка», для него важнее то, что подумают о нем люди, если он протянет руку за этой бумажкой. Он думает о том, что люди могут подумать, что он вор, а он – человек совестливый, добропорядочный, не может себе позволить этого.  В современном мире, где все стремятся к обогащению любыми средствами без каких-либо усилий такие люди, как Звягин, представляют лучшие моральные качества народа.

Рассказ «Чудик»

Совестливость, стеснительность, честность и скромность не позволяют герою рассказа «Чудик» Василию Егоровичу Звягину протянуть руку за проклятой пятидесятирублевой бумажкой, которая выпала из его кармана в магазине, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой. В этом эпизоде проявляется взгляд на еще одну проблему духовной жизни человека – мещанское накопительство.

Он пятидесятирублевую бумажку называет никак иначе, как «дурочка», для него важнее то, что подумают о нем люди, если он протянет руку за этой бумажкой. Он думает о том, что люди могут подумать, что он вор, а он – человек совестливый, добропорядочный, не может себе позволить этого.

В современном мире, где все стремятся к обогащению любыми средствами без каких-либо усилий такие люди, как Звягин, представляют лучшие моральные качества народа.

Выводное знание  Совесть делает нас людьми. Без совести нет сожаления, без сожаления нет морали, без морали нет ограничений, без ограничений нет закона, без закона общество развалится.

Выводное знание

Совесть делает нас людьми. Без совести нет сожаления, без сожаления нет морали, без морали нет ограничений, без ограничений нет закона, без закона общество развалится.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!