«Учусь говорить “Нет!”»
Задачи:
1. Дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.
2. Показать воспитанникам ситуации, в которых отказ- единственный способ ответственного поведения.
3. Познакомить подростков с формами и правилами отказа от вредных привычек.
4. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: Сюжетные картинки. Карточки с ситуациями. Листы бумаги. Ручки, карандаши. Плакат с лозунгом.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
- Кто ответит на мои вопросы? Отвечать необходимо односложно.
● У вас был сегодня урок математики?
● Ты сегодня чистил зубы?
● Ты вчера готовил домашнее задание?
● Ты завтракал утром?
● У тебя есть друзья?
● Ты пробовал курить?
● Ты занимаешься спортом?
● У тебя есть полезные привычки?
● В твоей жизни присутствуют вредные привычки?
● Ты любишь сладкое? И т.п.
II. Введение в тему.
- Рассмотрите рисунки. Прочтите описание ситуаций. Подумайте и расскажите, как бы вы поступили в данной ситуации.
1. На школьном дворе курят ребята. Один из них предлагает тебе сигарету…
2. Старший брат просит тебя взять у отца тайком сигарету и отдать ему…
3. Ты пришел к другу поиграть в компьютерные игры. Родителей друга дома нет. На столе в кухне ты увидел красивую бутылку.
Друг говорит: «Это хорошее вишневое вино. Давай попробуем…»
4. Твоя подруга пригласила тебя к себе на день рожденья.
При этом она сообщила, что родителей дома не будет, а будет только сестра с ее друзьями. Ты знаешь, что друзья сестры имеют вредные привычки. Тебе не совсем хочется идти…
III. Сообщение темы.
- Ребята, вспомните и скажите, что делали в начале занятия?
(Отвечали на вопросы).
- Какие слова использовали для ответов? (Да, Нет).
- Какое задание выполняли затем?
- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с навыком, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.
IV. Работа по теме.
1. Беседа:
- Ребята, каждый из нас способен допустить ошибки. Как вы себя чувствуете, когда допустили ошибку? Почему?
- Что плохого могут сказать люди человеку, когда он ошибается или делает что-то не так, как следовало бы?
- Такие отрицательные высказывания называются неодобрением или даже, в некоторых случаях, оскорблением.
- Что плохого может сказать человек в свой адрес, когда сам допустит ошибку?
- Что вы чувствуете, когда плохо отзываетесь о себе? К чему это может привести?
- Что хорошего могут сказать люди человеку, когда тот допускает ошибку?
- Это положительные замечания, которые называются поддержкой.
- Поддержка- это не похвала, так как похвала направлена к результатам деятельности, а поддержка касается личности человека.
- Что культурный, хороший человек может сказать сам себе, когда допускает ошибку?
- Такие высказывания называются - самоподдержка.
- Каждый человек должен уметь оказывать поддержку другим и самому себе, это очень поможет ему в трудных жизненных ситуациях.
- Ребята, а кто – нибудь оказывал вам поддержку в трудной ситуации?
- Что вы чувствовали, когда поддерживали вас?
- А сами вы оказывали поддержку кому – либо?
- Что вы ощущали, когда поддерживали другого?
- Значит, поддерживать людей - это хорошее дело? Почему?
- А как вы думаете, почему принято считать, что поддержка самого себе - это очень хорошо?
- Мы порой допускаем ошибки и не всегда поступаем так, как хочется другим, окружающим нас людям. Поэтому полезно слышать поддержку со стороны людей, когда мы совершаем промахи или попадаем в трудное положение. Но существует кто- то, чей голос мы слышим постоянно- это наш собственный внутренний голос.
- Вам всем, наверняка, приходилось сталкиваться с такими же ситуациями, которые мы разбирали в начале нашего занятия. Каждый находил выход из сложившихся обстоятельств: кто – то уходил от проблемы, кто-то, наоборот, выполнял просьбу товарищей, а, может быть, кто- то боролся со своим внутренним голосом, который все время твердил: «Так не делай! Остановись! Подумай!» и при этом не знал, как поступить.
- Вот именно данное выражение «Не знаю, как поступить!» мы с вами и возьмем за основу- будем учиться находить такие слова и выполнять такие действия, которые помогли вам с честью выйти из сложившейся ситуации, при этом не попасться на уговоры.
2. Ролевая игра.
- Ребята, мы с вами уже много говорили о том, что вредные привычки и здоровье не совместимы.
- Какое влияние на организм оказывают курение, употребление алкоголя, приобщение к ПАВ?
- Конечно же, вы правы, перечисленные вами пагубные последствия не способствуют здоровью, а только его разрушают.
- Давайте проведем ролевые игры, во время которых будем учиться уметь говорить «Нет!»
● В компании друзей вам предлагают попробовать «понюхать клей»: «Мы уже все пробовали, только ты- новичок, и понятия не имеешь, что это такое!»
● За семейным столом старшие родственники благодушно наливают вам первую рюмочку: «Ты уже большой!»
● Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам закурить и расслабиться: «Главное для тебя сейчас успокоиться!»
- Вам необходимо не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа (« отстранение» вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты).
- Однако, если предлагающий чересчур настойчив, лучше перестать быть вежливым, чем сделать то. Чего не хочешь делать.
- Важно четко представлять себе, что решительный отказ не требует объяснения причин («Не хочу!» предпочтительнее, чем « Не хочу, потому что мне не разрешают или «Просто боюсь!) и исключает дискуссию по поводу этих причин. Дело в том, что попытки разъяснить свою позицию, как правило, вызывает все более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе становится меньше.
3. Выработка правила отказа.
( После того, как будут проведены ролевые игры, педагог подводит итог).
- Многим из вас было трудно осуществлять отказ.
- Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах.
Права.
1. Делать то, что ему лучше.
2. Право принять решение.
3. Право передумать, поменять решение.
- Используя данные права, давайте рассмотрим правила, которым можно следовать для того, чтобы избежать вовлечения в нежелательные действия.
Правила.
1. Никогда не колебаться, а решительно и твердо сказать «Нет!». При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.
2.Можно сначала стать на позицию собеседника, а потом выдвинуть свои аргументы отказа: « Я тебя понимаю, но…»
3. Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жестко: « Послушай, почему ты мне навязываешь это?
4. Отказаться вообще говорить на эту тему.
5. Можно продолжить компромисс: «Давай сейчас оставим этот разговор и вернемся к нему в другой раз».
6. Помните, что вы хорошо должны знать, чего вы хотите и чего не хотите делать; точно знать, что желания предлагающих и ваши желания могут полностью расходиться, так как это причинит вам серьезный вред.
7.Если у вас нет опыта отказа, ивы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твердость, обратитесь за помощью и поддержкой е человеку, которому вы доверяете.
Далее проводится обсуждение эффективности форм отказа:
● Нет, спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти куда-то, боязнь за собственное здоровье.)
● Нет, спасибо + предложение чего – то другого (послушать музыку, сходить в тренажерный зал, почитать, поиграть в спортивные игры).
● Нет, спасибо! (говорится уверенным тоном, без объяснения причин).
● Сделать вид, что не услышал предложение.
● Односложный ответ на предложения и уговоры: « Нет!»,
« Не буду!», « Не хочу!».
● Уйти в стороны от тех, кто предлагает.
- Какие формы отказа выглядели наиболее убедительными?
- Каким образом было легче всего отказаться?
V. Итог.
- Как важно уметь вовремя принимать решение?
- О чем необходимо помнить, если вам пытаются навязать нежелательные поступки?
- Ребята, в заключение мне хочется остановиться на том, что выбирая здоровый образ жизни - вы всегда поступаете правильно, поэтому важно уметь отказаться от вредоносной деятельности для своего организма, уметь отказываться от вредных привычек. Здоровье не купишь ни за какие деньги! Его нельзя склеить, создать заново.
- Сейчас прошу вас встать вкруг, взяться за руки.
- Сейчас каждый из вас будет произносить фразу «Сегодня я понял…» и заканчивать предложение.