Класс: 6
Цель :
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Методы: Словесный (беседа), объяснение, иллюстрации, сравнение, , метод диалога, рефлексия.
План мероприятия
1.Вступительное слово учителя
2. Беседа о героях
3.Биография Магомеда Нурбагандова
4.Стихи
5. Песня о неизвестном солдате
6. Смотр видеоролика посвященный герою России Магомеду Нурбаганду.
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре.
Ученик 1. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Ответы детей.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Ученик 2: А теперь составим портрет героя.
Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
Ученик 3: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа.
Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война, полет первого человека в космос, всем известен подвиг Ю.А.Гагарина, Евгений Чернышев, главный пожарный Москвы, лично вывел из огня несколько человек. Затем он вернулся в здание. Чернышев погиб при обрушении кровли.
Ученик 4: Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.
Вот так произошло с жителем одного из городов России Республики Дагестан , Магомедом Нурбагандовым этим летом. 10 июля четверо боевиков в лесу, расположенном в 2 км от села Сергокала , увидев группу отдыхающих, подошли к ним, выстрелили из огнестрельного автоматического оружия в 23-летнего молодого человека. От причиненных ранений потерпевший скончался на месте. После этого подозреваемые связали четверых потерпевших, завладели автомашиной "Мерседес", принадлежащей одному из них. Обнаружив у одного из связанных молодых людей удостоверение сотрудника МВД, один из преступников потребовал у него сказать на камеру, чтобы его коллеги и друзья ушли из правоохранительных органов. Сотрудник полиции Нурбагандов заявил на камеру: "Работайте, братья", после чего бандиты его застрелили.
Двое боевиков, в том числе главарь избербашской бандгруппы Халимбеков, причастные к убийству Нурбагандова, были ликвидированы в спецоперациях 7 сентября в Махачкале и Избербаше.
Еще двоих боевиков силовики задержали 9 сентября в Избербаше.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов ранее на своей странице в сети Instagram писал: "Магомед Нурбагандов проявил себя как герой, как офицер, навсегда оставшийся верным присяге и долгу перед Родиной. Мы будем ходатайствовать перед президентом РФ о присвоении Нурбагандову звания Героя России". Позже пресс-служба Кремля сообщила, что Президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении звания Героя России (посмертно) лейтенанту полиции Магомеду Нурбагандову.
Звание присвоено "за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга". Магомед был справедливым, честным, добрым, каким и должен быть солдат, мужчина. Ребята, вы находитесь в таком возрасте, когда с младых ногтей впитываете в себя понятие о том, что надо защищать своих близких и свою Родину. Поэтому надо сохранить в памяти этот подвиг и ещё раз показать всему миру, что наши традиции живы, что у нас отличная молодёжь.
Стихотворение прочитает Магомедова Амина
Отвагой и храбростью славен горец.
Слава о котором ходит по миру.
Под дулом автомата
Не склонил голову горец.
Лишь глядя в глаза врагу
Смело завещал « Работать, братьям своим!»
Не смог вынести храбрость горца,
Трусливый шакал.
И выпустил пулю смелому горцу,
Но горец жив!
Ведь посланье его пред смертное
Не забудет никто.
Работайте, братья!
Давайте встанем и почтим всех героев, отдавших свои жизни ради наших, минутой молчания.
Учитель:
Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? ( Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
Итог занятия.
Учитель. Ребята, мы познакомились с нашим земляком героем России М.Нурбагандовым, и таких людей не мало было и есть. Наша Родина,
Россия, Дагестан - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем мирных, Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли благодаря героизму народа. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны. Герой никогда не умрёт пока память в народе живёт.
Рефлексия.
-Какие чувства вы испытали на мероприятии?
-Как поступил Магомед?
-Что вам дал сегодняшний урок?
- Какие вы для себя сделали?