СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Воспитание патриотизма у учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

на примерах учащимся рассказывается о понятии патриотизм, его реализации, о любви к Родине

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Воспитание патриотизма у учащихся"»

Классный час , 10а класс, ___.11.2019

ТЕМА: Патриотизм и национализм в чем разница?

Здоровая нация так же не замечает своей национальности, 
как здоровый человек – позвоночника.
Б.Шоу.

Классный час, посвящённый разговору о молодежном экстремизме. Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодежных субкультур.
По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в т.ч. движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности и и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические меры не могут быть излишними или избыточными. В ходе часа общения на эту актуальную тему дети получают информацию о движении скинхедов, учатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.
Цели: 
расширить представление детей о молодежной субкультуре; 
формировать негативную оценку такого явления, как национализм; 
формировать критическое отношение к модным молодежным течениям; 
воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям других национальностей;
побуждать к самопознанию, саморазвитию, самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.
Оборудование: телевизор, DVD-плеер, фильм «Мы из будущего».
Оформление: на доске написать эпиграф классного часа.
План классного часа:
1. Вступительная беседа
2. Работа с понятиями «национализм», «патриотизм».
3. Информационный блок «Портрет явления».
4. Проблемная ситуация «Друзья и враги страны».
5. Заключительное слово «Национализм – это скрытый патриотизм?».

Ход классного часа.

1.Вступительная беседа.
Как вы считаете, что общего между Филантропией, Гуманизмом и богиней Венерой?
(филантропия – бескорыстная помощь людям; гуманизм – человеколюбие; Венера – богиня любви)
Вывод: объединяющим понятием может служить слово любовь: любовь к человеку, к людям, человечеству.

2.Работа с понятиями «национализм» и «патриотизм».
Есть еще два понятия, имеющие отношение к любви. Но это любовь к Родине.
- Скажите, что для вас любовь к родному краю? (ответы детей)

Подумайте и напишите характерные черты, отличающие два понятия «национализм» и «патриотизм».
Патриотизм Национализм
Любовь к Родине Возвышение своей нации
Равное существование с другими нациями Принижение других наций
Готовность служить Родине Готовность из корысти защищать себя
Преданность Жестокость, насилие


На основании перечисленных черт дайте определение национализму и патриотизму.
Учащиеся знакомятся с определениями патриотизма и национализма.
Национализм – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Патриотизм – эмоциональное отношение, выражающее любовь, преданность и готовность служить Родине и ее интересам.. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.
Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи за поражения.

3.Информационный блок «Портрет явления».
У вас на столах лежат листы с верными и неверными утверждениями.
Согласны ли вы, что… До чтения После чтения
1 Изначально национализм – это форма политического протеста против колониального угнетения и социального бесправия.
2 Национализм возникает на основе роста национального самосознания
3 Национализм необходим для защиты прав и культурной самобытности нации
4 Национализм способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации 
5 Национализм всегда приводит к торжеству идеи превосходства и исключительности собственных представителей над ценностными ориентирами «чужих» наций.
6 Национализм – это возведенный в п степень патриотизм.

Если возникают сомнения в группах, выдается текс и по ходу чтения ставят пометки в колонке «После чтения» таблицы.

НАЦИОНАЛИЗМ – идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальных идеологий, облекающих требования этнической общности социокультурного и общегражданского характера в форму политических целей и властных притязаний.
Национализм возникает на основе роста национального самосознания, политического протеста или активизации поддержки политики национального государства гражданами, относящимися к определенной социально-этнической общности. В самом общем виде национализм преследует цель использования полномочий государства для защиты прав и культурной самобытности нации, усиления гарантий социальной адаптации граждан на основе их национальной идентичности вплоть до требований признания национального суверенитета и образования самостоятельной государственности.
Национализм возник в конце 18 в. как форма политического протеста против колониального угнетения и социального бесправия. В настоящее время национализм выступает средством адаптации граждан на основе национальной идентичности, сохранения целостности и социальной однородности общества. В то же время национализм способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации и утверждению его превосходства над другими национальными группами, что непосредственно связано с антидемократическими тенденциями в политическом процессе, распространением сепаратизма и изоляционизма.
В содержательном плане национализм может основываться на идеях резкого разрыва с традиционными ценностями государства; признания нецелесообразности сочетания своих идеалов и культурных норм других национальных общностей; утверждения превосходства и исключительности собственных представлений над ценностными ориентирами «чужих» наций. Как форма идеологии и политики национализм противостоит космополитизму и интернационализму.
Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. – М.: Об-во «Знание» России, 1993. 

- Знаете ли вы, кто такие скинхеды?
Людям, пережившим кошмар фашизма, это кажется дикостью: свастика на улицах городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица. Они называют себя патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим цветом кожи, а также тех, кто, по их мнению, позорит нацию.
Скинхеды. Бритоголовые… Что это: возрождение фашизма, новая молодежная мода, циничная манипуляция сознанием молодых или грязные политические игры? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе сегодняшнего классного часа. Тема обсуждения – скинхеды.
- Когда и где зародилось движение скинхедов? Какова была их программа?
Скинхед 1. Первые скинхеды появились в Англии в 1968 г. Их лозунгом было «Пиво, рок-н-ролл и футбол». Главными врагами скинхедов были «теды» и «моды» - так называли себя модные рабочие, которые в одежде и манерах подражали богачам. Скины били «тедов» и «модов» именно как предателей рабочего класса. Кроме того, скины ненавидели пакистанцев, но не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы были для скинов своими парнями, потому что трудились с ними на одних фабриках.
- Какие атрибуты внешности выделяли представителей этого движения?
Скинхед 1. Первые скинхеды не были бритоголовыми. Они носили короткие стрижки, протестуя против тогдашней моды на длинные волосы. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки, высокие ботинки докеров.
- Как же скины превратились в нацистов и расистов?
Скинхед 1. К 1973 году движение скинхедов сошло на нет – парни повзрослели и обзавелись семьями. Но в конце 70-х годов правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целый ряд отраслей добывающей промышленности, что привело к невиданному росту безработицы. Тут снова появились скинхеды, но это была уже не рабочая аристократия, а деклассированные элементы. И воспитывались они не на расслабляющем регги, а на агрессивном панк-роке. Эти молодчики били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми скинами работали идеологи неонацистов, которые и подкинули лозунг «Сохраним Британию белой».

- Как к этому перерождению отнеслись скины первой волны?
Скинхед 2. Они были возмущены тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами были ожесточенными, для их разгона приходилось даже вызывать войска. В итоге скины разделились по идеологическим причинам на нацистов, «трэдов» (традиционные скинхеды-пролетарии) и «шарпов» (скинхеды-коммунисты).
- Чем они внешне отличаются?
Скинхед 2. Внешне скины мало чем отличаются друг от друга: у «шарпов» нашивки с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и красные шнурки в ботинках, у нацистов – свастика на рукаве и белые шнурки. «Шарпы» получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании (особенно в Стране басков), наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии. В Америке существуют группировки скинов-негров, скинов-пуэрториканцев и скинов-евреев. В Германии наци-скины прославились избиениями и убийствами гастарбайтеров (в основном турок).
- По мнению правоохранителей сейчас уже десятки тысяч скинхедов. Когда это движение проникло в нашу страну?
Скинхед 2. Скинхеды в РФ появились в начале 90-х годов. Тогда это были дети бедняков, безработных. Постепенно движение набрало силу, стало многочисленным. Сегодня скинхедами становятся дети представителей среднего и мелкого бизнеса, для которых «инородцы» - это в первую очередь конкуренты в семейном бизнесе.

- Что представляют собой российские скинхеды?
Скинхед 3. Сейчас группировки скинхедов организованы в «фирмы», каждая из которых имеет свой устав, традиции, атрибуты. Есть у них и своя пресса, свои сайты в интернете. Музыкой скинхедов считается стиль «ой!», синтезированный из панка, трэша и ска.
- Какова идеологи этих «фирм»?
Скинхед 3. Делить «фирмы» по идеологическим течениям – все равно, что пытаться систематизировать хаос. Большинство скинхедов опираются на идеи Гитлера, но для одних главное – Россия, для вторых – «Зенит», для третьих – собственное «я». Одни считают себя славянскими язычниками, другие – защищают православие, хотя Библию мало кто из них читал. Большинство скинхедов – националисты.
- Против кого направлена активность российских бритоголовых?
Скинхед 3. Боевые «фирмы» лупят не только приезжих. Достается от них и другим неформалам, которые якобы позорят нацию. Многие «фирмы» выступают против наркотиков, алкоголя, курения. Поэтому нападают на наркоманов, бомжей, алкоголиков.
- Легко ли выйти из группировки?
Скинхед 3. Из большинства группировок выход свободный, но у некоторых за это могут, как минимум, избить до полусмерти. От «борьбы» отходят постепенно, с возрастом и появлением семей. 

4. Проблемная ситуация «Друзья и враги страны».
Желание блага стране – вот что движет патриотами. Но благо это можно понимать по-разному. Две точки зрения озвучат Айсина и Наташа.
Ученица 1. На мой взгляд, скины – неотъемлемая часть общества. Это хищники, санитары, регулирующие численность особей в обществе. У бритоголовых есть крупные организации, объединяющие десятки «белых воинов». У них есть свои СМИ, сайты в Интернете, стиль музыки, стиль одежды, история, герои и кумиры, фильмы. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать наличие новой культуры, а самих скинхедов – полноправными членами общества? Уже слишком многим людям надоело видеть на рынках черные рожи, пытающиеся обмануть и обжулить русских, и слушать кавказскую речь. Половина Сибири сидит без электричества, люди не получают зарплату, а деньги идут на помощь беженцам и в карман евреям. Мне важен престиж моей нации, здоровье ее и ее детей. Я – скингерл. Накапливая соответствующие знания, я получаю возможность помочь моей стране «сверху». Я буду бороться за белое и счастливое будущее Великой Руси.

Ученица 2. Утверждаю: есть черта, за которой люди, подымающие флаг русского блага, однозначно и категорично, объективно, а не по нашим предвзятым оценкам, становятся врагами своего народа. Для иллюстрации приведу стихотворение известного барда, поэта, ученого Александра Городницкого:
Процесс невеселый начат.
Дрожи, просвещенный мир…
Россия для русских, - значит:
Башкирия – для башкир.
Не будет уже иначе, - 
Гори, мировой пожар.
Россия для русских, - значит:
Татария – для татар.
Недолго нам жить, недолго.
Все способы хороши.
Вернут себе снова Волгу
Марийцы и чуваши.
Опомнимся, - будет поздно.
Полгода пройдет, а там – 
Чеченцам – обратно Грозный,
Якутию – якутам.
Долины, хребты, алмазы,
И золото, и руда




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!