КЛАСТЕР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ПРИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе к системе образования в целом, и к специфике преподавания русского языка в частности предъявляются новые требования. Основным считается переход от репродуктивного стиля обучения к инновационной образовательной парадигме, способствующей развитию познавательного интереса и познавательной активности младших школьников [1].
Главным средством формирования познавательной активности является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Специфика данной технологии заключается во взаимодействии учащегося и информации. Основная цель технологии – развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. Принято выделять следующие стадии этой технологии: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Применяя технологию РКМЧП, обучение происходит на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности [3, с. 25].
Графическая организация материала в данной технологии является ведущим методом демонстрации процесса мышления. Наиболее распространенным является прием составления кластера. Однако вопрос о применении данного приема на уроках русского языка в начальных классах, а также рекомендации по составлению кластеров до сих пор остается малоизученным.
Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы [2]. Данный прием, в отличие от письменной работы, позволяет охватить больше информации, помогает ее систематизировать, представив как заголовок смысловых блоков.
Кластер – это отражение нелинейной формы мышления. С помощью него можно представить ключевые моменты любого понятия из курса русского языка. Этот прием также принято называть «наглядный мозговой штурм». По своей специфике он похож на опорный конспект и является универсальным. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию по определенной теме, либо выявить пробелы в знаниях по этой теме, данный прием целесообразнее применять на стадии вызова. Для закрепления полученной информации кластер используется на уроках русского языка на стадии осмысления. Если необходимо сгруппировать лингвистические понятия и установить между ними логическую связь, кластер применяют на стадии рефлексии.
Возможно использовать данный прием на всех его стадиях в течение всего занятия. В начале урока педагог предлагает младшим школьникам на листе бумаге изобразить всю имеющуюся у них информацию на заданную тему. На протяжении всего занятия учащиеся постепенно добавляют в свою схему новый материал, выделяя его другим цветом. Таким образом, использование кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует развитию умений прогнозировать, предполагать, анализировать, дополнять, фиксируя главное.
Прием составления кластера на уроках русского языка в начальных классах применяется на разных этапах урока (при целеполагании, повторяя изученный материал, при объяснении новой темы, при работе с учебником, при закреплении, систематизации, обобщении изученного материала) [1].
Наиболее используемой разновидностью кластера при изучении нового материала, по нашему мнению, можно назвать «Фишбоун» («Рыбий скелет»). Учитель на доске записывает вопрос, фразу или объект, о котором далее пойдет речь. Это и является головой рыбы. Далее формируется «скелет»: младшие школьники в своих тетрадях записывают все, что знают о предмете речи. Получается своего рода каталог мыслей, которые необходимо озвучить. Затем младшие школьники обмениваются знаниями, делают выводы о предмете речи. В данном случае ответ на поставленный в начале урока вопрос представляет собой хвост рыбы.
Закрепляя и систематизируя изученный материал, мы предлагаем на уроках русского языка использовать такую модель кластера, как «Планета и ее спутники». Ее можно применять и на этапе постановки цели, и при повторении пройденного материала.
Учащимся предлагается в центре листа записать ключевое слово или фразу, являющуюся «сердцем» темы. Далее вокруг слова фиксируются мысли в виде отдельных слов или предложений, которые отражают основную идею темы. Их соединяют с ключевым понятием прямыми линиями или стрелками. Затем к каждому «спутнику», устанавливая новые логические связи, добавляются другие «спутники». Таким образом, образуется схема, графически изображающая мысли учащихся и определяющая информационное поле изучаемой темы [2].
Составляя кластер коллективно, можно применить прием «Корзина идей», где младшие школьники по очереди называют факты по изучаемой теме, не повторяя уже озвученное.
При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:
1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока.
2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление.
При составлении кластера необходимо озвучить ученикам, что они должны записывать все возникающие у них идеи и фиксировать их до тех пор, пока они не закончатся. Им нужно попытаться построить больше логических связей и не придерживаться какого-то задуманного плана.
Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.
Список использованных источников
Кластер на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/100857
Коряковцева, Е.И. Создание кластера на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Е.И. Коряковцева. – Режим доступа: https://infourok.ru/sozdanie-klastera-na-urokah-russkogo-yazika-1337564.html
Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] : учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : КАРО, 2013. – 140 с.