Просмотр содержимого документа
«Клиповое мышление»
Клиповое мышление: «за» и «против» Булыгина Любовь Николаевна , учитель русского языка и литературы высшей категории, Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г. Минска»
Рассмотрим утверждение…
- Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с «клиповым мышлением».
Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на
- – восприятие окружающего мира;
- – способность к анализу информации;
- – систему морально-этических ценностей.
Введем некоторые термины…
- Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов.
По аналогии…
- При клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Мнение…
- Практически все современные музыкальные клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких слабо связанных между собой образов. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Обладатель клипового мышления не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый.
Вопрос???
- Как появляются люди с клиповым мышлением?
Подведем итоги:
- Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ. мы смотрим новости, которые между собой не связаны, затем рекламу, ролики которой не имеют друг к другу никакого отношения, переключаем каналы, на которых идут совершенно разные передачи и, в результате, не даём себе возможности даже на минуту задуматься о полученной информации. Другой информационный поток уже ждет своей очереди, чтобы стереть старый и помешать человеку стать целостным.
Определим свои позиции:
- Я – «ЗА и ПРОТИВ» клипового мышления
- Выскажите свою позицию, приведя аргументы в ее пользу
Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно
- Тезис первый…
- оно влияет на успешность учебы . Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Тезис второй..
- Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.
Тезис третий…
- Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания , ответственности.
Тезис четвертый…
- Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия , и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.
- Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни . Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров
Тезис пятый…
Тезис шестой…
- Под воздействием компьютерных игр у школьников формируется особый тип мышления. Это так называемое клиповое сознание , когда мелькает калейдоскоп восприятий, впечатлений, где нет четкой логики, отсутствуют рациональные основания. «Клиповое мышление» делает людей легко программируемыми, восприимчивыми ко всяким чудесам, тайнам и прочей мистике. Из-за этого у школьников значительно снижен сегодня уровень критического сознания и самосознания .
Тезис седьмой…
- «Клиповое мышление» приводит к безграмотности. По моим личным наблюдениям, уровень грамотности среди молодежи в последнее время значительно упал. Одна из причин этого - рост видеопоколения, у которого развивается "клиповое мышление". Также на знание норм русского языка существенно влияет обилие ошибок в СМИ.
- в «клиповых» странах происходит первичное упрощение информационного пространства, что с неизбежностью приводит к утрате связности индивидуального мышления и последующей деградации образования.
Тезис восьмой…
Задумаемся…
- Нас учат проще смотреть на всё. Не присматриваться, не задумываться, не замечать, отлично выглядеть, соблюдать правила двойных стандартов и молчать. Постепенно человек создающий становится не нужным. А клиповое сознание может стать массовым.
Выводы:
Мы стали склонны к плагиату. При постоянном использовании вторичной информации способность к творчеству снижается. Человек перестаёт стремиться к созидательности, лишь перерабатывая то, что уже существует, и по-разному комбинируя фрагменты информации. Современный мир много знает, но мало думает и создаёт.
Выводы:
Люди перестали читать книги, все сводится до простых статей, форумов, дневников, новостей в Интернете. Например, те самые дешевые детективы, женские романы, сериалы, попсовые мелодии — все это не может называться искусством, это именно жвачка для мозгов.
Выводы:
Новые знания не подкрепляются новыми переживаниями и опытом. А значит, это всего лишь кучка информации и верований, а не закрепившиеся в нас знания.
Выводы:
Люди разучились думать сами. Люди привыкли слушать других.
Выводы:
Содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг упростилось, стали популярны именно зрелищные фильмы (пустые), с минимумом содержания и с максимумом экшена.
- Можно ошибочно сделать вывод о том, что это явление появилось только сейчас. Люди с таким типом мышления были всегда и везде, но сейчас их стало больше, и именно сейчас это стало так заметно, и многие забили тревогу, потому что количество таких людей подходит к критической точке, после которой начнутся необратимые изменения в обществе, в сознании других людей...
Выводы:
Что делать?
- Задание: предложите пути решения проблемы
Из опыта других стран…
- Изменение системы образования.
- Разобраться с источниками информации
- Специальные тренинги
- Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение