СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клиповое мышление

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет однозначного определения этому современному феномену...

Данная презентация - моя попытка определить отрицательные и положительные стороны этого явления.

 

Просмотр содержимого документа
«Клиповое мышление»

Клиповое мышление: «за» и «против»  Булыгина Любовь Николаевна ,  учитель русского языка и литературы  высшей категории,  Государственное учреждение образования  «Гимназия №2 г. Минска»

Клиповое мышление: «за» и «против» Булыгина Любовь Николаевна , учитель русского языка и литературы высшей категории, Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г. Минска»

Рассмотрим утверждение… Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с «клиповым мышлением».

Рассмотрим утверждение…

  • Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с «клиповым мышлением».
Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на  – восприятие окружающего мира; – способность к анализу информации; – систему морально-этических ценностей.

Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на

  • – восприятие окружающего мира;
  • – способность к анализу информации;
  • – систему морально-этических ценностей.
Введем некоторые термины… Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов.

Введем некоторые термины…

  • Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов.
По аналогии… При клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.  Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

По аналогии…

  • При клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Мнение… Практически все современные музыкальные клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких слабо связанных между собой образов. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Обладатель клипового мышления не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый.

Мнение…

  • Практически все современные музыкальные клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких слабо связанных между собой образов. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Обладатель клипового мышления не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый.
Вопрос??? Как появляются люди с клиповым мышлением?

Вопрос???

  • Как появляются люди с клиповым мышлением?
Подведем итоги: Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ. мы смотрим новости, которые между собой не связаны, затем рекламу, ролики которой не имеют друг к другу никакого отношения, переключаем каналы, на которых идут совершенно разные передачи и, в результате, не даём себе возможности даже на минуту задуматься о полученной информации. Другой информационный поток уже ждет своей очереди, чтобы стереть старый и помешать человеку стать целостным.

Подведем итоги:

  • Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ. мы смотрим новости, которые между собой не связаны, затем рекламу, ролики которой не имеют друг к другу никакого отношения, переключаем каналы, на которых идут совершенно разные передачи и, в результате, не даём себе возможности даже на минуту задуматься о полученной информации. Другой информационный поток уже ждет своей очереди, чтобы стереть старый и помешать человеку стать целостным.
Определим свои позиции: Я – «ЗА и ПРОТИВ» клипового мышления Выскажите свою позицию, приведя аргументы в ее пользу

Определим свои позиции:

  • Я – «ЗА и ПРОТИВ» клипового мышления
  • Выскажите свою позицию, приведя аргументы в ее пользу
Клиповое мышление не смертельно,  но и не безвредно Тезис первый… оно влияет на успешность учебы . Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно

  • Тезис первый…
  • оно влияет на успешность учебы . Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Тезис второй.. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Тезис второй..

  • Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.
Тезис третий… Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания , ответственности.

Тезис третий…

  • Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания , ответственности.
Тезис четвертый… Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия , и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.

Тезис четвертый…

  • Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия , и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.
Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни . Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров Тезис пятый…
  • Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни . Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров

Тезис пятый…

Тезис шестой… Под воздействием компьютерных игр у школьников формируется особый тип мышления. Это так называемое клиповое сознание , когда мелькает калейдоскоп восприятий, впечатлений, где нет четкой логики, отсутствуют рациональные основания. «Клиповое мышление» делает людей легко программируемыми, восприимчивыми ко всяким чудесам, тайнам и прочей мистике. Из-за этого у школьников значительно снижен сегодня уровень критического сознания и самосознания .

Тезис шестой…

  • Под воздействием компьютерных игр у школьников формируется особый тип мышления. Это так называемое клиповое сознание , когда мелькает калейдоскоп восприятий, впечатлений, где нет четкой логики, отсутствуют рациональные основания. «Клиповое мышление» делает людей легко программируемыми, восприимчивыми ко всяким чудесам, тайнам и прочей мистике. Из-за этого у школьников значительно снижен сегодня уровень критического сознания и самосознания .
Тезис седьмой… «Клиповое мышление» приводит к безграмотности. По моим личным наблюдениям, уровень грамотности среди молодежи в последнее время значительно упал. Одна из причин этого - рост видеопоколения, у которого развивается

Тезис седьмой…

  • «Клиповое мышление» приводит к безграмотности. По моим личным наблюдениям, уровень грамотности среди молодежи в последнее время значительно упал. Одна из причин этого - рост видеопоколения, у которого развивается "клиповое мышление". Также на знание норм русского языка существенно влияет обилие ошибок в СМИ.
в «клиповых» странах происходит первичное упрощение информационного пространства, что с неизбежностью приводит к утрате связности индивидуального мышления и последующей деградации образования. Тезис восьмой…
  • в «клиповых» странах происходит первичное упрощение информационного пространства, что с неизбежностью приводит к утрате связности индивидуального мышления и последующей деградации образования.

Тезис восьмой…

Задумаемся… Нас учат проще смотреть на всё. Не присматриваться, не задумываться, не замечать, отлично выглядеть, соблюдать правила двойных стандартов и молчать. Постепенно человек создающий становится не нужным. А клиповое сознание может стать массовым.

Задумаемся…

  • Нас учат проще смотреть на всё. Не присматриваться, не задумываться, не замечать, отлично выглядеть, соблюдать правила двойных стандартов и молчать. Постепенно человек создающий становится не нужным. А клиповое сознание может стать массовым.
Выводы:  Мы стали склонны к плагиату. При постоянном использовании вторичной информации способность к творчеству снижается. Человек перестаёт стремиться к созидательности, лишь перерабатывая то, что уже существует, и по-разному комбинируя фрагменты информации. Современный мир много знает, но мало думает и создаёт.

Выводы:

Мы стали склонны к плагиату. При постоянном использовании вторичной информации способность к творчеству снижается. Человек перестаёт стремиться к созидательности, лишь перерабатывая то, что уже существует, и по-разному комбинируя фрагменты информации. Современный мир много знает, но мало думает и создаёт.

Выводы:  Люди перестали читать книги, все сводится до простых статей, форумов, дневников, новостей в Интернете. Например, те самые дешевые детективы, женские романы, сериалы, попсовые мелодии — все это не может называться искусством, это именно жвачка для мозгов.

Выводы:

Люди перестали читать книги, все сводится до простых статей, форумов, дневников, новостей в Интернете. Например, те самые дешевые детективы, женские романы, сериалы, попсовые мелодии — все это не может называться искусством, это именно жвачка для мозгов.

Выводы:  Новые знания не подкрепляются новыми переживаниями и опытом. А значит, это всего лишь кучка информации и верований, а не закрепившиеся в нас знания.

Выводы:

Новые знания не подкрепляются новыми переживаниями и опытом. А значит, это всего лишь кучка информации и верований, а не закрепившиеся в нас знания.

Выводы:  Люди разучились думать сами. Люди привыкли слушать других.

Выводы:

Люди разучились думать сами. Люди привыкли слушать других.

Выводы:  Содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг упростилось, стали популярны именно зрелищные фильмы (пустые), с минимумом содержания и с максимумом экшена.

Выводы:

Содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг упростилось, стали популярны именно зрелищные фильмы (пустые), с минимумом содержания и с максимумом экшена.

Можно ошибочно сделать вывод о том, что это явление появилось только сейчас. Люди с таким типом мышления были всегда и везде, но сейчас их стало больше, и именно сейчас это стало так заметно, и многие забили тревогу, потому что количество таких людей подходит к критической точке, после которой начнутся необратимые изменения в обществе, в сознании других людей... Выводы:
  • Можно ошибочно сделать вывод о том, что это явление появилось только сейчас. Люди с таким типом мышления были всегда и везде, но сейчас их стало больше, и именно сейчас это стало так заметно, и многие забили тревогу, потому что количество таких людей подходит к критической точке, после которой начнутся необратимые изменения в обществе, в сознании других людей...

Выводы:

Что делать?  Задание: предложите пути решения проблемы

Что делать?

  • Задание: предложите пути решения проблемы
Из опыта других стран… Изменение системы образования. Разобраться с источниками информации Специальные тренинги Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение

Из опыта других стран…

  • Изменение системы образования.
  • Разобраться с источниками информации
  • Специальные тренинги
  • Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение