Мероприятие посвящено 75-летию Великой Победы
«Когда грохочут пушки, музы не молчат…»
Великая Отечественная война в поэзии, живописи, музыке
Цель: ознакомить обучающихся с вкладом художников, поэтов, композиторов в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Задачи:
прививать интерес к искусству;
рассказать о патриотизме людей искусства;
формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом
воспитывать уважение к ветеранам войны.
Учитель
22 июня 1941 г. В 4 часа утра фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. В одном строю были военные корреспонденты, писатели, поэты, художники. На поле боя отправились 944 человека, а не вернулось оттуда 417. Тем, кто был моложе всех, еще не было двадцати, самым старшим было около 50 лет.
«Все для фронта, все для победы!» — эти слова стали девизом жизни советских людей. Вопреки афоризму «Когда грохочут пушки, музы молчат», голос искусства не умолк с началом Великой Отечественной войны. В первый день войны писатели и поэты бросили клич: «К штыку приравнять перо!». Появились стихи, призывающие к борьбе с немецкими захватчиками, полные патриотизма и любви к Родине. Композиторы написали музыку к стихам. Песни, созданные и в годы войны, и в послевоенное время знает и исполняет ни одно поколение. Советские художники не могли остаться в стороне. Их полотна тоже призывали к борьбе с фашизмом, они раскрывали стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом. Наше знакомство с картинными будет сопровождаться стихами, песнями о войне, созданными в разные годы советскими композиторами. Представители искусства внесли свой вклад в Великую Победу, 70 лет которой мы отмечаем в этом году.
Слайд 3 «Лунная соната» Л.Бетховен
Ученик читает стихотворение К.Симонова.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
24 июля 1941 г. в газете «Известия» появилось стихотворение Лебедева – Кумача «Вставай, страна огромная», А.Александров на следующий день написал музыку. Появилась песня, которая стала призывом в годы Великой Отечественной войны. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывами воюющей страны
Слайд 4 Звучит песня «Вставай, страна огромная» муз. А.В. Александрова, стихи В.И.Лебедева - Кумача
Ученик. «Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. С первых дней войны плакат стал страстным призывом к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания. В основе аллегории лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным. Из-за спины женщины выступают ружейные штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Образ Родины-матери связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн.
Слайд 5.
Ученик. На картине Гелия Коржева "Проводы» мы видим пылающие алые краски и чёрный ствол солдатской винтовки. На пилотке-Красная звезда. Красный цвет всюду: красный дом, красное платье любимой, красные погоны, красное закатное солнце. Женщина прижалась к мужчине, наверное, это ее муж, слилась с нм воедино. Может быть, это последнее их свидание, последнее объятие и они никогда не увидится больше. Черные окна дома создают ощущение тревоги, надвигающейся грозы, трагизм расставания. Общенародное горе разлилось по русской земле и отразилось в картине Коржева.
Учитель. Машина войны делала свое черное дело, в огне гибли солдаты, оставляя вдов, детей, невест. А на фронт уходило новое пополнение. Б.Окуджава в 17 лет добровольцем отправился защищать Родину от фашистов. Войну он знает не понаслышке. Тема войны часто звучит в его песнях, одна из них - «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»
Звучит песня Б.Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»
Слайд 6
Виктор Алексеевич Сафронов «Клятва». На картине художник изобразил бойцов, готовых сражаться с врагом до последней капли крови и дают клятву перед Красным Знаменем. На лицах изображена решительность и устремленность, вера в правое дело.
Тему помогает понять система цветовой гаммы. В палитре художника есть белый, синий, красный цвета, чёрный, коричневый, серый цвета. Красное знамя символизирует тепло, добро, символ родной страны. Синяя твердь символизирует одновременно мечту о справедливости и возмездии.
Слайд 7
Ученик. А.А.Дейнека «Оборона Севастополя». Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны посвятил свое полотно художник. Битва за Севастополь продолжалась 250 дней. Дейнека писал картину в 1942 г., когда город был в руках врага. Рушатся здания. Черные клуба дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. На первом плане картины в полный рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Его фигура полна необыкновенной силы: решительно обращена к врагу голова, широко расставленные ноги, занесенные для броска руки с гранатами рождают впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба выделяется его фигура в белой форменке. Вокруг него трупы фашистских солдат. Такие люди, как этот моряк, готовые на смерть ради освобождения родной земли, непобедимы. Изображенный позади обнаженный по пояс матрос усиливает момент движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою умирающего матроса. Он падает на камни мостовой, из его рук выскальзывает винтовка. Штыковым ударом встречают моряки наступающих врагов. Мы видим только небольшую группу гитлеровцев, но следом за ними движется лавина немецких войск. Картина построена на цветовом контрасте. Светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев — на светлом фоне. Это образное воплощение замысла — столкновение враждебных сил.
Учитель. Уже в первый год войны на фронт ушли 40% всех коммунистов – один миллион триста сорок четыре тысячи человек. В первые месяцы тяжелейших боёв пала почти половина. В первых рядах новых бойцов всегда шли коммунисты, первыми поднимаясь в атаку и первыми принимая на себя удар.
Слайд 8
Ученик. В. Сафронов «Коммунисты, вперед!» На переднем плане картины во весь рост изображен командир (это видно по форме). Он поднимает бойцов в атаку призывом: «Коммунисты, вперёд! Победа будет за нами!» Рядом смертельно раненый боец, закрыв лицо рукою, падает на землю. Следуя примеру командира, солдаты, залегшие в окопах, подымутся в атаку, чтобы разгромить врага. На заднем плане картины – небольшая речушка, на берегу которой раскинулась деревушка. Она не должны быть растоптана сапогами оккупантов, поэтому бойцы приложат все силы, чтоб не пропустить фашистов. Небо, окрашенное в тревожный синий, цвет говорит о напряженности момента. Но решительный вид коммуниста, призывающего к атаке, вселяет уверенность: враг будет разбит.
Слайд 9
Ученик. Картина А.А.Пластова «Фашист пролетел» приобрела уже в первые годы войны мировую известность. Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка. Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле малыш. Не встать ему. Далеко, далеко в ясном небе над изумрудными зеленями фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь мальчика. На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно взял осенний мотив: золото молодых березок, красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими – окружающая природа своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый пейзаж, такой близкий сердцу, в эти тоненькие, колеблющиеся на ветру молодые березки — и вы почувствуете щемящее чувство боли, возмущение, обиду за оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю. В душе каждого советского гражданина, видевшего эту картину, рождались гнев и ненависть к фашистским убийцам, жажда отмщения.
Слайд 10-11
Плакат В. Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» получил поистине всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 г., он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта. В лице женщины мы не видим страха. Она готова на все, чтобы спасти своего ребенка.
В первые годы войны появились и другие плакаты, на которых были нарисованы дети с полными отчаяния и слез глазами, обращенными к защитникам. Они воспитывали в воинах желание отомстить фашистам, освободить детей из- под немецкого гнета. Плакаты, несмотря на трагическую мрачность темы, вселяли уверенность в победе, не пугали, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.
Инсценировка стихотворения Л.Тасси
Ученик: Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Ученица: "Не плачь, не плачь... Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе..».
Ученик:. Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля...
Ученица: «Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."
Ученик: . А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
Ученица: "Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Ученик: Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
Ученица: "Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
Ученик... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Убила та проклятая война?!..
Слайд 12
Ученик. А Широков «За родину!» На картине запечатлен момент боя с фашистскими захватчиками. Темное небо, затянутое тучами и клубами дыма от горящей техники и взрывов. Изувеченная, изрытая бомбами и снарядам и земля. Много полегло наших солдат, но наступление продолжается. Бойцы не сдаются. С красными знаменем в руках боец подымает в атаку других, вдохновляя призывом: «За Родину». Он ранен, но на помощь к нему спешит другой боец, чтобы подхватить из рук раненого знамя. Рядом, крепко сжав в руках автомат, ведя непрерывный огонь, стремительно рвется в атаку солдат. На лице его изображена решимость и вера в победу. На заднем плане мы видим бойцов, вдохновленных подвигом красноармейца.
Учитель. Сейчас мы послушаем песню «На безымянной высоте». Это песня-напоминание о тех грозных героических годах. Она была написана после войны, но стала одной из самых популярных. В ее основу легли действительные события. В 1943 восемнадцать бойцов приняли бой против двухсот немцев. Это был бой за Безымянную высоту.
Звучит песня «На безымянной высоте» Стихи М. Матусовского, музыка В. Баснера
Слайд 13
Ученик. Картину «Мать партизана» С.В. Герасимов написал в 1943 г. Замысел художника получил воплощение в образе русской мужественной женщины-патриотки, оказавшейся в силах заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. С одной стороны — русская крестьянка, с другой — фашист. Здоровенный каратель держит в руках нагайку и указывает ей на сына. Мать понимает, что сейчас у нее отнимут самое дорогое – ее сына. Молодой партизан с трудом стоит, руки его заломили назад немецкие солдаты. Одежда его порвана в клочья. Но сын не смотрит на фашистов, а только на мать. Он знает, что настало время прощаться с ней. Но в эту ужасную минуту в лице старой женщины нет страха. У нее гордая осанка. Она смотрит прямо на фашиста, и в ее взгляде только непокорность и презрение к убийце. Она твердо стоит на своей родной земле. Кажется, что родная земля поддерживает ее. Мать партизана – символ силы духа солдатских матерей, которых невозможно сломить.
В картине выражались патриотические чувства всего русского народа. В 1958 г. картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.
Ученик читает стихотворение Михаила Исаковского
Русской женщине.
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!…
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
Слайд 14
Ученик. Картина Т.Г.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов». Сюжет картины полон драматизма. На ней изображено прощание жителей освобожденного села с жертвами фашистских оккупантов. Общенародное горе отражено на этом полотне. В центре картины — фигуры трех женщин, одна из которых припала к телу старика, замученного фашистами. Две другие застыли в скорбном молчании. Полная трагизма сцена изображена на втором плане картины: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице, с алыми ленточками в косичках, лежащей на снегу. Выделяется пожилой солдат, обнаживший голову. Много смертей он повидал во время сражений, но почему гибнут дети? У левого края полотна изображена женщина, застилающая ветошью санки. Не видно ее лица, но чувствуешь материнскую любовь в неторопливых, по-особому бережных движениях рук. Бойцы-освободители уничтожают страшные следы виселицы. Горе отразилось на лицах людей, но оно не может сломить могучую душу народа. Зимний пейзаж полон особой задумчивости и грусти: серое небо, белая пелена снега. Видны сожженные дома. И все же мы верим в скорое возрождение жизни на этой израненной земле.
Слайд 15
Ученик В.Н.Костецкий «Возращение». На картине изображен момент встречи солдата с семьей. На пороге квартиры, где в распахнутую дверь выглядывает женщина, - три прижавшиеся друг к другу фигуры. Муж и папа вернулся с войны! Он в военной одежде, мы видим только спину. Мы не видим лиц, но понимаем, что в глазах жены и мужа стоят слезы – это слезы радости, что все остались живы, что дожили до Победы. И сынок прижался к папе, к родному человеку, крепко обхватив руками.. Его личико хорошо видно: в нем так много чувств! Мальчик не улыбается, он серьезный и будто сосредоточен в этот миг своего настоящего счастья, ведь как ждали они с мамой этого дня!
Звучит песня «Бери шинель, пошли домой» Музыка В.Левашова, слова Б.Окджавы
Слайд 16.
Ученик. М.И. Самсонов «Парад Победы» На картине изображен Парад Победы, который состоялся на Красной площади в 1945 году. Вчерашние воины, только что вернувшиеся с фронта, несут знамена немецких частей и бросают к стене Кремля, чтобы показать всему миру, что фашизм побежден, что больше никогда не ступит сапог фашиста по русской земле. На картине мы видим Кремль, собор Василия Блаженного – символы России. Голубое мирное небо, покрытое белыми воздушными облаками.
Учитель Говоря о замечательном празднике, мы не можем не сказать о песне «День Победы». Она написана в 1975 году к 30-летию Победы, но не сразу нашла свое признание. Лишь в ноябре в исполнении Л. Лещенко публика приняла ее. Теперь она непременный знаковый атрибут торжеств по поводу 9 мая - Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Звучит песня «День Победы». Музыка Д.Тухманова, стихи В.Харитонова
Слайд 17
Учитель Память о Великой Отечественной войне не уходит с поколением поседевших ветеранов. В 1982 году в г. Саратове на самой высокой точке Соколовой горы установлен величественный монумент «Журавли», памятник-напоминание об огненных годах.
Основная часть архитектурной композиции представляет собой стелу высотой 40 метров. На трех массивных мраморных пилонах сверкает стилизованное изображение 12-ти серебристых журавлей, символизирующих души погибших солдат. Белокрылые птицы, улетающие на запад,- туда, откуда не вернулись воины, положив свою жизнь во имя Победы.
Еще раньше в 1968 году дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли», которое было навеяно посещением памятника в Осетии семи братьям Газдановым, погибшим на войне. Когда родители получили похоронку на третьего сына, сердце матери не выдержало и она умерла. Когда в село пришла похоронка на седьмого сына, почтальон отказался нести её в дом Газдановых — и тогда старейшины села собрались и направились к дому с извещением. Отец сидел на пороге своего дома с единственной внучкой Милой на руках, увидев старейшин, он всё понял и упал замертво. В селении Дзуарикау возведён памятник семи братьям в виде скорбящей матери и семи улетающих гусей. После посещения памятника, Р.Гамзатов написал стихотворение «Журавли». На русский язык перевел его Н.Гребнев, затем Ян Френкель написал музыку. Песня посвящена солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне. Именно после появления этой песни стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.
Звучит песня «Журавли»
Учитель. Прошло 70 лет со Дня Победы, зарубцевались раны земли, но ужасы войны еще не забыты. И день Победы – это не простой праздник, это праздник всенародной радости, а также всенародной скорби. Давайте будем помнить, какой подвиг совершил советский народ ради нас! Кто-то хочет переписать историю, умалить наши заслуги в Победе над фашистской Германией. Но вы, ребята, должны знать и помнить, какой ценой и кем завоевана наша Победа, рассказать своим детям и внукам. Ведь без прошлого нет настоящего и не может быть будущего. В память о тех грозных и героических годах стоят по всей нашей стране памятники, обелиски, горят Вечные огни.
Слайд 18 -19
Ученик читает стихотворение «Погибшим и живым»
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях
Улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить
В бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы
К подножьям обелисков!
Д.Рыбаков
Литература:
Воспитание школьников №10 2004г. – М.: Издательство «Школьная пресса»
Друзья-однополчане: рассказы о песнях, рожденных войной, мелодии и тексты/Авт.-сост.
А. Луковников. – Изд. 3-е, доп. – М.: Музыка, 1985
Интернет - ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://thebester.ru/blog/art/13213.html
http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post165325082/
http://muzofon.com/search/