СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективная работа на уроках в начальных клссах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья написана и опубликована на основе многолетнего опыта.

Просмотр содержимого документа
«Коллективная работа на уроках в начальных клссах»

Коллективная работа на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Коллективная работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1 класса. Сначала дети работают парами, проверяя друг у друга выполненное задание на уроках математики, русского языка, чтения. Со второго класса начинают проверять запись заданий в дневнике. Всё это – взаимопроверка. Чтобы проверка не наскучила детям, надо её разнообразить. Например, сначала дети, сидящие за одной партой, проверяют письменные работы и выученные стихотворения друг у друга. В следующий раз поменять местами сидящих на втором варианте первого ряда с детьми второго ряда первого варианта. Дети могут и повернуться назад, найти там пару. Уже при работе парами дети приучаются внимательнее слушать ответ товарища. Поэтому стихотворения и правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение, пример, задачу. Детям очень нравится такая работа. Они ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учитель.

Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют повторить еще и еще раз правило или стихотворение. Так или иначе, дети быстро, охотно переключаются на эту деятельность. Конечно, появляется шум, но это рабочий шум. Постепенно дети научатся работать без лишнего шума.

Следующий вид коллективной работы – четвёрки. Эту форму можно использовать при проверке правил по русскому языку и математике. Времени эта работа занимает максимум 4-5 минут, а результат очень хороший. Сидящие на первой парте поворачиваются лицом к сидящим на второй парте – первая четверка. Сидящие на третьей парте повернулись лицом к ребятам с четвёртой парты – вторая четвёрка и т.д. Даже тот ученик, который не знает сегодня этих правил или знает их плохо, слушает их повторение три раза, а значит и заучивает тут же. Он учится отвечать сам, сравнивать и оценивать свои ответы и ответы товарищей.

Эффективная работа группами по четыре – восемь человек. При этом лучше сделать перестановку столов. Два стола ставятся лицом друг другу, третий придвигается к их боковым частям так, чтобы ученики могли удобно сесть вокруг такого стола. Доска видна всем. Эти «круглые столы» расставить в шахматном порядке. Так лучше просматривается весь класс в целом и видно каждую группу работающих отдельно, что значительно труднее при традиционной расстановке.

Каждая группа получает задания, которые должны выполнить за определённое время. При выполнении задания можно обращаться за помощью друг к другу, можно и поспорить, лишь бы найти правильные ответы на вопросы и верные решения. При таком виде работы можно провести целый урок в игровой форме. Каждая группа поочерёдно отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ группа получает балл, который заносится в таблицу, начерченную на доске. Выполняются письменные задания на листочках. Здесь и безударные гласные, проверяемые ударением, словарные слова, сомнительные согласные, карточки фонетического разбора. Количество заданий должно быть таким, чтобы на каждую группу пришлось поровну.

В конце урока подводится итог того, как работала каждая группа. Это своего рода игра-соревнование, но требующее от детей внимания, знаний, взаимовыручки. Дети стремятся, хотят найти ответы на вопросы, на таких уроках им не хочется отвлекаться.

В урок математики такого вида включаются упражнения для устного счета и решения примеров и задач. Но такие уроки проводятся один-два раза в четверть. На уроках труда тоже можно использовать «круглые столы», дети работают бригадами, выполняя какое-то одно задание.

Все вышеперечисленные виды работы просты и поэтому приемлемы для каждого учителя и класса.

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных не разрешается,- двигаться и говорить, подсказывать и слушать подсказки. Они учатся помогать и обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе. Это поддерживает интерес к уроку, вызывает желание учиться.

Аннотация: данный метод коллективной работы можно применять на уроках в начальной школе. Детям он действительно очень нравится, они с удовольствием выполняют роль «учителя», а ученики быстро и непринуждённо усваивают учебный материал.

Н.В. Коканова,

учитель начальных классов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!