СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колледж - как система формирования здорового образа жизни подрастающего поколения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально - нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи

Просмотр содержимого документа
«Колледж - как система формирования здорового образа жизни подрастающего поколения»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально - нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи. В связи с этим перед обществом встала проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому образу жизни, отвергающему курение, алкоголь, наркотики .

Профилактика в широком смысле имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Благодаря этому нестрогому определению попытки профилактики могут иметь различные цели. Например, цель усилий, направленных на предотвращение использования нелегальных наркотиков, - остановить случаи их употребления. Так или иначе, дополнительной целью такой деятельности может быть сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков, которое имеет место. Раз так, то подходы, выбранные для осуществления намеченных целей, могут быть различны, поэтому, говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем, или что-то еще.

СПО система является идеальным звеном для проведения образовательной работы относительно употребления веществ. Многие считают необходимым включить в колледжи курс тем по употреблению алкоголя и других наркотиков, применению таких программ препятствует часто недостаточная подготовка преподавателей в области материалов, касающихся алкоголя и других наркотиков.

В колледже молодёжь не только учится, но и обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образом, колледж является важным этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Колледж является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни. Колледж должен помочь обучающимся в противостоянии вредным привычкам.

Остановимся на возможности профилактики курения.

На первом этапе обучения важно выработать навык использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе. Нужно говорить обучающимся о риске, связанным с табакокурением, важно, чтобы он осознал ценность хорошего здоровья. Преподаватель может проводить групповые дискуссии и консультации. В тоже время одного только знания недостаточно, чтобы привести к изменению поведения и отказу от этой вредной привычки. Известно, что более 90% школьников 9-10 лет не только знают, но и горячо осуждают курение. Тем не менее, став подростками, многие из них начинают курить. При проведении бесед важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребёнка и то, какая группа является для него референтной. Так, в младшем школьном возрасте это родители, а в подростковом - сверстники.

На втором этапе важным становится выработка изменения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно правильно подготовить подростка к принятию решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:

-является ли эта привычка к курению серьёзным риском для здоровья;

-может ли курение сказаться на его здоровье;

-что он приобретает, решив не курить;

-что он потеряет, если не будет курить.

Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Важно на этом этапе использовать положительные социальные ролевые модели, так как для подростка на этом этапе свойственно найти пример для подражания.

На третьем этапе обучения важным становится приучать подростка свободно принимать решение. Он должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни самостоятельно, а преподаватель в этом должен ему помочь. Нужно научить обучающегося правильно оценивать поступающую информацию. Он должен уметь сознательно делать выбор в конкретной ситуации, взвешивать все за и против. Большую помощь на этом этапе имеют ролевые игры. Например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые или сверстники.

На четвёртом этапе, когда подросток уже принял решение не курить, важную роль имеет поддержка близких, в том числе родителей и преподавателей.

Известно, что риск курения возрастает, если курят родители. А когда колледж активно поддерживает антикурильные мероприятия, включая отказ от курения среди преподавателей, частота курения среди обучающихся снижается.

Данная программа предполагает проведение мероприятий, как с учениками, так и их родителями, в ходе которых формируется представление об основных системах организма и их функционировании, разъясняется полезное влияние физических упражнений и закаливания на организм человека и вредное влияние на организм курения. Планирование занятий по профилактике курения.

Формирование навыков здорового образа жизни можно проводить интегрировано через различные предметы (биология, ОБЖ, экология, география, химия, литература, физическая культура, история, обществознание, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью. Кроме названной выше программы существует для подростков профилактические программы: «Полезные навыки», “Полезный выбор", которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности. Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления психоактивных веществ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение их употребления. В программах тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, так как данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания.

Нужно проводить мероприятия с использованием разных форм: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы", деловая игра-конференция, брейн-ринг, мероприятия с привлечением различных специалистов. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования). Всё это должно привести к снижению числа злоупотребляющих вредными привычками. Также необходимы мониторинги по выявлению учащихся “группы риска" и с аддиктивным поведением, а также методы избирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группами обучающихся, что даёт позитивный результат.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование валеологической грамотности может осуществляться в колледже через родительские лектории, радиопередачи, выпуск бюллетеней, стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование спортсменов, участие в акциях "Всемирный день борьбы со СПИДом", "Всемирный день борьбы с наркоманией", "Всемирный день здоровья".

От того, насколько успешно удается сформировать психологические условия для воспитания полезных и преодоления вредных привычек в учебном заведении для обучающихся, зависит вся последующая деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. Т.е привить подросткам здоровый образ жизни. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

-отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

-оптимальный двигательный режим;

-рациональное питание;

-закаливание;

-личная гигиена;

-положительные эмоции.

Сложившаяся система средне - профессионального образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о колледже, то действия преподавателя должны быть направлены не на то, чтобы обущающийся бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы студент не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!