Конспект комбинированного урока (обучение грамоте – письмо) в 1б классе по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой «Букварь»
Тема урока: Знакомство с правилом написания гласных после [ч'] и [щ']: ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ.
Цели урока:
познакомить с правилом написания гласных после звуков [ч'] и [щ'];
формировать навык сознательного чтения;
совершенствовать умение производить звуко-буквенный анализ слов;
формировать умение списывать с печатного и письменного текста;
развивать фонематический слух;
развивать речь, воображение, внимание, память.
Ход урока
I.Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работу начинаем.
II. Сообщение темы урока.
На прошлом уроке мы познакомились с буквой Щ, научились писать заглавную и строчную букву (слайд 2), ещё раньше мы познакомились с буквой Ч, а сегодня продолжим знакомство с особенностями букв Ч и Щ, с правилом написания гласных после звуков [ч'] и [щ'].
III. Работа по теме урока
- Откройте учебник (с. 134).
- Прочитайте стихотворение-правило.
- О чём в нём говорится? (В буквосочетаниях ча-ща пишется буква а, в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у).
- А почему? Вот послушайте сказку.
Сказка. ( В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.
- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)
На экране (слайд 3) появляются пары слогов:
ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ
Дети проговаривают хором правило:
“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”
Закрепление правила. Выполнение упражнений.
Работа в прописи (с. 40)
Дети объясняют, какой слог нужно вставить.
Подчеркнуть сочетания ча-ща, чу-щу.
- Постарайтесь подобрать слова к схемам (по учебнику): туча, свеча, саранча; роща, чаща, пища; лечу, кричу, молчу; свищу; щука. (Щелчок на слайде 3)
- Запишите слова, которые вы подобрали к схемам, в тетрадь (пропись, с.40, свободные строки). Подчеркните буквосочетания, о которых говорится в правиле.
IV. Физминутка
V. Работа по теме урока (продолжение)
1.Работа в прописи.
Загадка. (Слайд 4)
Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.
(Щука).
- Прочитайте предложение, напечатанное в прописи.
- Запишите предложение, списывая его с печатного текста.
2.Работа над деформированным предложением.
- У вас на столах конверты со словами. Пока щука добиралась к нам на урок, предложение рассыпалось. Помогите щуке составить предложение.
(В пруду щука ловит леща.)
- Какие правила нужно вспомнить, прежде чем записать это предложение?
(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)
- Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.
2. Работа в прописи (резервная страница).
- Прочитайте слова. (Щи, овощи, вещи.)
- Подберите к схемам слова так, чтобы закончить предложения.
- Соедините слово и соответствующую схему.
- Запишите предложения.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что было самым трудным? Как вы думаете, почему?
- Какие задания сегодня были для вас наиболее интересны?
- Как вы оцениваете свою работу?