СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход к организации учебной деятельности учащихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход к организации учебной деятельности учащихся»

И С Т О Р И К

Информационно-методический бюллетень №6 (26)


Компетентностный подход к организации учебной деятельности учащихся


Для того, чтобы повысить КПД учебной деятельности ребят, нужно вооружить их знаниями о том, как эту деятельность организовать.

По большинству изучаемых в школьных курсах вопросов самым первым для ученика источником информации является рассказ учителя. Вот некоторые рекомендации, помогающие ребятам сформировать в себе умение слушать.

  • Слушание - творческий процесс, в ходе которого надо одновременно понять информацию, запомнить её, выделить главное.

  • Трудность восприятия информации на слух заключается в том, что не всегда можно прервать рассказ учителя, попросить повторить. Чтобы не потерять линию рассказа, попытайтесь представить в воображении то, о чём идёт речь.

  • Обращайте внимание на тон учителя. Часто он выделяет голосом наиболее важные мысли (их не мешает записать в тетрадь, даже если нет прямого указания об этом).

  • Если по ходу рассказа учителя Вы попытаетесь составить план услышанного, Вам легче будет удерживать своё внимание, не отвлекаться. Научившись быстро выделять и записывать главную мысль, Вы можете перейти от составления планов к конспектированию.

  • Конспектируя, не стремитесь записывать дословно. Выделите основное и зафиксируйте в тот момент, когда учитель, заканчивая одну мысль, комментирует её, а к изложению второй ещё не перешёл.

Есть и некоторые правила работы с книгой, в том числе учебником, с которыми необходимо познакомить ребят.

        • Понимание прочитанного невозможно, если есть в тексте непонятные слова и сочетания. Выпишите их и выясните значение.

        • Обращайте внимание на заголовки, подзаголовки, выделенные обобщения и выводы. Всё это поможет привести в систему полученную информацию.

        • Мысленно или с помощью карандаша выделяйте ключевые слова, делайте пометки на полях (но так, чтобы их можно было легко стереть).

        • Делайте выписки, составляйте конспекты. (Лучше запоминаются схемы, графические конспекты).

Источниками исторической информации могут служить и иллюстрации.

О.Ю. Стрелова в статье «Новая жизнь учебных иллюстраций» даёт очень интересные рекомендации по формированию навыков анализа фотодокументов и произведений живописи и графики. (См. «Преподавание истории и обществознания в школе» №1 - 2005г.). Помимо конкретных вопросов, связанных с содержанием определённой фотографии (картины), она предлагает такой общий комплекс вопросов:

1) Что я вижу на снимке (картинке)?

2) Что из увиденного я могу объяснить?

3) Что я хотел бы узнать в связи с этим изображением?

4) Как я могу использовать это изображение в изучении данной темы?

На мой взгляд, важно научить ребят видеть детали. В каких-то случаях это поможет им ответить на вопросы, связанные с изучением той или иной темы, в других - поставит новые проблемы и, если ребёнок действительно хочет этого, подскажет новое направление поиска (о картине «Устный счёт» Н.П. Богданова-Бельского).

Для работы с плакатами в уже упомянутой мною статье предложены несколько алгоритмов. Я выбрала следующий:

  1. Назовите и датируйте событие, которому посвящён плакат.

  2. Какой аудитории он предназначен?

  3. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?

  4. Какая символика использована на плакате?

  5. Чьё это «послание»? Легко ли «прочитать» его?

На основе данного «каркаса» можно подготовить конкретные вопросы к конкретному плакату. (Плакаты различных периодов XX в. имеются в мультимедийном учебнике «История России. XX в.»).

Для изучения различных вопросов в курсе истории России XX в. использую такой резерв, как рассказы очевидцев и участников событий. Более сильным учащимся даю задание провести интервьюирование, более слабые анализируют ранее записанные свидетельства, выявляя типичные черты эпохи или подбирая аргументы для обоснования позиции по поставленному вопросу.


Устименко Т.Н., учитель истории,

учитель первой категории Кутуковской сош


Ответственные за выпуск: Масленкова Т.В., Тамленова О.В.

Январь 2008г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!