СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая позволяет делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка. Сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся, но и вызвать творческий интерес к изучению предметов начальной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте.»

Общеучебные УУД

Логические УУД

Постановка и решение проблемы

Игра «Сколько звуков услышали?»

Дидактическая задача: развивать фонематический слух детей, формировать умение различать звук и прямой слог.

Содержание. Учитель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги, например: а, л, р, па, д, су, за и т.д. Услышав один звук, дети ставят на локоток руку, услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии

Игра «Четвертый лишний».

Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки.

Содержание:

Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.

Игра «Какой звук».

Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи значками.

Оборудование: карточки со схематическими изображениями гласных и согласных звуков.

Содержание. Учитель называет вперемешку гласные и согласные звуки, а дети показывают соответствующие карточки(смайлики). При повторении игры можно слушать с закрытыми глазами.


Игра «Волшебная цепочка»

Дидактическая задача: закрепить понятие предложения.

Содержание:

Учитель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Ёжик пришёл в гости к зайцу. Заяц рад гостю.

Игра «Составь слово»

Дидактическая задача: : развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи значками, синтезировать звуки в слова.

Из имеющихся букв составить слово. Детям предлагается отгадать несколько загадок. Участвуют две команды. Сначала отгадывает одна, затем – другая. Из полученных четырёх букв каждая команда должна составить слово – название животного – и построиться в одну шеренгу так, чтобы это название по буквам на табличках можно было прочесть.

Чист и ясен, как алмаз, Конь стальной,

Дорог не бывает, Хвост льняной. (Игла)

Он от матери рождён,

Сам её рождает.(Лёд)

Бел, как снег,

В чести у всех.(Сахар)

В середине алый, сахарный,

А кафтан зелёный, бархатный(Арбуз)

Тем, кто первый даёт ответ на загадку, вручаются таблички с заглавными буквами этих ответов: А, С, И, Л.


Игра «Слова – непоседы»

Дидактическая задача: закрепить умение определить количество слов в предложении и создать схему предложения.

Содержание:

Педагог показывает схему предложения .

— Ребята, что это такое? Чтобы это узнать ,сыграем в игру.

Один ребёнок будет у нас первой полоской. Пусть эта полоска обозначает слово «солнце». другой — вторая полоска. Она будет словом «светит». Первый ученик поднимает правую руку вверх. Это — первое слово в предложении. Второй- поставит руку на бок: так мы будем показывать точку на конце предложения.

Теперь я молча буду вести указкой вдоль слов, а вы будете хором их «прочитывать». Что у вас получится, когда «прочтете» оба слова?

— Предложение.

Можно пригласить ещё одного ребёнка и добавить слово. Переставляем детей местами и прочитываем, что получилось.

Игра «Угадай слово»

Дидактическая задача: закреплять умение определять количество слогов в слове.

Содержание:

Учитель предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов на определённую тему. За правильный ответ ребенок получает смайлик.

(КНИЖКА – ПОХВАЛИШКА)

Игра «Хоровой ответ»

Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи значками, синтезировать звуки в слова.

Содержание:

Учитель произносит чётко звук и одновременно «кидает» его детям. Дети «ловят» звук в воздухе, проговаривают его про себя., выкладывают смайлик (красный, синий, зелёный). «Кидает» второй звук и т.д.


Игра «Красное - синее»

Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи значками.

Содержание:

Учитель произносит гласный звук, учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодвигая его затем в направлении от рта на расстояние вытянутой руки. Произнесение учителем согласного звука учащиеся поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

Игра «Не зевай»

Дидактическая задача: закреплять умение определять количество слогов в слове.

Содержание:

Дети стоят в кругу (сидят за партой). Учитель с мячом : «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (тема овощи, животные и т.д.) « Проводим игру наоборот. Дети учителю говорят начало слова, а учитель договаривает.

Игра «Магазин»

Цель: Учить детей различать буквы, слоги и слова;

Развивать речь и логическое мышление.

Оборудование: изображение магазина, на доске записаны буквы, слоги, слова.

Содержание: Учитель предлагает детям посмотреть на доску, где в центре расположен магазин, а слева и справа слова в столбиках . Педагог выбирает среди детей продавца, остальные ребята – покупатели. Продавец говорит то, что он принимает. Покупатели читают слова, а продавец будет решать: принимать ваш товар или нет. Продавец принимает только тот товар, который называет: из букв – буквы, из слогов - слоги, из слов – слова.

Игра «Страна Феи Фонетики»

Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи значками.

Содержание:

Страной управляет фея Фонетика и у неё есть помощники – звуки (смайлики зелёного, синего, красного цвета, смайлик с ручками, значит есть друг (парный), если без ручек – не парный).

Под музыку из волшебной шкатулки появляется новый звук, с которым знакомимся на уроке.

В стране Феи – два сказочных дворца. Большой - для согласных букв, поменьше - для гласных.

Ъ и ь знаки стоят на страже у дверей замка.

В начале каждого урока проводим фонетическую разминку с изученными буквами.

Игра «Хором дружно отвечай»

Дидактическая задача: закреплять умение определять количество слогов в слове.

Содержание:

Учитель показывает предметные картинки, дети хором говорят слово, обозначающее предмет и показывают с помощью счётных палочек количество слогов.

Игра «Ловушка»

Дидактическая задача: Учить детей различать буквы, слоги и слова; Развивать речь и логическое мышление.

Оборудование: корзинка, карточки с цифрами.

Учитель читает предложение, не называя сколько в нем слов. Дети должны показать количество слов в предложении, тем самым поймать его в «ловушку» - корзинка


«Телеграф»

Дидактическая задача: формировать умение делить слова на слоги.

Оборудование: молоточек.

Содержание.

Учитель называет слова, а дети сначала хлопают, а затем показывают на пальцах количество слогов. Кто ошибся, встаёт.

Вариант. Учитель называет первый слог слова и отстукивает молоточком общее количество слогов задуманного слова. Дети должны отгадать, какое слово задумано. Отгадавший задумывает своё слово и т.д.


Игра «Найди лишнее слово»

Дидактическая задача:

Закрепить знания о гласных буквах, развивать логическое мышление.

Содержание:

Учитель читает слова, начинающиеся на звук «А» - арбуз, ананас, апельсин, автобус, урюк, акварель ....и просит назвать лишнее слово. Затем предлагает детям самим назвать слова, где встречается звук «У» - утка, утюг, Умка, улитка, указка, игрушка,удав и т.д.

Игра «Не ошибись»

Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.

Дидактическая задача: развивать умение соотносить слово и схему этого слова.

Содержание: На доске вразброс размещены предметные картинки и соответствующие слоговые схемы слов-названий. Необходимо соединить мелом картинки со слоговыми схемами. Вариативность обеспечивается использованием схем слов обозначением места ударения.

Одна из схем или картинок «лишняя», учащиеся определяют это и дополняют сами схемой или картинкой.


Игра-задание «Назови лишнее слово».

Дидактическая задача: учить на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи.

Содержание:

Учитель выбирает слово, которое он неторопливо произносит несколько раз подряд. Но параллельно он «ошибается», между повторами произносит другие слова, похожие на основное слово. Ученик должен услышать неправильное слово и дать какой-то знак учителю, что тот «ошибся», допустим, хлопнуть в ладоши. Это на первый взгляд, простое задание на самом деле требует сосредоточенности и внимания.

Например, ведущим выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.

Вот ещё несколько вариантов подобных заданий:

  1. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.

  2. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.


Игра «Волшебная яблоня».

Цель: учить составлять осмысленные предложения, развивать логическое мышление.

Оборудование: карточки с буквами, изображение яблони, яблочки с буквами.

Содержание: в саду у Феи Фонетики растёт волшебная яблоня. На яблоньку вывешивается любое слово в столбик из 3-8 бук. Главная задача – подобрать слова так, чтобы из них получилось развёрнутое предложение. Например, выбрано слово «сад». Теперь осталось к каждой букве слово, чтобы в результате вышло осмысленное предложение. Итог игры:

Сладкий

Абрикос

Держу

Конечно, предложения в подобных случаях получаются в какой-то мере фантастические и даже полные нелепиц, но тем забавнее получается результат игры.

Можно использовать эту игру для лучшего запоминания словарных слов.

Игра «Занимательные модели»

Дидактическая задача: учить преобразовывать модель в слово.

Содержание: Буквы потерялись (гласные или согласные), верните их в слова


(А---А, Д---)

Игра «Магазин»

Дидактическая задача: закреплять умение определять количество слогов в слове.


Оборудование: карточки с цифрами, предметные картинки.

Содержание. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мама послала вас в магазин за продуктами. Купить то, что нужно, вы сможете тогда, когда правильно проговорите слово - название продукта по слогам и покажете их количество цифрой на карточке. Этой карточкой вы «расплатитесь за покупку».

Может быть и такой вариант игры: цифрой на карточке показывается порядковый номер слога в названии продукта.


Игра «Слоговой конструктор»

Дидактическая задача: Учить детей работать со слогами, составлять из слогов слова, делить слова на слоги.

Содержание:

На доске в два столбика написаны слоги. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик соединяет слоги в правильном порядке. Читаем хором.

Игра «Волшебные флажки»

Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Оборудование:

Для проведения данной игры учитель использует: рисунки дворцов, касса букв.красные смайлики, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.

1 вариант:

Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на счётных палочках.

2 вариант:

Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

4 вариант:

В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

Игра-задание «Продолжи предложение».

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Содержание:

Ребёнку даётся задание продолжить фразу, которую начал учитель. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребёнок ясно почувствовал, о чём надо сказать в дальнейшем.

Например:

- Если на улице выпал снег, то

Ответы детей могут оказаться самими разнообразными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеться.


Игра «Узнай букву»

Дидактическая задача: Помочь детям усвоить начертания букв, способствовать запоминанию букв, учить составлять из букв слова.

Оборудование: буквы из картона.

Содержание:

Педагог предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона. Затем одному ребенку завязываются глаза, он должен ощупать и назвать букву. После того, как назовут все буквы, дети составляют слова из названных букв слова.

Игра «Поезд»

Дидактическая задача:

Учить детей определять наличие указанного звука в словах; упражнять в определении количества звуков в словах; упражнять в определении количества слогов в словах.

Оборудование: предметные картинки, смайлики(синего, красного, зелёного цвета), схемы слов.

Содержание:

1 вариант:

Учитель показывает детям поезд, в котором три вагона. Просит детей рассадить 9 животных в отведенные им вагоны. Например: первый вагон – животных, в которых есть звук «С» , во второй – со звуком «Ж», а в третий - со звуком «М». Трое детей распределяют животных по вагонам, а остальные дети проверяют. Далее педагог меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия с другими звуками.

2вариант:

Учитель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички со смайликами (синий, зелёный, красный) и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Например:

«Рак должен ехать в первом вагоне, потому в слове «рак» три звука «р», «а», «к» и т.п.

3 вариант:

Педагог вставляет в прорерези на крышах вагонов новые таблички со схемами. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором – из двух слогов, а в третьем – из трех слогов.

Игра «Загадка Феи»

Цель: Формировать навыки сознательного плавного чтения.

Оборудовании: предметные картинки (дворец Феи Фонетики)

Содержание:

У феи в кармашке новый изученный согласный звук. Дети говоря какой буквой он обозначается.

Ученик(в роли учителя) указкой показывает на гласную букву, «живущую» во дворце гласных букв. Дети образуют слоги – слияния.


Игра «В гостях у Смешариков»

Цель: развивать внимание, учить находить в составе слов другие слова; развитие умения анализировать.

Оборудование: изображение Смешариков.

Содержание:

1 вариант:

В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости приходит сказочный герой и приносит интересное слово, в котором есть много других слов.

Например: смешарик Нюша принесла детям слово снегурочка.. Учитель просит детей составить другие слова, используя буквы данного слова: «Кто больше?»

3 вариант:

Лосяш просит заменить одну букву, например: заменить согласные в слове бочка. Дети составляют слова:

Бочка – точка, почка, кочка, дочка, ночка;

День – пень, тень, лень;

В другом случае предложить детям заменить в словах гласную букву:

Палка – полка, пилка;

3 вариант.

Ребятам предлагается поиграть в прятки. Но прятаться будут не смешарики, а слова. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или в конце слова). Например, в слове «баранка» скрывается «баран» (БАРАНка), в слове «икота» - «кот» (иКОТа), а в слове «Василиса» - «лиса» (ВасиЛИСА). Задача ребят – найти все спрятавшиеся слова.

1. Волнушка. 15. Поводок.

2. Гигиена. 16. Помарка.

3. Голосование. 17. Посёлок.

4. Грязь. 18. Ракета.

5. Досада. 19. Серёжка.

6. Заслонка. 20. Скиталец.

7. Клещи. 21. Соленье.

8. Коньки. 22. Сомнение.

9. Коньки. 23. Укротитель.

10. Мужчина. 24. Черёмуха.

11. Обыкновение. 25. Шутка.

12. Палисадник. 26. Элеватор.

13. Петля. 27. Энциклопедия.

Игра «Путешествие по стране слов»

Дидактическая задача: учить ребёнка работать со слоговыми ударными схемами.

Содержание:

Построили (написали) ракету.

  1. Укрепить ракету (скрепляем схемой слова – слоги)

  2. Укрепить место, куда ударяют метеориты ( ударение)

  3. Дети закрывают глаза, чтобы отдохнуть перед полётом. Учитель стирает слово, оставляет только схему и добавляет ещё несколько схем.

  4. По недосмотру всё сгорело. Остались только скрепы. Рядом с ракетой находились луноход, робот и скафандр. Восстанавливаем их (ракета и луноход различаются ударением)

Работа над постановкой ударения, подбором слов по схемам продолжается во время всего путешествия.

Игра «Умный дождик»

Цель: Формировать навыки сознательного плавного чтения;

способствовать развитию внимания, мышления и памяти.

Содержание:

Педагог вывешивает на доску капельки и лужицу, на которых написаны слоги. Рассказывает детям о том, что эти капельки не простые. Просит детей прочитать слоги-капельки. Дети читают.

- Капли упали на землю, образовались лужи, а буквы в них перевернулись и образовались лужи, а буквы в них перевернулись и образовались в другие слова. Прочитайте слоги в лужицах (СА-АС). После того, как дети прочитают слоги, педагог предлагает им составить слова.(Паруса, корова, рука, сани, розы). Выполнив задание, дети соревнуются друг с другом, составляя самое длинное слово.


Игра «Отгадай предмет по его частям».

Дидактическая задача: познакомить детей с началом дедуктивного метода – учить на основе анализа нескольких деталей составлять единое целое.

Оборудование: карточки с изображениями картинок.

Содержание: Детям – участникам игры – раздаются такие карточки на которых имеются изображения различных предметов. Это могут быть предметы мебели, знакомые овощи, животные, разные виды транспорта и так далее. Ребёнок рассматривает свою карточку, после чего, повернув её к себе и не показывая её другим игрокам, называет части изображённого на рисунке предмета. Задача остальных игроков – угадать, о ком или о чём идёт речь. Если игра проводится в виде соревнования, то тот игрок, который первым даст нужный ответ, забирает карточку себе и, тем самым, зарабатывает одно очко.

Немного проще – устный вариант этой игры, когда в неё можно играть просто на «ходу». Вот несколько примерных заданий для неё.

Воротник, рукава, карманы; четыре ножки, спинка, сиденье; цифры, стрелки; носик, крышка, ручка; буквы, картинки, страницы; ствол, ветки, листья; корень, стебель, листья, лепестки; экран, кнопки, электрический шнур, пульт; лапы, хвост, ошейник; лапы, хвост, хобот.

Игра «Математическая грамматика».

Дидактическая задача: Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой)

Содержание:

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)

Игра «Я работаю волшебником»

Оборудование: «Волшебная палочка»

Дидактическая задача: формирует умение принять полученные знания в новых ситуациях.

Содержание: превратить имена нарицательные в собственные птица орёл(город Орёл, цветок роза девочка Роза)


Игра «Четвёртый лишний»

Дидактическая задача: формировать навыки осмысленного чтения, логического рассуждения.

Оборудование: карточки со словами.

Содержание: на карточках написаны слова стол, стул, пальто, шкаф. За определённое время ребёнок должен прочитать и вычеркнуть лишнее слово. В дальнейшем можно усложнять набор слов.

Игра «Доктор Айболит»

Дидактическая задача: найти слова с одинаковыми схемами.

Содержание:

К доктору Айболиту пришли лечиться звери: крокодил, слон, лиса, корова, белка. (Выставляются картинки). Давайте поможем ему подлечить больных зверей и выпишем каждому из них лекарство. Но это лекарство поможет только в том случае, если схема подойдёт к схеме названия самого животного. На доске названия лекарств и их звуковые схемы. Таблетки _____ _______ ; мазь ______; очки ______ __ ; капли _____ __ ; порошки __________ _. Ученики с удовольствием лечат крокодила порошками, корову – таблетками, белку – каплями, лисе прописывают очки, слону – мазь. ,

Игра «Кто внимательный».

Оборудование: гласные буквы, смайлики синего и зелёного цвета.

Дидактическая задача: закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные.

Ставятся два смайлика: синий и зелёный. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача.


Игра "Лишний звук"

Дидактическая задача: учить анализировать звуковой состав слова.

Содержание:


Из каждого слова "выньте" по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра «чудо - яблочки»

Дидактическая задача: закреплять знания о гласных и согласных звуках; готовить к осмысленному усвоению текстов.

Содержание:

1 вариант.

«Хоровой ответ». Учитель «бросает» звуки, дети «ловят».

Снимают с «яблони» яблоки подходящего цвета и выстраивают схему слова.


2 вариант. «Собери слоги»

Яблочки – буквы соединены в слоги. Снять яблочки и составить из слогов слова.

3 вариант «Съеденный слог» (правописание слов с буквой Й)

На яблоне три яблока с буквами. Учитель предупреждает, что «съеден» слог – начало слова. Наприме –ЙКА.

3 вариант. Игра «Мышка – норушка»

Мышка бежала, выгрызла буквы – яблочки. Вставьте вместо пропусков нужную букву» (жи, ши, ча.ща, чу,щу)


Игра «Наоборот»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о звуковом анализе слова;

развивать внимание, мышление и память.

Содержание:

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

Игра "Поставь цветок в вазу"

Дидактическая задача: учить слышать мягкие согласные, обозначенные ь.

Содержание:


Поставь цветы-слова в вазы. В одной вазе - слова с ь, в другой - без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?


Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.


Игра «Собери цветок»

Дидактическая задача:

Продолжать тренировать детей в подборе слов с определенным звуком; развивать внимание и мышление.

Оборудование:

На доске - серединка цветка. На ней написана изучаемая буква.

Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть изучаемые звуки.

Содержание: Мы на лугу и собираем лепестки ромашки.

Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть этот звук .

Игра"Угадай слово"

Дидактическая задача: формировать навыки осмысленного чтения, логического рассуждения.


Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь. кий, ск. мья, ло. кий,. сенний, сла. кий (завод).

Здра. ствуй, д. кабръ, курор. +. ка (ветка).

Ги. кий, т. щил, лё. кий, пл. тил, мор. (багаж).

Ло. кий, д. рога, ло. ка, ш. рокий, ве. ка, вет. р +ль (водитель).

Пло., с. рока, л. сной, у. кий, гла. кий (поезд).



Игра «Тише мыши»

Дидактическая задача: закреплять знание графического изображения букв.

Содержание: Учитель – кот. Дети – мышки.

Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал и показывают её.



Игра «Кто там?»

Дидактическая задача: Формировать умения и навыки правильно читать слоги-слияния с изучаемой буквой; развивать внимание, мышление и память.

Оборудование: Рисунок галчонка.

Содержание:

В гости прилетает Галчонок и приносит в клюве детям слоги на изученные буквы.


Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги, а Галчонок проверяет, чему научились.



Игра «Страна слов»

Дидактическая задача: обучение осмысленному чтению и письму.

Оборудование: интерактивная доска.

Содержание:

Начиная игру, открываем ребёнку самую главную тайну страны слов: все предметы, люди, леса, птицы, звери в этой стране невидимы и чтобы они появились надо их написать правильно. Если будут написаны неправильно, то предмет может получиться неудачным (путешествие через пустыню, джунгли, океан)

Игра «Гости» - купить овощи, фрукты и т.д.

Игра «Мой щенок»

Сказочное путешествие в страну гномов. Самый главный секрет в том что нужно уменьшиться.

Учитель называет большой предмет, а ребёнок маленький. Уменьшаем все слова.( Рубашка – рубашечка)

Сказочное путешествие в страну Великанов.

Путешествие на Северный полюс. В конверте слоги из которых можно составить слова шапка, шарф и т.д.)



Игра «Телеграфист»

Дидактическая задача: учить ставить ударение в словах.

Содержание: Телеграфист отбивает ударные слоги сильно, а безударные тихо.



Игра «Братья Эх, Ах, Ух, ых, Их, ОХ»

Дидактическая задача: учить ставить ударение в словах.

Содержание:

Братцы путешествуют по разным местам. Ух ударяет молоточком по У, ох – О, ых – И, эх –Э и т.д.

Братья часто спорят, кому ударять молоточком. Помогите им. Братья отправляются на птичий двор( курица, петух, гусь, утка, утёнок», скотный двор (корова, конь, овцы, телёнок), зоопарк (бегемот, лев, зебра). Каждому брату найдётся работа.(исправляем ошибки)




Игра"Внимательные покупатели".

Дидактическая задача: Продолжать тренировать детей в подборе слов с определенным звуком; развивать внимание и мышление.



Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т.п.

Учитель:

Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!


Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).



Игра"Рыбалка".

Дидактическая задача: учить выделять звук в слове.

Содержание:

Дается установка: "Поймать слова со звуком [л] " (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную "рыбку" ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.




Игра «Пограничники»

Содержание:

Дидактическая задача: знание фонетического состава слова.

Игру учитель начинает словами «Мы – пограничники. А пограничники очень внимательные люди.

Они днём и ночью должны услышать нарушителя границы. Кто из вас настоящий пограничник?»

Затем учитель называет слова с изучаемым звуком. Если звук присутствует в слове, дети хлопают в

ладоши, если в слове нет изучаемого звука – сидят спокойно.



Игра «Тим и Том»

Дидактическая задача: выделять твёрдые и мягкие согласные.

Содержание:

Жили-были два человечка Тим и Том. Это Том.

Слышишь, как твёрдо начинается его имя. Он любит

томатный сок, но не ест тянучки. Носит пальто, но

никогда не надевает пиджак, не берёт в руки яч, а

пускает мыльные пузыри и играет в морской бой. Том

дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него.

Тим мягкий и любит всё то, что звучит мягко, как и первый звук в его имени Т : тефтели, леденцы,

пироженое.

Тим рисует, а Том раскрашивает. Тим дирижирует, а Том играет на дудочке. Они никогда не

выбирают одни и те же вещи и игрушки. Никогда не ссорятся.

«Тим и Том в путешествии»

Тим и Том собираются в путешествие. Давайте поможем им собраться. Вот рюкзак и ранец. Что

возьмёт Том? (ранец) Что возьмёт Тим? (рюкзак)

Кто какие вещи понесёт: котелок, консервы, сахар, ложки, м иски, верёвку, бинокль, компас,

карту? Может быть ещё возьмут что-нибудь? (леденцы, конфеты)

Как они наденутся? Кто оденет п иджак, костюм, берет, панамку, к еды, кроссовки?

Вещи собраны. Перед ними две дороги. Одна ведёт в лес, другая на луг. Кто по какой дороге

пойдёт?

Какие грибы собирают Том и Тим? Кто лисички, маслята, белые, сыроежки?

А вот речка. Кто какую рыбу поймает лещ, сом, лосось.

Привал. Разводят костёр, делают шалаш. Кто принёс ветки, а кто валежник?

Обед. Кто ест рыбу, а кто рис? Кто будет пить кисель, а кто компот?

Поспали, решили поиграть в игру «Твёрдое - мягкое».

Том называет слово с твёрдым звуком, Тим – с мягким, нос –нёс, лук- люк, тук –тюк, мыл- мил, мал-

мял, рад-ряд, выл- вил, вал- вял.



Игра «В гостях у Знайки»

Дидактическая задача: учить слышать и правильно писать мягкий знак в словах.

Содержание.

  • Что надо сделать, чтобы в банке можно было мыться и париться?

  • Что нужно сделать с уголками, чтобы ими можно было рисовать?

  • Что можно сделать с полькой, чтобы на неё можно было поставить книги?

  • Что надо сделать, чтобы галька летала?







































урока

Тема урока

Дидактические игры

1-16






Добукварный период






Игра «Сколько звуков услышали?»

Игра «Волшебная цепочка»

Игра «Наоборот»

Игра «Слова – непоседы»

Игра «Составь слово»

Игра «Красное - синее»

Игра «Хоровой ответ»

Игра «Не зевай»

Игра «Поезд»

Игра-задание «Продолжи предложение».

Игра «Магазин»

Игра «Ловушка»

Игра «Волшебная яблоня»




17-22




Гласные звуки и буквы Аа, Оо, Ии


Игра «Фея Фонетика»

Игра «Рыбалка»

Игра «Узнай букву»

"Внимательные покупатели".

Игра «Пограничники»



23-25



Гласные звуки и буквы ы, Уу

Игра «Фея Фонетика»

Игра «Рыбалка»

Игра «Отгадай предмет по его частям».

Игра «Найди лишнее слово»

Игра «Волшебная яблоня»


26-30

Согласные звуки и буквы Нн,

Сс. Чтение слов с изученными

буквами

Игра-задание «Продолжи предложение».

Игра «Узнай букву»

Игра «Не ошибись»

Игра «Сколько звуков услышали?»

Игра «Загадка Феи»

Игра «Пограничники»

Игра «Волшебные флажки»

Игра «Кто там?»

Игра «Тише мыши»

Игра «Слоговой конструктор»


31-38

Согласные звуки и буквы Кк, Тт,

Лл

Игра «Собери цветок»

Игра «Умный дождик»

Игра «Тише мыши»

Игра «Слоговой конструктор»

Игра "Внимательные покупатели".

39-47

Согласные звуки и буквы Рр, Вв.

Чтение слов с изученными

буквами.

Игра «Занимательные модели»

Игра «Какой звук».

Игра «Слоговой конструктор»

Игра «Хоровой ответ»

Игра «Составь слово»

48-50

Буква Ее .Чтение слов с буквой

Ее.

Игра «Слоговой конструктор»

Игра «Тим и Том»

Игра «Четвёртый лишний»

Игра «Загадка Феи»


51-57

Согласные звуки и буквы Пп,

Мм, Зз. Чтение слов с

изученными буквами.

Игра «Отгадай предмет по его частям».

Игра "Лишний звук"

Игра «Слоговой конструктор»

Игра «Умный дождик»

Игра «Братья Эх, Ах, Ух, ых, Их, ОХ»

Игра «Волшебная яблоня».

58-63

Согласные звуки и буквы Бб,

Дд. Чтение слов с изученными

буквами.

Игра «Четвёртый лишний»

Игра «Наоборот»

Игра «Загадка Феи»

Игра «В гостях у Смешариков»

64-65

Буква Яя и ее звуковое наполнение

Игра «Братья Эх, Ах, Ух, ых, Их, ОХ»

Игра «Отгадай предмет по его частям».

Игра «Магазин»

Игра «Пограничники»

66-70

Согласные звуки и буквы Гг, Чч. Сочетание ча-чу.

Игра «Отгадай предмет по его частям».

Игра «Загадка Феи»

Игра «Умный дождик»

Игра «Составь слово»

Игра «чудо - яблочки»

71-72

Буква ь.

"Поставь цветок в вазу"

Игра «Занимательные модели»

Игра «Фея Фонетика»

Игра «Четвёртый лишний»

73-76

Согласные звуки и буквы Шш, Жж. Сочетание жи-ши.

Игра «Отгадай предмет по его частям».

Игра «В гостях у Смешариков»

Игра «Братья Эх, Ах, Ух, ых, Их, ОХ»

Игра «Магазин»

Игра «чудо - яблочки»

77-78

Буква Ее и ее звуковое наполнение.

Игра «Отгадай предмет по его частям».

Игра «Магазин»

Игра «Пограничники»

79-80

Согласный звук и буква й.

Игра «Четвёртый лишний»

Игра «Составь слово»

Игра «Чудо - яблочки».


81-83

Согласный звук и буква Хх.

Игра "Лишний звук"

Игра «Слоговой конструктор»

Игра «Братья Эх, Ах, Ух, ых, Их, ОХ

84-85

Буква Юю и ее звуковое

наполнение.

Игра «Отгадай предмет по его частям».

Игра «Магазин»

Игра «Хоровой ответ»

86-87

Согласный звук и буква Цц.

Игра «Я работаю волшебником»

Игра «Занимательные модели»

Игра «Четвёртый лишний»

88-89

Гласный звук и буква Ээ.

Игра «Волшебная яблоня».

Игра «Хоровой ответ»

Игра «Братья Эх, Ах, Ух, ых, Их, ОХ»

90-94

Согласные звуки и буквы Щщ,

Фф. Сочетание ща-щу.

Игра "Лишний звук"

Игра «Слоговой конструктор»

Игра «Путешествие по стране слов»

Игра «Хоровой ответ»

95-96

Буквы ь, ъ.

Игра «В гостях у Смешариков»

Игра"Угадай слово"

Игра «Пограничники»

Игра «Чудо - яблочки».

97-100

Чтение слов с изученными

буквами.

Игра «Страна слов»

Игра «Четвёртый лишний»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!