СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 7 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 7 классе.»

Комплексного анализа текста на уроках русского языка в 7 классе.



Для того, чтобы соединить работу по закреплению практических навыков грамотного письма и речевого развития, необходима комплексная работа с текстом. Комплексный анализ текста– это своего рода исследование, которое позволяет учащимся показать свои знания, а также выработать умение ориентироваться в языковом материале. Проводить данный вид работы можно как письменно, так и устно. Выполняя комплексный анализ текста, учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе самостоятельной работы, исследуя текст, таким образом, у них формируются все УУД. Комплексный анализ текста может быть и эффективной формой работы при подготовке как к ВПР, так и к государственной итоговой аттестации.

На уроках комплексный анализ текста можно использовать по-разному. Это может быть синтаксическая разминка в начале урока (10-15 мин) в виде ответа у доски с дальнейшей проверкой «экспертом» (кто-то из учеников). Также урок повторения и обобщения, развития речи, урок контроля и изучение нового материала. Более объёмную работу с текстом даю как домашнее задание.

Синтаксическая разминка №1 (7 класс)

  1. Подняв от ветра воротники обтрепанных, заляпанных глиной шинелей шестеро их стояло группкой у сломанного шлагбаума.

  2. Слушая комбата который объяснял им новую боевую задачу, они жались друг к другу и невесело посматривали в осеннюю даль.(В.Быков)

Задание:

  1. Списать, расставить знаки препинания.

  2. Выделить деепричастные обороты (у деепричастий выделить суффиксы).

  3. Выписать все причастия, выделить суффиксы причастий.

  4. Сделать морфологический разбор слова ОБТРЕПАННЫХ



Синтаксическая разминка №2 (7 класс)

Фишер испыт…вая неловкость не оправд…вался и не возражал только неуклюже горбился и без нужды поправлял очки в черной металлической оправе.

Задание:

  1. Списать предложение, расставить знаки препинания.

  2. Вставить пропущенные буквы, назвать орфограмму.

  3. Сделать синтаксический разбор.

  4. Сделать фонетический разбор слова неловкость

  5. Выпишите из предложения слова, в которых букв больше, чем звуков.



Комплексный анализ текста №1 (7 класс)

Выразительно прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.

Я иду (по)осеннему лесу. (1) Он уже облетел. (2) Ветер гонящий облака по (серовато)голубому небу стихает. (3) Все вокруг пропитано влагой. (4) Под ногами лежат листья стелющиеся (темно)бурым ковром. (5) Я снимаю с куртки приклеившийся лист и всматриваюсь в прозрачную лесную даль. (6)

Вот группа берез с тонко очерченными ветвями а вон рябиновый куст усыпанный красными ягодами. (7) На осине сохранились отдельные трепещущие листочки. (8)

Мощные ели чернеющие на фоне облетевших деревьев кажутся таинственными и зловещими. (9)

Лес всегда представляется мне чем-то загадочным непостижимым. (10) Он живет своей особенной жизнью никому не раскрывающей своих секретов. (11)

(88 слов)

  1. Тема текста.

  2. Стиль текста.

  3. Тип текста.

Укажите номер предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Подберите 3-4 синонима к слову непостижимый из предложения 10.

  2. Объясни написание слова (по) осеннему (предложение 1).

  3. Объясните написания слов (серовато)голубому, (темно)бурым.

  4. Укажи номера предложений, соответствующих схеме [X,|ПО|,…].

  5. Укажи номера предложений, соответствующих схеме [X,|ПО|].

  6. Какую функцию выполняет союз и в предложении 6.

  7. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.Укажите, какое оно по строению грамматической основы.

















Комплексный анализ №2 (7 класс)

1)В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. 2)Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. 3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

4)Несмотря на хорошую погоду берег пуст, лишь над водой носятся белокрылые чайки. 5)Вдруг чайки улетают прочь. 6)По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. 7)Наконец на горизонте и я различаю лайнер, медленно вырастающий из туманной дымки. 8)Белый, как чайка, он плывёт над волной и приветствует приморский городок протяжными гудками. 9)От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

10)В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. 11)Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу. (130 слов)


1.Определите основную мысль текста.

2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-3.

3. Выпишите все производные предлоги. Сделайте морфологический разбор ОДНОГО из них.

4. Из предложений 8-11 выпишите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство (графически обозначить).

5. Из предложений 5-9 выпишите номер предложения, где используется литературный приём сравнение.

6. Выпишите предложение 7. Объясните постановку запятой в данном предложении.

7. Из предложений 7-9 выпишите слово написание приставки в котором зависит от занчения. (значение указать)

8. Какой часть речи является слово впоследствии из предложения 11.

*9. Подумайте от какого слова образовано слово впоследствии. Сделайте его словообразовательный разбор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!