Комплексного анализа текста на уроках русского языка в 7 классе.
Для того, чтобы соединить работу по закреплению практических навыков грамотного письма и речевого развития, необходима комплексная работа с текстом. Комплексный анализ текста– это своего рода исследование, которое позволяет учащимся показать свои знания, а также выработать умение ориентироваться в языковом материале. Проводить данный вид работы можно как письменно, так и устно. Выполняя комплексный анализ текста, учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе самостоятельной работы, исследуя текст, таким образом, у них формируются все УУД. Комплексный анализ текста может быть и эффективной формой работы при подготовке как к ВПР, так и к государственной итоговой аттестации.
На уроках комплексный анализ текста можно использовать по-разному. Это может быть синтаксическая разминка в начале урока (10-15 мин) в виде ответа у доски с дальнейшей проверкой «экспертом» (кто-то из учеников). Также урок повторения и обобщения, развития речи, урок контроля и изучение нового материала. Более объёмную работу с текстом даю как домашнее задание.
Синтаксическая разминка №1 (7 класс)
Подняв от ветра воротники обтрепанных, заляпанных глиной шинелей шестеро их стояло группкой у сломанного шлагбаума.
Слушая комбата который объяснял им новую боевую задачу, они жались друг к другу и невесело посматривали в осеннюю даль.(В.Быков)
Задание:
Списать, расставить знаки препинания.
Выделить деепричастные обороты (у деепричастий выделить суффиксы).
Выписать все причастия, выделить суффиксы причастий.
Сделать морфологический разбор слова ОБТРЕПАННЫХ
Синтаксическая разминка №2 (7 класс)
Фишер испыт…вая неловкость не оправд…вался и не возражал только неуклюже горбился и без нужды поправлял очки в черной металлической оправе.
Задание:
Списать предложение, расставить знаки препинания.
Вставить пропущенные буквы, назвать орфограмму.
Сделать синтаксический разбор.
Сделать фонетический разбор слова неловкость
Выпишите из предложения слова, в которых букв больше, чем звуков.
Комплексный анализ текста №1 (7 класс)
Выразительно прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.
Я иду (по)осеннему лесу. (1) Он уже облетел. (2) Ветер гонящий облака по (серовато)голубому небу стихает. (3) Все вокруг пропитано влагой. (4) Под ногами лежат листья стелющиеся (темно)бурым ковром. (5) Я снимаю с куртки приклеившийся лист и всматриваюсь в прозрачную лесную даль. (6)
Вот группа берез с тонко очерченными ветвями а вон рябиновый куст усыпанный красными ягодами. (7) На осине сохранились отдельные трепещущие листочки. (8)
Мощные ели чернеющие на фоне облетевших деревьев кажутся таинственными и зловещими. (9)
Лес всегда представляется мне чем-то загадочным непостижимым. (10) Он живет своей особенной жизнью никому не раскрывающей своих секретов. (11)
(88 слов)
Тема текста.
Стиль текста.
Тип текста.
Укажите номер предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
Подберите 3-4 синонима к слову непостижимый из предложения 10.
Объясни написание слова (по) осеннему (предложение 1).
Объясните написания слов (серовато)голубому, (темно)бурым.
Укажи номера предложений, соответствующих схеме [X,|ПО|,…].
Укажи номера предложений, соответствующих схеме [X,|ПО|].
Какую функцию выполняет союз и в предложении 6.
Выпишите грамматическую основу из предложения 7.Укажите, какое оно по строению грамматической основы.
Комплексный анализ №2 (7 класс)
1)В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. 2)Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. 3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.
4)Несмотря на хорошую погоду берег пуст, лишь над водой носятся белокрылые чайки. 5)Вдруг чайки улетают прочь. 6)По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. 7)Наконец на горизонте и я различаю лайнер, медленно вырастающий из туманной дымки. 8)Белый, как чайка, он плывёт над волной и приветствует приморский городок протяжными гудками. 9)От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.
10)В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. 11)Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу. (130 слов)
1.Определите основную мысль текста.
2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-3.
3. Выпишите все производные предлоги. Сделайте морфологический разбор ОДНОГО из них.
4. Из предложений 8-11 выпишите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство (графически обозначить).
5. Из предложений 5-9 выпишите номер предложения, где используется литературный приём сравнение.
6. Выпишите предложение 7. Объясните постановку запятой в данном предложении.
7. Из предложений 7-9 выпишите слово написание приставки в котором зависит от занчения. (значение указать)
8. Какой часть речи является слово впоследствии из предложения 11.
*9. Подумайте от какого слова образовано слово впоследствии. Сделайте его словообразовательный разбор.