Круковская Марина Павловна,
директор Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 83 города Макеевки»
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены компоненты системы оценивания школьного образования, раскрыты особенности внешнего оценивания достижений обучающихся на школьном уровне.
Ключевые слова: образование, качество образования, оценивание, система оценивания школьного образования
В связи с тем, что Государственные образовательные стандарты предполагают комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов), в качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ, программы формирования УУД, возникла необходимость в создании системы оценивания качества школьного образования.
Проблемам оценивания качества образования в различных аспектах ее изучения посвящено значительное количество научных публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов, к числу которых можно отнести А. Бермуса, А. Бордовских, Ю. Итина, Л. Нестерова, С. Редько, Т. Трапицына, Г. Уол¬форда, Ф Кайзера, И. Коваленко.
Великие педагоги М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос определяют качество образования как соотношение цели и результата образования.
Оценивание качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур соответствия результатов образования, ресурсного обеспечения образовательного процесса.
Основой оценочной деятельности и ее атрибутивными составляющими являются формы, методы и средства получения и оценивания информации.
Цель статьи: раскрыть особенности внутреннего оценивания достижений обучающихся на школьном уровне.
Внутреннее и внешнее оценивание - два основных вида оценивания результатов образования.
Внешнее оценивание осуществляется государством и обществом через проведение лицензирования образовательных организаций, государственной итоговой аттестации, республиканских олимпиад, конкурсов, социологических исследований.
Внутреннее оценивание осуществляется в образовательном учреждении педагогами, администрацией школы, учащимися (самооценка, взаимооценка), родителями (лицами их заменяющими).
Система оценивания достижения образовательных результатов предусматривает использование разнообразных форм, методов и средств, взаимно дополняющих друг друга.
В МОУ «СШ № 83 г. Макеевки» основными формами оценивания результатов образования являются текущее оценивание, промежуточная, итоговая аттестация, итоговая государственная аттестация. В школе используется комплекс методов, позволяющих получить достоверную информацию по различным аспектам и компонентам образовательной системы школы. Один из основных методов - контроль результатов образования. При оценивании используются виды контроля: текущий промежуточный (по итогам учебного года), итоговый (по окончании уровня обучения. Практикуется трёхвидовой текущий контроль: поурочный тематический по итогам четверти (полугодия)
Тематический контроль – ключевой элемент в системе текущего оценивания результатов освоения конкретной темы. В тематических контрольных работах предусмотрено оценивание по четырем критериям независимо от учебного предмета: знание и понимание предметного материала, мышление, коммуникация, применение.
При оценивании уровня учебных достижений обучающихся используются различные средства оценивания: тексты контрольных работ, программы наблюдений, тексты анкет и опросов, тесты, программы оценивания исследовательских работ и проектов, кейсы и т.д
На настоящий момент наименее разработанным компонентом является оценивание результатов формирования метапредметных и личностных компетенций.
Для решения данной проблемы возможно использование квалиметрического подхода при оценивании результатов школьного образования, поскольку он позволяет учесть взаимосвязи между сложными и простыми свойствами объекта через создание соответствующей модели желаемого состояния объекта (качество), через декомпозицию (разложение) свойств объекта, который происходит путем выделения основных параметров его развития (свойства 1-го порядка), факторов (сложных свойств 2-го порядка) и критериев проявления факторов (простых свойств 3-го порядка). В процессе использования факторно критериальной модели оценивания подготавливают оценочную таблицу, с которой работают по определённому алгоритму:
1. Сначала внимательно читаем критерий, который записан в столбике 1,2.
2. "Примеряем" этот критерий на конкретного учителя, выставляем оценку, исходя из такой шкалы:
0 – не отвечает («НЕТ»)
0,25 – отвечает менее, чем на половину («НИ ДА »)
0,5 – отвечает на половину («НИ= ТАК)
0,75 – отвечает более, чем на половину, но не на 100% («НИ
1,00 – отвечает полностью («ДА»)
Например, факторно- критериальная модель деятельности ученика:
Факторы | Критерии | Весомость | Оцин-ка |
Ученик – житель города | 1.Знание истории и социально-культурного потенциала города (посёлка); | 0,15 | |
2.Ощущение принадлежности к культуре города | 0,15 | |
3.Умение пользоваться услугами справочных служб | 0,15 | |
4.Знание форм социальной и правовой защиты | 0,15 | |
Готовность к беспрывному образованию | Начитанность, глубокие познания в отдельных областях науки и практики. | 0,2 | |
Культура речи, обоснованность и доказательность суждений. | 0,2 | |
3.Умение использовать теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях | 0,2 | |
4.Самостоятельность и регулярность учебной деятельности. | 0,2 | |
5.Использование дополнительных источников в решении познавательных задач | 0,2 | |
Профессионально -трудовая компетентность | Наличие представлений о своих интересах и возможностях относительно будущей профессиональноно- трудовой деятельности. | 0,12 | |
Знание основных положений законодательства о труде, прав и обязанностей несовершеннолетних в трудовой сфере. | 0,12 | |
Владение навыками самообслуживания. | 0,12 | |
Заботливое отношение к результатам деятельности | 0,12 | |
Владение практическими навыками профессионально- трудовой деятельности | 0,12 | |
Общественно - правовая компетентность | 1. Знание основных положений Конституции, четкость представлений о политической структуре государства. | 0,18 | |
2.Четкость представлений о правах и обязанностях обучающихся, их реализация | 0,18 | |
3.Соблюдение норм и правил поведения в школе и в социуме | 0,18 | |
4.Активное участие в жизни класса и школы | 0,18 | |
5.Наличие опыта организаторской деятельности, работы в органах ученического самоуправления | 0,18 | |
Личностно -этическая зрелость | 1.Преимущество гуманистической ориентации в системе личностных ценностей. | 0,19 | |
2.Способность оценивать явления окружающей действительности, свое поведение и других людей с позиций нравственности, чувства красоты. | 0,19 | |
3.Заботливое отношение к живой природе, стремлению хранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде | 0,19 | |
4.Организованность и ответственность, терпимость к недостаткам других людей. | 0,19 | |
5.Самоуважение, самодисциплина самокритичность | 0,19 | |
Психолого-физиологическая компетентность | 1.Наличие представлений об особенностях своего темперамента и характера, познавательных процессах, состоянию здоровья. | 0,16 | |
2.Соблюдение правил личной гигиены, защита от вирусных и инфекционных заболеваний, негативное отношение к вредным привычкам. | 0,16 | |
3.Умение организовать и придерживаться режима дня. | 0,16 | |
4.Регулярность занятий фи зическойкультурой и спортом, правильное питание. | 0,16 | |
5.Наличие опыта личных достижений в спортивной деятельности относительно коррекции своего физического состояния, внешнего вида | 0,16 | |
Шкала соответствия категорий:
0-0,50 – не отвечает требованиям к ученику;
0,5 – 0,55 – сформированные компетенции на удовлетворительном уровне с выполнением определенных рекомендаций;
0,56 – 0,65 – сформированные компетенции на удовлетворительном уровне;
0,66 – 0,75 – сформированные компетенции на достаточном уровне;
0,76 – 1,00 – сформированные компетенции на высшем уровне.
Оценка уровня учебных достижений обучающихся как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов. Для того, чтобы оценивание выполняло свое предназначение, необходимо интегрировать элементы оценочной деятельности в целостную систему на основе разработанной модели, отражающей специфику условий функционирования и развития школы.
Список литературы
1. Дмитренко Г.А., Олийник В.В., Ануфриева О.Л. Целевое управление: измерение результативности деятельности учеников и педагогов: Навч.-метод. пособие. – К.: УИПКККО, 1996. – 84 с.
2. Кисенко В.Н., Терехина Н.Н. Модель внутренней системы оценивания образования // 10.05.16/ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-vnutrenney-sistemy-otsenivaniya-kachestva-obrazovaniya
(дата обращения: 15.10.19).
3. Подковко Е. Н. Студенческий мониторинг качества высшего образования как условие обеспечения качества образовательных услуг // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2019. — Т. 11. — № 1 (43). — С. 45–50.
4. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – Санкт-Петербург: КАРО, 2003. – 384 с.
5. Управление качеством образования / Под ред. М.М.Поташкина. – Москва: Пед. об- во России, 2000. – 441 с. .
6. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А., Кальней. - М.: Педагогическое общество России -2000.-354 с.