СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный подход к оценке результатов образования

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексный подход к оценке результатов образования»

 

Круковская Марина Павловна,

директор Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 83 города Макеевки»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены компоненты системы оценивания школьного образования, раскрыты особенности внешнего оценивания достижений обучающихся на школьном уровне.

Ключевые слова: образование, качество образования, оценивание, система оценивания школьного образования

В связи с тем, что Государственные образовательные стандарты предполагают комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов), в качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ, программы формирования УУД, возникла необходимость в создании системы оценивания качества школьного образования.

Проблемам оценивания качества образования в различных аспектах ее изучения посвящено значительное количество научных публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов, к числу которых можно отнести А. Бермуса, А. Бордовских, Ю. Итина, Л. Нестерова, С. Редько, Т. Трапицына, Г. Уол¬форда, Ф Кайзера, И. Коваленко.

Великие педагоги М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос определяют качество образования как соотношение цели и результата образования.

Оценивание качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур соответствия результатов образования, ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Основой оценочной деятельности и ее атрибутивными составляющими являются формы, методы и средства получения и оценивания информации.

Цель статьи: раскрыть особенности внутреннего оценивания достижений обучающихся на школьном уровне.

Внутреннее и внешнее оценивание - два основных вида оценивания результатов образования.

Внешнее оценивание осуществляется государством и обществом через проведение лицензирования образовательных организаций, государственной итоговой аттестации, республиканских олимпиад, конкурсов, социологических исследований.

Внутреннее оценивание осуществляется в образовательном учреждении педагогами, администрацией школы, учащимися (самооценка, взаимооценка), родителями (лицами их заменяющими).

Система оценивания достижения образовательных результатов предусматривает использование разнообразных форм, методов и средств, взаимно дополняющих друг друга.

В МОУ «СШ № 83 г. Макеевки» основными формами оценивания результатов образования являются текущее оценивание, промежуточная, итоговая аттестация, итоговая государственная аттестация. В школе используется комплекс методов, позволяющих получить достоверную информацию по различным аспектам и компонентам образовательной системы школы. Один из основных методов - контроль результатов образования. При оценивании используются виды контроля: текущий промежуточный (по итогам учебного года), итоговый (по окончании уровня обучения. Практикуется трёхвидовой текущий контроль: поурочный тематический по итогам четверти (полугодия)

Тематический контроль – ключевой элемент в системе текущего оценивания результатов освоения конкретной темы. В тематических контрольных работах предусмотрено оценивание по четырем критериям независимо от учебного предмета: знание и понимание предметного материала, мышление, коммуникация, применение.

При оценивании уровня учебных достижений обучающихся используются различные средства оценивания: тексты контрольных работ, программы наблюдений, тексты анкет и опросов, тесты, программы оценивания исследовательских работ и проектов, кейсы и т.д

На настоящий момент наименее разработанным компонентом является оценивание результатов формирования метапредметных и личностных компетенций.

Для решения данной проблемы возможно использование квалиметрического подхода при оценивании результатов школьного образования, поскольку он позволяет учесть взаимосвязи между сложными и простыми свойствами объекта через создание соответствующей модели желаемого состояния объекта (качество), через декомпозицию (разложение) свойств объекта, который происходит путем выделения основных параметров его развития (свойства 1-го порядка), факторов (сложных свойств 2-го порядка) и критериев проявления факторов (простых свойств 3-го порядка). В процессе использования факторно критериальной модели оценивания подготавливают оценочную таблицу, с которой работают по определённому алгоритму:

1. Сначала внимательно читаем критерий, который записан в столбике 1,2.

2. "Примеряем" этот критерий на конкретного учителя, выставляем оценку, исходя из такой шкалы:

0 – не отвечает («НЕТ»)

0,25 – отвечает менее, чем на половину («НИ ДА »)

0,5 – отвечает на половину («НИ= ТАК)

0,75 – отвечает более, чем на половину, но не на 100% («НИ

1,00 – отвечает полностью («ДА»)

Например, факторно- критериальная модель деятельности ученика:


Факторы


Критерии


Весомость


Оцин-ка


Ученик – житель города

1.Знание истории и социально-культурного потенциала города (посёлка);

0,15


2.Ощущение принадлежности к культуре города

0,15


3.Умение пользоваться услугами справочных служб

0,15


4.Знание форм социальной и правовой защиты

0,15


Готовность к беспрывному образованию


  1. Начитанность, глубокие познания в отдельных областях науки и практики.

0,2


  1. Культура речи, обоснованность и доказательность суждений.

0,2


3.Умение использовать теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях

0,2


4.Самостоятельность и регулярность учебной деятельности.

0,2


5.Использование дополнительных источников в решении познавательных задач

0,2


Профессионально -трудовая компетентность


  1. Наличие представлений о своих интересах и возможностях относительно будущей профессиональноно- трудовой деятельности.

0,12


  1. Знание основных положений законодательства о труде, прав и обязанностей несовершеннолетних в трудовой сфере.

0,12


  1. Владение навыками самообслуживания.

0,12


  1. Заботливое отношение к результатам деятельности

0,12


  1. Владение практическими навыками профессионально- трудовой деятельности 

0,12


Общественно - правовая компетентность


1. Знание основных положений Конституции, четкость представлений о политической структуре государства.

0,18


2.Четкость представлений о правах и обязанностях обучающихся, их реализация

0,18


3.Соблюдение норм и правил поведения в школе и в социуме

0,18


4.Активное участие в жизни класса и школы

0,18


5.Наличие опыта организаторской деятельности, работы в органах ученического самоуправления

0,18


Личностно -этическая зрелость


1.Преимущество гуманистической ориентации в системе личностных ценностей.

0,19


2.Способность оценивать явления окружающей действительности, свое поведение и других людей с позиций нравственности, чувства красоты.

0,19


3.Заботливое отношение к живой природе, стремлению хранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде

0,19


4.Организованность и ответственность, терпимость к недостаткам других людей.

0,19


5.Самоуважение, самодисциплина

самокритичность

0,19


Психолого-физиологическая компетентность


1.Наличие представлений об особенностях своего темперамента и характера, познавательных процессах, состоянию здоровья.

0,16


2.Соблюдение правил личной гигиены, защита от вирусных и инфекционных заболеваний, негативное отношение к вредным привычкам.

0,16


3.Умение организовать и придерживаться режима дня.

0,16


4.Регулярность занятий фи зическойкультурой и спортом, правильное питание.

0,16


5.Наличие опыта личных достижений в спортивной деятельности относительно коррекции своего физического состояния, внешнего вида

0,16



Шкала соответствия категорий:

0-0,50 – не отвечает требованиям к ученику;

0,5 – 0,55 – сформированные компетенции на удовлетворительном уровне с выполнением определенных рекомендаций;

0,56 – 0,65 – сформированные компетенции на удовлетворительном уровне;

0,66 – 0,75 – сформированные компетенции на достаточном уровне;

0,76 – 1,00 – сформированные компетенции на высшем уровне.

Оценка уровня учебных достижений обучающихся как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов. Для того, чтобы оценивание выполняло свое предназначение, необходимо интегрировать элементы оценочной деятельности в целостную систему на основе разработанной модели, отражающей специфику условий функционирования и развития школы.



Список литературы

1. Дмитренко Г.А., Олийник В.В., Ануфриева О.Л. Целевое управление: измерение результативности деятельности учеников и педагогов: Навч.-метод. пособие. – К.: УИПКККО, 1996. – 84 с.

2. Кисенко В.Н., Терехина Н.Н. Модель внутренней системы оценивания образования // 10.05.16/ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-vnutrenney-sistemy-otsenivaniya-kachestva-obrazovaniya

(дата обращения: 15.10.19).

3. Подковко Е. Н. Студенческий мониторинг качества высшего образования как условие обеспечения качества образовательных услуг // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2019. — Т. 11. — № 1 (43). — С. 45–50.

4. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – Санкт-Петербург: КАРО, 2003. – 384 с.

5. Управление качеством образования / Под ред. М.М.Поташкина. – Москва: Пед. об- во России, 2000. – 441 с. .

6. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А., Кальней. - М.: Педагогическое общество России -2000.-354 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!