СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие антонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексное воздействие на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через дидактические игры и упражнения, направленных на развитие антонимии. 

 

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие антонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57 «Лукоморье» комбинированного вида

г. Северодвинск

Забавина Светлана Николаевна,

воспитатель,

высшей квалификационной категории.


Методические рекомендации для учителей – логопедов и воспитателей компенсирующих групп, включающие комплекс дидактических игр и упражнений, направленные на развитие антонимии

у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.


Ввиду того, что у данной категории детей недостаточно сформированы неречевые психические функции: неустойчивое отношение к занятиям, они испытывают затруднения при восприятии речевого материала, недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недоразвитие оптико-пространственных представлений; тугоподвижность, инертность мышления; операций сравнения и обобщения; низкая способность запоминания, концентрации внимания, то все эти особенности необходимо учитывать для разработки комплексного воздействия на детей через дидактические игры и упражнения, направленные на развитие антонимии у детей с ОВЗ. Развитие психических процессов влияет на развитие лексико - грамматической стороны речи у старших дошкольников со ОВЗ.

Разрабатывая комплекс дидактических игр и упражнений, мы будем опираться на современные представления о семантической структуре слова и её развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе, на данные проведенного нам исследования. Для этого необходимо:

  1. Расширять объём словаря антонимов, обогащать его тематическими группами слов.

  2. Развивать представления о смысловой стороне слов. Если ребёнок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, изменение слова, то будут формироваться умения отбора слов и точность словоупотребления. Т. к. дети чаще всего дают правильную реакцию на те слова, которые им близки, то лучше начинать работу, опираясь на личный опыт ребёнка.

  3. Изменяя слова, его грамматические формы, мы успешнее развиваем языковые (лингвистические) способности ребёнка. Проговаривать все окончания слов, использовать метод преднамеренной ошибки.

  4. Необходимо обращать внимание на картинки, т.к. они помогают детям находить грамматические формы, подбирать синонимы, антонимы, понимать разные значения слова.

  5. Уточнять категории величин: высокая, низкая, широкая, узкая, короткая, длинная, крупные, мелкие, глубокие и т.д.

  6. Поскольку дети подбирали слова синонимы или антонимы из синонимического ряда данного антонима, то мы рекомендуем вести одновременную работу над активизацией слов антонимов и синонимов, т.к. антонимы находятся в тесной взаимосвязи с синонимами. Синонимы и антонимы, с помощью которых обозначается признак, свойства, состояние какого-либо предмета или явления, взаимно дополняют и уточняют друг друга.

  7. Работу необходимо начинать с простых антонимов, более употребляемых детьми в речи: прилагательных, глаголов, существительных, постепенно переходя к более сложным.

Нами разработан комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие антонимии у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

При разработке комплекса дидактических игр мы опирались на методические рекомендации А.К. Бондаренко, Н.В. Серебряковой, Р.И.Лалаевой.

Предлагаем следующие дидактические игры:

  1. Игры с предметами.

    1. Дидактическая игра «Карлики и великаны»

Слова – стимулы (прилагательные): большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Материал: фигуры карликов и великанов разные по величине, толщине, размеру.

Ход: игру проводим с привлечением слухового внимания. У каждого ребёнка фигурки карликов и великанов. Педагог говорит: «Большие» (дети показывают фигурки, изображающие великанов). «Тонкие карлики» - дети ищут фигурки тонких карликов.

    1. Дидактическая игра «Собери урожай»

Слова – стимулы (прилагательные): большое – маленькое, длинный – короткий, тяжёлая – легкая, крупный – мелкий, толстый – тонкий.

Материал: муляжи овощей и фруктов – яблок, апельсинов, огурцов, помидоров, бананов, винограда, слив, кабачков и т.д.

Ход: дети выходят подгруппами в поле и сад (обозначены заранее) для сбора урожая. Кто собирает овощи, подходит, кладёт в корзину, называет его. Дети, которые собирают фрукты и овощи, кладя в ведро муляжи, подбирают и называют признаки овощей и фруктов. Например: тяжёлая груша – лёгкая виноградинка, крупный помидор – мелкая редиска.

    1. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

(на основе прилагательных)

1 вариант.

Материал: высокая – низкая кукла; большой – маленький мяч; широкий – узкий ковёр; пушистый – колючий (любые игрушки).

Ход: Открывается магазин, в котором продают игрушки. Чтобы ребёнку купить игрушку, он должен её описать продавцу. Продавец уточняет у покупателя: «Тебе какую куклу высокую или низкую?»

2 вариант.

Дидактическая игра «Магазин товаров для школы»

(на основе прилагательных)

Усложнение: описать 2 предмета (толстую и тонкую тетрадь и т.д.).

Материал: толстая – тонкая тетрадь; узкая – широкая линейка; тяжёлый – лёгкий портфель; длинный – короткий карандаш; большой – маленький пенал.

3 вариант.

Дидактическая игра «Магазин мебели» (на основе прилагательных)

Для обыгрывания ввести игровые персонажи: гном (маленький – большой), кукла (высокая – низкая), медвежонок (маленький – большой).

Материал: высокий шкаф, низкий шкаф, широкая кровать, узкая кровать, мягкий диван, твёрдый диван, лёгкий стул, тяжёлый стул.

Ход: дети подбирают мебель соответствующую размеру,величине персонажа.

4 вариант.

Дидактическая игра «Магазин посуды» (на основе прилагательных).

Материал: высокий стакан, низкий стакан, глубокая тарелка, мелкая тарелка, большая ложка, маленькая ложка, тяжёлая сковородка, лёгкая сковородка.

    1. Дидактическая игра «Путешествие гномов»

(на основе прилагательных и наречий)

Материал: игрушки гномики, поезд с вагончиками, широкая – узкая полоски, крупные – мелкие ягоды.

Слова – стимулы: большой – маленький, широкий – узкий, крупные – мелкие, высокий – низкий, далеко – близко, светло – темно.

Ход: У меня большой гном отправляется в путешествие в большом вагоне. Ваши гномы маленькие отправляются в … вагоне. Приехали они в лес и отправились гулять по тропинке. Большой гном идёт по широкой тропинке, а маленькие гномы – по … тропинке. По пути они решили собрать ягоды лесные. Большой гном собирает крупные ягоды, а маленькие гномы … ягоды. Сели они отдохнуть. Большой гном - на высокий пенёк, а маленькие на … пеньки. Вот далеко увидел свой большой дом большой гном, а близко стоят … домики для маленьких гномов. Ушли они гулять, когда было светло. Домой возвращаются, на улице …

Эту игру мы рекомендуем включать в работу по развитию связной речи с целью активизации употребления антонимов в самостоятельной речи детей.

1.5. Дидактическая игра «Строители»

(на основе прилагательных и глаголов)

Материал: большая – маленькая машина; груз – мелкий – крупный строитель; тяжёлые – лёгкие бруски; гладкие – шершавые доски; длинные – короткие пластины; широкие – узкие бруски; тонкие – толстые доски.

Ход: Строим дом. Строителям необходимо для работы привезти … доски, увезти … доски. Поднять наверх короткие пластины, опустить … пластины. Подать мелкие бруски, забрать … бруски.

    1. Дидактическая игра «Незнайка перепутал времена года»

(по картинкам)

Ход: Признаки называет взрослый, а дети – время года.

Например: «Длинный день бывает»…. Дети отвечают: «Летом». Птицы улетают (педагог) осенью, а прилетают весной (дети).

2 вариант.

Настольно-печатная игра «Времена года».

Ход: Дети сами называют признаки времени года и подбирают нужную картинку. Педагог осуществляет контроль за активным использованием слов антонимов.

3 вариант.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Ход: Педагог начинает предложение, дети заканчивают.

Например: Зимой мороз, а летом … Листья распускаются весной, а осенью …

1.7. Дидактическая игра «Поможем маме расставить посуду по местам»

(по картинке)

Например: Колбасу положить на верхнюю полку холодильника, а капусту – на нижнюю. Кастрюлю поставить в верхний шкаф, а столовые приборы –

в нижний шкаф.

2 вариант.

Дидактическая игра «Карандаш в космическом корабле»

Слова – стимулы: наверх – вниз, открыл – закрыл, потерял – нашёл, весёлый – грустный.

1.8.Дидактическая игра «Рифмовочки – рифмушки»

Например: Улитка ползёт медленно, а жук – быстро. Мячик тяжёлый, а шарик лёгкий. Гусеница ползёт вперёд, а рак пятится назад.

1.9. Дидактическая игра «Весёлый – грустный человечек»

Ход: описать по картинке настроение человечка.

2.0. Дидактическая игра «Моя семья» (по картинке).

Например: старый – молодой, девочка – мальчик, мужчина – женщина, старший – младший, приходит – уходит.

2.1. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Ход: Дети объясняют Буратино как делать хорошо, как плохо.

Слова – стимулы: ссориться – мириться, помогать – мешать, польза – вред, добро – зло, насорил – подмёл, радость – горе, уронил – поднял, можно – нельзя, друг – враг.

2.2. Дидактическая игра «Наоборот»

Ход: Зайчик играл с попугаем в мячик. Зайчик называл одно слово, а попугай подбирал другое, противоположное по смыслу. Помоги попугаю подобрать противоположные по смыслу слова.

2.3. Дидактическая игра «Сравни наоборот», используя слова – стимулы: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее и др.

Ход: Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто кого тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

2.4. Дидактическая игра «Бывает, не бывает»

Ход: педагог задает вопросы детям.

  • Солнышко ночью бывает?

  • Может ли быть снеговик горячим?

  • Может ли быть квадрат круглым?

2.5. Дидактическая игра «Чехарда».

Слова – стимулы: сухая морковка, горькая ягода, горькая конфета, густой чай, густое молоко, густая вода.

2.6. Дидактическая игра «Третий лишний», используя разные части речи.

Ход: выбрать из 3-х слов два слова – «неприятеля».

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, брать.

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Тяжёлый, длинный, лёгкий.

Короткий, маленький, длинный.

Хороший, светлый, плохой.

2 вариант.

«Четвёртый лишний» (по типу третий лишний).

2.7. Дидактическая игра: «Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов» (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные). Например:

Я высокий, тонкий, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

2.8. Дидактическая игра «Угадай – ка!»

Ход: выбрать из трёх (четырёх) слов одно противоположное по смыслу.

Холодильник – (мороженое, плитка, лампа, снеговик).

Карандаш – (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей – (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ – (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар – (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон – (утюг, наушники, гитара, магнитофон).

Молоток – (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

2.9. Дидактическая игра «Закончить предложение и назвать слово – неприятеля»

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот …

Сажа чёрная, а снег …

Лев смелый, а заяц …

Молоко жидкое, а сметана …

Работать трудно, а отдыхать …

Днём светло, а ночью …

Сегодня мне весело, а вчера было …

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

2 вариант.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

3.0. Дидактическая игра «Слова – враги»

Ход: попугай всё делал не так. Зайчик говорит ему: «Надень шубу, простудишься». А он снимает её. Зайчик не унимается: «Помолчи». Попугай начинает без умолку разговаривать. Что случилось с попугаем? Просто все действия он делал наоборот. Подбери к словам обратные действиям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!