7
СЦЕНАРИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ГРИНА
литературно музыкальная композиция «Звук прекрасный – имя Грина»
Цель: на примере жизни писателя показать каким , порой, не легким может быть путь настоящего писателя.
Задача: помочь школьникам понять и проникнуть как настоящее творчество через не простые жизненные обстоятельства, пробивало себе дорогу.
Оформление: Столик с книгами А.С.Грина, два стула, вешалка, на ней предметы гардероба для переодевания артистов. Впереди, на авансцене большая корзина с белыми розами. Музыкальное сопровождение. Видеопоказ.
1Й. Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы вглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов.
2й. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начнет ли сбываться Несбывшееся.
3й. Не ясен ли его образ? Не нужно ли только теперь протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?
1й. Между тем, время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня. Александр ГРИН.
Александру Грину – посвящается.
Чтец: Андрей Дементьев СТАРЫЙ КРЫМ
2.Мы приехали не вовремя:
домик Грина на замке.
Раскричались что-то вороны
на зеленом сквозняке.
3.Домик Грина в тишине.
Я смотрю поверх калитки,
и почудилось в окне
мне печаль его улыбки.
1.Нас к нему не допускают.
Нас от Грина сторожат.
И ограда зубы скалит,
точно сорок лет назад.
2.Но спасибо добрым людям:
снят замок, открыта дверь.
Не одни мы Грина любим.
Не одни скорбим теперь.
3Мы заходим в домик низкий,
В эту бедность и покой.
Свечи - словно обелиски
над оборванной строкой.
1.Всюду даты и цитаты.
Не изменишь ничего.
Все мы горько виноваты
перед памятью его.
2.И за то, что прожил мало.
И за то, что бедно жил.
И за то что парус алый
не всегда нам виден был.
1й. Отвечая на вопрос анкеты журнала «что будет через 200 лет», в 1914 году Грин писал:
2й. «Я думаю, что появится усовершенствованная пишущая машинка. Это неизбежно.
3й. Человек же останется этим самым, неизменным… Он будит делиться на мужчину и женщину, влюбляться, рожать, умирать.
1й. Леса исчезнут, реки изуродованные шлюзами, переменят течение, птицы еще будут жить на свободе, но зверей придется искать в зверинцах.
2й. Наступит умная, скучная и сознательно жестокая жизнь,
3й. христианская (официально) мораль сменится эгоизмом…
1й. И много будет разных других гадостей».
2й. Представьте год 1920-й, Петербург, разруха. На вокзале – солдат Гриневский, Грин, голодный, он болен. За спиной вещмешок, в котором пара портянок, смена белья и – непонятный сверток, главная ценность: рукопись «Красных парусов» - будущие «Алые паруса»…
1й. Солдат подходит к санитарному поезду, видит главврача у дверей.
- Возьмите меня.
3.- Что болит?
1.- Все болит.
3- Идем. – В вагоне врач – медсестре: - У него туберкулез. Переодеть, накормить.
1.- Ты спас меня, - шепчет солдат.
3й. Он в госпитале. У него тиф, сыпняк. Отчаянный призыв к Горькому. Тот прислал чаю, меду, белого хлеба.
1й. Дальше – комната в Доме искусств. Академический паек – все Горький.
2й. Нина Николаевна, вдова писателя, вспоминает: «Горький буквально спас Грина от гибели. Александр Степанович рассказывал мне: «Я был так потрясен переходом от умирания к благополучию, своему углу, сытости и возможностью снова быть самим собой, что часто, лежа в постели, не стыдясь, плакал слезами благодарности…»
3.«В комнате ничего не было, кроме маленького кухонного стола и узкой кровати, на которой спал Грин, покрываясь потрепанным пальто. Писал Грин мученически, с утра до сумерек, весь окутанный клубами папиросного дыма... Было в нем в эти минуты что-то, напоминающее облик незабвенного Рыцаря Печального Образа.
1.Он так же самозабвенно и сосредоточенно погружался в свою мечту и не замечал окружающей убогой обстановки. Трудно представить, что в такой неуютной убогой комнатушке создавалась одна из пленительнейших сказок русской литературы «Алые паруса».
2й. До своего спасения Грин успел-таки опубликовать несколько рассказов чисто «гриновских», и это было замечено. Вот и начали возникать «легенды».
3й. Грин убил свою жену Веру, а говорит, развелся.
1й. Вера Павловна жива-здорова, вышла замуж, есть питерский адрес… Но кто станет опровергать? Зато повторят охотно.
2й. Грин занял в кассе взаимопомощи 11 тысяч рублей и, чтобы не отдавать, поджег кассу.
3й. Уголовник, не читайте его.
2й. Ха, а откуда у него эти рассказы? Он же где-то в Африке убил капитана английского и украл у него чемодан с рукописями, переводит на русский и печатает как свое. Отныне все, что будет издавать Грин – все из английского чемодана.
1й. Не зависть ли это?
2й. А что же еще? Зависть к недосягаемой для них гриновской прозе.
3.Позднее зависть пристроилась, как помощник и чуткий нерв, к политике а
затем и к власти.
1й. К началу 1922 года работа над феерией была завершена. В мае в газете «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй».
2й. С 1923 года «Алые паруса» более ста раз выходили отдельными изданиями на русском языке. Книга переведена на большинство европейских языков.
3. Его герои, « лишенные обязательного местного колорита, кажутся нездешними, а они вокруг нас».
1. Они живут в воображаемом мире, но в них мы прозреваем себя – в лучших своих побуждениях; иногда различаем упрек себе; почти всегда – дружеский жест, поддержку, обновление смысла старинных понятий – вера, надежда, любовь; убежденность в том, что светлое в человеке обязательно возьмет верх.
2.С 8 марта 1921 года Александр Грин начал жить с Ниной Николаевной Мироновой, которая прожила с ним до самой его смерти, став его музой, ангелом хранителем, оставаясь верной и преданной женой и после его смерти.
Марк Лисянский
КОРЗИНА БЕЛЫХ РОЗ
3. Склоняю низко голову пред Александром Грином,
Безмолвно и восторженно гляжу ему вослед.
А он в костюме стареньком идет, худой и длинный,
Осенним южным городом, где прожил много лет.
Шагает он — и плещется волна в беспечном взоре, -
Поэт и путешественник, бродяга и матрос.
В его глазах распахнутых вовсю синеет море,
В его руках плетеная корзина белых роз.
1. По Набережной улице, голодный и небритый,
К жене, к любимой женщине, с цветами он спешит,
Лишь только ею признанный, еще не знаменитый,
Создавший то, чем будет он в России знаменит.
2. Довольный и ликующий, — сегодня он в ударе, —
Идет сквозь ветер северный, не замечая слез.
Пальто демисезонное он продал на базаре,
Чтоб в день ее рождения купить корзину роз.
3й. Крым стал пристанищем для Александра Грина и Нины Николаевны в сентябре 1924 года. Его всегда неумолимо тянуло к морю. Он хотел праздника.
1й. Но не с безудержным весельем, а лирического, согревающего душу, утончённого, наполненного музыкой, рождённой звуками небесных сфер и морских волн.
2й. Он видел себя путешественником, устремлённым не только в неведомые дальние страны, но и в жизнь, наполненную светом, любовью, теплотой и добротой.
3й. Он хотел жить в мире, избавленном от зла, ненависти, зависти, от фетиша золотого тельца. Он был бессребреником и отшельником. Это было состоянием его тонкой души, понять которую суждено далеко не каждому.
1. Шесть феодосийских лет оказались в его творческой биографии необычайно плодотворными. Там появились на свет самые значительные его произведения: повести «Блистающий мир» в 1924 году, «Золотая цепь» в 1925 году, «Бегущая по волнам» в 1928 году, «Джесси и Морггиана» в 1929 году, а также цикл рассказов.
2. Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир, но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем.
3. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди...
3й. Книги Александра Грина переиздаются и читаются. Значит, он с нами. Великий романтик и мечтатель.
1: "Маленький это капитал на нынешнюю расценку — честность, но он мой. Пусть за время моего писательства обо мне ничего не говорили, так как я человек, никогда не лизавший пяток современности,
2. Знаю, что мое настоящее будет всегда звучать в сердцах людей, смотрящих вглубь себя. Да и сам я сколько радостей испытал от своего творчества. Всякому ли выпадает такое великое счастье — всегда быть самим собой".
3й. Сколько надо было казней,
Зависти, наветов, козней,
1.Веры в правду безотказной,
Ранней смерти, славы поздней,
2.Чтоб возник под этим небом,
Небом из аквамарина,
3.Твоим небом, Киммерия,
Звук прекрасный –
Имя Грина,
1.Мир из выдумки и правды,
2.Мир блистающий, мир добрый,
3Колыбелька и некрополь –
Все:Тихий домик, Старый Крым…
1й. Восточный Крым с Феодосией всегда были сосредоточием крымской истории, искусства и литературы.
2й. Живописи Айвазовского, поэзии Волошина,
3й. несравненной гриновской прозы.
Автор-составитель: Краснолоб Е.В.
Республика Крым, ЦДЮТ
Симферопольского района
Литература:
Андрей Дементьев «Старый крым»
Марк Лисянский «Корзина белых роз»
Николай Тарасенко «Александр Грин в Крыму. Последний лучник».
Нина Грин «Воспоминания».
Дополнительные материалы:
Как некий юноша, в скитаньях без возврата
Иду из края в край и от костра к костру...
Я в каждой девушке предчувствую сестру
И между юношей ищу напрасно брата.
Щемящей радостью душа моя объята;
Я верю в жизнь, и в сон, и в правду, и в игру,
И знаю, что приду к отцовскому шатру,
Где ждут меня мои и где я жил когда-то.
Бездомный долгий путь назначен мне судьбой...
Пускай другим он чужд... я не зову с собой -
Я странник и поэт, мечтатель и прохожий.
Любимое со мной. Минувшего не жаль.
А ты, что за плечом, - со мною тайно схожий, -
Несбыточной мечтой сильнее жги и жаль!
1й. Я быть устал среди людей,
Мне слышать стало нестерпимо
Прохожих свист и смех детей...
И я спешу, смущаясь, мимо,
Не подымая головы,
Как будто не привыкло ухо
К враждебным ропотам молвы,
Растущим за спиною глухо;
Как будто грязи едкий вкус
И камня подлого укус
Мне не привычны, не знакомы...
Но чувствовать ещё больней
Любви незримые надломы
И медленный отлив друзей,
Когда, нездешним сном томима,
Дичась, безлюдеет душа
И замирает не дыша
Клубами жертвенного дыма.
1й. Разочаровавшись в событиях Октября и ощутив, что цвет парусов независимо от авторского замысла несёт в себе резкую политическую направленность, Грин пишет:
2й. "Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределённые толкования”.