СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе по теме: Корень слова. Родственные слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе по теме: Корень слова. Родственные слова»

Конспект фронтального логопедического занятия в 3-м классе

Дата: 09.02.16.

Тема: «Согласные звуки ч – щ»

Цель: Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях и связных текстах.



Коррекционно-развивающие:

-закреплять знания детей о согласных звуках и буквах ч-щ;

-познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [ч] [щ], нормами их артикуляции;

-учить выделять звуки [ч], [щ] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

-формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

-формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;

Воспитательные:

-развивать навыка самоконтроля;

-совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

-воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

-воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;

-воспитывать вежливое отношение к товарищу.


Оборудование:

Зеркала, предметные и сюжетные картинки, сигнальные карточки, перфокарты, мячик.



Ход занятия:

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный момент

Включение зрительного и речевого внимания.

- Здравствуйте дети. Я рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу. Тихо садитесь. Я пришла сегодня на урок не с пустыми руками, а несла вам пословицы, но они перепутались, давайте вместе их соберем.

УЧИТЬ

БЕРИСЬ СМЕЛО

ЗА ВСЯКОЕ ДЕЛО


ХОРОШО И СЛУШАТЬ


БЫЛА БЫ ОХОТА


А НАШЁЛ, БЕРЕГИ



НЕТ ДРУГА, ИЩИ


УМ ТОЧИТЬ


ХОРОШУЮ РЕЧЬ


ЗАКИПИТ РАБОТА


  1. Артикуляционная гимнастика


 «Улыбка – Трубочка» 

 

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.


«Чистим зубки 2» 

 

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.


3.Сообщение темы.


- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у жителей Воздушного замка. 

А какие звуки пригласили нас в гости, вы узнаете, если отгадаете загадки.


- Из горячего колодца через нос водица льётся.

- Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:

«Боимся мы щекотки большой

сапожной …».


- Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.

- Какая задача нашего занятия сегодня? Что мы будем делать?


- Верно, а еще дадим характеристику звуков. Сравним их. Найдем сходство, отличие.















А)Соотнесение звука и буквы.

- Буквы мы читаем и пишем. Они живут в Книжном домике. (опорные карточки с буквами Ч, Щ.):


Ч чрезмерно любит чай:

«Братец-чайник, выручай!»


Буква Щ поможет нам

чистить зубы по утрам


4. Работа по теме урока.


4.1. Игра «Хитрые звуки»

Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

- Ребята, звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.

Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».



Грустить - гостить - вертеть-

искать - плакать - простить -

скакать - лететь - пустить -

платить - угостить - полоскать –


4.2. Работа по серии сюжетных картин.

- Ребята, отгадайте загадку:

Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).

Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.

На доске последовательно появляются картинки.


1. Щука в озере жила.

2. Червячка с крючка сняла.

3. Наварила щука щей.

4. Угощала трёх лещей.


Задание.


- Найдите на каждой картинке предметы, в названиях которых встречаются звуки Ч-Щ. (Щука, червячок, крючок, печка, кирпич, чугунок, ящик, овощи, лещи, чешуя, кирпичи).


- На картинках есть и другие слова, измените их так, чтобы в них зазвучали звуки Ч-Щ. (Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок - поплавочек, плавник – плавничок, хвост – хвостище, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок).



5. Физкультурная пауза.


ЩА – ЩА – ЩА (3 хлопка,

Коля ходит без плаща

шаги на месте)

ЧИ – ЧИ – ЧИ (3 хлопка,

Чёрные грачи

руки в стороны)

ЩИ – ЩИ – ЩИ (3 хлопка,

Щиплем щавель мы на щи

присесть, встать)

ЧОК – ЧОК – ЧОК (3 хлопка,

Чёрный каблучок

руки на пояс, топнуть ногой)




4.4. Работа с перфокартами



Проверка. Самоконтроль.


- Прочитайте последние три слова (точильщик, часовщик, чистильщик).

- Что обозначают эти слова? (Профессии).


4.5. Составление предложений по сюжетным картинкам (Каше).


















6. Подведение итога занятия.

- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?

- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки Ч-Щ).

Домашнее задание. Выучить чистоговорку, чётко произносить звуки [Ч - Щ].



Дети приветствуют учителя, настраиваются на работу. Совместно с учителем соединяют начало и конец пословицы. Пытаются объяснить смысл понравившейся пословицы.























учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику, используя зеркало





















- Чайник.




-Щетки.



- Ч, Щ.



Сегодня мы будем учиться чётко произносить и различать звуки Ч, Щ.































Учащиеся выполняют задания, параллельно записываю в тетрадь пары слов.























Учащиеся составляют предложения.














Дети называют предметы.






Работают в тетрадях, несколько учащихся записывают слова на доске.










Выполняют физические упражнения


























Точильщик точит ножи.

Часовщик чинит часы.

Чистильщик чистит обувь.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Продавщица продаёт овощи.

Стекольщик вставляет стекло.

Врач лечит детей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.




Отвечают на вопросы, подводят итоги. Записывают домашнее задание





































(развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

(для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.


Работа с иллюстрациями






























































































































































Ч Щ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!