СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к занятию по внеурочной работе "Поговорим о дружбе" (3-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для учащихся начальных классов, рассчитан на 2 занятия, проводится в форме игрового тренинга.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация к занятию по внеурочной работе "Поговорим о дружбе" (3-4 классы)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»





Занятие по внеурочной деятельности

Срок реализации: 2 занятия

Возраст детей: 9-11 лет



Автор:

Богатырева

Ирина Александровна,

воспитатель

группы продленного дня





п. Шумячи

2019 год


Тема внеурочного занятия: Поговорим о дружбе

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Класс: 3-4

Форма проведения: игровой тренинг

Цель занятия: закрепление ценностного понимания дружеских отношений у младших школьников, создание условий для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Дружба».

Задачи занятия:

Общеобразовательные: расширить знания учащихся о дружеских отношениях; сформировать понятия «друг», «дружить», «дружба»; определить какими качествами должен обладать друг.

Развивающие: развивать умения отличать хорошие качества друга от плохих; способствовать развитию умения сравнивать и обобщать, анализировать сложившуюся ситуацию; развивать аналитические умения; умение работать в группе.

Воспитательные: создать условия, обеспечивающие воспитание дружеских отношений, развивать взаимоотношения между обучающимися в классе; воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, взаимопомощь, взаимовыручка, уважение.

Формировать УУД:

Личностные: учить уважительному отношению к людям и окружающему миру, развивать мотивацию уважительного отношения и толерантности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Регулятивные: развивать умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; проводить оценку, делать выводы из предложенных высказываний.

Коммуникативные: развивать коммуникативные умения и овладевать опытом межличностной коммуникации; умение договариваться с одноклассниками; оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе.

Познавательные: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.



Предварительная работа.

Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанного (рассказы, сказки, притчи, легенды, стихи, в которых раскрывается тема дружбы).  Подбор пословиц и поговорок о дружбе. Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе. Творческие работы учащихся: сочинения, сказки из рубрики «Мы - писатели»; рисунки, коллективные работы, плакаты, презентации.

Разучивание новых песен о дружбе и доброте. 

Проведение анкетирования среди учащихся класса

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование, ноутбук.

2. Презентация.

3. Карточки с заданиями.

4. Листы формата А3.

5. Фломастеры, маркеры, карандаши

6. Ножницы, клей.

7. Цветной картон или бумага.

8. Журналы с яркими картинками для коллажа

9. Фонограммы песен о дружбе.

10. Шарфы.

Ход занятия:

Презентация

(смена слайдов, воспроизведение фонограмм песен и притчи по щелчку)

- Ребята, давайте поздороваемся.

- «Здравствуйте»! А это значит, мы желаем друг другу здоровья, удачи и  хорошего настроения.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и важная тема занятия. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

- А для начала давайте встанем напротив друг друга, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем, например: «Я желаю тебе хорошего настроения!» Повернуться к соседу и еще раз сказать слова.

(Ребята говорят пожелания друг другу.)  

- Займите, пожалуйста,  свои места.

Слайд 2.

Вопросы кроссворда:
1. Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. (Лед).

2. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз).

3. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга).

4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка).

5. Пушистая вата, плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождь ближе. блако).

6. Горя не знает, а слёзы проливает. (Туча).

- Какое же слово получилось? ( Дружба.) 

Слайд 3.

- Сегодня мы поговорим о дружбе. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг и в конце занятия мы должны будем вывести правила дружбы. И я надеюсь, что каждый из вас сделает сегодня маленькое открытие.

Слайд 4.

(Эпиграф читаем вместе с детьми)

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!

- Итак, дети, что же такое дружба и настоящий друг? (ответы детей)

Слайды 5-7

Задание 1.

«Чем товарищ отличается от друга?»

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят - товарищами.

Дружба же - это высшая степень товарищества. Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.

Ответьте на вопросы:

- Какие краски вы возьмёте, чтобы нарисовать «дружбу»?

- С какой погодой вы сравнили бы «дружбу»?

- Какая музыка вам слышится, когда вы думаете или говорите о «дружбе»?

Слайды 8-9.

Задание 2.

Послушайте притчу про двух друзей.

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Ответьте на вопросы:

- О чём эта притча?

- Чему она нас учит?

Слайд 10.

- Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света».

- Вы согласны с этим? А чем похожи дружба и солнце?

(ответы детей: согревают, дают свет, радость)

- Сегодня нам предстоит зажечь свое солнце в нашем группе. Ребята, у вас на столе лежат ладошки из бумаги – это будут лучики нашего солнца дружбы.

- Каждый пальчик – это лучик света, напишите на каждом лучике качество, которое необходимо для дружбы. Итак, какие же качества важны для дружбы (прочитать с бумажных ладошек).

- В этом солнце есть частичка каждого из вас. Поэтому оно получилось таким красивым и теплым.

- Ребята, а кого мы можем назвать другом? ...

- Ребята, скажите, а у вас есть друзья?

- Поднимите руку, у кого они есть?

- Кто они назовите?

- Почему вы считаете их своими друзьями?

- Настоящий друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в радостные минуты жизни. Настоящий друг - это человек, которому можно доверить все свои проблемы.

- Ребята, сегодня мы с вами создадим правила дружбы нашей группы.

Слайд 11.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парам. Упражнение «Поводырь».
- Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).
- Поменяйтесь ролями.
(По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.)

Слайд 12.

- Ребята, займите свои места.

- Как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих друзей?

(ответы детей)

- На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1-2 человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Упражнение “Снежинки”.

Алгоритм выполнения:

Молча, возьмите листок.

Сложите его пополам.

Оторвите правый верхний угол.

Сложите ещё раз пополам.

Ещё раз оторвите правый верхний угол.

Ещё раз сложите пополам.

И ещё раз оторвите верхний правый угол.

- Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.

- Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (ответы детей)

- А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным.

Слайды 13.

Обсуждение пословиц с ребятами на тему: «Дружба»



Слайд 14.

(Все становятся в круг)

Упражнение «Связующая нить»

- Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение – быть связанными с кем-то? Что это значит? Давайте мы с вами попробуем почувствовать, что это значит? (Участники встают в круг. Первый участник, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. Каждый участник должен назвать свое имя и свое увлечение, обмотать нитью свою руку и передать клубок. И так по кругу. Когда клубок возвращается к первому участнику, все оказываются «связаны» одной нитью.)

- Ребята, попробуйте отойти назад.

- Что произошло? (ответы детей: «Ниточка натянулась»). Получается вы одно целое. Вы видите, как нас объединяет эта нить? А что еще, кроме нити, объединяет вас? (ответы детей: «Мы учимся в одном классе, сидим за одной партой…»)

Сматываем клубок в обратном направлении, и у кого он оказывается в руках, про того дети должны вспомнить, что он говорил о себе и своих увлечениях. (Нить перерезаем и завязываем на запястье.)

Слайд 15.

- Ребята, а что означает слово «сотрудничать».

(ответы детей: «Чтобы вместе делать сложное дело, которое одному не под силу».)

- А теперь мы с вами попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Взять карандаши, выйти к доске и объединиться в пары.

Упражнение "Подними монету"

Цель: сплочение группы, включение в работу.

Материалы: газеты, по одной монете на каждого ребёнка.

Инструкция: дети делятся на две группы по 3 человека и встают всей группой на одну из газет, кладут на свободные края свои монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать между собой. Команды приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

Обсуждение:

- Какой команде удалось выполнить задание?

- От чего это зависело?

- Что было самым трудным?

Вывод: работа в команде требует от каждого взаимоподдержки и взаимовыручки.

Слайды 16.

Упражнение «Какой ты молодец!»

Все стоя в кругу. Повернуться к соседу справа, погладить по голове и сказать: «Какой ты молодец!» Повернуться к соседу слева и сделать тоже самое.

Слайд 17.

Беседа с учащимися о правилах дружбы.

- О каких правилах мы еще не говорили? (ответы детей)

(Чтение правил дружбы со слайда.)

- При выполнении заданий вы  помогали друг другу, научились ценить дружбу.

- Молодцы, ребята я очень рада, что вы поняли смысл настоящей дружбы. Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

- Я желаю вам быть всегда дружными, доверяйте друг другу, поддерживайте друг друга в трудную минуту, будьте честными.

Слайд 18-19.

Игра - конкурс «Угадай мелодию».

Сегодня все песни нашего конкурса посвящены дружбе.

За правильный ответ, угадавший, получает жетон.

Слайд 20.

Упражнение «Аплодисменты».

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и поддержку друг другу.

- Игра проходит следующим образом: я выбираю одного из вас (например, Ульяну). Она выходит в центр круга, я хлопаю ей в ладоши. Потом Ульяна называет имя следующего участника, тот подходит к ней и они хлопают вместе. Затем второй участник выбирает третьего и т.д. Когда к вашей группе присоединится последний человек, завершите игру словами: «А самые громкие аплодисменты звучат для…».

Слайд 21.

- А теперь вас ждёт творческое задание

Предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба». У вас есть журналы, листы ватмана, ножницы и клей, используя все эти материалы, вы можете выполнить совместную творческую работу, которая будет называться «Дружба».

Слайд 22.

- Давайте вспомним «Главные законы дружбы»:

Слайд 23.

- Мы с вами очень дружно трудились, и поэтому я думаю, что сегодня нет побеждённых. Сегодня победила ДРУЖБА!

Итог занятия

Говорят, что дружба – это любовь без крыльев.

Дружба – это дар, данный человеку.

Конечно, вы ещё только учитесь выбирать друзей и быть друзьями. И на этом пути бывает всякое: обиды, ссоры, драки, недомолвки... Нужно уметь прощать, быть терпимым и никогда не рубить с плеча.

Слайд 24.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.


Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.


Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Р. Гамзатов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!