Конспект на тему: «Автоматизация звука [З] в словах в разных позициях».
Цель: автоматизировать звук [З] в словах.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навык правильного произношения звука [З],
- учить четко, произносить звук [З] в словах в разных позициях,
- развивать речевое дыхание,
- развивать фонематическое восприятие,
- обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
- развивать дикцию, интонационную выразительность,
- продолжать развивать память, мышление, внимание,
- формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.
Оборудование: презентация с картинками артикуляционной гимнастики, тетради, индивидуальные карточки - задания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетела стрекоза. Давай покажем стрекозе как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Свои зубки покажи и заборчиком держи.
Упражнение «Заборчик». Упражнение «Трубочка».
Чередование «Заборчик-Трубочка». Упражнение «Качели».
Упражнение «Лопатка». Упражнение «Киска сердится».
Упражнение «Часики». Упражнение «Чистим зубки».
Упражнение «Посчитаем зубки». Упражнение «Хрустим язычком».
3. Воздушная струя.
Логопед: Пока мы делали упражнения, стрекоза сидела на цветочке. Давай поможем ей взлететь.
4. Изолированное произнесение звука [З].
Логопед: Чтобы летать, стрекозе нужен ветерок. Покажи как дует ветерок.
Ребенок: (произносит длительно) З-з-з-з-з-з-з-з-з
5. Автоматизация в словах
Логопед: Пока наша стрекоза летала, совсем забыла все слова, которые знала. Давай ей поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.
Логопед: Ли…, Ко…, Арб…, ва….
Ребенок: за…,за…, …уз, за….
Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК
Логопед: А теперь повторяй за мной слова:
ЗА: за-то, за-пад, за-мок, за-вод, за-кон, за-кат, за-пах, за-гон, за-бег, за-пев, за-выть, за-быть, зай-ти, зай-ка, заг-нать, за-бо-та, за-ба-ва, за-те-я, за-ви-ток, за-ку-ток, за-га-дать, за-ду-мать, за-ко-пать, за-ки-дать, за-хо-теть, за-ки-нуть, за-ки-петь, за-тя-нуть, за-о-хать, за-е-хать, за-бе-гать, за-бо-дать, за-инь-ка, за-пон-ка, за-гад-ка, за-вет-ный, за-да-ни-е, за-да-ва-ка, за-би-я-ка, за-го-то-вить, за-го-тов-ка;
ЗО: Зо-я, зонт, зон-тик;
ЗУ: зу-бы, зуб, зу-бок, зуб-ной, зу-бат-ка;
ЗЫ: зыб-кий.
Знать, знак, звон, звать, зной, звук, зво-нок, зна-мя, зва-ный, зна-ток, зво-нить, звон-кий, зна-ко-мый, зна-ко-мить.
ЗА: ва-за, ба-за, ко-за, на-зад, фа-зан, ка-зак, ма-зать, е-го-за, ме-ду-за, ми-мо-за, у-ка-зать, на-ка-зать, по-ка-зать, мо-за-и-ка, не-за-буд-ки, у-ка-за-ни-е.
АЗ: наз-вать, аз-бу-ка, наз-ва-ни-е;
ЗО: би-зон, во-зок;
ОЗ: воз-дух;
ЗУ: ве-зу, ма-зут, вни-зу;
ЗЫ: во-зы, та-зы, ко-зы, ва-зы, я-зык, му-зы-ка, му-зы-кант, на-зы-вать;
ИЗ: из-ба, из-гиб, из-мять, из-бы-ток, из-нан-ка, из-да-ни-е.
Завязать, зазвонить, зазнайка, зазывать, замазать, заноза, изъездить
6. Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась (тянем ручки вверх)
Улыбнулась, потянулась (улыбаемся друг другу)
Раз - росой она умылась (показываем как она умывается)
Два - изящно покружилась (делаем круг вокруг своей оси)
Три - нагнулась и присела (нагибаемся и присядем)
На четыре – улетела (машем ручками, показывая как стрекоза летит).
7. Д/и «Поймай звук»
Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [з], поймай его - хлопни в ладоши».
ряд звуков: [з, ш, р, з, т, м, з, л, з, …],
Ряд слогов: ла, за, ры, вы, зы, мо, зо, ру, …
Ряд простых слов: замок, дом, зубы, зонтик, кот, и т.д.
9. Мелкая моторика.
Логопед: Стрекоза принесла тебе задание. Обведи по точкам и назови что это. Ребенок: зонтик
10. Итог занятия.
Логопед: стрекоза хочет знать слова со звуком [З], которые ты научился произносить на занятии. Давай вспомним.
Вручается картинка стрекозы и предлагается дома раскрасить ее.