Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».
Цели:
Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.
Развивающая цель: развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта, продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;
Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.
Задачи:
ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
научить применять знания в реальной жизни.
продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
формирование умения вести проектную деятельность
Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемый результат урока:
творческое мышление школьников
умение приобретать знания из различных источников
анализировать факты
делать обобщение
высказывать собственные суждения
критически относиться к мнениям других.
анализировать географическую грамотность
показать, что все в природе взаимосвязано
Оборудование: презентация, карта океанов, географические атласы
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя географии.
– Добрый день ребята, сегодня нас ждет путешествие, а какое догадайтесь сами .(Слайд 1,2,3) дети озвучивают свои догадки и пробуют сформулировать тему урока
- Свойства вод мирового океана. (Слайд 4,5)
В тетрадках по географии запишите число и тему урока.
Сегодня вы совершите путешествие, во время которого (а как вы думаете, что вы узнаете??? Формулируют цель урока ) узнаете о свойствах океанических вод, проведёте наблюдения за удивительным подводным миром, удивитесь его многообразию и разгадаете тайны некоторых физических процессов. (Слайд 6)
Ребята вам предстоит множество наблюдений. Записывай их в судовой журнал который находится у вас на партах.
(мировой океан –это самое большое скопление воды на земной поверхности , основная часть гидросферы)
Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана? (солёность, температура) (Слайд 7,8)
Проведите первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа. Атласы лежат у вас на партах
0c. ш.: + 26С
30 с. ш.: + 20С температура поверхностных вод
60 с. ш. : + 5С судовой журнал
90 с. ш.: – 1,5С широты: экваториальные, тропические, умеренные
Запишите данные, проведите анализ данных и сделайте вывод.(давайте проверим какие получились у вас результаты для этого передайте свой судовой журнал соседу по парте) какие выводы вы сделали?
Внимание!!! Начинаем погружение, следите за показанием термометра фиксирующего изменения t0 с глубиной, проанализируйте данные и запишите выводы, а также нарисуйте график изменения t0 с глубиной . (Слайд 9) исследование 2 Причины изменения температуры воды с глубиной? (Проникновение солнечных лучей, вертикальная циркуляция вод.) (Слайд 10)
Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод.
(Слайд 11) В каких единицах измеряют солёность морских вод?(Измеряется в промилле, обозначается ‰)
Проанализируйте карту солености в атласе, презентации. Изменения солёности с широтой, по океанам.(Слайд 12) исследование 3
Изменение солености (‰) |
с широтой | по океанам (учебник стр.84) |
0 экватор – 34 30тропики – 35,8 60умеренные - 33 | Тихий - 34,8 Атлантический – 35,5 Индийский – 34,8 Северный Ледовитый - 32 |
Проанализируйте полученные результаты и объясните такую закономерность изменения солености.
В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.
Причины изменения солёности (Слайд 13)Климат, осадки, испарение, воды впадающих рек, течение.
А теперь проведем небольшое исследование.
Гипотеза (Слайд 14)
Соленость с глубиной изменяется незначительно.
С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров. (Слайд 15)Карта: солёность на поверхности океана.
(Слайд 16) Соленость на поверхности океана определяется соотношением количества осадков и испарения, поэтому самые высокие значения солености отмечаются в тропических широтах, где испарение очень велико, а осадки вследствие приходящихся на эти широты нисходящих потоков воздуха практически отсутствуют
(Слайд 17) Карта: солёность на глубине 500 м.
(Слайд 18) Распределение солености в толще океана определятся преимущественно горизонтальным и вертикальным перемещением вод. Данное изображение демонстрирует карту среднегодовой солености на глубине 500 м. По сравнению с распределением поверхностной солености, в этом случае гораздо слабее выражены тропические максимумы солености. Другой особенностью является наличие североатлантического максимума солености, обусловленного повышенным испарением, характерным для этой акватории.
(Слайд 19) Карта: солёность на глубине 1000 м.
(Слайд 20) Данное изображение демонстрирует распределение среднегодовой солености на глубине 1000 м, соответствующей области распространения промежуточных водных масс. Отчетливо выделяется два очага повышенной солености: в северной части Атлантического океана и в Аравийском море (оно впадает в индийский океан). Их происхождение связано с поступлением на этих глубинах вод из Средиземного и Красного морей, отличающихся повышенной соленостью вследствие резкого превышения испарения над осадками и речным стоком.
(Слайд 21) Карта: солёность на глубине 3000 м.
(Слайд 22) Данное изображение демонстрирует карту среднегодовой солености на глубине 3000 м. Основная закономерность этого распределения – монотонное уменьшение солености в направлении от области образования глубинных вод в Северной Атлантике до места их поднятия к поверхности в северной части Тихого океана, т.е. по траектории Северная Атлантика – Южная Атлантика – Индийский океан – южная часть Тихого океана – северная часть Тихого океана
(Слайд 23) Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .
Гипотеза доказана.
Как вы думаете? (Слайд 24)
Что означает 20%о ? промиль -это означает что в жидкости 1 литр содержится 20 грамм какого-либо вещества (тысячную часть какого-либо вещества, присутствующего в другом веществе)
Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря? 41%о (41 грамм)
Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о? (40*10=400 грамм)
Учитель физики:
Ребята а как вы думаете почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?
Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?
Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?
Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: Потому что в море вода соленая.
Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?
Ученик: Плотности жидкостей различны.
Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.
Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3данного вещества.
Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества
А по какой формуле можно рассчитать плотность? Формула для расчета и единица измерения плотности.
Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана. (Слайд 25- 52 (почему они такие) )
(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).
(Слайд 53-54) Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?
(Слайд 55) (отсутствие света, концентрация кислорода, понижение температуры воды с глубиной, соленость, слабые течения, заметные на значительных глубинах только вблизи от берегов, огромное, возрастающее пропорционально глубине давление водной толщи,)
Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.
Повторим и вспомним:
Что такое давление? (Величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.)
Как передается давление жидкостям?(в каждую точку по всем направлениям)
Закон Паскаля. Стр .111 учебник. (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях).
От чего зависит давление в жидкости? (От рода жидкости и высоты столбца жидкости) (Слайд 56-57)
Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.
(Слайд 58) Докажем расчетным методом эту гипотезу.
(Слайд 59) Расчитайте давление на глубинах: исследовании е 4
200 метров
1000 метров
3000 метров
5000 метров
Результаты нанесите на шкалу глубин. Проанализируйте, полученный вывод запишите в судовой журнал.
После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.
С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.
Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.
Проведите 5 исследование , проверьте свои знания и оцените свою работу на уроке.
Судовые журналы сдайте.
Подведение итогов урока:
Что показал нам наш урок? (узнаете о свойствах океанических вод, проведёте наблюдения за удивительным подводным миром, удивитесь его многообразию и разгадаете тайны некоторых физических процессов.)
Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии.
(Слайд 60) Запишите д/з. Физика §38,39 прочитать, ответить на вопросы после §, Задание стр. 112.
География §15,16 повторить.
Всем спасибо!
Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….
№ | Утверждение | Да | Нет | № | Утверждение | Да | Нет |
1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | | 1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | |
2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | | 2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | |
3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | | 3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | |
4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | | 4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | |
5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | | 5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | |
6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | | 6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | |
7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | | 7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | |
8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | | 8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | |
Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….
№ | Утверждение | Да | Нет | № | Утверждение | Да | Нет |
1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | | 1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | |
2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | | 2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | |
3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | | 3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | |
4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | | 4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | |
5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | | 5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | |
6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | | 6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | |
7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | | 7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | |
8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | | 8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | |
Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….
№ | Утверждение | Да | Нет | № | Утверждение | Да | Нет |
1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | | 1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | |
2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | | 2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | |
3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | | 3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | |
4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | | 4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | |
5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | | 5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | |
6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | | 6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | |
7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | | 7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | |
8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | | 8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | |
Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….
№ | Утверждение | Да | Нет | № | Утверждение | Да | Нет |
1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | | 1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | |
2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | | 2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | |
3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | | 3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | |
4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | | 4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | |
5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | | 5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | |
6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | | 6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | |
7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | | 7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | |
8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | | 8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | |
Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….
№ | Утверждение | Да | Нет | № | Утверждение | Да | Нет |
1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | | 1 | Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу? | | |
2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | | 2 | Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами? | | |
3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | | 3 | Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами? | | |
4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | | 4 | Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые? | | |
5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | | 5 | Самым большим по площади океаном является Атлантический океан? | | |
6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | | 6 | Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан? | | |
7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | | 7 | Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара? | | |
8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | | 8 | Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой? | | |
Давайте проведем взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл.
«5» -8 баллов, «4»-7-6 баллов, «3» 5-4 балла, «2» 3-0 баллов. Поднимите руки, кто заработал «5». Молодцы! У кого результаты ниже, ждем ваших достижений.
1-да, 2-нет, 3-да, 4-нет, 5-нет, 6-да, 7-нет, 8-да
Судовой журнал
Фамилия, имя __________________________________________________
Мировой океан – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Исследование 1
Проведи наблюдения за изменением t ° поверхностных вод с помощью карт атласа. Запиши данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных:
90°с.ш...……………………
60°с.ш..…………………….
30°с.ш.……………………..
0°с.ш……………………..
Проанализируй данные и запиши вывод. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование 2
Внимание! Начинается погружение! Следи за показаниями термометров, фиксирующими изменение t° воды с глубиной:
0м………+16°C
200м……+15°C
1000м……+3,8°С
5000м…….+2,5°С
Подумай и запиши вывод, а также нарисуй график изменения t° c глубиной. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
0С 30 25 20 15 10 5 0 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000 М |
Исследование 3
Наша экспедиция, совершая путешествие, проводила наблюдения не только за температурой воды, но и за ее соленостью. Проанализируй полученные данные и объясни такую закономерность изменения солености. Соленость воды измеряется в промилле.
Изменение солености (‰) |
С широтой | По морям |
0 экватор – 30 тропики – 60 умеренные - | Тихий - 34,8 Атлантический – 35,5 Индийский – 34,8 Северный Ледовитый - 32 |
В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши в судовой журнал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование 4
Рассчитайте давление на глубинах:
200 метров
1000 метров
3000 метров
5000 метров
Па 5*106 4*106 3*106 2*106 1*106 0 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000 М |
Результаты нанесите на шкалу глубин .Проанализируйте, полученный вывод запиши в судовой журнал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование 5
Проверь свои знания:
1. Выбери правильный ответ:
При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:
а ) понижается
б ) не изменяется
в ) повышается
Самооценка за урок _________________________
0 c. ш. + 26С
30 с. ш. + 20С
60 с. ш. + 5С
90 с. ш.– 1,5С