СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока по географии и физике "Свойство вод Мирового океана"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированого урока по географии и физиуе 7 класс "Свойства вод Мирового океана".

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по географии и физике "Свойство вод Мирового океана"»

Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».

Цели:

  • Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.

  • Развивающая цель: развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта, продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;

  • Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.

Задачи:

  • ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.

  • научить применять знания в реальной жизни.

  • продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов

  • формирование умения вести проектную деятельность

Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников

  • умение приобретать знания из различных источников

  • анализировать факты

  • делать обобщение

  • высказывать собственные суждения

  • критически относиться к мнениям других.

  • анализировать географическую грамотность

  • показать, что все в природе взаимосвязано

Оборудование: презентация, карта океанов, географические атласы















Ход урока

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя географии.

– Добрый день ребята, сегодня нас ждет путешествие, а какое догадайтесь сами .(Слайд 1,2,3) дети озвучивают свои догадки и пробуют сформулировать тему урока

- Свойства вод мирового океана. (Слайд 4,5)

В тетрадках по географии запишите число и тему урока.

Сегодня вы совершите путешествие, во время которого (а как вы думаете, что вы узнаете??? Формулируют цель урока ) узнаете о свойствах океанических вод, проведёте наблюдения за удивительным подводным миром, удивитесь его многообразию и разгадаете тайны некоторых физических процессов. (Слайд 6)

Ребята вам предстоит множество наблюдений. Записывай их в судовой журнал который находится у вас на партах.

(мировой океан –это самое большое скопление воды на земной поверхности , основная часть гидросферы)

Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана? (солёность, температура) (Слайд 7,8)

Проведите первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа. Атласы лежат у вас на партах

0c. ш.: + 26С

30 с. ш.: + 20С температура поверхностных вод

60 с. ш. : + 5С судовой журнал

90 с. ш.: – 1,5С широты: экваториальные, тропические, умеренные

Запишите данные, проведите анализ данных и сделайте вывод.(давайте проверим какие получились у вас результаты для этого передайте свой судовой журнал соседу по парте) какие выводы вы сделали?

Внимание!!! Начинаем погружение, следите за показанием термометра фиксирующего изменения t0 с глубиной, проанализируйте данные и запишите выводы, а также нарисуйте график изменения t0 с глубиной . (Слайд 9) исследование 2 Причины изменения температуры воды с глубиной? (Проникновение солнечных лучей, вертикальная циркуляция вод.) (Слайд 10)

Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод.

(Слайд 11) В каких единицах измеряют солёность морских вод?(Измеряется в промилле, обозначается )

Проанализируйте карту солености в атласе, презентации. Изменения солёности с широтой, по океанам.(Слайд 12) исследование 3

Изменение солености (‰)

с широтой

по океанам (учебник стр.84)

0 экватор – 34

30тропики – 35,8

60умеренные - 33

Тихий - 34,8

Атлантический – 35,5

Индийский – 34,8

Северный Ледовитый - 32



Проанализируйте полученные результаты и объясните такую закономерность изменения солености.

В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.

Причины изменения солёности (Слайд 13)Климат, осадки, испарение, воды впадающих рек, течение.

А теперь проведем небольшое исследование.

Гипотеза (Слайд 14)

Соленость с глубиной изменяется незначительно.

С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров. (Слайд 15)Карта: солёность на поверхности океана.

(Слайд 16) Соленость на поверхности океана определяется соотношением количества осадков и испарения, поэтому самые высокие значения солености отмечаются в тропических широтах, где испарение очень велико, а осадки вследствие приходящихся на эти широты нисходящих потоков воздуха практически отсутствуют

(Слайд 17) Карта: солёность на глубине 500 м.

(Слайд 18) Распределение солености в толще океана определятся преимущественно горизонтальным и вертикальным перемещением вод. Данное изображение демонстрирует карту среднегодовой солености на глубине 500 м. По сравнению с распределением поверхностной солености, в этом случае гораздо слабее выражены тропические максимумы солености. Другой особенностью является наличие североатлантического максимума солености, обусловленного повышенным испарением, характерным для этой акватории.

(Слайд 19) Карта: солёность на глубине 1000 м.

(Слайд 20) Данное изображение демонстрирует распределение среднегодовой солености на глубине 1000 м, соответствующей области распространения промежуточных водных масс. Отчетливо выделяется два очага повышенной солености: в северной части Атлантического океана и в Аравийском море (оно впадает в индийский океан). Их происхождение связано с поступлением на этих глубинах вод из Средиземного и Красного морей, отличающихся повышенной соленостью вследствие резкого превышения испарения над осадками и речным стоком.

(Слайд 21) Карта: солёность на глубине 3000 м.

(Слайд 22) Данное изображение демонстрирует карту среднегодовой солености на глубине 3000 м. Основная закономерность этого распределения – монотонное уменьшение солености в направлении от области образования глубинных вод в Северной Атлантике до места их поднятия к поверхности в северной части Тихого океана, т.е. по траектории Северная Атлантика – Южная Атлантика – Индийский океан – южная часть Тихого океана – северная часть Тихого океана

(Слайд 23) Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .

Гипотеза доказана.

Как вы думаете? (Слайд 24)

Что означает 20%о ? промиль -это означает что в жидкости 1 литр содержится 20 грамм какого-либо вещества (тысячную часть какого-либо вещества, присутствующего в другом веществе)

  •  Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря? 41%о (41 грамм)

  •  Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о? (40*10=400 грамм)

 Учитель физики: 

  • Ребята а как вы думаете почему в море легче держаться на воде, чем в реке?

  • Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?

  • Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?

Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?

Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: Потому что в море вода соленая.

Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?

Ученик: Плотности жидкостей различны.

Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.

Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3данного вещества.

Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества

А по какой формуле можно рассчитать плотность? Формула для расчета и единица измерения плотности.

Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана. (Слайд 25- 52 (почему они такие) )

(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).

(Слайд 53-54) Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?

(Слайд 55) (отсутствие света, концентрация кислорода, понижение температуры воды с глубиной, соленость, слабые течения, заметные на значительных глубинах только вблизи от берегов, огромное, возрастающее пропорционально глубине давление водной толщи,)



Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.

Повторим и вспомним:

  • Что такое давление? (Величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.)

  • Как передается давление жидкостям?(в каждую точку по всем направлениям)

  • Закон Паскаля. Стр .111 учебник. (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях).

  • От чего зависит давление в жидкости? (От рода жидкости и высоты столбца жидкости) (Слайд 56-57)

Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.

(Слайд 58) Докажем расчетным методом эту гипотезу.



(Слайд 59) Расчитайте давление на глубинах: исследовании е 4

  • 200 метров

  • 1000 метров

  • 3000 метров

  • 5000 метров

Результаты нанесите на шкалу глубин. Проанализируйте, полученный вывод запишите в судовой журнал.

После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.

С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.







Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.

Проведите 5 исследование , проверьте свои знания и оцените свою работу на уроке.

Судовые журналы сдайте.

Подведение итогов урока:

Что показал нам наш урок? (узнаете о свойствах океанических вод, проведёте наблюдения за удивительным подводным миром, удивитесь его многообразию и разгадаете тайны некоторых физических процессов.)

Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии.

(Слайд 60) Запишите д/з. Физика §38,39 прочитать, ответить на вопросы после §, Задание стр. 112.

География §15,16 повторить.

Всем спасибо!





























Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….

Утверждение

Да

Нет

Утверждение

Да

Нет

1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?




Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….

Утверждение

Да

Нет

Утверждение

Да

Нет

1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?




Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….

Утверждение

Да

Нет

Утверждение

Да

Нет

1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?



Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….

Утверждение

Да

Нет

Утверждение

Да

Нет

1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?




Верите ли вы, что…. Верите ли вы, что….

Утверждение

Да

Нет

Утверждение

Да

Нет

1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



1

Залив - это часть океана или моря, глубоко впадающего в сушу?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



2

Участки материков или островов, глубоко впадающие в океан, называются архипелагами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



3

Узкая часть океана или моря между двумя участками суши называются проливами?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



4

Наземные воды суши это грунтовые и межпластовые?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



5

Самым большим по площади океаном является Атлантический океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



6

Самым маленьким по площади океаном является Северно-Ледовитый океан?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



7

Вода в атмосфере содержится только в виде водяного пара?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?



8

Остров это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?









Давайте проведем взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл.

«5» -8 баллов, «4»-7-6 баллов, «3» 5-4 балла, «2» 3-0 баллов. Поднимите руки, кто заработал «5». Молодцы! У кого результаты ниже, ждем ваших достижений.



1-да, 2-нет, 3-да, 4-нет, 5-нет, 6-да, 7-нет, 8-да







Судовой журнал

Фамилия, имя __________________________________________________

Мировой океан – это _______________________________________________________

__________________________________________________________________


Исследование 1

Проведи наблюдения за изменением t ° поверхностных вод с помощью карт атласа. Запиши данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных:

90°с.ш...……………………

60°с.ш..…………………….

30°с.ш.……………………..

0°с.ш……………………..

Проанализируй данные и запиши вывод. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Исследование 2

Внимание! Начинается погружение! Следи за показаниями термометров, фиксирующими изменение t° воды с глубиной:

0м………+16°C

200м……+15°C

1000м……+3,8°С

5000м…….+2,5°С

Подумай и запиши вывод, а также нарисуй график изменения t° c глубиной. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


0С

30

25

20

15


10


5

0





















































































500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000 М














Исследование 3

Наша экспедиция, совершая путешествие, проводила наблюдения не только за температурой воды, но и за ее соленостью. Проанализируй полученные данные и объясни такую закономерность изменения солености. Соленость воды измеряется в промилле.

Изменение солености (‰)

С широтой

По морям

0 экватор –

30 тропики –

60 умеренные -

Тихий - 34,8

Атлантический – 35,5

Индийский – 34,8

Северный Ледовитый - 32


В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши в судовой журнал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Исследование 4

Рассчитайте давление на глубинах:

  • 200 метров

  • 1000 метров

  • 3000 метров

  • 5000 метров

Па

5*106

4*106

3*106


2*106


1*106

0





















































































500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000 М




Результаты нанесите на шкалу глубин .Проанализируйте, полученный вывод запиши в судовой журнал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование 5

Проверь свои знания:

1. Выбери правильный ответ:

При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а ) понижается

б ) не изменяется

в ) повышается


Самооценка за урок _________________________






























































































0 c. ш. + 26С

30 с. ш. + 20С



60 с. ш. + 5С

90 с. ш.– 1,5С




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!