«Прогулка в осенний парк»
Цель: уточнить и обобщить знания о времени года – осень, изменениях, которые происходят в природе, обогащать представления об окружающей среде, развивать логическое мышление, формировать представление о понятиях «один», «много», пользоваться словами «высокий», «низкий», развивать связную речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к природе родного края, умение беречь ее и преумножать, воспитывать любовь к прекрасному средствами эстетического восприятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько к нам сегодня гостей пришло. Давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте! Доброе утро!
Воспитатель: А теперь давайте встанем так, чтобы мы видели друг друга. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, подарите своему другу нежную, ласковую улыбку (дети улыбаются). Возьмитесь за руки, закройте глаза, почувствуйте тепло друг друга, согрейте теплом своего товарища. Давайте произнесем волшебные слова:
Я здоровый, хороший ребенок.
Всем детям я желаю здоровья.
Пускай они будут веселые и красивые, здоровые и счастливые.
Воспитатель: Тихо вокруг. Пожелтели листья на деревьях. Цветов осталось совсем не много. Пчелы уже не жужжат, высоко в небе плывут белые паутинки.
Загадка об осени:
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Как вы это определили? Какие признаки осени вы знаете?
Дети: отвечают: день стал короче, солнце светит, но не греет, исчезли насекомые, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, листья меняют свой цвет и опадают, чаще идут дожди.
Воспитатель: Дети, я сегодня приглашаю вас на прогулку в осенний парк. Закрывайте глаза, а я осенним листочком дотронусь до каждого из вас. Раз, два, три – в осеннем парке окажись!
(Дети открывают глаза. Проходят за воспитателем).
Упражнения на дыхание:
Вдох на каждый шаг.
Повороты головы влево, вправо.
Наклоны головы к плечам.
Воспитатель: Дети, как вы считаете, что нужно людям для того, чтобы дышать?
Дети: Для того, чтобы дышать, нужен воздух.
Воспитатель: А какой воздух? Мы видим его?
Дети: Воздух чистый, прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Дети, а почему же в парке так легко дышится?
Дети: Потому что растения, деревья выделяют кислород.
Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю вам загадку и мы пойдем дальше только тогда, когда вы ее отгадаете:
Возле дома куст растет
Белым цветом он цветет,
Будут ягоды на нем,
Осенью их соберем.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная ….
Дети: Калина.
Воспитатель: Правильно! А калина это куст тили дерево? А как выглядит куст калины? Какие у нее листья? Ягоды? Кто зимой питается ее ягодами? Чем полезна калина? (ответы детей).
Подходить к дереву нужно с добрыми чувствами и симпатией, пусть дерево почувствует, что у вас нет намерения навредить и тогда оно поделится своей силой.
Воспитатель: Дети, в парке много деревьев. Вот еще одна загадка:
Зимой и летом одним цветом
Дети: Елочка.
Воспитатель: А елочка это дерево или куст? Что у елочки вместо листьев растет? Опадают ли иголочки на зиму? Какое это дерево по высоте? Какой ствол у елочки? Сколько шишек на елочке? Сколько кустов калины растет в нашем парке?
Дети: Один.
Воспитатель: Какой цифрой мы обозначим число один?
Дети: Цифрой 1.
Воспитатель: Можно ли обозначить цифрой один все деревья в парке? (нет) Почему? (ответы детей). Деревьев много!
Воспитатель: Дети, вы замечали, как падают листья с деревьев на землю? На что похож их полет? (ответы детей)
Листья легко падают с дерева, плавно качаясь в воздухе. Попробуйте повторить их движения.
Психогимнастика «Падающие листочки»
Воспитатель: Дети, пока вы играли, кто-то потерял ленточку из листьев. Как вы думаете, из каких листочков эта ленточка? (из березкиных) Какое дерево ее потеряло? Какие листочки по размеру у березки? А какого цвета ствол у березки? (ответы детей)
Дидактическая игра «Подбеги к дереву, которое я назову».
Воспитатель: Дети, прислушайтесь, кто это там шуршит в листочках. Да это же ежик. Ой, сколько он грибов насобирал, приготовил себе запасы на зиму.
Дети, а можно вам без взрослых собирать грибы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему? (ответы детей) Какие бывают грибы?
Дети: съедобные и несъедобные.
Воспитатель: Назовите их (ответы детей)
А сейчас, ежик, мы проверим твои грибы и ты отнесешь их в свою норку (детки называют грибы, которые собрал ежик).
В целях охраны жизни и здоровья, дети, никогда не берите грибы без взрослых и не забывайте мыть руки!
Воспитатель: Дети, пока мы с вами гуляли по парку, за нами все время наблюдала волшебница Осень. Вот она, красавица.
Выходит Осень.
Осень:
Я – природное явленье
Вслед за летом я бегу.
Все деревья разным цветом
Разукрасить я могу.
Нагоню я ветер сильный
И листочки полетят
Листопадом разноцветным,
Чтобы радовать ребят.
Воспитатель: Дети, давайте поприветствуем Осень и споем ей песню.
(Дети поют песню О.Дьяченко «Осень»)
Воспитатель: Дети, какими словами можно назвать Осень?
Дети: Щедрая, милая, золотая, славная.
Воспитатель: В чем же ее щедрость?
Дети: Она приносит подарки: овощи и фрукты.
Осень в корзинках принесла овощи и фрукты. Дети их называют.
Воспитатель: А почему Осень – волшебница?
Ответы детей: разукрашивает листья на деревьях разными цветами.
Воспитатель: Дети, а давайте и мы Осени поможем разукрасить листочки и сделать для нее разноцветный коврик.
(Дети выбирают из корзиночки листочки, которые принесла Осень, наносят губкой гуашь, переворачивают лист, наносят на большой лист бумаги отпечаток – монотипия).
Дети дарят Осени коврик из листьев, прощаются, благодарят за подарки.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, и нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки (в это время дотрагивается листочком к каждому ребенку):
Раз, два, три – повернись
И в детском саду – очутись!