СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Радуга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Радуга»

Возрастные особенности. Для детей старшего возраста важно создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Детям этого возраста особенно интересно игровое экспериментирование, они проявляют интерес к развивающим и познавательным играм.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Технологии и методы: игровые, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, работа в подгруппах, здоровьесберегающая (динамическая пауза).

Планируемые результаты: У детей формируются представления о цветовом спектре, практические навыки смешения цветов и их результатов; умение слушать педагога, взаимодействовать со сверстниками.

Рекомендовано для педагогов ДОУ как вариант для развития познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о последовательности цветов в спектре радуги в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать знания детей об основных цветах.

2. Познакомить со способами смешивания красок для получения других цветов: зеленого, фиолетового, голубого.

3. Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их последовательностью.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности в процессе проведения практических опытов.

5. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.

6. Активизировать речь детей, вызвать желание участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, делать выводы.

Развивающие:

1. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, умению наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Развивать познавательные способности и интерес к экспериментированию.

3. Развивать двигательную активность детей, координацию, ориентацию в

пространстве, координацию слов с движениями через выполнение

физических упражнений.

4. Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи и поддержке.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы и результаты своего творчества.

3. Воспитывать умение работать сообща, оценивать результат совместной работы.

4. Воспитывать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Материал и оборудование: Презентация, ноутбук, проектор, схема «Смешивание цветов», модель «Радуга», радужные гномы на магнитах, вентилятор с цветовым кругом, СД-диски и фонарики (по количеству детей – 8 шт., баночки для воды (4 шт, краски гуашевые (красная, жёлтая, синяя, каждой по 3 шт, краска белая- 1 шт, кисти (по количеству детей – 8 шт., белая бумага (5 листов, цветные квадратики (2- оранжевых, 2-зелёных, 2- фиолетовых, 2- голубых, ёмкость с водой (прозрачная, большая-для смешения всех красок, чайная ложечка;

Предварительная работа: знакомство с радужными гномами, беседа «Цвета радуги», «Основные цвета спектра», «Смешение цветов», разучивание поговорки «Каждый охотник ….».

Ход совместной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу и гостям наши улыбки.

Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Воспитатель: посмотрите, какой прекрасный и разноцветный мир (показ слайда)     

Если бы всё на свете

Было одинакового цвета?

Как жилось бы людям,

В одноцветном мире? (Ответы детей)

- Правильно, ребята, жить в одноцветном мире не интересно, безрадостно.

- Видеть мир привыкли люди

белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

удивительным и разным!

     Воспитатель: Ребята, а вы любите чудеса и волшебство?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите на экран. 

На экране появляется «Сказочный лес»

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Ответы детей: Это лес…

Воспитатель: Как вы думаете, какой это лес? Почему?

Дети: ответы (потому что сказочный)

Воспитатель: Совершенно верно, этот лес необычный, сказочный, волшебный.

Шум дождя (звук дождя)

Воспитатель: Что вы слышите? Что это шумит?

Дети: Это шум дождя. Это идет дождь и т. д.

Воспитатель: Правильно! Это дождь.

В сказочном лесу начался сильный дождь (на слайде - дождь)

Воспитатель: А что бывает после дождя?

Ответы детей: Радуга

 Появляется радуга (серого цвета, без красок)

Воспитатель: Что появилось на небе?

Ответы детей: Радуга

Радуга – это атмосферное явление, её можно наблюдать, когда идет мелкий, частый дождик, и в тоже время сквозь тучи или облака светит солнышко. Солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуют радугу.

Радуга может появиться на небе в любое время года (показ слайдов радуга в разное время года) и даже ночью.

Воспитатель: Ребята, что произошло с нашей радугой? Это правильная радуга? Что с ней не так?

Ответы и предположения детей – нет цветов, она не разноцветная, не цветная…

Воспитатель: Что же могло произойти? Наверное, это сказочный волшебный дождь смыл все краски. Что нам делать?

Дети: высказывают предположение. (Раскрасить самим радугу).

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, а какие цвета у радуги и сколько их?

Дети: 7 цветов

Воспитатель: Кто может их назвать?

Дети называют цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто может нам помочь найти (вернуть) цвета радуги? (Дети вспоминают гномов).

Если дети не называют гномов, то рассказываю: Ребята, а у меня есть знакомые гномы. Хотите с ними познакомиться? (да)

Слайд с изображением 7 гномов

Воспитатель: Конечно гномы! Правильно! А почему вы так решили?

Как вы думаете, почему гномы могут нам помочь?

Дети: Потому что гномы раскрашены в цвета радуги.

Воспитатель: А вот и наши гномы. Я вам расскажу, как их зовут. (Давайте узнаем, как их зовут, а имена у них смешные и забавные) Давайте я вас с ними познакомлю:

Кохле –красный, Охле –оранжевый, Желе –желтый, Зеле –зеленый, Геле –голубой, Селе –синий, Фи –фиолетовый.

Воспитатель: Хорошо, тогда нам пора отправиться в Сказочный лес, где нас ждут. Согласны?

Дети: да.

Воспитатель: Но чтобы нам попасть в сказочный лес, необходимо произнести волшебные слова:

Кохле – охле – желе – зеле - геле - селе - фи. (Повтор 2-3 раза, дети делают плавные движения руками перед собой, над головой)

Сказочный  лес на слайде

Воспитатель: Вот мы и в волшебном лесу! Поздороваемся с ним:

Здравствуй, лес!

Сказочный наш лес.

Весь из сказок и чудес!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, гномы оставили вам краски. Какие? (на столике стоят три краски)

Дети: красный, жёлтый, синий.

Воспитатель: Три цвета для радуги у нас есть.

(слайд радуга - на радуге появляются 3 цвета.)

Воспитатель: А, в радуге то сколько цветов?

Дети: 7 цветов.

Воспитатель: Каких цветов не хватает?

Дети: оранжевого, голубого, фиолетового, зеленого

Воспитатель: Что же нам делать? Как получить недостающие цвета? Тремя красками мы не сможем разукрасить радугу.

(Дети предлагают несколько вариантов решения проблемы)

(Если дети затрудняются, воспитатель предлагает смешать разные краски.)

Слайд: (схема смешения красок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, гномы оставили для вас какие-то карточки (подсказки? Схемы) Как вы думаете, что это? (схемы смешивания красок)

Дети: дети высказывают предположения

Воспитатель: Нельзя терять ни минуты. Приступаем к смешиванию красок.

(На слайде схема смешения красок)

(на столах стоят баночки с красками: синяя, красная, жёлтая, листы бумаги, кисти, баночки с водой)

А кто, какой цвет будет смешивать, мы сейчас узнаем. Посмотрите, на столе лежат квадратики, выберите себе любой.

(На столе лежат цветные квадратики – голубой, оранжевый, фиолетовый, зеленый - каждого по два).

Дети выбирают квадратик и смешивают соответствующий цвет (дети объединяются парами, смешивают краски: два ребёнка смешивают оранжевый цвет, два – зелёный, два – фиолетовый, два – голубой; для голубого цвета оставить на столе 3 краски)

(На столах стоят схемы смешивания цветов. По схеме еще раз вспоминаем, как получить нужные цвета).

(В процессе самостоятельной деятельности детей, проверяю как смешивают краски, задаю вопросы).

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие краски у вас получились. (вместе с детьми подходим сначала к одному столу, смотрим, какую краску смешали дети, так по очереди смотрим всех детей)

Слайд: 8

У вас – оранжевая (на радуге появляется оранжевая дуга)

У вас – зелёная (на радуге появляется зелёная дуга)

У вас – фиолетовая (на радуге появляется фиолетовая дуга)

(Так появляются все цвета радуги, кроме голубой)

Воспитатель: Ребята, на нашей радуге появились почти все цвета, а какого не хватает?

Дети: голубого

Воспитатель: Ребята, у вас получился голубой цвет? (спрашиваю у детей, которые смешивали сразу три краски)

Дети: нет

Воспитатель: Почему? Как вы думаете, как можно получить голубую краску?

Дети: белый смешать с синим.

Воспитатель: Ребята, а белой краски у нас нет, что нам делать, как получить голубой цвет?

Дети: высказывают варианты

Воспитатель: А может нам смешать все краски, и у нас получится белая краска?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Давайте попробуем, что у нас получится. (смешиваю в банке с водой все краски). Ой, что получилось?

Дети: грязная, коричневая вода.

Воспитатель: А нам нужна белая.

Воспитатель: А вы любите волшебство?

Дети: Да.

Воспитатель: Гномы оставили вам еще одну волшебную подсказку. (вентилятор с цветовым кругом)

Готовы? У меня есть волшебное устройство. Что вы видите? Какого цвета «круг» на волшебном устройстве?

Дети: Разноцветный

Воспитатель: Тогда волшебство начинается. (включаю вентилятор, диск вращается и в процессе вращения появляется белый цвет)

А теперь он быстро вращается, какого цвета круг? (стал казаться белым). Действительно, разноцветный круг при быстром вращении кажется белым.

Дети: Получился белый круг.

Воспитатель: Краски соединились, и появился белый цвет. Вот это волшебство!

(Появляется баночка с белой краской).

Давайте сделаем голубую краску. Какие две краски нам нужно смешать?

Дети: белую и синюю.

(Смешиваем две краски)

Дети получают голубой цвет.

Воспитатель: Вот у нас и получится голубой цвет.

Посмотрите, на радуге появились все цвета. (на слайде: радуга со всеми цветами)

Физкультминутка

Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг)

Над деревьями (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).

Домами (Руки сложены над головой крышей).

И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой).

И немножко надо мной. (Дотронуться до головы).

Воспитатель: Вот было бы здорово, чтобы у нас появилась своя радуга, а лучше у каждого из вас. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а если постараться и запастись необходимыми принадлежностями, то радугу можно сделать самому! Не верите? Проверьте!

Давайте сотворим радугу с помощью диска, света фонарика. (каждому даю диск, фонарик)

Опыт «Творим радугу».

Воспитатель: Итак, волшебство начинается

Возьмем: CD-диски, направим луч от нашего фонарика. Берем диск и держим его так, чтобы на его зеркальную поверхность попадал луч от фонарика. Меняем наклон CD-диска, и видим множество радужных узоров. Получается радуга по кругу.

(Дети берут диски, фонарики и выполняют инструкцию воспитателя.

Рассуждают, делают выводы, делятся впечатлениями, удивляются, радуются)

Воспитатель: Ну, что же, мы с вами вернули радуге все цвета. А нам пора возвращаться в обратный путь. Но прежде необходимо произнеси волшебные слова: Кохле – охле – желе - зеле- геле- селе- фи.

(Дети вместе с воспитателем произносят заклинание).

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Чтобы не забыть о нашем путешествии и передать красоту радуги родным, давайте ее нарисуем.

Присаживайтесь за столы. Проверьте как вы сидите.

Сядьте ровно, не касайтесь грудью стола, проверьте расстояние ладошкой, локти положите на стол, не сутультесь, ноги ровно стоят на полу.

Подготовим руки к работе:

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Теперь приступим к работе: наносим кисточкой по очереди полоски на губку: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (после каждого нанесения краски моем кисточку). Затем губку переворачиваем, прикладываем на начало листа бумаги и неотрывая руку ведем на другой конец листа.

Устроим выставку работ (дети приклеивают на мольберт получившиеся картины)

Заключительная часть

Воспитатель: Вы все молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать.

А что вам запомнилось и понравилось больше всего?

- Может кому то, что-то не понравилось?

- Что вы нового узнали?

- Что вы сегодня расскажите дома маме и папе?

(Дети делятся впечатлениями)

А ещё вы можете у мамы или папы попросить фонарик и диск, и показать своим домашним волшебную радугу. Я думаю, они будут рады.

А мне понравилось, что вы согласились помочь волшебному лесу, вместе работали парами, с интересом получали радугу и т. д. Спасибо вам за работу. Давайте попрощаемся с гостями.

 

 

Домашние эксперименты по получению радуги

I. С использованием солнечного света

1. Самый простой способ

Дождитесь солнечной погоды. Возьмите стакан воды и лист белой бумаги.

Последовательность ваших действий должна быть такой:

  • поставьте стакан с водой на стол вблизи окна на солнечной стороне помещения;
  • расположите лист бумаги на полу недалеко от окна таким образом, чтобы на него падали солнечные лучи;
  • смочите окно горячей водой;
  • меняйте положение стакана и листа бумаги до тех пор, пока радуга не отразится на листе:

2. Способ с помощью зеркала и фонарика

Эксперимент должен проводиться в солнечную погоду. Для его проведения требуются миска с водой, зеркало, фонарик и лист белого картона.

Действия таковы:

  • положите зеркальце в неглубокую миску с водой, как показано на нижеприведенном рисунке;
  • расположите миску так, чтобы луч света — от фонарика или от солнца — отразился от зеркальца на лист белого картона;
  • при необходимости меняйте угол наклона предметов.

В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга:

Таким образом, благодаря солнечному свету получить радугу несложно. А вот можно ли ее «устроить» с помощью предметов способа 2 в темноте?

II. Без использования солнечного света (в темноте)

Итак, мы решили провести эксперимент в ванной, в условиях полной темноты, пользуясь лишь фонариком.

Надеялись на положительный результат, в идеале похожий на такой:

Реальность не особо впечатляет… Хотя круговую радугу разглядеть можно. Луч света от фонарика отразился от зеркала на ванну:

Вот как выглядит изображение участка радужного спектра на ванне:

В целом, эксперимент удался.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Радуга»»

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Радуга»

Возрастные особенности. Для детей старшего возраста важно создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Детям этого возраста особенно интересно игровое экспериментирование, они проявляют интерес к развивающим и познавательным играм.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Технологии и методы: игровые, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, работа в подгруппах, здоровьесберегающая (динамическая пауза).

Планируемые результаты: У детей формируются представления о цветовом спектре, практические навыки смешения цветов и их результатов; умение слушать педагога, взаимодействовать со сверстниками.

Рекомендовано для педагогов ДОУ как вариант для развития познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о последовательности цветов в спектре радуги в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать знания детей об основных цветах.

2. Познакомить со способами смешивания красок для получения других цветов: зеленого, фиолетового, голубого.

3. Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их последовательностью.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности в процессе проведения практических опытов.

5. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.

6. Активизировать речь детей, вызвать желание участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, делать выводы.

Развивающие:

1. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, умению наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Развивать познавательные способности и интерес к экспериментированию.

3. Развивать двигательную активность детей, координацию, ориентацию в

пространстве, координацию слов с движениями через выполнение

физических упражнений.

4. Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи и поддержке.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы и результаты своего творчества.

3. Воспитывать умение работать сообща, оценивать результат совместной работы.

4. Воспитывать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Материал и оборудование: Презентация, ноутбук, проектор, схема «Смешивание цветов», модель «Радуга», радужные гномы на магнитах, вентилятор с цветовым кругом, СД-диски и фонарики (по количеству детей – 8 шт., баночки для воды (4 шт, краски гуашевые (красная, жёлтая, синяя, каждой по 3 шт, краска белая- 1 шт, кисти (по количеству детей – 8 шт., белая бумага (5 листов, цветные квадратики (2- оранжевых, 2-зелёных, 2- фиолетовых, 2- голубых, ёмкость с водой (прозрачная, большая-для смешения всех красок, чайная ложечка;

Предварительная работа: знакомство с радужными гномами, беседа «Цвета радуги», «Основные цвета спектра», «Смешение цветов», разучивание поговорки «Каждый охотник ….».

Ход совместной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу и гостям наши улыбки.

Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Воспитатель: посмотрите, какой прекрасный и разноцветный мир (показ слайда)

Если бы всё на свете

Было одинакового цвета?

Как жилось бы людям,

В одноцветном мире? (Ответы детей)

- Правильно, ребята, жить в одноцветном мире не интересно, безрадостно.

- Видеть мир привыкли люди

белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

удивительным и разным!

Воспитатель: Ребята, а вы любите чудеса и волшебство?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите на экран. 

На экране появляется «Сказочный лес»

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Ответы детей: Это лес…

Воспитатель: Как вы думаете, какой это лес? Почему?

Дети: ответы (потому что сказочный)

Воспитатель: Совершенно верно, этот лес необычный, сказочный, волшебный.

Шум дождя (звук дождя)

Воспитатель: Что вы слышите? Что это шумит?

Дети: Это шум дождя. Это идет дождь и т. д.

Воспитатель: Правильно! Это дождь.

В сказочном лесу начался сильный дождь (на слайде - дождь)

Воспитатель: А что бывает после дождя?

Ответы детей: Радуга

Появляется радуга (серого цвета, без красок)

Воспитатель: Что появилось на небе?

Ответы детей: Радуга

Радуга – это атмосферное явление, её можно наблюдать, когда идет мелкий, частый дождик, и в тоже время сквозь тучи или облака светит солнышко. Солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуют радугу.

Радуга может появиться на небе в любое время года (показ слайдов радуга в разное время года) и даже ночью.

Воспитатель: Ребята, что произошло с нашей радугой? Это правильная радуга? Что с ней не так?

Ответы и предположения детей – нет цветов, она не разноцветная, не цветная…

Воспитатель: Что же могло произойти? Наверное, это сказочный волшебный дождь смыл все краски. Что нам делать?

Дети: высказывают предположение. (Раскрасить самим радугу).

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, а какие цвета у радуги и сколько их?

Дети: 7 цветов

Воспитатель: Кто может их назвать?

Дети называют цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто может нам помочь найти (вернуть) цвета радуги? (Дети вспоминают гномов).

Если дети не называют гномов, то рассказываю: Ребята, а у меня есть знакомые гномы. Хотите с ними познакомиться? (да)

Слайд с изображением 7 гномов

Воспитатель: Конечно гномы! Правильно! А почему вы так решили?

Как вы думаете, почему гномы могут нам помочь?

Дети: Потому что гномы раскрашены в цвета радуги.

Воспитатель: А вот и наши гномы. Я вам расскажу, как их зовут. (Давайте узнаем, как их зовут, а имена у них смешные и забавные) Давайте я вас с ними познакомлю:

Кохле –красный, Охле –оранжевый, Желе –желтый, Зеле –зеленый, Геле –голубой, Селе –синий, Фи –фиолетовый.

Воспитатель: Хорошо, тогда нам пора отправиться в Сказочный лес, где нас ждут. Согласны?

Дети: да.

Воспитатель: Но чтобы нам попасть в сказочный лес, необходимо произнести волшебные слова:

Кохле – охле – желе – зеле - геле - селе - фи. (Повтор 2-3 раза, дети делают плавные движения руками перед собой, над головой)

Сказочный лес на слайде

Воспитатель: Вот мы и в волшебном лесу! Поздороваемся с ним:

Здравствуй, лес!

Сказочный наш лес.

Весь из сказок и чудес!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, гномы оставили вам краски. Какие? (на столике стоят три краски)

Дети: красный, жёлтый, синий.

Воспитатель: Три цвета для радуги у нас есть.

(слайд радуга - на радуге появляются 3 цвета.)

Воспитатель: А, в радуге то сколько цветов?

Дети: 7 цветов.

Воспитатель: Каких цветов не хватает?

Дети: оранжевого, голубого, фиолетового, зеленого

Воспитатель: Что же нам делать? Как получить недостающие цвета? Тремя красками мы не сможем разукрасить радугу.

(Дети предлагают несколько вариантов решения проблемы)

(Если дети затрудняются, воспитатель предлагает смешать разные краски.)

Слайд: (схема смешения красок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, гномы оставили для вас какие-то карточки (подсказки? Схемы) Как вы думаете, что это? (схемы смешивания красок)

Дети: дети высказывают предположения

Воспитатель: Нельзя терять ни минуты. Приступаем к смешиванию красок.

(На слайде схема смешения красок)

(на столах стоят баночки с красками: синяя, красная, жёлтая, листы бумаги, кисти, баночки с водой)

А кто, какой цвет будет смешивать, мы сейчас узнаем. Посмотрите, на столе лежат квадратики, выберите себе любой.

(На столе лежат цветные квадратики – голубой, оранжевый, фиолетовый, зеленый - каждого по два).

Дети выбирают квадратик и смешивают соответствующий цвет (дети объединяются парами, смешивают краски: два ребёнка смешивают оранжевый цвет, два – зелёный, два – фиолетовый, два – голубой; для голубого цвета оставить на столе 3 краски)

(На столах стоят схемы смешивания цветов. По схеме еще раз вспоминаем, как получить нужные цвета).

(В процессе самостоятельной деятельности детей, проверяю как смешивают краски, задаю вопросы).

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие краски у вас получились. (вместе с детьми подходим сначала к одному столу, смотрим, какую краску смешали дети, так по очереди смотрим всех детей)

Слайд: 8

У вас – оранжевая (на радуге появляется оранжевая дуга)

У вас – зелёная (на радуге появляется зелёная дуга)

У вас – фиолетовая (на радуге появляется фиолетовая дуга)

(Так появляются все цвета радуги, кроме голубой)

Воспитатель: Ребята, на нашей радуге появились почти все цвета, а какого не хватает?

Дети: голубого

Воспитатель: Ребята, у вас получился голубой цвет? (спрашиваю у детей, которые смешивали сразу три краски)

Дети: нет

Воспитатель: Почему? Как вы думаете, как можно получить голубую краску?

Дети: белый смешать с синим.

Воспитатель: Ребята, а белой краски у нас нет, что нам делать, как получить голубой цвет?

Дети: высказывают варианты

Воспитатель: А может нам смешать все краски, и у нас получится белая краска?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Давайте попробуем, что у нас получится. (смешиваю в банке с водой все краски). Ой, что получилось?

Дети: грязная, коричневая вода.

Воспитатель: А нам нужна белая.

Воспитатель: А вы любите волшебство?

Дети: Да.

Воспитатель: Гномы оставили вам еще одну волшебную подсказку. (вентилятор с цветовым кругом)

Готовы? У меня есть волшебное устройство. Что вы видите? Какого цвета «круг» на волшебном устройстве?

Дети: Разноцветный

Воспитатель: Тогда волшебство начинается. (включаю вентилятор, диск вращается и в процессе вращения появляется белый цвет)

А теперь он быстро вращается, какого цвета круг? (стал казаться белым). Действительно, разноцветный круг при быстром вращении кажется белым.

Дети: Получился белый круг.

Воспитатель: Краски соединились, и появился белый цвет. Вот это волшебство!

(Появляется баночка с белой краской).

Давайте сделаем голубую краску. Какие две краски нам нужно смешать?

Дети: белую и синюю.

(Смешиваем две краски)

Дети получают голубой цвет.

Воспитатель: Вот у нас и получится голубой цвет.

Посмотрите, на радуге появились все цвета. (на слайде: радуга со всеми цветами)

Физкультминутка

Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг)

Над деревьями (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).

Домами (Руки сложены над головой крышей).

И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой).

И немножко надо мной. (Дотронуться до головы).

Воспитатель: Вот было бы здорово, чтобы у нас появилась своя радуга, а лучше у каждого из вас. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а если постараться и запастись необходимыми принадлежностями, то радугу можно сделать самому! Не верите? Проверьте!

Давайте сотворим радугу с помощью диска, света фонарика. (каждому даю диск, фонарик)

Опыт «Творим радугу».

Воспитатель: Итак, волшебство начинается

Возьмем: CD-диски, направим луч от нашего фонарика. Берем диск и держим его так, чтобы на его зеркальную поверхность попадал луч от фонарика. Меняем наклон CD-диска, и видим множество радужных узоров. Получается радуга по кругу.

(Дети берут диски, фонарики и выполняют инструкцию воспитателя.

Рассуждают, делают выводы, делятся впечатлениями, удивляются, радуются)

Воспитатель: Ну, что же, мы с вами вернули радуге все цвета. А нам пора возвращаться в обратный путь. Но прежде необходимо произнеси волшебные слова: Кохле – охле – желе - зеле- геле- селе- фи.

(Дети вместе с воспитателем произносят заклинание).

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Чтобы не забыть о нашем путешествии и передать красоту радуги родным, давайте ее нарисуем.

Присаживайтесь за столы. Проверьте как вы сидите.

Сядьте ровно, не касайтесь грудью стола, проверьте расстояние ладошкой, локти положите на стол, не сутультесь, ноги ровно стоят на полу.

Подготовим руки к работе:

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Теперь приступим к работе: наносим кисточкой по очереди полоски на губку: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (после каждого нанесения краски моем кисточку). Затем губку переворачиваем, прикладываем на начало листа бумаги и неотрывая руку ведем на другой конец листа.

Устроим выставку работ (дети приклеивают на мольберт получившиеся картины)

Заключительная часть

Воспитатель: Вы все молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать.

А что вам запомнилось и понравилось больше всего?

- Может кому то, что-то не понравилось?

- Что вы нового узнали?

- Что вы сегодня расскажите дома маме и папе?

(Дети делятся впечатлениями)

А ещё вы можете у мамы или папы попросить фонарик и диск, и показать своим домашним волшебную радугу. Я думаю, они будут рады.

А мне понравилось, что вы согласились помочь волшебному лесу, вместе работали парами, с интересом получали радугу и т. д. Спасибо вам за работу. Давайте попрощаемся с гостями.







Домашние эксперименты по получению радуги I. С использованием солнечного света 1. Самый простой способ

Дождитесь солнечной погоды. Возьмите стакан воды и лист белой бумаги.

Последовательность ваших действий должна быть такой:

  • поставьте стакан с водой на стол вблизи окна на солнечной стороне помещения;

  • расположите лист бумаги на полу недалеко от окна таким образом, чтобы на него падали солнечные лучи;

  • смочите окно горячей водой;

  • меняйте положение стакана и листа бумаги до тех пор, пока радуга не отразится на листе:

2. Способ с помощью зеркала и фонарика

Эксперимент должен проводиться в солнечную погоду. Для его проведения требуются миска с водой, зеркало, фонарик и лист белого картона.

Действия таковы:

  • положите зеркальце в неглубокую миску с водой, как показано на нижеприведенном рисунке;

  • расположите миску так, чтобы луч света — от фонарика или от солнца — отразился от зеркальца на лист белого картона;

  • при необходимости меняйте угол наклона предметов.

В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга:

Таким образом, благодаря солнечному свету получить радугу несложно. А вот можно ли ее «устроить» с помощью предметов способа 2 в темноте?

II. Без использования солнечного света (в темноте)

Итак, мы решили провести эксперимент в ванной, в условиях полной темноты, пользуясь лишь фонариком.

Надеялись на положительный результат, в идеале похожий на такой:

Реальность не особо впечатляет… Хотя круговую радугу разглядеть можно. Луч света от фонарика отразился от зеркала на ванну:

Вот как выглядит изображение участка радужного спектра на ванне:

В целом, эксперимент удался.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!