СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку по химии "Аммиак" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку по химии "Аммиак" 9 класс»

Тема «Аммиак»



Цель: формирование знаний учащихся об аммиаке, а на их основе предметных навыков и умений, с использованием самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

На уроке будут решаться следующие дидактические задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака, его строением, химическими свойствами. Вспомнить области применения аммиака.

Продолжать формировать и развивать надпредметные умения и навыки: работа с компьютером, умение грамотно доказывать истинность своих суждений, объяснять понятия. Продолжать обучать учащихся умению самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающие: развивать умения: выделять главное, сравнивать, обобщать. Продолжать развитие речи, т.е. усложнение и обогащение предметного языка. Продолжать развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний. Развивать сенсорную сферу учащихся: точность и тонкость в различии цветов, звуков речи.

Воспитательные: реализовывать научно - материалистическое обучение учащихся. Воспитание нравственных (вежливость, взаимопомощь), трудовых, эстетических качеств личности. Дисциплинированность, самостоятельность.













Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся, результат деятельности учащихся
1.Организационный этап

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Организация внимания.

Внимание учащихся.

Создание благоприятной психологической атмосферы.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся готовы к уроку
2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний






Стадия вызова (слайд №1).

Попросила сегодня в аптеке нашатырный спирт. Когда домой пришла, обнаружила, что на пузырьке написано не Нашатырный спирт, а Аммиак для наружного применения и ингаляций 10%. В составе - Аммиак водный концентрированный и очищенная вода. Почему же в составе отсутствует спирт? Ничего не понимаю. В общем, чего это я такое в аптеке купила?

Аноним

На какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь анониму разобраться в его сомнениях?

Учащиеся задаются вопросами:

  1. Что называется нашатырным спиртом?

  2. Почему называется спиртом, если его нет в составе?

  3. Что общего между нашатырным спиртом и нашатырем?


Сообщение темы урока (слайд № 2) и план работы.

Записывают в тетрадь тему урока.



2. Работа с текстом (V, +, ?)

Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир» (Позднее это слово превратилось в "нашатырь" - так назвали хлорид аммония NH4Cl), его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак».

В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

В 1673 году английский физик и химик Роберт Бойль (1627-1691) наблюдал, как дымится палочка, смоченная соляной кислотой, над горящим навозом. "Дым" был результатом образования мельчайших кристалликов хлорида аммония при реакции, выделяющегося из навоза аммиака с хлороводородом.


Почему спирт?
Существовали названия, связанные с различными характеристиками веществ. При этом характеристики брались случайно. Так, летучие жидкости называли спиртами (от лат. спиритус - дух): соляной спирт - соляная кислота; нашатырный спирт - водный аммиак; купоросный спирт - серная кислота.

 В старину пожилые светские дамы, опасаясь обморока в духоте, всегда имели при себе флакончики с «нюхательной солью» – нашатырем. В водной среде (например, под действием поглощенной из воздуха влаги) хлорид аммония подвергается гидролизу, поэтому он всегда, немного пахнет аммиаком. Вдыхание аммиака вызывает возбуждение дыхательных центров. В небольшом количестве аммиак – это средство первой помощи, помогающее вывести человека из обморочного состояния, однако, большое количество аммиака может вызвать остановку дыхания.

Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и проведем опыт Бойля.



Учащиеся читают текст и на полях отмечают знаками V - знал, + - узнал новое, ? – есть вопросы.



Анализ текста.






3.Усвоение новых знаний

Организует самостоятельную работу учащихся с учебником (§ 29 стр.141):

  1. Найдите в параграфе и запишите в тетрадь физические свойства аммиака, что такое нашатырный спирт и аммиачная вода.


  1. Найдите в параграфе способы получения аммиака и закончите схему

(слайд № 4).

Проверка схемы ( слайд №5).

Самостоятельно работают с учебником:

1.Находят в параграфе способы получения аммиака и заканчивают схему в тетради.

Проверяют записанную в тетради схему по слайду (№ 5)

2.

2. Записывают в тетрадь физические свойства аммиака, определение нашатырного спирта, аммиачной воды.




А теперь проверьте свои знания по физическим свойствам аммиака: открывает слайд № 6.

Докажите, что аммиак легче воздуха.

Получение аммиака в лаборатории и изучение его свойств.

  1. Повторение техники безопасности (слайд 6) правила работы со спиртовкой, правильное определение запахов.

  2. Инструктирует о получении аммиака в лаборатории.

В лаборатории аммиак получают нагреванием смеси гидроксида кальция с хлоридом аммония. Для определения выделяющегося аммиака нам понадобится конц. соляная кислота. При их взаимодействии выделяется белый дым.

Итак, соберите установку для получения аммиака и его распознавание смоченной в конц. кислоте стеклянной палочкой. Если вы наблюдаете, сильное образование дыма, то можете приступать к растворению газа в воде, предварительно добавив в воду фенолфталеин.

Почему ф/ф окрасил раствор в малиновый цвет?

С каким классом веществ будет взаимодействовать щелочь?


Разлейте полученную смесь в две пробирки. В первую добавьте кислоты до нейтрализации раствора. А вторую пробирку нагрейте на спиртовке. Что наблюдаете? Объясните свои наблюдения и запишите химические уравнения реакций.

Учащиеся по рисункам на слайде, озвучивают правила ТБ.





Собирают установку и демонстрируют её преподавателю. Затем получают аммиак и собирают его в пробирке с водой. Записывают схему установки и химические уравнения реакций.



Проводят опыты, и записывают химические уравнения реакций.








4. Закрепление новых знаний

Восстановление текста.

Физические свойства аммиака: ......... Аммиак ... воздуха, поэтому сухая пробирка – приемник находится дном... .


Mr(NH3) = ...


= ...

Аммиак ... растворим в воде . Продукт взаимодействия аммиака с водой называется ... . Относится к классу ... . Механизм образования химической связи в катионе ... . Тип реакции ... .

Почему исчезла первоначальная окраска раствора?

Название продукта взаимодействия гидроксида аммония с соляной кислотой ... . К какому классу относится продукт реакции? ...

Тип реакции ...

Взаимоконтроль.

5. Информация о дом. задании и инструктаж по его выполнению.




Тест для закрепления новых знаний по теме: «Аммиак» 1 вариант 1.Из каких веществ получают аммиак в промышленности:

А. N2 и H2 Б. NH4CL и Ca(OH)2 В. HCl и N2 Г. (NH4)SO4

2. Что такое аммиачная вода:

А. 18 – 25 % раствор аммиака

Б. 3-10 % раствор аммиака

В. 50 % раствор аммиака


3. Укажите верное утверждение:

А. Аммиак – твёрдое вещество, плохо растворимое в воде.

Б. Аммиак – бесцветный газ, без запаха, хорошо растворим в воде.

В. Аммиак - бесцветный газ, с характерным запахом, хорошо растворим в воде.

Г. Аммиак - бесцветный газ, без запаха, плохо растворим в воде.


4. Какую валентность проявляет азот в аммиаке?

А. 4 Б.3 В. 2

5. При окислении аммиака в присутствии катализатора образуются:

А. NО и H2O Б. N2 и H2O В. N2 и H2

2вариант 1.Из каких веществ получают аммиак в лаборатории:

А. N2 и H2 Б. HCl и N2 В. NH4CL и Ca(OH)2 Г. (NH4)SO4

2. Что такое аммиачная вода:

А. 18 – 25 % раствор аммиака

Б. 50 % раствор аммиака

В. 3 -10 % раствор аммиака


3. Укажите верное утверждение:

А. Аммиак – твёрдое вещество, плохо растворимое в воде.

Б. Аммиак – бесцветный газ, без запаха, хорошо растворим в воде.

В. Аммиак - бесцветный газ, с характерным запахом, хорошо растворим в воде.

Г. Аммиак - бесцветный газ, без запаха, плохо растворим в воде.


4. Какую степень окисления проявляет азот в аммиаке и катионе аммония?

А. - 4 Б. +3 В. -2 Г.-3

5. При окислении аммиака без катализатора образуются:

А. N2 и H2O Б. NО и H2O В. N2 и H2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!